Цифровая трансформация включает в себя внедрение и развитие множества инноваций, результатом которых являются новые способы ведения бизнеса, упрощающие взаимодействие с вашими продуктами и услугами и повышающие его эффективность.
Как добиться успеха? Как получить воспроизводимые и измеримые результаты? Об этом мы поговорили с исполнительным директором AWG Никитой Шабашкевичем. Предлагаем вам взглянуть на свой бизнес в целом и убедиться, что ваши инициативы по цифровой трансформации действительно работают.
Эффективность непрерывной поставки ценностей
Сегодня цифровая трансформация — это не одноразовое масштабное преобразование, а непрерывный процесс, направленный на долгосрочное развитие бизнеса. С каждым годом все больше компаний совершают переход от проектного подхода к продуктовому, и пандемия ускорила этот процесс, сыграв роль катализатора для бурного развития электронной коммерции и перехода значительной части ритейла в онлайн.
Теперь приоритетом для бизнеса становится постоянное повышение качества ИТ-продуктов. Применение подхода непрерывной поставки ценностей позволяет автоматизировать ряд процессов разработки, повысить производительность, увеличить скорость внесения корректировок и выхода новых версий продукта. Оценить эффективность непрерывной поставки можно с помощью метрик DORA, которые включают в себя следующие показатели: срок поставки, частоту развертывания кода, время выполнения изменений и восстановление сервиса после инцидентов.
3 идеи-стратегии цифровой трансформации бизнеса за 7 минут
С внедрением продуктового подхода трансформируются и критерии успешности бизнес-кейсов. Если раньше оценка базировалась на том, удалось ли реализовать проект в поставленные сроки и уложиться в бюджет, то сейчас показателем выступает достижение бизнес-целей и результатов.
Готовность сотрудников к цифровой трансформации
Внедрение новых технологий и развитая инфраструктура сами по себе не принесут особой ценности бизнесу, так как успешные цифровые преобразования невозможны без вовлеченности сотрудников. Если они не научатся или не захотят использовать новые технологические инструменты в своей работе, цифровизация будет скорее препятствием, а не рычагом для развития бизнеса.
В обзоре McKinsey говорится, что к 2030 году мировой ВВП может быть увеличен на 13 трлн долл. за счет оцифровки, автоматизации и искусственного интеллекта (ИИ). И уже сейчас компаниям нужно научиться определять, работают ли их цифровые преобразования так, как задумано. В частности, важно оценить, каким образом внедрение изменений сказывается на производительности сотрудников и готовы ли они использовать новые инструменты.
Компаниям необходимо отслеживать, действительно ли их стратегия цифровой трансформации достигает поставленных целей: стали ли сотрудники более заинтересованными, чем раньше; освободили ли автоматизированные задачи больше времени для других стратегических действий; увеличилась ли их продуктивность.
Следует отметить, что зачастую сотрудникам сложно быстро перестроиться и привыкнуть к изменениям. Если члены вашей команды чувствуют себя перегруженными, будьте открыты для разумных корректировок и проявите терпение. Для лучшей адаптации работников необходимо проводить комплексные мероприятия, касающиеся повышения их digital-компетенций и развития цифровой культуры в компании.
Что такое цифровая трансформация?
Не бойтесь задавать вопросы и будьте готовы к честной обратной связи. Часто сотрудники могут предложить ценные идеи, решения и инициативы, которые помогут компании на пути к успешной трансформации бизнеса. У вас могут быть самые совершенные технологии в мире, но они не принесут особой пользы, если члены вашей команды не захотят их использовать.
Возврат инвестиций
Рост доходов является одним из наиболее очевидных показателей успеха цифровой трансформации. Однако, оценивая результаты цифровых преобразований, компаниям не следует ограничиваться отслеживанием лишь того, насколько снизилась или увеличилась выручка. Необходимо сравнивать также и показатели продаж до и после трансформации, принимая во внимание затраты на проект, меняющиеся экономические и рыночные условия и другие факторы. Это позволит получить точную картину влияния трансформации на прибыль.
Если окупаемость инвестиций не сразу очевидна, это не означает, что преобразование было неудачным. С цифровизацией часто связаны скрытые расходы, и компании должны быть достаточно гибкими, чтобы их покрыть и определить, нужно ли им менять выбранный курс.
Скорость внедрения инноваций
Поскольку глобальная экономика с каждым днем становится все более динамичной, внедрение инноваций и оцифровка внутренних процессов жизненно необходимы бизнесу, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Пандемия COVID-19 и глобальный локдаун заставили компании по всему миру в рекордно короткие сроки пересмотреть организацию бизнес-процессов и создать необходимые условия для работы сотрудников в гибридном или удаленном формате. Закономерным стал рост спроса на телекоммуникационные услуги, системы ЦОДов, цифровые устройства, корпоративное ПО.
Мировой спрос на ИТ-продукты и услуги будет продолжать расти. По прогнозу Gartner, в 2022 году глобальные ИТ-расходы достигнут 4,47 трлн долл., увеличившись на 5,5% по сравнению с текущим годом.
Оцифровка внутренних процессов способствует повышению производительности и помогает более эффективно использовать человеческий капитал. Оценка скорости внедрения инноваций позволит определить, насколько успешно реализуется стратегия цифровой трансформации.
Важно отметить, что компаниям нужно не только предоставлять высококачественные цифровые продукты и услуги, но также и сосредоточиться на том, чтобы сделать работу с цифровыми технологиями максимально простой и интуитивно понятной.
Увеличение числа клиентов
Цифровые преобразования, происходящие в экономике, навсегда изменили конкурентную среду. Сегодня покупатели охотнее, чем когда-либо, пробуют новые возможности и решения. У нас есть огромное количество цифровых каналов, по которым потребители могут открывать для себя бренды и взаимодействовать с ними.
Компании должны постоянно анализировать, каким образом потребители находят их в интернете. Для этого они могут применять постоянно расширяющийся набор цифровых инструментов и ИТ-решений, которые помогают отслеживать взаимодействие с покупателями на разных уровнях и оценивать уровень его эффективности. Анализ полученных данных позволит скорректировать маркетинговую стратегию, повысить коэффициент удержания клиентов и увеличить свои шансы на победу в конкурентной гонке. Сюда же добавляется переход компаний на гибридный формат работы — штат плюс привлечение внешних ИТ-специалистов при помощи модели аутстаффинга. Выиграет в конкурентной гонке тот, кто быстрее прочувствует изменения и перейдет процессно не только на гибридный режим работы, но и на гибридный режим привлечения кадров.
От сохранения устойчивости к стремительному росту
Цифровые изменения продолжаются, и если в первый год пандемии основным критерием успеха компаний было их выживание, то сейчас — это активное расширение и развитие. Бизнес переходит от стратегий сдерживания затрат к стратегиям агрессивного роста. В ближайшее время компании продвинуться еще дальше на пути инноваций и, добиваясь большей эффективности и повышения уровня прибыли, смогут увидеть истинную ценность инвестиций в ИТ.
Необходимость цифровой трансформации становится все яснее. И чтобы получить максимальные результаты от проводимых преобразований, руководители компаний должны правильно распределять ресурсы, заручиться поддержкой сотрудников, а также отслеживать эффективность внедряемых решений и корректировать их по мере необходимости. Для этого нужно сосредоточить свое внимание на конкретных показателях успеха на протяжении всего процесса цифровой трансформации.
Источник: www.shopolog.ru
Для чего компаниям цифровая трансформация
О том, что такое цифровая трансформация, кому она нужна и как осуществить ее в компании, рассказывает исполнительный директор Центра цифровой трансформации СКОЛКОВО Николай Верховский.
Источник: Школа управления СКОЛКОВО
Что такое цифровая трансформация?
Цифровая трансформация состоит из четырех блоков:
- переход к платформенной бизнес-модели;
- переход от ИТ к созданию цифрового актива и построению системы управления данными;
- переход от проектного и функционального управления — к продуктовому и кросс-функциональному;
- переход к культуре принятия решений на основе данных и к инновационной культуре, построенной на горизонтальных связях.
С чего начать?
Общего ответа нет. Ответ на этот вопрос зависит от предметной области и целей. Если вы в B2C и хотите увеличить доходы с клиента, то начинать нужно с создания компетенции Data Science по клиентским данным. Для это нужен инженер по данным, который сделает интегрированную базу клиентских данных (озеро данных), и бизнес-аналитик, который будет генерировать бизнес-гипотезы. Это достаточно быстро даст ожидаемый результат.
Каковы особенности цифровой трансформации компании в FMCG?
Главная цель цифровой трансформации в FMCG (по задачам):
- первая задача — переход к клиентоцентричной модели, то есть к обслуживанию клиента на всем жизненном цикле;
- вторая задача — научиться работать с клиентскими данными на всем жизненном цикле пользователя;
- третья задача — перейти к поставке сервиса;
- четвертая задача — переход к платформенной бизнес-модели, и чем быстрее, тем лучше.
Зачем компаниям переходить из традиционных форматов в цифровой?
Опять же, все зависит от отрасли: для кого-то это новые возможности, для кого-то — вопрос выживания (например для медиа, телекома, рекламы, ритейла). Из общих соображений можно выделить следующую формулу: скорость (сокращение time to market), гибкость (создание кастомизированных продуктов на всем жизненном цикле клиента), издержки (сокращение издержек за счет управления загрузкой и ремонтами), новые деньги (зарабатывать на цифровых приложениях к продукту).
Как говорят коллеги из зарубежных компаний, less money (меньше тратить денег на существующие процессы), more money (больше зарабатывать на существующих продуктах и пользователях), new money (зарабатывать новые деньги на цифровых продуктах).
Источник: www.skolkovo.ru
Четыре элемента успешной цифровой трансформации
Несмотря на продолжающиеся дискуссии о том, что означает цифровая трансформация для давно работающих на рынке компаний, этот вопрос по-прежнему вызывает значительные затруднения. Лидеры, отвечающие за эту задачу, разрываются на части, пытаясь удовлетворить конкурирующие запросы отделов ИТ, маркетинга, продаж и производства. В отсутствие четкого понимания сути цифровой трансформации ответственными назначают не тех людей, привлекают не те ресурсы, используют не те KPI и этим обрекают проекты на провал.
Чтобы разобраться в путанице, необходимо понять, что цифровая трансформация — это не что-то одно, а многосторонний процесс, включающий разные этапы в зависимости от отрасли и цифровой зрелости бизнеса. Мы ведь помним, как мы изменили свое отношение к компьютерам. Когда-то для нас они были устройствами, выполняющими узкий набор функций на периферии организации.
Но со временем компьютеры стали устройствами, выполняющими множество задач различными способами. Теперь настала пора изменить мнение о цифровой трансформации с монолитной концепции на понимание, что она означает множество разных вещей для разных частей организации. Так вы сможете четко сформулировать, о какой трансформации идет речь, и строить соответствующие планы.
Опираясь на наши совместные исследования компаний, в которых идет цифровая трансформация, мы предлагаем воспользоваться схемой, помогающей разобраться в путанице и конфликтующих запросах. Она содержит четыре элемента цифровой трансформации, которые мы наблюдаем сегодня: обновление ИТ, цифровизация операций, цифровой маркетинг и цифровой бизнес. Все четыре являются частью процесса цифровой трансформации в большинстве компаний. Если не разобраться в их отличиях, сложно понять, что делать дальше и как инвестировать: ресурсы, инструменты, цели, поддержка высшего руководства и KPI, необходимые для успеха, в каждом случае будут абсолютно разными. Четко понимая их различающиеся требования, вы сможете находить грамотные компромиссные решения и добиваться заметного прогресса.
Ниже мы перечислим четыре основных элемента и способы их применения, позволяющие добиться успеха. С какого элемента начать вашей компании, будет зависеть от ее контекста, потребностей, а также цифровой зрелости. Обычно компании реализуют первые элементы, описанные в схеме, в начале процесса цифровой трансформации, но по мере накопления опыта могут добавить дополнительные элементы.
Четыре элемента
Обновление ИТ
Для многих компаний цифровая трансформация начинается с обновления ИТ-инфраструктуры, а также мобильной и облачной инфраструктуры и озер данных. По сути, это возможность использовать бюджет, выделенный на «цифровые инициативы», для модернизации ИТ и платформ коммуникаций в организации. После обновления ИТ у компании появляются современные инструменты, с которыми она может добиться повышения эффективности и удовлетворенности сотрудников и сократить затраты на поддержание ИТ.
В некоторых компаниях этот процесс уже в разгаре, но многие пока не могут разобраться, как обновить цифровую инфраструктуру. Часто с этого вопроса и начинается процесс цифровой трансформации. Он требует времени, и для этой задачи необходимо привлекать ИТ-архитекторов, но в результате можно получить современные платформы с более эффективными инструментами для работы с клиентами и при этом снизить расходы на поддержание систем. Для более зрелых компаний все равно требуются инвестиции, если они хотят пользоваться более современными инструментами, такими как искусственный интеллект.
Этот элемент цифровой трансформации обычно возглавляет директор по ИТ или технический директор, а к KPI, указывающим на успех, относятся появление новых инструментов, снижение затрат на обслуживание систем, более высокий уровень удовлетворенности сотрудников и более высокие показатели бизнеса. Исследование IDC указывает на то, что организации, начавшие перенос ERP в облако как часть инициативы цифровой трансформации до пандемии COVID-19, достигли лучших результатов, чем те, кто не сделал этого.
Цифровизация операций
Вторым крайне важным элементом цифровой трансформации, который часто реализуют в начале пути, является цифровая оптимизация, упрощение и рационализация существующих процессов. Ее цель — использовать цифровые инструменты, включая более продвинутые технологии, такие как ИИ, 5G и интернет вещей, и с их помощью создать оптимальные условия для роста бизнеса.
Источник: big-i.ru