Успешному развитию среднего и малого бизнеса в России что препятствует

Лизинг представляет собой систему хозяйственных взаимоотношений, в рамках которой одной стороной (лизингодателем) происходит вложение (инвестирование) его временно свободных или привлеченных финансовых средств в приобретение у производителя тех или иных видов движимого или недвижимого имущества, относимого к основным средствам, с целью передачи его по договору юридическим или физическим лицам на определенный срок за установленную в договоре оплату.

Основной формой лизинговых отношений, регулируемых ныне действующими в России нормативно-правовыми документами, является форма финансового лизинга. Его отличительными особенностями является следующее:

— наличие трех сторон, участвующих в складывающихся в рамках лизинговой сделки хозяйственных отношениях (лизингодатель — производитель — лизингополучатель);

— включение в качестве условия выполнения договора лизинга особой финансовой операции, при помощи которой лизингодатель приобретает у производителя имущество и права собственности на него для последующей передачи лизингодателю.

5 шагов к успешному бизнесу

Имущество для использования по лизингу передается лизингополучателю немедленно, а права собственности — лишь после выплаты им лизингодателю полной стоимости объекта лизинга в течение срока действия лизинговых отношений по договору. При этом договор финансового лизинга заключается, как правило, на нормативный срок службы имущества, передаваемого по лизингу, т.е. с учетом норм простой или ускоренной амортизации. Вариантом является заключение договора лизинга на срок меньший нормативного, но с правом лизингополучателя на выкуп имущества по остаточной стоимости на момент истечения договора лизинга.

До истечения этого срока и завершения процесса выплат лизингодатель сохраняет за собой право собственности на объект лизинга и согласно договору лизинга несет определенные обязательства по поддержанию этого объекта в работоспособном состоянии, если иное не установлено самим договором лизинга.

Упрощенным вариантом лизинговых отношений является система оперативного лизинга (аренды или проката). Оперативному лизингу в отличие от финансового:

— присущи более ограниченные сроки лизинговой сделки;

— отказ от перехода права собственности на объект лизинга по завершении лизинговой сделки.

До настоящего времени действующие российские нормативные документы понятие “оперативный лизинг” не устанавливают и связанных с ним отношений не регулируют. В этой связи на практике, там, где необходимы отношения оперативного лизинга, пока применяются регулирующие нормы и процедуры аренды. Это касается не только общефедерального уровня правового регулирования лизинговых отношений, но и регионального уровня. Например, в ряде региональных законов о развитии и государственной поддержке малого предпринимательства, принятых в 1995 г., 1996 г. и даже в 1997 г. (Еврейская АО, Республика Карелия и др.) лизинг отождествляется с долгосрочной арендой с правом выкупа арендуемого имущества. Та же ситуация имеет место в регионах и тогда, когда дело от закона переходит к реальной практике. Так, в Республике Коми (при наличии местной лизинговой компании “Комилизинг”, хотя и с довольно скудными ресурсами) для решения важной задачи передачи малому и среднему бизнесу имущественных комплексов в республиканской собственности используется практика аренды и иных подобных форм хозяйственных отношений, что закреплено Постановлением Совета Министров Республики Коми “О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в арендное, хозяйственное ведение и оперативное управление” № 435 от 9 августа 1993 г.

Развитие малого и среднего бизнеса в России считается приоритетным направлением

Особенностью формы отношений оперативного лизинга (по сравнению с финансовым лизингом) является краткосрочный характер действия лизинговых отношений и, что наиболее важно — не связанных в итоге с переходом права собственности на объект лизинга. В связи с этим в системе оперативного лизинга, как правило, не складывается прямых взаимодействий лизингополучателя и производителя, а у лизингодателя появляется возможность передачи одного и того же имущественного объекта в лизинг несколько раз в течение нормативного срока его службы.

Система лизинговых отношений пришла в Россию из стран с развитой рыночной экономикой, где в настоящее время на долю операций лизинга приходится до 30% всех инвестиций в основной капитал в США и до 15% — в странах Западной Европы. Что касается российской экономики, то здесь доля лизинга в общем объеме инвестиций в 1996г. составляла 1%, а на 1997 г. прогнозировалась в размере 5%. Однако, как показывают самые новейшие публикации, эти прогнозы оказались излишне оптимистичны. По нашим оценкам и оценкам других экспертов, в 1997 г. на лизинговые услуги пришлось примерно 1,4% от общих вложений в основной капитал в российской экономике. Таким образом, несмотря на привлекательность лизинговых отношений как формы реализации инвестиционных ресурсов, в том числе и для сферы МП, масштабы их применения в России весьма ограничены.

Читайте также:  Можно ли быть депутатом и иметь бизнес

В принципе для развития лизинговых отношений в российской экономике есть определенные предпосылки. Среди факторов, способствующих развитию лизинга в настоящее время, можно выделить снижение инфляции, ставки рефинансирования, доходности государственных ценных бумаг, а значит, переориентацию банков с рынка ценных бумаг на инвестирование в производство, привлечение более дешевых кредитов иностранных финансовых структур, появление в стране платежеспособных потребителей лизинговых услуг и возникновение рынка последних. Эти позитивные сдвиги еще не достаточны для того, чтобы прочно утвердить роль лизинга как одного из “локомотивов” инвестиционного процесса, в т.ч. и в сфере малого бизнеса. Позитивно оцениваются и возможности развития лизингового сотрудничества в рамках экономического пространства стран СНГ.

Сравнительно низкие показатели развития лизинговых услуг объясняется как общим инвестиционным спадом в российской экономике, так и в первую очередь недостаточным вниманием органов власти и управления к развитию лизинговых отношений, особенно со стороны органов власти и управления регионального уровня. Это проявляется прежде всего в плане слабого развития нормативно-правовой базы лизинговых взаимоотношений и недостаточных усилий по их распространению в сфере малого предпринимательства.

Для ограниченного развития лизинга есть и иные причины. В современной экономической ситуации в России многие сферы деятельности гораздо более выгодны для вложения средств, чем лизинг машин и оборудования. Этим, в частности, объясняется нехватка первоначального капитала для развертывания деятельности лизинговых компаний. Для данной сферы бизнеса проблема стартового капитала весьма актуальна и в силу временных разрывов в обороте средств (имущество приобретается единовременно, а оплата его производится по частям в течение срока действия лизингового договора).

Важной проблемой российской хозяйственной практики остается неурегулированность вопроса о гарантиях участникам лизинговой сделки. Практика предоставления гарантий и распределения рисков между участниками лизинговой сделки в нормативном плане пока отрегулирована недостаточно. Особенно это касается того, какие конкретно риски лизингодателя должны быть покрыты гарантией/ поручительством или заранее скалькулированы в величину лизинговых платежей. Сегодня в практике лизинга, особенно в отношении “стартовых” МП, не имеющих возможности представить потенциальному лизингодателю исчерпывающую информацию (балансы и пр.) за предшествующие 2-3 года своей деятельности, лизингодатели требуют либо банковской гарантии, либо поручительства другого предприятия. Для МП банковские гарантии либо недостижимы, либо с учетом цены крайне снижают всю эффективность лизинговой сделки.

Необходимо учесть и еще один аспект проблемы. Традиционное представление о лизинге в том смысле, что здесь полной гарантией интересов лизингодателя является собственность на сам объект лизинга, по мнению самих представителей лизингового бизнеса, не вполне соответствует реальной ситуации в России, переживающей лишь этап начального становления данной формы хозяйственных отношений и ее институтов. В мировой практике лизинговых операций подобного имущественного страхования лизинговой сделки, как правило, бывает достаточно для удовлетворения интересов всех участников этой сделки. Однако в России, в силу неразвитости рыночных отношений и относительной узости рынков, особенно инвестиционных товаров, ситуация выглядит несколько иначе. Здесь, даже сохраняя права собственности на лизинговое имущество, лизингодатель в случае разрыва договора лизинга, скажем, из-за несостоятельности лизингополучателя несет крупные убытки (необходимость демонтировать оборудование, доставить и складировать его, привести вновь в “товарный вид”, срочно найти нового лизингополучателя или реализовать оборудование).

Недостаточно ясно определено и отношение государства к лизинговой деятельности. С одной стороны, признано, что лизинг является важным фактором развития предпринимательской деятельности, деловой активности. С другой стороны, действующая налоговая система сводит на нет все преимущества лизинга, в особенности при импорте для целей лизинга машин и оборудования.

Несмотря на определенные налоговые и амортизационные льготы, сегодня лизинг по финансовой эффективности сопоставим с обычным кредитованием. Величина лизинговых платежей ориентируется на уровень банковских процентных ставок, а процедура подачи и рассмотрения заявки, требования к ней, механизмы последующего контроля сходны. Поэтому лизинговые компании зачастую рассматриваются предпринимателями-инвесторами как излишний посредник в их взаимоотношениях с производителем (поставщиком) оборудования и банком, в котором можно взять кредит на его покупку.

Источник: smekni.com

Факторы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства

Несмотря на понимание руководством страны роли малого и среднего бизнеса в развитии экономики, принятие целого ряда законодательных и практических мер по его поддержке, до сих пор достаточно благоприятных условий для успешного развития этого сектора в России не создано.

Читайте также:  Бизнес система bsp что это

В стране имеют место нестабильность во многих отраслях хозяйствования, административно-бюрократические барьеры, высокий уровень инфляции, нечеткость и противоречивость принимаемых органами власти законов и постановлений. Даже Президент РФ в свих выступлениях отмечает, что в этой сфере пока больше проблем, чем видимых достижений.

Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, значительная часть которых придумана региональными и местными органами власти, в то время как федеральное законодательство таких требований не предъявляет. Чудовищный набор бюрократических препон больнее всего бьет по малому бизнесу.

Итоги проведенных различными организациями общественных опросов позволяют выстроить следующий ряд проблем, пока ещё препятствующих быстрому развитию малого и среднего предпринимательства:

  • 1. Организационные проблемы. Это сложности, связанные с определением и отводом места расположения предприятия, юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке и т. д. Необходимость множества согласований, долгое ожидание нужных разрешений.
  • 2. Непредсказуемый рост цен на энергоресурсы и транспортные перевозки. Высокие темпы инфляции в стране. Это не позволяет разработать реальный бизнес-план и быть уверенным в своих перспективах.
  • 3. Трудности в получении кредитных ресурсов для формирования стартового капитала. Остаются высокими процентные ставки по кредитам и залоговые требования банков. Немало сложностей с получением льгот.
  • 4. Нехватка квалифицированных кадров, способных открыть и развивать свое дело.
  • 5. Недостаточное развитие доступной консультационной и информационной поддержки. Это очень важно в ситуации, когда ощущается недостаток квалифицированных кадров, нет опыта занятий предпринимательством, когда не сформировалась инфраструктура предпринимательской деятельности.
  • 6. Большое число проверок и ревизий, которые мешают бизнесу нормально функционировать и развиваться.
  • 7. Несовершенство действующей системы налогообложения. Введенная специально для малых предприятий упрощенная система налогообложения имеет целый ряд недостатков, делающих невозможным или нецелесообразным её применение многими предприятиями.

По тяжести налогового бремени Россия стоит на 64 месте в международном рейтинге. Тяжелым фискальным прессом стало введение в 2011 году 34%-ной ставки страховых взносов для предприятий, а затем удвоение в 2013 году страховых взносов для ИП.

8. Широкое распространение коррупции. Предприятия вынуждены регулярно производить неформальные выплаты чиновникам.

Преодоление перечисленных проблем находится полностью в компетенции государственных и местных органов власти. И события последних лет показывают, что со стороны властных органов предпринимаются последовательные шаги по созданию надлежащих условий для более успешного развития малого и среднего бизнеса.

В то же время представители этой сферы экономики всё более активно защищают свои интересы, создавая объединения и другие общественные формирования предпринимателей, продвигая своих представителей в законодательные органы власти в качестве политического лобби.

Источник: studref.com

Успешному развитию среднего и малого бизнеса в россии что препятствует

Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной и муниципальной политики развития предпринимательства. Несмотря определенный уровень развития состояния малого и среднего предпринимательства, существуют серьезные проблемы, препятствующие его развитию.

Одной из ключевых проблем развития малого предпринимательства в России является, неразвитая правовая основа для малого бизнеса.

Кроме того, неустойчивость и незавершенность законодательной базы в области налогового регулирования, которое все еще остается противоречивым и сложным. Это приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляют свою предпринимательскую деятельность. Малый и средний бизнес по-прежнему задыхается под налоговым прессом государства. Для многих предприятий главной задачей стало не расширение бизнеса, а элементарное выживание [61, с.55].

Другая ключевая проблема — слабая инновационная направленность малого и среднего бизнеса. Государству необходимо создать условия, при которых предприятиям было бы интересно начинать инновационную деятельность, а соответственно будет повышаться конкурентность, которая отсутствует из-за отсутствия мотивации у предпринимателей. Предприниматели предпочитают заниматься сферами, гарантированно приносящими прибыль, в частности, торговлей.

Основной причиной того, что на малых и средних предприятиях в большинстве случаев используют обычные или незначительно усовершенствованные технологии и лишь в 10% случаев применяются достаточно уникальные разработки, является также неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в наукоемких малых производствах. То есть малый и средний бизнес никогда не был заинтересован в настоящих исследованиях, поскольку нет больших гарантий получения прибыли. Если исследование действительно стоящее, то у малого бизнеса не хватает денежных средств на его реализацию [62, с.38].

Читайте также:  Что происходит с бизнесом такси

Еще одной важной проблемой малого и среднего бизнеса является финансовое обеспечение. Мировая практика убеждает, что более 90 процентов субъектов предпринимательства не смогут начать работу без заёмных средств. Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях.

Отсутствие серьезного внутреннего спроса на проекты предприятий и, как следствие, низкая рентабельность, не пресекаемые государственными органами грубые нарушения прав интеллектуальной собственности, недобросовестная конкуренция и коррупция — ещё одна проблема развития малого бизнеса.

Не менее актуальной является проблема кадров на малых предприятиях. Именно сейчас в России происходит «смена поколений директорского корпуса». Опытные кадры уходят, а у молодых не хватает опыта в данной сфере.

Качество образования молодых специалистов не подлежит сомнению, однако вновь пришедшим не хватает навыков ведения крупных инновационных проектов, которыми обладает лишь «старое» поколение. Серьезной проблемой является «утечка мозгов». Процесс для России не новый. Хотя известно, что в последнее время часть «покинувших», набравшись зарубежного опыта, вновь возвращается на родину. Но в России, к сожалению, отсутствуют благоприятные условия для новых разработок.

Серизной проблемой является вопрос об административных барьерах. Пытаясь легализовать и узаконить процесс «участия в прибылях», местные чиновники под предлогами борьбы с фирмами-однодневками и даже террористическими угрозами настойчиво рекомендуют ещё больше забюрократизировать саму процедуру регистрации малых предприятий. Несомненно, это приведёт к увеличению и без того непомерного «коррупционного» налога на бизнес. Противопоставить ему можно только повышение роли предпринимательских союзов и объединений, продолжение административной реформы и передачу общественным организациям предпринимателей части вопросов, связанных с регулированием деятельности субъектов малого бизнеса. Именно по такому пути развивается малое предпринимательство во всём цивилизованном мире.

Таким образом, в целом, мы охарактеризовали основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства в общероссийском масштабе.

Говоря о преградах в развитии малого бизнеса на территории Забайкальского края, отметим следующее. Интенсивное развитие субъектов малого предпринимательства Забайкальского края сдерживают следующие проблемы:

ограниченный доступ субъектов малого предпринимательства к заемным ресурсам;

территориальные диспропорции в уровне развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях края;

дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки.

Причинами возникновения существующих проблем являются:

недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;

высокие затраты субъектов малого предпринимательства при привлечении кредитных ресурсов;

низкая активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства;

недостаточный уровень предпринимательских навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний;

низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность.

Кроме того, на процесс развития предпринимательской деятельности в регионе все большее влияние оказывают внешние факторы. Повышаются требования к конкурентоспособности, качеству продукции и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства.

Актуальной является проблема возможных негативных последствий для малого бизнеса при интеграции в мировую экономику. Развитие малого бизнеса и переход его на качественно новый уровень в формировании валового регионального продукта края требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого предпринимательства в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами.

В соответствии с Законом Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы» развитие малого и среднего предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития края, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач. Исходя из этого положения, можно смело говорить, что вышеуказанные проблемы напрямую влияют на социально-экономическое развитие края.

Активизация действий Правительства Забайкальского края в части поддержки малого предпринимательства является в настоящее время весьма актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие малого бизнеса в крае.

Таким образом, анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, указывает, что существующие проблемы необходимо решать посредством согласованных действий самих субъектов предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин