Устойчивое развитие малого бизнеса это

Устойчивое развитие малого бизнеса — это такое развитие бизнеса, которое удовлетворяет потребностям в настоящем времени, и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. А Ваш бизнес подходит под это понимание устойчивого развития? Устойчивое развитие — это всегда достойная мишень для малого бизнеса. В качестве членов различных общин, мы знаем, что общество, окружающая окружение и экономика взаимосвязаны. Здесь просто имеет смысл обратить внимание на воздействие на окружающую среду в хозяйственной практике, и мы стараемся, чтобы наши сообщества были здоровыми, имели приятные места, чтобы жить.

factors-for-sustainable-business-development

Обращать внимание на устойчивое развитие малого бизнеса, особенно разумно, когда столь многие из наших потенциальных клиентов активно ищут более экологические продукты и услуги. Свидетелями такого роста являются отрасли, такие как «органические» продукты питания. Многие производители продуктов питания уже перешли на экологически чистые методы производства; органическое продовольствие может быть продано за более высокую цену на рынке, и потребители готовы платить эту цену. Принятие экологически сознательного решения о вашей бизнес деятельности может быть неплохо для нижней линии.

Цели устойчивого развития и бизнес

Одно из основных допущений, лежащих в основе определения устойчивого развития заключается в том, что экологические соображения должны быть зафиксированы в принятии экономических решений. В то время как наше правительство демонстрирует твердую приверженность к практике устойчивого развития и реализации политики, чтобы поддержать его, если небольшой бизнес не попадёт на борт, полное устойчивое развитие малого бизнеса будет невозможно. Таким образом, переход к большей устойчивости должен выходить на местном уровне, в местах, где мы живем и работаем.

Если Вы похожи на меня, вы экологически осмысленный человек. Вы будете сокращать, повторно использовать и перерабатывать в вашем доме всё,что только возможно, и вы научите своих детей делать эти вещи. Но тут всё будет зависеть от того, где вы работаете. Вы также работаете в вашем бизнесе с экологически сознательным подходом?

Для малых предприятий, активно участвующих в устойчивом развитии, это нужда принятия экологически обоснованных принципов ведения бизнеса и воплотить их в жизнь.

Реализация принципов устойчивого развития

Первый шаг к становлению плана процесса устойчивого развития, чтобы именно сейчас, а не после выбрать или сформулировать принципы устойчивого развития Вашего бизнеса. Вы можете, как сделать приверженность повышению вашей коммерческой деятельности следуя принципам всей конструкции системы, основанным на убеждении, что природные ресурсы и экологические системы являются редкостью в то время как человеческий капитал увеличивается.

Что такое цели устойчивого развития?

Этот подход также известен как ЭКО-эффективность и естественный капитализм. Принятие принципов CERES — это хорошее начало для компаний, желающих включить принципы устойчивого развития в свои практики работы. Коалиция за экологически ответственную экономику (CERES) включает в себя инвесторов, государственные пенсионные фонды, профсоюзы, религиозные и общественные организации, работающие в партнерстве с компаниями для достижения общей цели корпоративной экологической ответственности. Принципы плана устойчивого развития включают в себя заявления в отношении устойчивого использования природных ресурсов, сокращения и утилизации отходов, энергосбережения, безопасной продукции и услуг, и восстановление окружающей среды, наряду с другими темами.

Если вы предпочитаете, чтобы разработать свои принципы устойчивого развития, я нашёл ясное объяснение этого, это система экологического менеджмента (EMS):

Система экологического менеджмента (EMS) — это система, разработанная организацией, чтобы помочь улучшить экологические характеристики, принимая во внимание экологические соображения при принятии решений и управлением рисками.

Первый шаг, чтобы начать трудиться вместе с EMS, чтобы сделать целеустремленность, сделать разработку и реализацию экологической политики; второе — поставить цели, задачи и целевые показатели для вашей программы управления окружающей средой.

Но Вы не должны ожидать, чтобы принять меры и приступить к интеграции устойчивого развития в бизнесе с операциями в десять простых способов, которые можно реализовать прямо сейчас.

Источник: whitebiz.info

Устойчивое развитие малого бизнеса это

В статье определены и обоснованы приоритеты, роль и задачи промышленной политики в устойчивом развитии малых и средних производственных предприятий. Дана оценка современной ситуации, характеризующей развитие малого и среднего промышленного предпринимательства в России и в регионах в условиях «санкционного давления» на экономику. Выявлены ключевые факторы, обуславливающие низкую долю малого и среднего бизнеса в промышленности. Определены приоритетные направления, формирующие благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в промышленном секторе, представлен обзор наиболее успешных региональных практик в части развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства – региональных центров инжиниринга, используемых ими инструментов и практик в части консультационной, производственно-технологической и образовательной поддержки производственного предпринимательства.

конкурентоспособность
приоритеты
промышленная политика
малый и средний бизнес

1. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Соотношение промышленной и конкурентной политики // Информационно-аналитический бюллетень. – 2003. – № 39.

2. Ивантер В.В. Будущее российской экономики: прогноз структурных изменений // Режим доступа: http// webserv2/intra/econom/19-09/6htm

3. Павленко Ю. Г. Экономический успех страны и ее конкурентоспособность в глобальной экономике // Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкуренто-способности / отв. ред. ак. Д. С. Львов, д.э.н. Д. Е. Сорокин. – М.: Наука, 2005. – C. 45.

4. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nisse.ru/business/article/article_2131.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

5. Данные официального сайта Министерства промышленности и инновационной политики РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minpromrb.ru/bashkortostan.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства продолжает оставаться одной из приоритетных задач развития российской экономики. В настоящее время именно субъекты малого и среднего предпринимательства являются потенциальными точками экономического роста регионов и при эффективном регулировании и должном внимании со стороны государства и местных властей, как раз развитие малого сектора экономики способно придать ощутимый импульс социально-экономическому развитию регионов. Именно средний и малый бизнес чаще всего создают стабильность в стране и регионах, обеспечивая налоговые потоки, которые гораздо меньше зависят от состояния и уровня всей мировой экономики. Средние и малые предприятиям гораздо гибче и адаптивнее, и в современных условиях им проще приспособиться к изменению конъюнктуры.

Особое значение и важность данная статья принимает в сложных экономических и геополитических условиях, когда Россия испытывает введенные США и Евросоюзом антироссийские санкции, и ответные защитные меры с российской стороны с новой остротой подняли вопросы высокой зависимости ряда секторов российской экономики от импорта товаров и технологий. Вместе с тем они создали российским производителям окно возможностей для более «агрессивного» импортозамещения. Российская экономика оказалась перед необходимостью за 1,5 года совершить рывок в повышении конкурентоспособности и импортозамещении, на который ранее потребовались бы многие годы. В этой связи становится актуальным вопрос о формировании новой промышленной и аграрной политики, которая должна обеспечить прорыв в повышении эффективности производства и учитывать как новые появившиеся вызовы, так и накопленный потенциал, при необходимости поворота в пользу открытой, действующей по мировым правилам экономики.

Соотношение уровня развития среднего и малого бизнеса в промышленности, а также приоритет структур крупного бизнеса – это важнейший вопрос промышленной политики. Сегодня уже становится понятно, что государственная промышленная политика в отношении предпринимательства будет эффективна настолько, насколько сможет обеспечить увязку целей и интересов государства и самого бизнеса.

Читайте также:  Глобализация сущность проблемы перспективы моногр м книга и бизнес

На современном этапе развития экономики меняются подходы к пониманию и роли промышленной политики как фактора конкурентоспособности региональной экономики. По определению Ю.Г.

Павленко, промышленная политика – стратегия, направленная на развитие и повышение эффективности промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения. В широком смысле промышленная политика включает и меры по обеспечению конкуренции, развитию регионов, расширению кооперации и специализации производства, стимулированию эффективности и содействию внедрению новых технологий. В узком смысле промышленная политика может быть нацелена на поддержку конкретных отраслей, производств и отдельных проектов [3]. Основным методом реализации промышленной политики служит предоставление ограниченному числу участников национальной экономики дополнительных ресурсов (в том числе и путем изъятия посредством налогообложения у одних экономических агентов и перераспределения через бюджет в пользу других) [1,с.5]. Это делает акцент на создании определенных преимуществ для отдельных экономических агентов, что неизбежно сказывается на конкурентной среде, изменении конкурентных сил.

Доминировавшее понимание промышленной политики как определение государством приоритетных секторов в народном хозяйстве и фокусировке на них различных форм и мер поддержки (и прежде всего бюджетного финансирования) имеет различные интерпретации. Так, по мнению экономистов С. Б. Авдашевой и А.Е. Шаститко, «основная характеристика промышленной политики не вполне соответствует своему названию, если последнее трактовать как относящееся только к определенному набору отраслей. Вот почему, строго говоря, промышленная политика может существовать и в сельском хозяйстве, и в сфере финансовых услуг» [1, с.6].

Современная ситуация, характеризующая развитие малого и среднего промышленного предпринимательства в России и в регионах, оценивается крайне негативно. Выпуск продукции таких компаний составляет не более 21 процента от объема валового внутреннего продукта, в средних и малых производственных компаниях занято только 13 процентов экономически активного населения страны, что в несколько раз меньше, чем в развитых западных странах. Если говорить о структуре бизнеса малых и средних промышленных компаний, то она крайне неблагоприятна – оборот их составляет всего 28 процентов от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу значительного разнообразия и асимметрии социально-экономических условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в решении проблем и достижении стратегических задач развития промышленности принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления.

В настоящий момент на территории РБ действует 1352 производственных и сельскохозяйственных предприятий – субъектов МСП с суммарной выручкой 86,8 млрд руб (без НДС, 2012 г), в том числе 26 % предприятий (по объему выручки) приходится на долю сельскохозяйственных предприятий (725 предприятий с выручкой 20,8 млрд руб), 74 % – на производственные предприятия (627 предприятий с выручкой 66,8 млрд руб), в том числе 6 % – химические.

Рис. 1. Структура отраслей субъектов МСП

Рис. 2. Структура субъектов МСП РБ в разрезе по отраслям, выручка и количество субъектов

Основная специализация сельскохозяйственных МСП – животноводство (32 %), выращивание зерновых и зернобобовых культур (28 %), смешанное сельское хозяйство (10 %) [4].

Обследования производственных предприятий в Республике Башкортостан выявили, что большинство из них (практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности) испытывают: а) недостаток инвестиционных ресурсов для модернизации производства; б) нехватку квалифицированного персонала (причем как инженеров-технологов и конструкторов, так и рабочих кадров); в) неумение организовать инновационные процессы; г) низкий уровень знаний по внешнеэкономическим операциям, процедурам, взаимодействиям.

К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, следует отнести существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и сложности с реализацией производимой продукции. Неблагоприятная инновационно-производственная структура МСП является следствием недостаточной инвестиционной и инновационной активности небольших промышленных компаний.

При этом особенно на региональном уровне крайне важно понять, что в настоящее время развитием предпринимательства необходимо управлять. Если исходить из предположения, что процесс естественного развития бизнеса подошел к некой критической точке своего развития, то, по всей видимости, со стороны органов власти требуются серьезные усилия по поиску и генерации нестандартных решений, способных переломить некую стагнацию в развитии малого и среднего бизнеса, наметившуюся в последнее время. Необходимость данного подхода продиктована, прежде всего, тем, что стандартные методы и модели поддержки развития малого предпринимательства фактически исчерпали себя и не дают серьезных результатов.

Значит, требуются принципиально новые идеи, предложения и усилия, которые смогут «завести» сектор малого и среднего промышленного предпринимательства и в перспективе будут способствовать его дальнейшему поступательному развитию. Сейчас достаточно много говорят о переформатировании работы по поддержке малого и среднего предпринимательства. В этой связи нам хотелось бы отметить, что речь должна идти не просто о поддержке данного сектора экономики, а о содействии ему путем формирования естественных благоприятных условий функционирования. То есть проводимая работа должна быть направлена не на размазывание имеющихся ресурсов по отдельным, иногда аффилированным бизнес-структурам, а способствовать активному формированию общего стимулирующего институционального пространства, для осуществления эффективной предпринимательской деятельности в действующем правовом поле. Учитывая, что административные барьеры в осуществлении предпринимательской деятельности являются серьезным сдерживающим фактором развития, можно смело утверждать, что только по данному направлению в руках власти сосредоточен серьезный потенциал для наращивания качества содействия малому бизнесу.

К данному времени в экономике страны сложились и учитываются статистикой более 100 отраслей. Из них, по оценке директора Института народнохозяйственного прогнозирования В.В.

Ивантера, 15 отраслей способны сохранять конкурентоспособность и обеспечивать ежегодный рост выше 10 %. Это отрасли инвестиционного машиностроения, химической промышленности, строительство, сфера финансовых услуг, отрасли средств связи и коммуникаций, науки и научного обслуживания. Тем не менее, как считает вышеуказанный ученый, только за счет этого ограниченного набора укрупненных отраслей невозможно обеспечить ощутимый рывок. «Существенную часть приращения экономической динамики должны дать изменения во внутриотраслевой структуре производства. Именно внутриотраслевая структура, внутриотраслевая конкуренция, внутриотраслевая специализация являются ключом к общему ускорению экономической динамики агрегированных отраслей и всей экономики. Главная проблема состоит в выявлении и стимулировании этих многочисленных, но весьма дисперсных точек роста» [2, с.2]. Именно такими точками могут стать малые и средние промышленные компании при соответствующем внимании со стороны государства.

На взгляд автора, данная позиция отвечает современным требованиям экономики, и основные направления деятельности государства в реальном секторе экономики в настоящее время видятся в стимулировании инноваций, инвестиций и структурных преобразований, обеспечивающих в действительности рост конкурентоспособности как отдельных компаний, так и отраслей в целом.

В последнее время государством предпринимаются меры, направленные на формирование благоприятных условий для развития малого и среднего промышленного предпринимательства. В качестве наиболее масштабных мероприятий по стимулированию предпринимательской и инвестиционной активности в регионах можно отметить проекты Агентства стратегических инициатив – Национальная предпринимательская инициатива («Дорожная карта») и Региональный инвестиционный стандарт. Данные проекты, по мнению их разработчиков, в случае полномасштабной реализации программных мер способны вывести промышленное предпринимательство на новый уровень развития. Одна из последних инициатив государства по поддержке производственного предпринимательства, прозвучавшая в ежегодном Послании Президента России Владимира Путина к Федеральному собранию, появление в России Национальной технологической инициативы и инвестиционного лифта для компаний с высоким экспортным потенциалом. Ключевые тезисы данного послания лягут в основу разработки основных направлений поддержки МСП:

Читайте также:  Бизнес может проверять партнеров

· устранение административных барьеров и улучшение инвестиционного климата в России – дальнейшая реализация «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, налоговые и надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса, национальный рейтинг инвестклимата в субъектах Российской Федерации;

· инвестиционный лифт и центр кредитно-страховой поддержки бизнеса;

· национальная технологическая инициатива – появление Атласа новых профессий и разработка отраслевых технологических форсайтов;

· кадровое обеспечение промышленности – подготовка кадров по перспективным рабочим и инженерным профессиям.

Значительные перспективы для развития малых и средних промышленных компаний дало создание региональных инжиниринговых центров, реализуемых на принципах частно-государственного партнерства. На настоящий момент 12 регионов России представляют 20 успешно действующих или находящихся в стадии становления центры, функционирующие в различных областях промышленности.

Основная цель таких центров – предоставление субъектам МСП полного цикла работ и услуг в области проектирования и дальнейшего продвижения инновационной продукции и разработок. Создание инжиниринговых центров станет перспективной основой сотрудничества реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса и образовательных структур.

В Республике Башкортостан в настоящее время действуют 2 региональных инжиниринговых центра – кластер малотоннажной нефтехимии, который объединил 10 предприятий МСП и 2 государственных предприятия из Уфы, Стерлитамака, Салавата и Октябрьского. Координатором кластера является Министерство промышленности РБ. Также действует «Инжиниринговый Центр Биотехнологий», созданный на базе ГБУ РБ «НИТИГ АН РБ». В рамках мероприятий региональных инжиниринговых центров малым и средним промышленным компаниям предоставляются инженерно-исследовательские, консультационные услуги по разработке технологических процессов, технологических карт, технологий оборудования производства; по коммерциализации НИОКР (продвижение и внедрение новых технологий на производственных предприятиях); ведется информирование производственных предприятий МСП о мерах государственной поддержки (в целевом сегменте) и услугах РЦИ РФ, некоммерческих и общественных организаций по трансферту технологий [5].

Представляется, что перевод данного сектора экономики в фазу стабильного развития, характеризующееся увеличением вклада малого и среднего производственного предпринимательства в устойчивое социально-экономическое развитие страны и регионов, требует

Рецензенты:

Ахтариева Л.Г., д.э.н., профессор, профессор кафедры инновационной экономики института экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета, г. Уфа.

Назарова У.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики труда, предпринимательства и маркетинга Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ, г. Уфа.

Источник: science-education.ru

Устойчивое развитие малого бизнеса это

В статье рассмотрены тенденции развития малого предпринимательства в России и его роль в развитии рыночной экономики. Приведены данные региональных и авторских исследований, характеризующие состояние и сферы деятельности малого предпринимательства в Амурской области.

Изучена роль малого и среднего бизнеса в развитии рыночной экономики региона, в обеспечении равновесия между рыночной эффективностью и решением социальных задач. Выделены основные преимущества функционирования малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики. Выделены и проанализированы основные факторы, влияющие на сдерживание развития и успешного функционирования малого бизнеса. Предлагаются основные направления региональных программ в области содействия поддержки малого предпринимательства как ведущего фактора становления эффективной деловой среды развития бизнеса в регионе.

малый бизнес
развитие предпринимательства
поддержка малого бизнеса
Амурская область

1. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ (дата обращения 25.02.2014).

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области. URL: http://amurstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/amurstat/ru/ (дата обращения 27.02.2014).

3. Попов В.М. Практика малого бизнеса / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. – М., 2008.

4. Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства // [Электронный ресурс]. URL: http://2020strategy.ru/g4/news/32595707.html (дата обращения 15.02.2014)

5. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства // [Электронный ресурс]. URL: http://www.smb.gov.ru/ (дата обращения 28.02.2014).

В настоящее время в условиях динамических изменений экономики и политической обстановки стратегическим направлением роста внутреннего валового продукта становится стабильное функционирование предприятий малого и среднего бизнеса. Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, приращения валового регионального продукта, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя снижать безработицу и сглаживать конъюнктурные колебания. Годовой объем розничного товарооборота в России на малых предприятиях в 2012 году превысил 22 млрд руб.

В сегменте микро- и малых предприятий на 1 января 2013 года осуществляет деятельность 1 997,0 тыс. юридических лиц, на которых занято (без учета внешних совместителей) 10 481,0 тыс. человек, что составляет 58,7 % от всех занятых в секторе МСП (малых и средних предприятий) и 14,6 % от занятого в экономике России населения [1].

Оборот сектора микро- и малых предприятий в 2012 году составил более 23,5 трлн рублей. За период с 2008 по 2012 год наблюдается ежегодный рост оборота предприятий на 25,3 % (без учета уровня инфляции) [5].

В условиях ужесточения конкуренции на товарном рынке весьма важным становится обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Реальная практика доказывает существование целого ряда факторов на макро- и микроэкономическом уровнях, препятствующих стабильному развитию предпринимательской деятельности, усиливающих ее региональную и отраслевую дифференциацию. В этой связи на первый план ставится необходимость разработки четких определений, критериев и количественных оценок устойчивого развития бизнеса. Кроме того, возрастает реальная потребность в раскрытии факторов обеспечения его устойчивого развития в конкурентной среде, направленных на поддержку развития малого и среднего предпринимательства. Данный круг вопросов определил актуальность темы исследования.

Анализ региональной среды развития предпринимательства целесообразно рассмотреть на примере одного из регионов Дальневосточного федерального округа – Амурской области. Большая удаленность региона от основного экономического потенциала центральной части России и его физико-географическое расположение отражаются в специфике хозяйства. Структура экономики Амурской области представляет собой многоотраслевое хозяйство, включающее практически все виды деятельности, такие как сельское и лесное хозяйство, добычу полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, строительство, оптовую и розничную торговлю, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование и т.д.

Конкурентные преимущества Амурской области отражаются, во-первых, в выгодном географическом и геополитическом положении (наличие границы с Китайской Народной Республикой, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона); во-вторых в наличии развитой транспортной инфраструктуры (Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, автомобильная дорога федерального значения «Чита – Хабаровск»); в третьих, в благоприятных климатических условиях для развития сельского хозяйства. Мощный минерально-сырьевой потенциал, уникальный по разнообразию и объемам запасов полезных ископаемых, свободные энергоресурсы – все эти особенности делают Амурскую область инвестиционно привлекательной, конкурентоспособной с точки зрения долгосрочных перспектив экономического развития территории.

Валовой региональный продукт Амурской области составил в 2011 году 223,7 млрд рублей, что в сопоставимой оценке на 8,1 % больше 2010 года (утвержденные данные Росстата по состоянию на март текущего года). По результатам экономической деятельности ВРП в 2012 году по оценке вырос на 3 % и составил 241,6 млрд рублей [2].

Как видно из рисунка, в структуре валового регионального продукта основой экономики являются инфраструктурные отрасли – транспорт и связь и сектор нерыночных услуг.

pic_72.tif

Структура валового регионального продукта Амурской области за 2012 год

Амурская область ‒ один из регионов Дальневосточного федерального округа, где малое и среднее предпринимательство играет не последнюю роль в развитии экономики.

Читайте также:  Начать свой бизнес открыть ресторан

По итогам 2012 года число малых предприятий в Амурской области составило 8500 единиц, что в 3 раза больше, чем в 2005 г. (табл. 1).

Число малых предприятий Амурской области за 2005–2012 годы

Число малых предприятий (всех видов деятельности), единиц

Положительная динамика развития предпринимательства в значительной степени обусловлена проводимой в области государственной политикой, активизацией банковского сектора по выдаче кредитов, а также увеличением доходов населения региона.

По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики. В 2012 г. на выпуске промышленной продукции специализировались 16 % предприятий, 16 % занимались строительством. Наибольшее количество предприятий было сосредоточено в сфере торговли и общественного питания – 47 % (табл. 2), что составляет около 77 % в общем числе предприятий торговли.

Динамика малых предприятий торговли Амурской области за 2005– 2012 годы

Число малых предприятий торговли, единиц

Отгружено товаров в 2012 году на сумму 10847,8 млн рублей. Индекс производства к уровню предыдущего года (2011) составил 96,2 %.

В торговле Амурской области занято 77,5 тыс. человек, или более 18 % численности всех занятых в экономике. По данным статистического регистра хозяйствующих субъектов Амурской области, на 1 января 2013 года в торговле осуществляли деятельность около 13 тыс. индивидуальных предпринимателей (54 % всех индивидуальных предпринимателей) [2].

Только в 2012 году розничные продажи выросли на 14,3 % относительно 2011 года, составив 104207,1 млн рублей. Объем продаж населению пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49796,8 млн. рублей, непродовольственных товаров – 54410,3 млн рублей. В товарной массе это составило соответственно 114,2 и 114,3 % к уровню 2011 года [2].

Развитие малого предпринимательства на территории области идет неравномерно. Наибольшее количество малых предприятий находится также в более крупных городах области (Тында, Белогорск, Свободный, Зея), Тындинском и Благовещенском районах. Наибольшее число предпринимателей без образования юридического лица зарегистрировано также в городах Благовещенск, Тында, Свободный, Зея. Большинство крестьянско-фермерских хозяйств находится в Ивановском, Благовещенском, Тамбовском и Серышевском районах.

Детальный анализ современного положения дел позволяет выделить ряд преимуществ функционирования малого и среднего бизнеса. В условиях рыночной экономики с сильной конкуренцией к ним относится гибкость, маневренность, оперативность, приспосабливаемость, самофинансирование, так как малое предприятие не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами по дивидендам.

Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малых предприятий по сравнению с крупными организациями короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2‒2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления [3].

Роль малого бизнеса в экономике Амурской области значительна. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. Такой фактор, как поступление налогов от субъектов малого предпринимательства для бюджетов всех уровней, отражает, на наш взгляд, значимость малого и среднего бизнеса для экономики. В Амурской области в 2012 г. наблюдалось увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по отдельным видам налогов – на 35 %.

Анализ функционирования малого предпринимательства в области показал, что их деятельность по-прежнему сталкивается с большим количеством проблем, сдерживающих его развитие. В первую очередь это сложности с доступом предпринимателей к источникам финансирования (этот факт беспокоит 30 % руководителей малых и средних предприятий и предпринимателей), 43 % беспокоит недостаток квалифицированных специалистов, 33 % озадачены падением спроса в отрасли [4]. Кроме того, к проблемам развития малого и среднего бизнеса относят отсутствие условий и интереса вложений имеющихся собственных средств, коррупцию, недостаточный уровень информационной и методической поддержки инвестиционных процессов и предпринимательства в целом.

Мешают административные барьеры. Малые предприятия вынуждены еще до начала своей деятельности нести расходы на оплату услуг по регистрации, органов статистики, открытие счета, получение лицензии, сертификации продукции и оплату ряда других услуг до получения каких-либо финансовых результатов. Неотрегулированность арендных отношений, системы контроля и разрешительной практики, отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения сдерживают развитие предпринимательства. Высокие энергетические и транспортные тарифы ведут к росту себестоимости и делают продукцию местных товаропроизводителей неконкурентоспособной по сравнению с аналогичной продукцией других регионов.

Эффективное функционирование предпринимательства невозможно без создания благоприятных условий через механизм государственной поддержки.

Действующая система поддержки малого предпринимательства включает органы законодательной и исполнительной власти, фонды поддержки предпринимательства, центры обучения, органы службы занятости, торгово-промышленную палату, общественные объединения предпринимателей и другие элементы, которые содействуют становлению и развитию предпринимательства на областном и местном уровнях.

Необходимо создавать условия для развития и поддержки малого предпринимательства как ведущего фактора становления эффективной деловой среды развития бизнеса в регионе, через усиление роли органов местного самоуправления. К ключевым условиям устойчивого функционирования и развития малого и среднего бизнеса можно отнести следующие мероприятия на муниципальном уровне:

  • разработка муниципальных программ поддержки предпринимательства, оказание содействия субъектам малого предпринимательства по различным аспектам их деятельности;
  • создание условий для обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в исполнении государственных и муниципальных заказов;
  • предоставление в аренду нежилых помещений, в том числе на льготных условиях;
  • снижение суммы страховой нагрузки для индивидуальных предпринимателей;
  • создание законодательной основы для упрощения порядка ведения кассовых операций;
  • формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей;
  • совершенствование информационной поддержки малого и среднего предпринимательства (через создание специальных радио- и телевизионных программ по тематике малого предпринимательства, обеспечение информационной и консультативной поддержки предпринимателей);
  • проведение мероприятий по формированию инфраструктуры малого бизнеса;
  • создание условий развития молодежного предпринимательства в области;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства (предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организация обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса) и целый ряд других направлений.

Малый и средний бизнес – важный сегмент экономики, в котором больше всего динамично растущих компаний, которые должны стать одной из основ новой российской экономики. Без наличия полноценной сферы малого и среднего предпринимательства уже невозможно представить экономику страны. Однако проблема обеспечения устойчивого развития бизнеса приобретает важнейшее значение как для государства в целом, так и для регионов в частности. Поэтому обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства на сегодняшний день требует государственной поддержки, через усиление роли региональных и муниципальных органов власти, однако до последнего времени она носила исключительно фрагментарный характер и не охватывала целый пласт решения проблем малого бизнеса.

Мясоедов С.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, статистики, анализа и аудита Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск;

Осипов В.А., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и международных отношений, ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток.

Работа поступила в редакцию 07.05.2014.

Источник: fundamental-research.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин