Университет как бизнес онлайн

Римскому философу Сенеке принадлежит фраза «Сколько б ты ни жил, всю жизнь нужно учиться». Под этими словами могут подписаться многие современные руководители и HR. Однако полноценное масштабное обучение сотрудников стало возможным только с появлением и развитием цифровых технологий. Именно с их помощью компании переходят от разовых тренингов и семинаров к созданию корпоративных университетов.

Корпоративный университет — это система обучения сотрудников, которая одновременно решает стратегические и текущие задачи. Под системой подразумевается не только LMS-платформа, но и вся HR-структура, созданная для развития персонала. Этот способ обучения выбирают всё больше компаний. Причина — в постоянно меняющемся мире, где недостаточно получить образование раз и навсегда, и в уникальности каждого бизнеса.

У каждой компании — свои стандарты работы и требования к сотрудникам. Ни одна сторонняя организация не сможет так понять задачи бизнеса, как это сделают внутренние специалисты по обучению. Поэтому компании всё чаще создают собственные корпоративные университеты для образования сотрудников.

Как создать лучший онлайн-университет? Основатель компании Нетология-групп научит! Разборщик!

С их помощью можно полностью подстроить обучающие занятия под нужды и особенности организации. И пусть вас не смущает слово «университет». На самом деле за ним стоит набор знаний и навыков, который помогает развивать и обучать сотрудников.

Для чего нужны электронные корпоративные университеты

Современный корпоративный университет строится на дистанционном обучении. При этом он помогает поддерживать живое общение и корпоративные ценности в офлайн. С помощью выстроенной системы обучения можно поддерживать стандарты коммуникаций в компании и создавать атмосферу, в которой сотрудники будут не только работать, но и общаться, соревноваться, получать бонусы.

Можно выделить две глобальных цели создания корпоративного университета: прикладную и стратегическую.

Стратегическая цель предполагает получение ответов на вопросы, которые нужно задать перед началом обучения сотрудников:

  • какие задачи вы хотите решить с помощью обучения;
  • чему вы будете учить;
  • как вы будете это делать;
  • какие технологические решения будете при этом использовать;
  • кто и как будет создавать обучающий контент;
  • как вы будете отслеживать процессы обучения, кто будет этим заниматься.

Прикладная цель — удовлетворить потребности бизнеса в обучении и развитии сотрудников и помочь понять, как обучение влияет на компанию.

Подобные цели и задачи стоят перед большинством компаний. Небольшой бизнес может решать их без специальных инструментов. Однако, чем масштабнее компания, чем больше у неё знаний и сотрудников, тем сложнее ими управлять. Корпоративный университет для обучения персонала необходим, если:

  • компания расширяется или планирует расти в ближайшие несколько лет, что приводит к усложнению рабочих процессов, переменам в маркетинговой политике и в работе с клиентами;
  • компания перестала расти, нужны новые идеи, знания и навыки для развития бизнеса;
  • есть потребность в постоянном обучении новых сотрудников и в переобучении штатных работников;
  • компания хочет ввести и поддерживать корпоративные стандарты и ценности;
  • в штате есть сотрудники с богатым практическим опытом и нужно сохранить его прежде, чем специалисты уйдут на пенсию или сменят место работы;
  • компании по закону необходимо регулярно обучать работников, например, проводить занятия по технике безопасности, которые можно объединить в полноценный корпоративный университет охрана труда.

Как Начать Бизнес Онлайн

Примеры отечественных и зарубежных корпоративных университетов

Первые российские корпоративные университеты появились в 1999 году. Тогда их созданием занимались, в основном, телекоммуникационные компании. Сейчас в России насчитывается больше 40 подобных структур, и их количество постоянно растёт. Среди компаний, у которых есть собственные университеты — «Северсталь», «Норильский никель», «Ингосстрах», «Ростелеком», Сбербанк, Газпром и другие.

Например, в «Ингосстрахе» на базе LMS Эквио работает корпоративный университет для адаптации новых сотрудников. Таким образом компания существенно снижает затраты на онбординг персонала. Также у «Ингосстраха» есть Бизнес-школа для сторонних специалистов, которые могут присоединиться к компании после успешного обучения. Подобным образом работает и Nordgold Академия.

Благодаря LMS (СДО или SDO) Эквио, на которой расположен корпоративный университет золотодобывающей компании, Nordgold сократила ввод в должность новых сотрудников с 7-10 до двух дней. Затраты на очное обучение снизились на 50%.

В тоже время корпоративные университеты в России перестают быть привилегией частных компаний. Государственные организации тоже создают свои онлайн-университеты. Яркий пример — Корпоративная Академия Роскосмоса на базе Эквио. Академия создана для дальнейшего обучения специалистов ракетно-космической отрасли и объединяет ведущие практики. С помощью онлайн-платформы специалисты всех уровней проходят уроки, тестирование, аттестацию и получают консультации.

Среди зарубежных компаний можно упомянуть корпоративный университет Coca-Cola HBC Россия. В нём присутствуют как дистанционные программы, так и очные тренинги для специалистов отделов продаж, маркетинга, HR, производства и др. Две российские обучающие программы компании (FastForward и Passion to Lead) были реализованы на платформе Эквио.

Как создать корпоративный университет?

Электронный корпоративный университет создают на базе LMS или СДО. Однако, прежде чем приступить к выбору обучающей платформы, нужно определиться с целями, которые компания планирует достичь с помощью системы развития сотрудников. Чтобы сформулировать конкретные, измеримые и реалистичные цели, проводят аудит потребностей компании. Нужно понять, каких знаний и навыков не хватает сотрудникам и какие из этих знаний важны для развития бизнеса.

Читайте также:  Визовый центр как бизнес выгодно или нет

После этого важно определиться с бюджетом. Современные образовательные корпоративные университеты строят на базе онлайн-обучения. Это дешевле тренингов и семинаров, однако, нужно учесть затраты на покупку платформы и работу специалистов по обучению сотрудников.

На следующем этапе нужно продумать структуру корпоративного университета. Какие программы в него будут входить, какие отделы и должности будут охвачены обучением, кто будет отвечать за проверку знаний и контроль эффективности обучения.

После этого можно переходить к выбору обучающей платформы. Лучше выбирать решения, в которых необходимый функционал входит в базовую комплектацию. Например, LMS Эквио не только позволяет создавать обучающие курсы и назначать их сотрудникам. С помощью платформы можно организовать корпоративную базу знаний, тестирование с автоматической проверкой, опросы, информирование и многое другое. Важный момент при выборе LMS — дружелюбный и понятный интерфейс, а также доступность с мобильных устройств.

После выбора и внедрения платформы останется наполнить её обучающим контентом. Онлайн-курсы можно создать самостоятельно или приобрести у специалистов. Как правило, экономика корпоративного университета требует совмещения обоих способов, так как персональные занятия лучше закрывают задачи компании, а готовый контент требует меньше вложений времени.

После этого останется наладить процессы, продумать, по каким критериям оценивать успешность обучения и выстроить систему мотивации и поощрений для сотрудников.

Развитие корпоративного университета

Организация корпоративного университета может занять много времени и сил. Однако уже на этом этапе нужно продумать варианты его развития. Чтобы решить, в каком направлении двигаться, можно посмотреть на тренды в корпоративном обучении.

Вот основные моменты, которые будут актуальны при обучении сотрудников.

  • Система корпоративного университета будет становиться всё популярнее, приходя на смену разрозненным курсам и отдельным обучающим программам. Это позволит компаниям экономить средства на обучении и своевременно закрывать потребности в специалистах.
  • Важность результата. Раньше компании оценивали эффективность обучения в корпоративном университете по количеству людей, которые прошли курсы. Сейчас обучение ради обучения уходит в прошлое. Руководители и HR-специалисты привязывают результаты прохождения курсов к KPI. Тем более, что современные LMS позволяют автоматизировать сбор и анализ этих данных.
  • Всё больше компаний будут использовать пребординг для быстрого ввода новых сотрудников. Специалист будет получать доступ к части корпоративных ресурсов ещё до получения оффера и начала онбординга. Это позволит снизить текучку и ускорить процесс адаптации.

Корпоративный университет помогает выстроить коммуникацию между бизнесом и сотрудниками. Благодаря ему специалистов обучают не абстрактным вещам, а конкретным навыкам, которые можно сразу же применить в работе. И если раньше такой формат был доступен только крупным корпорациям, с развитием LMS практически любая компания может создать академию или бизнес-школу для своих сотрудников.

Источник: e-queo.com

Цифровой университет: как вузам конкурировать с EdTech-гигантами

Леонид Аникин

Рынок образовательных услуг стремительно растет и меняется: EdTech-компании, взлетевшие на волне пандемии, задают новые стандарты в отрасли. Цифровые технологии помогают им организовать удобный и эффективный процесс обучения. Классическим вузам приходится перестраиваться и догонять. Какие цифровые вызовы стоят перед университетами, как быстрее адаптироваться к новым реалиям и не потерять рынок дополнительного образования для взрослых?В 2021 году рынок онлайн-образования в целом вырос на 80%, оценили в Smart Ranking. А выручка 115 частных EdTech-компаний в России по итогам года составила 73,3 млрд рублей, увеличившись практически в 2 раза по сравнению с 2020 годом. В 2022 году темпы роста рынка сохранятся, прогнозируют эксперты. Вузы и EdTech-компании конкурируют в сегменте образования для взрослых. Основной продукт — программы дополнительного образования и курсы повышения квалификации. Частные компании более гибко реагируют на потребности и предпочтения аудитории — как по наполнению курсов, так и по организации учебного процесса. Новые форматы для вузов — это возможность выйти на значительно большую аудиторию, чем постшкольное образование. Для этого им стоит сосредоточиться на внедрении полноценного цифрового образовательного продукта. Он включает:

  • удобную платформу для коммуникаций, лекций и семинаров, тестирования;
  • ИТ-инфраструктуру, позволяющую студентам выполнять практические работы и изучать технологии без ограничений;
  • систему сопровождения обучающихся, которая базируется на глубокой аналитике и персонализации.

Разберем, какие задачи стоят перед университетами сегодня и как они их решают.

Задача 1: создать цифровую образовательную среду

Внезапный переход на онлайн-обучение в 2020 году с трудом можно назвать успешным. В мае 2020 года 73% студентов сомневались в качестве высшего образования в онлайн-формате.

Сейчас перед учреждениями новый вызов — организовать гибридное обучение. Нужно построить бесшовный учебный процесс с применением онлайн- и офлайн-методик. И это не менее сложная задача.

Образовательные платформы стали развиваться с начала 2010-х годов. Продвинутые вузы и до пандемии использовали инструменты для удаленных коммуникаций и совместной работы, личные кабинеты и корпоративную почту. Сегодня же этого мало: нужно объединять разрозненные инструменты в единую цифровую образовательную среду. Такой проект невозможен без цифровой платформы для всех задач — коммуникаций, доставки контента и тестирования студентов, хранения учебных записей и результатов.

Читайте также:  Миссия бизнеса и его методы

Для создания и поддержки такой платформы нужно развивать ИТ-инфраструктуру вуза и наращивать ИТ-экспертизу внутри.

Бизнес-школа при одном из вузов России поставила цель — увеличить количество слушателей с 1200 до 30 тыс. в год. Для этого необходимо внедрять инструменты гибридного и онлайн-обучения, обеспечить вычислительные мощности для их стабильной работы при высокой нагрузке, довести долю цифровых продуктов в учебных курсах до 50%.

В 2020 году запустили проект «Цифровая образовательная среда». Он работает на базе системы управления онлайн-обучением LMS Moodle 3.9 в нашем облаке. На нее перенесли платформу обучения, контент 35 онлайн-курсов и цифровую лабораторию.

Цифровая среда бизнес-школы развивается на облачной инфраструктуре (IaaS) и с помощью управляемых сервисов (PaaS). Это позволяет одновременно обучать до 5 тыс. человек, автоматически масштабировать мощности в зависимости от нагрузки, быстро запускать цифровые продукты.

Задача 2: организовать практическую работу в онлайне

Одно из наиболее востребованных направлений дополнительного образования для взрослых — информационные технологии. ИТ-специалистам важно получить прикладные навыки. Студенты ценят возможность разрабатывать, тестировать, изучать цифровые продукты на базе передовых технологий.

Нужен простор для экспериментов, когда можно залезть «под капот» решения, не боясь что-то сломать или «уронить». В этом вузам помогает бизнес. Например, образовательные центры VK есть в 12 ведущих технических вузах страны. Сейчас перед университетами стоит новый вызов — вести проектную работу в гибридном формате: как на очных занятиях, так и удаленно.

В Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) создали цифровую лабораторию в облаке. В ней студенты могут проводить научные исследования и писать выпускные квалификационные работы (ВКР).

Обычно работы посвящены параллельным и распределенным вычислениям, а эксперименты в лаборатории — проверке масштабируемости алгоритмов. Эта крайне ресурсоемкая задача требует мощной ИТ-инфраструктуры.

Цифровую лабораторию разместили в облаке, чтобы не вкладываться в дорогую и быстро устаревающую «железную» инфраструктуру. Вуз регулирует количество используемых вычислительных мощностей и наращивает их по мере необходимости. В облаке разграничены права доступа, чтобы студенты не мешали друг другу при проведении исследований и получали максимально чистый результат.

Задача 3: управлять эффективностью процесса

Сегодня мало составить интересную программу и организовать удобную доставку контента до слушателя курса. Нужно контролировать, как студент усваивает знания и насколько обучение эффективно конкретно для него. Проблемы с учебой должны быть очевидны не к концу семестра, а в режиме реального времени. Здесь не обойтись без интеллектуальных систем на основе аналитики больших данных и машинного обучения.

В России в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) разработали систему предупреждения студентов об угрозе отчисления. Планируется, что она будет доступна вузам по модели подписки. Анализируя оценки, дисциплину и посещаемость, алгоритмы искусственного интеллекта предсказывают кандидатов на вылет в течение семестра. Сведения об отстающих студентах передаются преподавателям. Пилотный проект реализован в Томском государственном университете, сервис показал точность 98%.

Но это лишь одна грань аналитики в образовании. Есть и другие сценарии. Например, рекомендательная система американского университета Остин Пии помогает подобрать курсы. Она анализирует учебную активность студента и выбор других учащихся с похожими интересами. Точность рекомендаций — 90%.

В ИТМО есть сервис, помогающий выбрать научного руководителя дипломной работы в зависимости от степени его погружения в тему и интересов студента. Другое решение этого вуза помогает определиться с дисциплинами «по выбору» — то есть теми, которые попадают в учебную программу по инициативе студента. В Университете Балтимора в Мэриленде анализируют, как студенты изучают материалы курса, какой процент завершает обучение и какова вовлеченность слушателей. На основе этих данных решают, как усовершенствовать учебную программу.

Зарубежные опросы показывают, что больше 60% студентов хотят учиться по персональной программе, «заточенной» под их потребности, график и темп обучения. Эта тенденция характерна и для России. Цифровые сервисы помогают создавать индивидуальные образовательные траектории.

Кооперация — короткий путь к успеху

Создать полноценный цифровой образовательный продукт — нетривиальная задача для вузов. Она требует знания рынка и аудитории, больших расходов и глубоких ИТ-компетенций для построения инфраструктуры, разработки и внедрения продвинутых цифровых решений. Ускорить переход на новые рыночные рельсы поможет кооперация с технологичными компаниями и игроками рынка EdTech.

Например, инфраструктуру для цифровой образовательной среды и инструменты для быстрой разработки ИТ-решений проще получить в облаке. Это позволит не тратить много средств на закупку «железа», а поддержкой, обновлением и работоспособностью систем займется провайдер.

В достижении нужной скорости помогает использование PaaS. Платформенные сервисы (PaaS) — это облачные базы данных, инструменты аналитики Big Data, кластера Kubernetes как сервис, речевые технологии и многое другое. С их помощью можно быстрее разрабатывать и выводить на рынок различные цифровые решения. Это могут быть мобильные приложения для студентов, электронный деканат для сотрудников, цифровые зачетки, виртуальные ассистенты для преподавателей и учащихся, витрины курсов и многое другое.

Читайте также:  Чем занимаются в рекламном бизнесе

Другая форма сотрудничества — запуск совместных образовательных программ. Это выгодно обеим сторонам: репутация и мощная научно-исследовательская база вуза в синергии с современными инструментами организации учебного процесса от частной компании складываются в ценный продукт.

Например, EdTech-компании уже активно привлекают экспертизу с профессионального рынка, а ИТ-компании готовы помогать наращивать компетенции специалистов по сложным технологиям. Так, VK Cloud Solutions, Слёрм и Intel организовали вечернюю «Школу Kubernetes для разработчиков». В конце 2021 года в ней прошли бесплатное обучение Kubernetes 15 тыс. человек. Эти практики сотрудничества могут брать на вооружение и классические вузы.

Спрос на DevOps-инженеров вырос на 70% за последние два года. Ориентируясь на запрос рынка, образовательный портал GeekBrains запустил факультет DevOps. Программа длительностью 1,5 года рассчитана на обучение профессии с нуля. Один из курсов внутри факультета разработан совместно с VK Cloud Solutions.

Он называется «Основы облачных технологий» и включает 12 часов теории и 24 часа практики от специалистов провайдера. Студенты получают возможность реализовать проект на облачной платформе и работать с реальными облачными сервисами.

В ближайшие 10 лет структура активного потребления перераспределится в сторону поколения Z. При этом следующее поколение — «альфа» — войдет в платежеспособный возраст и также будет вносить свои коррективы в рынок предложений. Не нужно быть социологом, чтобы уже сейчас заметить, что это люди повышенной диджитальности и требовательности к кастомизации продуктов и свободе выбора. Ценностный профиль нового поколения студентов базируется на интересе, безопасности и социальном признании — уже в меньшей степени влияет императив «надо». Без модернизации подходов классические вузы будут терять свою аудиторию. Экспертиза технологических компаний и опыт игроков рынка EdTech могут помочь им создавать востребованные цифровые образовательные продукты, а главное — поддержать преемственность высшей школы.

Новая книга о блокчейне 2023 год

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды

Источник: www.if24.ru

Как «Университет 3.0» меняет облик городов и профессий

Выступающая обратила внимание аудитории на то, что современный университет — это не просто образовательное и научно-исследовательское учреждение, а пространство, которое объединяет образование, науку и инновации. То, что и называется термином «Университет 3.0». Именно в таких рамках университетская среда все больше становится инфраструктурой для предпринимательства и развития стартапов.

Идея «Университета 3.0» заключается в том, что, помимо основной деятельности, он влияет на развитие окружающих его территорий, то есть вносит существенный вклад в жизнь города, в изменение его облика. В качестве примеров она привела серию экспериментальных проектов по созданию современной культурной и творческой среды для студентов, преподавателей, исследователей и бизнеса на площадках вузов Санкт-Петербурга.

Создать место для современного искусства было непросто, отметила Марина Липецкая. Но в итоге родились такие проекты, как «Краш» РГПУ им. А. И. Герцена, учебный музей Академии им. А. Л. Штиглица и «Термен» в кампусе Санкт-Петербургского Политеха.

Среди основных эффектов «Университета 3.0» она отметила прежде всего пространство, где концентрируются целевые сообщества, пространство для креативных работ, которое начинает капитализировать окружающую среду. Сотрудничество бизнеса, студентов и исследователей приводит к продвижению новых индустрий и производству инновационных продуктов.

«Люди, которые один раз обучились в даже простом формате, уже приобретают новую квалификацию, и чем быстрее мы будем обучать их новым и перспективным квалификациям, тем быстрее мы будем видеть экономический эффект. Примерно 4% затрат на персонал крупных компаний идет на переобучение персонала ежегодно», — подчеркнула Марина Липецкая.

По ее словам, новая повестка выстраивает и новый имидж для университета. «Когда происходит дефицит смыслов, молодежь и жители в целом чувствуют это. „Университет 3.0“ может работать, чтобы ликвидировать этот дефицит», — резюмировала Марина Липецкая.

Всероссийский форум стартап-студий федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» состоялся в Москве 28–29 ноября. Мероприятие стало первой встречей всех участников Платформы. Они подвели итоги первого года совместной работы и обсудили перспективы проекта.

Форум проводился в гибридном формате: принять участие можно было как очно на площадке, так и подключившись к онлайн-трансляции. Общее количество участников составило более 2000 человек, среди которых победители конкурса «Студенческий стартап», сотрудники российских вузов, представители власти, руководители технологических компаний, а также основатели российских стартапов.

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» включает в себя 7 основных инструментов: конкурс «Студенческий стартап», «Предпринимательские точки кипения», акселерационные программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив, университетские стартап-студии, тренинги предпринимательских компетенций, программу возмещения части инвестиций, направленных на реализацию университетских стартапов, а также предоставление отобранными компаниями по инвестированию в малый бизнес беспроцентных конвертируемых займов стартапам.

Источник: univertechpred.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин