Цифровая экономика открывает новые возможности по созданию инновационных бизнес-моделей и трансформации традиционных индустрий. Цифровые бизнес-модели проникают в крупные и малые организации в различных секторах экономики. Предприниматели особенно часто используют ИТ для ускоренного роста стартапов, где информация предоставляет дополнительную ценность для клиента.
Дисциплина представляет возможность узнать про новые цифровые бизнес-модели на существующих и развивающихся рынках. Курс будет интересен студентам, планирующим развивать свой стартап или работать в стратегическом консалтинге по направлению цифрой бизнес и цифровая трансформация. Дисциплина содержит обзор лучших практик построения цифровых моделей, а также большой объем самостоятельной и командной работы.
Цель освоения дисциплины
Получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере разработки новых и улучшении существующих продуктов, процессов и сервисов организации.
Планируемые результаты обучения
Знать основные принципы функционирования инновационных бизнес-моделей при определении стратегии разработки продукта.
Интервью с выпускником программы «Управление бизнесом»
Владеть навыками анализа рынка на основе шаблонов бизнес-моделей.
Владеть навыками построения цифровых моделей при разработке продукта.
Владеть навыками проверки гипотез на основе прототипов и интервью.
Владеть навыками расчета юнит-экономики продуктов.
Владеть навыками составления отчетности по метрикам продукта.
Владеть навыками финансового планирования.
Знать базовую экономику продукта.
Знать модели монетизации продуктов.
Знать основные формы отчетности.
Знать основы риск-менеджмента.
Знать шаблоны основных цифровых бизнес-моделей.
Уметь выразить бизнес-цели через метрики продукта.
Уметь оценивать основные точки риска и предлагать способы уменьшения риска.
Уметь оценивать пользовательский рынок и платежеспособность пользователей.
Уметь подбирать наиболее подходящие бизнес-модели при разработке продукта.
Уметь разрабатывать продуктовую стратегию.
Уметь разрабатывать финансовые модели.
Уметь разрабатываться стратегии и план реализации инноваций на основе шаблонов бизнес-моделей.
Содержание учебной дисциплины
Понятие и особенности цифровых бизнес-моделей. Цифровые бизнес-модели в стартапах и корпорациях.
Бизнес-модель Остервальдера и модель Lean Canvas.
Разработка финансовой модели и юнит-экономика.
Финансовое планирование и управление рисками.
Ценообразование в рамках цифровых бизнес-моделей.
Работа с основными формами отчетности.
Элементы контроля
неблокирующий Текущие тесты
неблокирующий Итоговое тестирование
Студенты выполняют тест в ЛМС ВШЭ. Тест содержит 20 вопросов. При ответе на вопрос им нужно выбрать один ответ или несколько правильных ответов. В этом случае в тексте вопроса будет дано особое указание. Время выполнения теста — 30 минут Студент может пройти тест 2 раза.
Засчитывается самый высокий результат.
неблокирующий Итоговое задание
Промежуточная аттестация
2022/2023 учебный год 4 модуль
0.1 * Текущие тесты + 0.7 * Итоговое задание + 0.2 * Итоговое тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
А.Остервальдер; И.Пинье; Т.Кларк — Твоя бизнес-модель: Системный подход к построению карьеры — Альпина Паблишер — 2018 — ISBN: 9785961452181 — Текст электронный // ЭБС Alpina — URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/15790
Васильева Е.В., Зобнина М.Р. — Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики — КноРус — 2020 — ISBN: 978-5-406-00500-2 — Текст электронный // ЭБС BOOKRU — URL: https://book.ru/book/935896
Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., — 2-е изд. — М.:Альпина Пабл., 2016. — 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. — М.:Альпина Пабл., 2016. — 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
Шерстюк Сергей Олегович. (2015). Инновационные Бизнес Модели В Стратегии Организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=truedb=edsbashttps://www.hse.ru/ma/digitalpm/courses/646481213.html» target=»_blank»]www.hse.ru[/mask_link]
Цифровые бизнес-модели
Курс «Цифровые бизнес-модели» формирует у обучающихся системное представление о специфических бизнес-моделях, характерных для цифрового бизнеса. В первой части курса студенты подробно изучают цифровые бизнес-модели на основе процессного и системного подходов к ведению предпринимательской деятельности. Вторая часть курса отведена для изучения кейсов цифровых российских и зарубежных компаний в различных индустриях, таких как IT сектор, Life Science, Food Tech, Ed Tech, креативные индустрии. Студенты проанализируют преимущества и недостатки таких бизнес-моделей как ADD-ON, AFFILIATION, CROWDFUNDING, HIDDEN REVENUE, PEER-TO-PEER и т.д.
Цель освоения дисциплины
Строить бизнес-модели видения компаний, которые осуществляют цифровую трансформацию бизнеса
Планируемые результаты обучения
Заполнение шаблона бизнес-модели Остервальдера
Владеть навыками построения бизнес-модели
Понимание термина «цифровизация»
Умеет объяснить, как новые технологии и цифровизация влияют на операционный менеджмент.
Воспроизводит цифровые бизнес-модели
Выбирает и использует инструменты тестирования бизнес-модели
Содержание учебной дисциплины
Концепция бизнес-модели
Источник: www.hse.ru