Текст научной статьи на тему «Политика российских компаний в отношении местных сообществ в решении социальных проблем регионов»
>| • подготовка новых квалифицированных специалист стов по заказу предприятия;
^ • профессиональная переподготовка и сертификация с персонала предприятий.
о Участие бизнеса в ГЧП обусловлено возможностью х получения как внеэкономических, так и экономических т выгод, в частности в виде сокращения расходов на переподготовку и повышение квалификации специа-§ листов, повышения эффективности производственной ш деятельности и др. Реализации механизмов ГЧП буш дет, на наш взгляд, способствовать предоставление ¡Е налоговых льгот предприятиям потребительского рын-^ ка, участвующим в образовательной деятельности ™ совместно с государственными образовательными ^ учреждениями.
0 Таким образом, торговый бизнес как опорная со-
1 ставляющая развитых экономических отношений во § многом способствует решению главной задачи об-< щественного производства — удовлетворению разно-§ сторонних потребностей людей. Торговля, реализуя
Корпоративная социальная ответственность.Стратегии взаимодействия некоммерческих организаций бизнеса
произведенную потребительскую стоимость, связы-х вает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением. Развитие новых форм организации и управления предприятиями торговли, а также возможность формирования инновационного потенциала данной сферы во многом
определяются такими современными тенденциями, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение значимости устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками) и применения новых информационных и коммуникационных технологий.
1. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года: Проект // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. http://mjnprom.gov.ru.
2. Равлюк С. Тенденции развития розничной торговли в Москве и регионах // Геолайф. http://www.mtv.bjp.ru.
3. Итоги 2009 г. и концептуальные направления потребительского рынка Санкт-Петербурга: Отчет комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. СПб.: Администрация СПб, 2010.
4. Рожкова И. Качество петербургского общепита. http:// www.sajnt-petersburg.ru.
5. Рынок общественного питания в России в 2008 году. http://www.drgroup.ru.
6. Санкт-Петербург. Кадровый голод в сфере питания. http:// www.hospjtaljty.ru.
7. Организация торговли // Экономический портал. http:// www.jnstjtutjones.com.
Политика российских компаний в отношении местных сообществ в решении социальных проблем регионов
Policy of Russian companies regarding local communities in solution of regional social problems
старший научный сотрудник Центра фундаментальных и прикладных исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва), кандидат экономических наук 125993, Москва, Ленинградский пр., д. 49
Семинар «Корпоративная социальная ответственность как инструмент развития бизнеса:….».
125993, Moscow, Leningradskiy pr., 49
В статье рассматриваются формы социальной активности российских компаний в области корпоративной ответственности на территориях их присутствия. Автор утверждает, что именно региональный уровень, где происходит пересечение социальных интересов компаний и местных сообществ, имеет высокий потенциал для социальной активности компаний на благо общества.
В статье предлагаются меры по совершенствованию взаимодействия власти и бизнеса, в числе которых: разработка концепции в области корпоративной социальной ответственности на региональном уровне и создание общественных советов по развитию территорий.
The article reviews forms of Russian companies’ social activity in corporate responsibility sphere in the territories of their presence. The author states that it is regional level, where social interests of companies and local communities meet, has high potential for companies’ high activity for the sake of the community.
The article suggests measures on improvement of public and business cooperation, among which are: development of conceptions on corporate social responsibility on regional level and creation of community boards on territorial development.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, политика в отношении местных сообществ, взаимодействие власти и бизнеса, межсекторное социальное партнерство, общественные советы по развитию территорий
Keywords: corporate social responsibility, local communities policy, interaction of business and authorities, inter-sector social partnership, community boards on territorial development
Современное социально-экономическое развитие России является результатом принимаемых решений и деятельности различных групп обществ. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежит органам власти (как регулятору и проводнику государственной
политики) и бизнесу (как основному производящему сектору).
Деятельность компаний влияет на экономическое положение, состояние социальной сферы и окружающей среды, определяет уровень и качество жизни местных сообществ.
Взаимодействие между этими двумя секторами с целью достижения устойчивого развития территорий, не регламентированное законодательством, а базирующееся на добровольно построенной системе взаимоотношений, осуществляется в рамках механизма корпоративной социальной ответственности (далее — КСО).
Корпоративная социальная ответственность — это концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта или услуги, добровольно принимает на себя дополнительные обязательства перед обществом следовать высоким стандартам поведения в соответствии с этическими нормами, инвестировать в развитие регионов в местах его оперирования. Применительно к крупному бизнесу это означает, что экономическая эффективность не может быть самоцелью. Бизнес должен одновременно способствовать гармоничному развитию общества в целом.
В данной статье автором рассматриваются модели взаимодействия российских компаний с местными сообществами, институциональные формы партнерства и меры вовлечения бизнеса в достижение приоритетов социально-экономического развития территорий.
Политика в отношении местных сообществ — лишь одно из направлений деятельности компаний в области КСО. Иногда она называется стратегией компании в социальной сфере (например, в Стандарте ТПП РФ) или региональной социальной политикой (данный термин применяется транснациональными и крупными национальными компаниями).
Под политикой компании в отношении местных сообществ подразумевается взаимодействие компании с населением и органами власти территории, на которой она оперирует.
В промышленно развитых странах такая деятельность рассматривается как часть бизнес-стратегии компании, направленная на обеспечение выхода компании на новые рынки, улучшение ее взаимоотношений с местными сообществами, улучшение репутации, получение или защита «лицензии на работу» (так называемый общественный договор), повышение лояльности сотрудников и т. п.
Формы социальной активности компаний в местном сообществе, на наш взгляд, могут быть разделены на две группы: напрямую связанные с основной деятельностью компании и основанные на совмещении интересов компании и территорий.
К первой группе социальной активности, напрямую связанной с основной деятельностью компании, относятся:
• внедрение стандартов, кодексов ответственного
бизнеса; социально ответственный маркетинг1;
• социально значимый маркетинг2;
• привлечение клиентов к социальным проектам;
• государственно-частное партнерство в виде концессионного договора на предоставление услуг
1 Отказ компаний или ограничения продажи социально чувствительных товаров (алкоголь, сигареты).
2 Часть прибыли от продажи конкретного товара идет на социально значимые цели.
по строительству, модернизации, обслуживанию >| объектов инфраструктуры. ^
Ко второй группе социальной активности компаний, ^ основанной на совмещении интересов компании и с территорий, относятся: о
• прямые перечисления в бюджет на «недоформиро- х ванные» социальные расходы, в социальные учреж- со дения, в фонды местных сообществ; □=
• адресная помощь социально незащищенным слоям § населения; ш
• проектное финансирование (например, выделение ^ грантов победителям ярмарок проектов НКО); ¡Е
• финансирование именных проектов в рамках фон- ^ дов местных сообществ. ™ Таким образом, в рамках реализации политики ^
При рассмотрении политики российских компаний в отношении местных сообществ необходимо учитывать сложившуюся модель взаимодействия бизнеса и власти.
Исследователи А. Чирикова [1] и Розенков [2] выделяют следующие модели взаимодействия власти и бизнеса, характерные для России:
• модель «подавления и принуждения», которая предусматривает административное давление;
• модель «патронажа», предполагающая компенсацию затрат бизнеса за реализацию социальных программ и проектов;
• модель «невмешательства», когда власть занимает позицию невмешательства в социальную политику, проводимую бизнесом;
• модель «партнерства», которая построена на компромиссе и учете интересов обеих сторон. Эксперты фонда «Институт экономики города»
предложили несколько отличную классификацию моделей: «добровольно-принудительная благотворительность», «торг», «город-комбинат», «социальное партнерство».
Модель «добровольно-принудительная благотворительность» подразумевает диктат власти.
Модель «торг» характерна взаимодействию, строящемуся на принципе: «выгодно одному — невыгодно другому».
«Город-комбинат» — модель, в которой компании подменяют собой функцию органов власти в решении социальных проблем и финансирования социальной инфраструктуры.
3 Под социальным партнерством или межсекторным социальным партнерством мы понимаем партнерство между го
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник: naukarus.com
2.4. Социальная ответственность коммерческих организаций
Организация может размещаться вдоль оси, идущей от низшей к высшей степени социальной ответственности, и использовать определенные типы действий.
Социальная обструкция. Компания, находящаяся на этом уровне, практически ничего не делает или делает очень мало для решения социальных проблем и проблем окружающей среды. Когда она переходит границы дозволенного в своей профессиональной деятельности, типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий. Характерный тип действия – обструкция – означает отказ компании от всех обязанностей. В случае если недобросовестные действия замечены, используется тактика опровержения предъявляемых доказательств, приводятся доводы о фальсификации доказательств, чинятся препятствия расследованию (если таковое проводится).
Социальные обязательства. Эта позиция включает в себя действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ни на что более. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело – заботиться о прибыли. Такие организации в основном используют тактику защиты.
Она предполагает, что организация принимает на себя ответственность за некоторые ошибки и упущения и не препятствует возможным расследованиям со стороны общества. Менеджеры, пользующиеся такой тактикой, считают, что «подобные вещи случаются, но в них никто не виноват».
Социальный отклик. Для компании, занимающей такую позицию, характерно не только выполнение юридических и этических требований, но и добровольное участие в социальных программах. Хотя иногда организацию необходимо убедить в этом, сама она не проявляет инициативы в поиске возможностей. Основной тип действий – приспособление, которое означает, что менеджмент несет социальную ответственность за действия организации, хотя, возможно, делает это, уступая внешнему давлению.
Социальный вклад. В этом случае компания рассматривает себя в качестве ответственного члена общества и инициативно ищет возможности внести свой вклад в развитие общества.
Действия такой компании чаще всего проактивны и предполагают, что компания берет на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь указаний или давления со стороны заинтересованных групп. Наибольшее влияние в концепции проактивной социальной ответственности имеет теория вкладчиков, или «держателей участия». Под держателями участия понимают прежде всего потребителей, поставщиков, государство, окружающую среду, community, те местности, в которых эти предприятия осуществляют свою деятельность. Соответственно меняется и понимание социального контракта. Социальный контракт учитывает уже не только две стороны: наемных работников и владельцев, – он учитывает уже всех вкладчиков, или держателей участия, которые, так или иначе, влияют на бизнес.
Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований к бизнесу и ожиданий от него со стороны общества и государства и выгодности/невыгодности социальной активности для бизнеса. Чем выше у компаний уровень социальной ответственности, тем больше у них добровольно принятых на себя обязательств. В соответствии с этим можно представить социальную ответственность компании наподобие пирамиды (по уровню социально ответственного поведения), имеющей три уровня (рис. 4).
Рис. 4. Уровни социальной ответственности бизнеса
Первый уровень, нижний, базовый, обязательная составляющая социальной ответственности – это соблюдение законов (Налогового, Трудового и Гражданского кодексов РФ). Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи идти не может: предприниматель нарушает обязательства, установленные для его деятельности изначально.
Второй и третий уровни относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти две ступени различаются мотивами реализации социально ответственного поведения. Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды.
Экономической выгодой могут быть улучшение имиджа организации для потребителей ее продукции и для ее работников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества. Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли организации в обществе. Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель. Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление пожертвований часто замалчиваются, поскольку СМИ не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе), да и по законодательству не всегда потраченные деньги освобождаются от начисления налогов.
Второй и третий уровни, в свою очередь, делятся по основанию добровольности реализации ожиданий общества и принятых на себя обязательств.
Нередки факты, когда власти (особенно в малых городах и сельских районах) заставляют предпринимателей «добровольно» оказывать материальную поддержку учреждениям социальной сферы, муниципалитетам, решать насущные социальные проблемы местных сообществ.
Существует четыре модели позиций бизнеса и власти в контексте социальной ответственности:
– добровольно-принудительная благотворительность. Местные власти требуют от бизнеса финансового участия в решении социальных проблем «по собственному желанию». В случае отказа от такого участия возможно использование законодательно разрешенных способов «усложнения» предпринимательской деятельности;
– торг. В такой модели взаимоотношений участие бизнеса в социальной сфере возможно за ответные уступки со стороны власти по некоторым вопросам, касающимся самого бизнеса;
– город-комбинат. В такой модели бизнес вынужден участвовать в социальном развитии ввиду слабости государства, его неспособности поддерживать социальную инфраструктуру местного сообщества;
–социальное партнерство. Это наиболее гармоничная модель согласования интересов власти, общества и бизнеса, основанная на взаимном учете интересов для улучшения благосостояния и качества жизни населения. Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В последние годы в России появилось понимание социального партнерства как типа взаимодействия во всех областях социума «…многообразных институтов власти, бизнеса и общественных групп гражданского общества, позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их гармонизации и реализации в процессе достижения общей цели». Программы социального партнерства, в основном реализуются через территориальные соглашения, отраслевые и коллективные договоры.
Возможны различные формы участия бизнеса в решении социальных проблем местного сообщества:
– денежные гранты – адресная финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию социальных программ в области образования и на проведение прикладных исследований;
– благотворительные пожертвования и спонсорская помощь – адресная помощь, выделяемая компанией для реализации социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, помещения, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций – получателей помощи и др.);
– социально значимый маркетинг – адресная финансовая помощь, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на реализацию социальных программ компании;
– эквивалентное финансирование – адресная финансовая помощь, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора;
–социальные инвестиции – финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию долгосрочных социальных программ, направленных на снижение социального напряжения и повышение уровня жизни населения;
– делегирование сотрудников компании – добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников;
– социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.
Критерии определения границ социальной ответственности представлены в прил. 1.
Источник: studfile.net
Социальная ответственность коммерческих организаций
Организация может размещаться вдоль оси, идущей от низшей к высшей степени социальной ответственности, и использовать определенные типы действий.
Социальная обструкция. Компания, находящаяся на этом уровне, практически ничего не делает или делает очень мало для решения социальных проблем и проблем окружающей среды. Когда она переходит границы дозволенного в своей профессиональной деятельности, типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий. Характерный тип действия – обструкция – означает отказ компании от всех обязанностей. В случае если недобросовестные действия замечены, используется тактика опровержения предъявляемых доказательств, приводятся доводы о фальсификации доказательств, чинятся препятствия расследованию (если таковое проводится).
Социальные обязательства. Эта позиция включает в себя действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ни на что более. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело – заботиться о прибыли. Такие организации в основном используют тактику защиты.
Она предполагает, что организация принимает на себя ответственность за некоторые ошибки и упущения и не препятствует возможным расследованиям со стороны общества. Менеджеры, пользующиеся такой тактикой, считают, что «подобные вещи случаются, но в них никто не виноват».
Социальный отклик. Для компании, занимающей такую позицию, характерно не только выполнение юридических и этических требований, но и добровольное участие в социальных программах. Хотя иногда организацию необходимо убедить в этом, сама она не проявляет инициативы в поиске возможностей. Основной тип действий – приспособление, которое означает, что менеджмент несет социальную ответственность за действия организации, хотя, возможно, делает это, уступая внешнему давлению.
Социальный вклад. В этом случае компания рассматривает себя в качестве ответственного члена общества и инициативно ищет возможности внести свой вклад в развитие общества.
Действия такой компании чаще всего проактивны и предполагают, что компания берет на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь указаний или давления со стороны заинтересованных групп. Наибольшее влияние в концепции проактивной социальной ответственности имеет теория вкладчиков, или «держателей участия». Под держателями участия понимают прежде всего потребителей, поставщиков, государство, окружающую среду, community, те местности, в которых эти предприятия осуществляют свою деятельность. Соответственно меняется и понимание социального контракта. Социальный контракт учитывает уже не только две стороны: наемных работников и владельцев, – он учитывает уже всех вкладчиков, или держателей участия, которые, так или иначе, влияют на бизнес.
Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований к бизнесу и ожиданий от него со стороны общества и государства и выгодности/невыгодности социальной активности для бизнеса. Чем выше у компаний уровень социальной ответственности, тем больше у них добровольно принятых на себя обязательств. В соответствии с этим можно представить социальную ответственность компании наподобие пирамиды (по уровню социально ответственного поведения), имеющей три уровня (рис. 4).
Рис. 4. Уровни социальной ответственности бизнеса
Первый уровень, нижний, базовый, обязательная составляющая социальной ответственности – это соблюдение законов (Налогового, Трудового и Гражданского кодексов РФ). Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи идти не может: предприниматель нарушает обязательства, установленные для его деятельности изначально.
Второй и третий уровни относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти две ступени различаются мотивами реализации социально ответственного поведения. Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды.
Экономической выгодой могут быть улучшение имиджа организации для потребителей ее продукции и для ее работников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества. Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли организации в обществе. Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель. Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление пожертвований часто замалчиваются, поскольку СМИ не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе), да и по законодательству не всегда потраченные деньги освобождаются от начисления налогов.
Второй и третий уровни, в свою очередь, делятся по основанию добровольности реализации ожиданий общества и принятых на себя обязательств.
Нередки факты, когда власти (особенно в малых городах и сельских районах) заставляют предпринимателей «добровольно» оказывать материальную поддержку учреждениям социальной сферы, муниципалитетам, решать насущные социальные проблемы местных сообществ.
Существует четыре модели позиций бизнеса и власти в контексте социальной ответственности:
– добровольно-принудительная благотворительность. Местные власти требуют от бизнеса финансового участия в решении социальных проблем «по собственному желанию». В случае отказа от такого участия возможно использование законодательно разрешенных способов «усложнения» предпринимательской деятельности;
– торг. В такой модели взаимоотношений участие бизнеса в социальной сфере возможно за ответные уступки со стороны власти по некоторым вопросам, касающимся самого бизнеса;
– город-комбинат. В такой модели бизнес вынужден участвовать в социальном развитии ввиду слабости государства, его неспособности поддерживать социальную инфраструктуру местного сообщества;
– социальное партнерство. Это наиболее гармоничная модель согласования интересов власти, общества и бизнеса, основанная на взаимном учете интересов для улучшения благосостояния и качества жизни населения. Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В последние годы в России появилось понимание социального партнерства как типа взаимодействия во всех областях социума «…многообразных институтов власти, бизнеса и общественных групп гражданского общества, позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их гармонизации и реализации в процессе достижения общей цели». Программы социального партнерства, в основном реализуются через территориальные соглашения, отраслевые и коллективные договоры.
Возможны различные формы участия бизнеса в решении социальных проблем местного сообщества:
– денежные гранты – адресная финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию социальных программ в области образования и на проведение прикладных исследований;
– благотворительные пожертвования и спонсорская помощь – адресная помощь, выделяемая компанией для реализации социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, помещения, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций – получателей помощи и др.);
– социально значимый маркетинг – адресная финансовая помощь, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на реализацию социальных программ компании;
– эквивалентное финансирование – адресная финансовая помощь, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора;
– социальные инвестиции – финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию долгосрочных социальных программ, направленных на снижение социального напряжения и повышение уровня жизни населения;
– делегирование сотрудников компании – добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников;
– социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.
Критерии определения границ социальной ответственности представлены в прил. 1.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru