Гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Взаимозаменяемость работников. Для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга. А в случае необходимости – дублирование и взаимозаменяемость.
Высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководства и подчиненных. Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Недостатки малого бизнеса.
Предприниматель работает под страхом быть разоренным, то есть, велика степень риска.
Многое зависит не столько от умения руководителя, сколько от воздействия внешней среды.
Низкая возможность накопления капитала.
Сфера деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограниченны масштабом производства.
1. Недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.
2. Законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство.
Нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;
Установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
3.Недостаток финансовых средств – неплатёжеспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций и оборудования, высокий уровень налогов.
4.Нестабильность рынка сбыта для малых предприятий.
5. Отсутствие мотивации
6. Недостаточность стартового капитала
7. Практическая невозможность получения кредитных ресурсов
8. Налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения
17. Характеристика основных моделей рынка. Антимонопольное законодательство.
Существует четыре модели рынка:
Рынок свободной (совершенной) конкуренции характеризуется следующими основными чертами:
• наличие на рынке большого числа продавцов и покупателей товара;
• свободный доступ на рынок;
• свободное ценообразование под влиянием спроса и предложения.
Рынок монополии характеризуется следующими чертами:
• доступ на рынок заблокирован.
Выделяют монополии закрытого и открытого видов, а также естественные монополии. Закрытая монополия — это монополия, которая защищена от конкуренции на законодательном уровне, при этом предприятие имеет исключительные права на ведение определенного вида деятельности. Открытая монополия — это монополия, которая возникла в результате выхода на рынок с новой продукцией. Естественная монополия представляет собой рыночную ситуацию, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается при наличии одной единственной фирмы.
Существуют такие формы монополии:
Чистая монополия — это ситуация на рынке, когда в отрасли существует одно предприятие.
Монопсония — существование на рынке одного покупателя.
Дуополия — когда в отрасли функционируют лишь два производителя.
Двусторонняя монополия — когда в отрасли есть единственный продавец и единственный покупатель товара.
Рынок монополистической конкуренции характеризуется следующими чертами:
• достаточное количество производителей, что способствует свободному ценообразованию;
• доступ на рынок свободный;
• экономическая борьба на основании ценовой и неценовой конкуренции;
• дифференциация продукта, как реальная, так и мнимая, которая создается с помощью рекламы, использования торговых марок и др.
Контроль над ценами со стороны конкретного предприятия незначительный. Препятствия доступа на рынок продукта незначительны или вообще отсутствуют.
Олигополия — это ситуация на рынке, когда в отрасли существует несколько производителей. При этом доступ на рынок ограничен преградами. Характерной особенностью олигополии является взаимная зависимость производителей друг от друга при решении вопросов ценообразования.
Характерные особенности олигополистического рынка:
• контроль над ценой товара ограничен взаимной зависимостью;
• существуют препятствия к вступлению на рынок товара;
• продукт как стандартный, так и дифференцированный.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) не обоснованный сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
5) не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
6) не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Отличительные черты малого бизнеса
Малый бизнес – это предпринимательство, которое основывается на деятельности небольших фирм или предприятий, не входящих формально ни в какие объединения. На сегодняшний день эта форма получила довольно широкое распространение.
Статьи по теме:
- Отличительные черты малого бизнеса
- Как выбрать малый бизнес
- Какие виды ИП в России наиболее распространены и почему
Инструкция
Главной отличительной чертой малого бизнеса является ограничение по численности работников. В соответствии с законами РФ, число работников на предприятии не должно превышать ста человек за прошедший год. Также выделяют микропредприятия, к которым относятся компании с числом работников менее 15.
Еще одна не менее важная отличительная черта — выручка. Она не должна (для малых предприятий) превышать отметку в 400 млн за прошедший год (без учета НДС), а для микропредприятий быть не выше 60 млн.
Сегодня создание своего малого бизнеса становится более простым, так как государство активно помогает начинающим предпринимателям, потому что малый и средний бизнес – это одни из самых важных секторов экономики любой прогрессивной страны.
Для малого бизнеса приемлемо такое понятие, как франчайзинг. Он позволяет новым, маленьким компаниям работать по технологиям больших корпораций. Но к сожалению, данное понятие не может быть применено ко всем отраслям, в которых есть малый бизнес. Но оно активно применяется в торговле, туризме, а также в системах общественного питания.
Одной из отличительных черт малого бизнеса от крупного является степень того, как сильно собственник или инвестор бизнеса вовлечен в дела компании. Как правило, когда речь заходит о малых предприятиях, собственник является действующим предпринимателем (иначе – бизнесмен).
В то время как в крупных компаниях, инвестор всего лишь предоставляет начальный капитал, а непосредственно бизнесом занимается уже специально обученный этому человек. Такое положение дел влечет за собой и то, как относятся к делу бизнесмены имеющие малые предприятия. Очень часто при принятии ими решения эмоциональный фактор преобладает над расчетом, что нередко плохо заканчивается. Также из-за того, что у малых компаний доступ к рынку капитала ограничен, они не могут использовать большое количество инструментов, в отличие от больших предприятий.
Труднодоступность капитала очень сильно отражается на таких вещах, как качественная реклама. Очень часто от нее приходиться отказываться и использовать самые дешевые способы привлечения клиентов, а это, в свою очередь, отражается на выручке. А низкая капитализация снижает привлекательность предприятий на рынке инвесторов. Таким образом, получение капитала становится еще более трудным процессом.
Несмотря на то что сегодня государство всевозможными способами пытается помочь малому бизнесу, его построение по-прежнему остается довольно трудным процессом, доступным далеко не каждому.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как вести малый бизнес
- Проблемы российского бизнеса
- Кто относится к субъектам малого предпринимательства
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как организовать малый бизнес
- Малый бизнес начинается с разумных вложений
- Какие предприятия являются малыми, средними, крупными
- Какой малый бизнес лучше всего открыть
- Что такое бизнес
- Как создать маленький бизнес
- Как определить размер предприятия
- Как открыть мелкий бизнес
- Как открыть свой бизнес с нуля
- Какой малый бизнес самый прибыльный в России
- Поддержка малому и среднему предпринимательсву в России
- Как построить малый бизнес
Источник: www.kakprosto.ru
Чем отличается малый бизнес от среднего?
Правила классификации предприятий на малые, средние и крупные прописаны законодательстве. Эти критерии регламентированы в Федеральном Законе № 209 и Постановлении Правительства № 702. Мы расскажем, чем отличается малый бизнес от среднего, и какие преимущества и недостатки есть у каждого вида деятельности.
Характеристики малого бизнеса
- Размер штата не превышает 100 сотрудников (включительно).
- Годовой доход от продажи товаров или услуг не превышает 800 миллионов рублей.
- Более 49% от уставного капитала или контрольного пакета акций не принадлежит крупному юридическому лицу.
В отдельную категорию выделяют микропредприятия. Это организации, в которых работает до 15 сотрудников (включительно). Годовой доход от продажи товаров или оказания сервиса не должен превышать 200 миллионов рублей.
Маленькие компании обычно принадлежат начинающим предпринимателям и работают в одном помещении. Для них характерны следующие виды деятельности: магазин у дома, аптека, салон красоты, кафе или ресторан, развлекательный центр.
Особенности среднего бизнеса
К следующему типу бизнеса относятся субъекты, соответствующие критериям:
- Численность сотрудников не превышает 250 человек (включительно).
- Годовой доход от предпринимательства не превышает 2 миллиардов рублей.
- Более 49% не принадлежит крупному юридическому лицу.
Установленным критериям соответствуют компании, работающие по принципам сети. К типичным представителям относятся сетевые магазины, аптеки, салоны красоты, рестораны, действующие в пределах населенного пункта. К ним же относятся заводы с небольшим объемом производства.
Статус субъекта предпринимательства определяется на основе документов, которые он подает в ФНС. Принципы классификации одинаковы для всех юридических лиц, вне зависимости от сферы деятельности и формы собственности.
Преимущества и недостатки
У каждого способа ведения бизнеса есть преимущества и недостатки, в зависимости от масштаба юридического лица. Рассмотрим плюсы и минусы предприятий разного размера.
Малые предприятия
Представители малого бизнеса имеют больше прав на поддержку государства. Для них доступны следующие льготы:
- упрощенная форма регистрации;
- упрощенная сдача бухгалтерской отчетности;
- получение государственных субсидий;
- кредиты на развитие на выгодных условиях;
- надзорные каникулы: временный мораторий на проверки.
Бизнесменам проще вести бухгалтерский учет. Зачастую этой задачей занимается сам владелец предприятия. Небольшие фирмы чутко реагируют на изменение рыночных условий, они могут перестраиваться в зависимости от ситуации.
Начинающим бизнесменам сложно занять нишу на рынке и выделиться среди известных брендов. Любая ошибка может оказаться фатальной. Часто малые фирмы закрываются в течение 1−3 лет после регистрации из-за ошибок в маркетинговой стратегии или низкого уровня обслуживания клиентов.
Средние предприятия
Предприниматели, владеющие средними компаниями, получают больше денег за счет масштаба. У них уже есть ниша, бренд и некоторое количество лояльной аудитории и больше возможностей масштабирования. Как правило, они уже представляют собой сеть как минимум из 2−3 филиалов. Владелец может заниматься открытием филиалов самостоятельно или разработать и продавать франшизу.
Средний бизнес крайне сложно открыть с нуля. Для запуска требуется проделать большой объем подготовительной работы и привлечь больше инвестиций. Масштабными предприятиями сложно управлять, с задачей не справляется один человек. Владельцу следует делегировать управление отделами и ведение отчетности. Для повышения эффективности управления следует внедрить систему автоматизации.
Классификация предприятий основана на показателях годовой доходности и числе работников. При классификации учитывается, кто является собственником. Малыми и средними не считаются предприятия, более 49% которых принадлежит крупным юридическим лицам.
Начать малый бизнес может почти любой желающий, для запуска не требуется объем инвестиций. Маленькие организации пользуются льготами, но им сложно выделиться на фоне более крупных конкурентов, чтобы найти и занять свою рыночную нишу.
Средние компании приносят больше денег, но открывать их с нуля трудно. Для этого потребуется привлечь много инвестиций и владеть развитыми управленческими навыками. Часто бизнесмены сначала открывают маленькие компании, а затем направляют выручку на их масштабирование, и в результате переходят на высокий уровень.
Источник: synergy.ru