Участие в госзакупках как бизнес

Можно ли построить бизнес на госзакупках? Можно ли построить бизнес с нуля и без вложений? Какие есть «подводные камни»? Это, пожалуй, основные вопросы, которые волнуют начинающих и действующих предпринимателей. В настоящей статье мы постараемся кратко, но по сути ответить на базовые вопросы начинающих предпринимателей.

Тему статьи Центру закупок и продаж «Закон.гуру» подсказал несостоявшийся клиент. Свой вопрос он сформулировал следующим образом:

рассматриваем вариант, в котором делается управляющая компания, которая отыгрывает на себя контракты и потом передает их в субподряд второй компании (или нескольким). При этом эта УК не обладает штатом, в ней минимум директор, бухгалтер, менеджер. Контракты отыгрываются на миллиаАРДные суммы. Можно ли такой компании без СРО работать и если нет, то какое СРО требуется? Могут ли быть еще какие-то требования и сложности в таком формате работы?.

Консультацию клиент в итоге не заказал, т.к. сумма консультации при его потенциальных «миллиаАРДных» контрактах оказалась, видимо, слишком большой (прим.: 1490 рублей). При этом мы крайне благодарны клиенту за поданную идею, т.к. все предыдущие свои статьи мы писали, ориентируясь в большей степени на заказчиков. Со вступлением покончено, теперь перейдем к сути вопросов.

Как построить успешный бизнес на Госзакупках?

Можно ли построить бизнес на госзакупках?

Да, можно! Обывательское представление о госзакупках состоит в том, что успешный бизнес в них можно построить только, если давать взятки заказчикам. Это не так! Да, да, не так! Система госзакупок в последнее время сильно преобразилась и электронизировалась, что сводит к минимуму возможные злоупотребления со стороны заказчиков.

Мнение о том, что все госзакупки построены на взятках сформировано во многом СМИ, которые очень часто любят раздуть проблему, формируя искаженное представление о действительности. Да, конечно, нарушения со стороны заказчиков есть. Некоторые из них действительно вымогают и берут взятки, но большая масса процедур закупок построена таким образом, что брать и давать взятки в них просто не выгодно. Поэтому на госзакупках можно построить честный бизнес.

Опытный специалист по структуре и содержанию закупочной документации может легко определить «заточена» ли такая документация под конкретного поставщика или нет. Для этого достаточно несколько минут. Даже если документация сформирована под конкретного поставщика или под продукцию конкретного производителя, то это вовсе не означает, что сторонний поставщик не может стать победителем в такой закупке. Во всяком случае можно и нужно приложить все усилия для этого, в том числе через обжалование действий заказчика по составлению документации, не соответствующей требованиям законодательства.

Ориентируя свой бизнес на рынок госзакупок нужно учитывать несколько нюансов, чтобы бизнес не прекратил свое существование в первый же год его создания с внесением сведений об организации и о ее владельце в реестр недобросовестных поставщиков. Мы не раз имели дело с включением компаний в реестр недобросовестных поставщиков, причиной чего становилось обычное незнание и непонимание владельцами бизнеса норм законодательства о закупках. Поверьте, лучше таких ситуаций не допускать изначально, чем потом через суд «вытаскивать» компанию из реестра недобросовестных поставщиков, особенно если на такую компанию уже оформлена какая-нибудь лицензия. Поэтому прочтите наши рекомендации владельцам бизнеса до конца.

ТЕНДЕРЫ и ГОСЗАКУПКИ для начинающих за 10 мин. Правки 2020. Госзакупки с нуля. Тендеры в перевозках

Рекомендации бизнесу

1. Пройдите полноценное обучение в сфере закупок , что даст общее представление о системе закупок. Такое обучение лучше пройти в образовательной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, а не у коучера, которых развелось слишком много в последнее время.

Обучение госзакупкам

К выбору образовательной организации стоит подойти серьезно. Имя образовательной организации и наличие у нее лицензии ни о чем не говорит. В последние годы обучение госзакупкам превратилось в обычное выписывание «корочек», т.к. для специалистов заказчиков такое обучение является обязательным. Поэтому перед тем, как записаться на конкретный курс выясните кто будет проводить занятия, будут ли читать лекции представители Федеральной антимонопольной службы, будут ли рассматриваться закупки, интересные вам и т. д. Идите на имя лектора, а не на имя образовательной организации.

Если тема выбора образовательной организации в сфере закупок лично для Вас интересна, пожалуйста, напишите об этом в комментариях и мы подготовим специальный материал.

2. Поработать на стороне заказчика контрактным управляющим или на стороне поставщика в должности менеджера , формирующего заявки на участие в конкурсных процедурах и сопровождающего исполнение контрактов. Да, это потребует времени и усилий, но даст самое полное представление о системе закупок, сэкономит кучу времени и избавит от массы проблем.

Кто-то, возможно, возразит, что зачем самому разбираться в госзакупках, когда можно взять менеджера в штат или передать подготовку заявок на аутсорсинг? Да, можно, но:

а) Если предметом закупки выступают работы или услуги, то передавать на аутсорсинг (тендерное сопровождение) подготовку заявок на аукционы и запросы котировок нет никакого смысла, т.к. это чисто технический процесс, не требующий никаких знаний. При малом количестве подаваемых заявок стоимость подачи одной такой заявки будет неоправданно высока, а при большом — тем более. Лучше уж сразу взять отдельного специалиста в штат или все изначально делать самостоятельно. При подаче заявок на участие в конкурсах, где помимо цены заказчиком будет оцениваться предложение о качестве, аутсорсинг вообще не поможет, т.к. эксперты, разбирающиеся в тонкостях конкретного бизнеса, на подаче заявок не сидят. У них есть более интересная и высокооплачиваемая работа.

Единственный случай, когда оправдано передавать подачу заявок на аутсорсинг, это если ваш бизнес реализует товары и заказчик свое техническое задание превратил ребус, с которым нет сил и желания разбираться самостоятельно. В этом случае следует заказывать аутсорсинг, если оплата за подготовленную заявку производится по факту допуска ее к торгам, а не по факту ее подготовки.

б) Исполнять контракт и нести ответственность за его исполнение Вам! Выиграть процедуру и заключить контракт не сложно, гораздо сложнее контракт исполнить и получить по нему оплату, особенно если Вы оказались в числе тех поставщиков, которых заказчик видеть у себя изначально не хотел. Вам будут чинить препятствия с приемкой продукции, возможно даже инициируют одностороннее расторжение контракта. Для сведения: необоснованное одностороннее расторжение контракта со стороны заказчика является сегодня одной из острых проблем системы госзакупок.

Если Вы не готовы ждать оплату по контракту месяцами, разбираться с заказчиком в суде, доказывать ему, что продукция по контракту полностью соответствует требованиям контракта, то лучше сразу забыть про мысль работы в сфере госзакупок. С частными клиентами работать во всех отношениях проще, чем с госструктурами. Это вы почувствуете сразу же при заключении контракта, когда каждый конкретный заказчик будет предъявлять свои требования к его содержанию и исполнению. При этом нужно признать, что в настоящее время наиболее платежеспособным заказчиком все же выступает государство, а в некоторых отраслях экономики – единственно возможным плательщиком. Если Ваш бизнес не имеет потока со стороны частных клиентов, то выход только один – госзакупки.

Если у Вас нет времени разбираться в тонкостях законодательства о закупках, то наиболее оптимальным вариантом будет предварительное построение стратегии продаж применительно к тем товарам, работам и услугам, которые Вы реализуете. Это будет во много раз эффективнее и дешевле, чем куча обучающих мероприятий, семинаров, на которых о госзакупках говорят обычно общими словами. Подобные стратегии позволят понять какие именно нормы закона будут применяться и с какими ситуациями можно столкнуться. Главное, чтобы стратегию готовило лицо, которому вы доверяете, а не коучер, который, обычно, имеет поверхностные знания в закупках.

Поддержка малого бизнеса

Существует ли поддержка малого бизнеса в сфере госзакупок? Да, существует, но она заключается не в том, что заказчики будут предоставлять малому бизнесу какие-либо преимущества и заказы.

Читайте также:  Кто занимался пирожковым бизнесом

Поддержка малого бизнеса в госзакупках – это больше вопрос политики. Для конкретного предпринимателя такая поддержка будет заключаться в выставлении им признака (галочки) о его принадлежности к малому бизнесу при подготовке заявки на участие в конкурентной процедуре закупке. На этом вся поддержка заканчивается. Поэтому особенно рассчитывать на какую-либо существенную поддержку в сфере госзакупок не стоит.

Какая организационная форма лучше подойдет для сферы госзакупок?

Для представителей госструктур не имеет значения кто к ним придет на закупку АО, ООО, ИП или «самозанятый». При проведении конкурентных процедур и соблюдении формальной процедуры они просто обязаны заключить контракт с тем лицом, которое выиграет процедуру. Такое лицо должно соответствовать всем установленным требованиям, а поданная им заявка удовлетворять требованиям документации о закупке. Вот и все.

Можно ли построить бизнес в госзакупках без вложений?

Если Вы серьезно задаетесь этим вопросом, то Вам лучше пойти в казино и не заниматься госзакупками вообще. Ни один бизнес нельзя построить без вложений вообще, тем более бизнес в госзакупках. Если Вам кто-то скажет обратное, то гоните такого проходимца в шею. Вам потребуется вносить обеспечение заявок и предоставлять обеспечение контракта, иметь оборотный капитал, cash на случай непоступления оплаты от заказчика. Поэтому без вложений не обойтись.

Как заработать на госзакупках без взяток

Как заработать на госзакупках без взяток

С Романом Зотовым, гендиректором торговой компании «РЕМЗ», специализирующейся на оптовых поставках изделий медицинского назначения в медицинские учреждения, мы встречаемся среди дня. Он с утра проконтролировал отгрузку двух машин и едет дальше еще в одну больницу — надо отвезти заявку на участие в очередном тендере.

Закончив «Бауманку», Зотов занимался банковским софтом. Но лет шесть назад понял, что молодая поросль вытесняет — новое поколение, выросшее уже при интернете, схватывает все гораздо быстрее. Рискнул уйти в свой бизнес — вместе с товарищем занялся торговлей стройматериалами. Но в 2008 году все рухнуло.

Роман решил, что в смутное время лучше работать с государством, причем в здравоохранении: там деньги есть. В лекарствах и сложном оборудовании не протиснуться, а вот расходные материалы, которые больницам нужны постоянно, — марля, перчатки, пробирки и т. д. — маститым поставщикам медицинских изделий часто неинтересны: маржа, в сравнении с прочими категориями, невысокая. Реально ли с нуля выйти на рынок госзакупок?

«Мы стартовали в апреле 2009 года. Деньги были заемные, около 600 000 рублей. Посидели с женой и поняли, что можем все делать вдвоем. Нам не нужен офис, не нужен сайт, не нужна реклама — мы будем сами искать клиентов. Жена ведет бухгалтерию и общается с поставщиками.

Через интернет и телефон, не выезжая на встречи, вышла напрямую почти на всех производителей либо импортеров — в итоге у нас прямые контракты, что дает минимальные сроки поставки и низкие цены. Плюсом было и то, что мы первый год могли себе позволить работать по предоплате, теперь нас уже знают и дают товарный кредит.

На мне — общение с клиентами, логистика, поездки к поставщикам. У нас минимальные накладные расходы: либо работаем со складов поставщиков, либо комбинируем заказы — одна машина сразу делает две-три загрузки, две-три отгрузки. Плюс я на своей легковой еще что-то могу возить. А так водителей-экспедиторов нанимаем. Мы на упрощенке, это расходная часть — все фиксируем.

На транспорт приходится 1–1,5% от оборота.

Работать оказалось гораздо легче, чем я ожидал, — копируешь из извещения о конкурсе техзадание, запрашиваешь у поставщика, есть ли такие товары, по какой цене, и сразу понимаешь, участвовать ли в этом конкурсе или аукционе.

Первые месяцы крутились через портал Trade.su, это агрегатор предложений по тендерам и закупкам. Заплатив порядка 100 000 рублей за подписку на год, получаешь еще и консультации — подготовку 10 комплектов документации к участию. Этот сайт позволял вести регрессивный анализ — мы смотрели, кто по этому заказчику раньше в тендерах играл, кто выигрывал, какие цены, был ли договор исполнен.

Конечно, сначала натыкались по неопытности на разные ситуации. Например, поставка большая, на 400 000 рублей, а нас обыгрывает на конкурсе заявка, где предложение от нашего отличается всего на 50 рублей. Понятно, что это вряд ли случайность. Есть большое поле для махинаций со стороны заказчика: ты подаешь свою заявку, и никаких прав на то, чтобы проконтролировать честность комиссии, у тебя нет, все в открытую. За сутки от окончания приема котировок до их рассмотрения секретарша, отдел закупок или договорной отдел, который их собирает, может помочь дружественной компании — сообщить, какую цену надо быстро вписать в свою заявку.

Еще один трюк со стороны заказчика — на сайте размещается вариант конкурсной документации, где, например, за 100 рублей просят поставить 100 единиц товара, в то время как рыночная цена единицы — 2 рубля. Потом кто-то из поставщиков шлет запрос: почему разместили заявку ниже рыночной цены. Заказчик ссылается на техническую ошибку и вносит изменение в извещение — за 100 рулей, оказывается, они хотят получить всего 10 единиц. Это уже гораздо интереснее, но 80% потенциальных поставщиков скачали первый вариант заявки и решили для себя, что им ее исполнение неинтересно. Мы мониторили заявки до конца.

Все махинации, когда анализируешь информацию, заметны. Был аукцион по пакетам для утилизации оборудования, связанного с забором крови, на 750 000 рублей. Я посчитал закупочную цену товаров, указанных в заявке — у нас получается, даже с учетом маржи, 57 000 рублей. Мы даже запрос учреждению посылали, нет ли технической ошибки. Сам съездил все перепроверить к поставщику.

Не нашел подводных камней, начали играть. На отметке 300 000 рублей отвалилась половина игроков — я понял, что изначально своя фирма должна была на этой сумме победить. Один поставщик сражался до 150 000 рублей. Мы выиграли на сумме 145 000 рублей.

Приезжаю на подписание договора, руководитель договорного отдела со мной беседу длинную начал — точно ли я посмотрел, что не в убыток себе работаю, и как же так они раньше по 700 000 рублей покупали. Пообещал, что проверит сам тщательно товар, когда привезем. Я до последнего подвоха ждал, но когда мы товар привезли, никто даже смотреть на него не вышел.

Когда побеждает котировка, в которой указана цена в три раза ниже рыночной, — это тоже сигнал. Значит, фирма-помойка поставит товар неважного качества, а заказчику все равно. Наглость, с которой творятся подобные вещи, возмущает. О больных думают в последнюю очередь.

Или, скажем, побеждают стабильно две фирмы: какое-нибудь ООО «Ромашка» и ИП Иванов. Причем юрлица зарегистрированы по тому же адресу, что и само учреждение, — через интернет теперь легко можно найти такую информацию.

Бывает, что крупный поставщик заказывает у производителя специальную партию товара, который никто больше не делает, — например, перчатки с манжетой не 470 мм, как у всех, а 475 мм. Врачам, поверьте, все равно. А вот поставщики другие автоматически заявку на перчатки с характеристикой «длина манжеты 475 мм» исполнить не могут.

Как с этим бороться? Во-первых, мы стали вести для себя черный список учреждений, с которыми лучше не работать. Углубленный поиск в интернете всегда позволяет сделать вывод о характере той игры, в которую ввязываешься, и сделать для себя вывод, надо ли тебе это.

Во-вторых, в законе о госзакупках (94-ФЗ) обширный раздел отведен личной ответственности представителей заказчика за нарушения — штрафы в сравнении с их зарплатами серьезные, по 20 000 рублей, по 50 000 рублей. Со стороны заказчика много ляпов бывает. Например, законом четко регулируются сроки заключения договора, подачи документации, а пишут в заявке заведомо не те сроки.

Читайте также:  Полиэтиленовые трубы как бизнес

Или другой случай. Больница привыкла работать с каким-то поставщиком. Сестра-хозяйка собирает потребности по отделениям и несет в отдел закупок заявку: 100 000 штук перчаток фирмы А марки Б. Но ведь есть кроме 94-ФЗ и 135-ФЗ, закон о чистоте конкуренции. Мало вариантов, когда конкретную модель конкретного производителя можно требовать.

И я, когда вижу, что учреждения нарушают закон, об этом напоминаю. В-третьих, есть неспящее око ФАС. Это одно из самых эффективных ведомств: жалобы принимаются хоть по телефону, хоть по почте, хоть через сайт. Причем я как гражданин России могу запросить ФАС, почему в данном конкурсе получилось так-то и так-то, даже не будучи участником конкурса. С нами не хитрят.

Когда мы начинали, из десяти поданных нами заявок выигрывала одна. Сейчас из пяти четыре выигрывают. Расплачиваются медучреждения стабильно. У нас белая компания, отчетность заполнять не проблема. При этом мы еще и состоим в реестре субъектов малого предпринимательства, есть котировки и конкурсы, рассчитанные только на малый бизнес.

Рынок развивается — сейчас упор идет на электронные торги. Все автоматизировано, и можно, не выходя из дома, получить сертификаты и ключи для участия во всех конкурсах, при этом меньше возможностей для коррупции. Сейчас мы играем и на ЕЭТП, и на Тender.mos.ru, и на региональных электронных площадках.

И у меня как у собственника компании есть преимущества перед фирмами, за которых играют наемные сотрудники. Многие электронные аукционы идут круглосуточно. Делается ставка, и у всех участников есть час на то, чтобы предложить меньшую цену. Наемный сотрудник не будет в час ночи делать очередную ставку.

А я будильник ставлю себе и через каждый час просыпаюсь, хоть в три ночи, хоть в пять. Так мы выигрывали не раз. Не только в Москве, но и в Рязани, Туле, Владимире. Самый длинный аукцион длился трое суток.

Во многих медучреждениях приходится в свой адрес слышать — «вот, вы, торгаши». Я отвечаю: а вы пробовали общаться напрямую с производителями? Это отдельная песня. Я раньше думал, что только в Питере работают с десяти до пяти вечера, а в промежутке не берут трубки. Но Казань оказалась круче.

Мы котировки запрашивали у производителя. А человек электронную почту читает по пятницам, когда ему секретарша распечатывает. Звонит: «Мне тут от вас 18 писем девочки принесли». Если шлешь несколько заявок, то хоть какими крупными буквами пиши номера, все перепутается. Нужно понять, как они работают, чтобы делать с ними бизнес.

И это коммерческие структуры, негосударственные.

Для производителя отдельная больница как клиент неинтересна, его приоритет — дилерская сеть, а с учреждениями надо возиться, подвозить товар мелкими партиями, ждать, пока заплатят. Я вот сейчас больше часа потратил на разгрузку — лифта два, но поток народа такой, что с тележкой приходится долго ждать своей очереди, а потом еще и по отделениям надо товар развезти.

Я боялся коррупционной составляющей, что все поделено, попилено. На деле оказалось, что все не так страшно. По госкорпорациям — денежным мешкам — иллюзий, наверное, ни у кого нет, а в здравоохранении половина учреждений действительно заинтересована, чтоб цена была минимальной, но не в ущерб качеству. Я не жалел ни минуты, что связался с госзакупками».

Источник: www.forbes.ru

Бизнес на госзакупках для малых предприятий

Закон о госзакупках действует больше 10 лет. Однако многие предприниматели не решаются подавать заявки на участие в конкурсах и аукционах. Это неоправданные опасения. Запросы организаций весьма разнообразны, а объемы поставок, с учетом тотального курса на экономию, бывают вполне доступными для малого бизнеса.

Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.

Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Главные регламентирующие документы:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:

  1. органы исполнительной власти;
  2. компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
  3. автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
  4. предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
  5. организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:

  1. соответствие законным требованиям и ограничениям;
  2. отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
  3. налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.

Рисунок 1. Схема размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Рисунок 1. Схема размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».

За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.

Как организована работа ЕИС

Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:

  1. формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
  2. предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
  3. обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.

С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.

Какую информацию размещает заказчик

При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:

  1. извещение о закупке;
  2. документацию, разъяснения;
  3. проект договора.

Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.

Пример поиска информации о размещенных контрактах

Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Рисунок 2. Главная страница официального сайта госзакупок (ЕИС)

Рисунок 2. Главная страница официального сайта госзакупок (ЕИС)

Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:

  1. канцелярские товары — 5200;
  2. запчасти для автомобилей — 3;
  3. медицинские принадлежности — 43;
  4. ремонт — 800 000;
  5. аудиторские услуги — 243;
  6. заправка картриджей — 192;
  7. мебель — 74 000;
  8. ремонт копировальной техники — 703;
  9. IT-услуги — 793;
  10. хозяйственные товары — 2700;
  11. моющие средства — 3600;
  12. инструменты — 7600.
Читайте также:  Какой экзамен в Яндекс такси на бизнес

Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).

Рисунок 3. Список заказов по реестру для СМП по Кемеровской области.

Рисунок 3. Список заказов по реестру для СМП по Кемеровской области.

Преференции для малого и среднего бизнеса

Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.

Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):

  1. ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
  2. установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).

Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.

По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).

Рисунок 4. Количество договоров, заключенных с малыми предприятиями и некоммерческими организациями. По данным Минэкономразвития.

Рисунок 4. Количество договоров, заключенных с малыми предприятиями и некоммерческими организациями. По данным Минэкономразвития.

Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).

Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)

Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 –71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:

  1. Интернет-адрес электронной площадки;
  2. срок, до которого принимаются заявки;
  3. дата проведения аукциона;
  4. размер и форма обеспечения участия;
  5. ограничения по участникам (СМП, субподряд);
  6. условия допуска зарубежных товаров.

В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ» (www.sberbank-ast.ru), АО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru), ГУП «Агентство по госзаказу» (www.zakazrf.ru), ЗАО «Электронные торговые системы» (www.etp-micex.ru), ООО «РТС-тендер». Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3.

Что нужно чтобы принять участие в торгах

Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):

  1. заявление стандартной формы;
  2. выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
  3. копия паспорта участника (физического лица);
  4. копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
  5. учредительные документы юридического лица (копии);
  6. ИНН, адрес электронной почты;
  7. документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  8. решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).

Заявка состоит из 2-х частей. Первая — включает описание товара, услуги, количество, характеристики; вторая — контактную информацию заявителя, декларацию соответствия СМП, сертификаты на изделия. Она должна быть обеспечена внесением денежной суммы: от 0,5 до 5% от стоимости заказа, для СМП — не больше 2%. После определения победителя, деньги всем остальным возвращаются в течение суток. Выигравший поставщик получает средства после подписания контракта, который в свою очередь тоже требует обеспечения, но здесь уже допускается банковская гарантия.

Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.

Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк

Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.

Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.

Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?

Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.

Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?

Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.

Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?

Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе.

Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.

Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?

Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект.

Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы.

Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.

Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?

Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то – вперед!

Подводя итоги.

При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.

Источник: moneymakerfactory.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин