В мире насчитывается всего около сотни предприятий [ подробнее ], занятых в области переработки аккумуляторов литий-ионного типа (батареи Li-Ion или «LIB»). И некоторые из них уже добились образцового результата.
Предлагаем взглянуть на 14 проектов , которые стоят нашего с вами внимания.
14 проектов по переработке литий-ионных аккумуляторов, за которыми стоит следить
Малые лаборатории, профильные и непрофильные организации, есть даже полномасштабные промышленные концерны — все они истинные исследователи отрасли, первопроходцы. Опыт в переработке LIB* ещё только накапливается. Но успешные примеры уже есть.
⭐ К LIB относятся все электрохимические системы на литиевой основе от литий-кобальтовых до литий-титанатных или литий-железо-фосфатных ( узнайте обо всех разновидностях ).
Для понимания масштабов проектов из списка отметим, что в 2021-м году общемировая переработка составит около 300 000 метрических тонн аккумуляторного лома. В 2018-м все страны в целом разобрали на ценные металлы 100 000 тонн перезаряжаемых элементов на основе лития.
Переработка Аккумуляторов как бизнес идея
1. American Battery Technology
Что делает: компания сосредоточена на добыче, извлечении и переработке лития и других аккумуляторных материалов.
Почему важно
Сейчас проект особенно интересен благодаря новому заводу по переработке аккумуляторных металлов в Инклайн-Виллидж (штат Невада, США). Компания планирует достичь мощностей в 20 000 метрических тонн старых аккумуляторов в год.
2. Battery Resourcers
Что делает: занимается аккумуляторными исследованиями и разработками катодных материалов на базе Вустерского политехнического института в Вустере (штат Массачусетс, США).
Почему важно
С недавних пор представлен в качестве производственного стартапа для изготовления катодных порошков для литий-ионных аккумуляторов из переработанных материалов старых изношенных LIB-ячеек.
3. Brunp Recycling Technology Co.
Что делает: предприятие является дочерней компанией известного китайского аккумуляторного магната Contemporary Amperex Technology Co., Limited (CATL).
Почему важно
Это крупнейший переработчик литий-ионных аккумуляторов в мире. Сообщается, что его новый завод в китайской провинции Хунань (КНР) способен переработать 100 000 метрических тонн лома литий-ионных аккумуляторов за год.
4. Ganfeng Lithium
Что делает: китайский производитель литий-ионных аккумуляторов.
Почему важно
Планирует построить завод по переработке аккумуляторов в Мексике, чтобы продавать минералы производителям и поставщикам электромобилей, включая Tesla и южнокорейскую LG Chem.
5. Green Li-ion
Что делает: мощнейшее предприятие в Сингапуре по переработке LIB-ячеек.
Почему важно
Запускается в 2021-м году в качестве образцово-показательного бизнеса, ключевой особенностью которого станет на 99,9% экологически чистая утилизация LIB-катодов. Стоит внимания из-за производственной цепочки от поступления лома до его расщепления на ценные металлы и опасные отходы.
Бизнес в гараже. Прием старых аккумуляторов. Действительно ли доходный бизнес?
6. Li-Cycle
Что делает: канадская фирма строит суперсовременный завод по рекуперации ресурсов в Рочестере (штат Нью-Йорк, США).
Почему важно
Предприятие обещает стать крупнейшим по переработке литий-ионных батарей во всей Северной Америке. Это одна из самых гигантских инвестиций в отрасль (175 миллионов долларов).
7. Northvolt
Что делает: шведский стартап от бывших менеджеров Tesla, основанный в 2016-м году.
Почему важно
В отличие от других похожих проектов они мало говорят и много делают. Так, например, компания располагает действующим экспериментальным заводом по вторичному использованию старых аккумуляторов.
Используя пятилетний исследовательский опыт, стартап открывает в этом году вместе с алюминиевым магнатом Hydro [ сайт ] коммерческое предприятие в Норвегии. Его производительность оценивают в 8000 тонн старых LIB-ячеек.
8. Primobius
Что делает: совместное предприятие компаний Neometals [ сайт ] из Австралии и SMS Group [ сайт ] из Германии.
Почему важно
Это попытка реализовать запатентованный метод восстановления ценных металлов из старых аккумуляторов литий-ионного типа. Предприятие рассчитано на европейский рынок и представляет особый интерес в плане экономической и финансовой стратегий.
9. ReCell Center
Что делает: американский исследовательский центр, который работает за счёт трёхлетнего гранта США.
Почему важно
За 15 миллионов долларов организация намерена создать метод прямой переработки катода. И не только. Их планы уходят далеко за горизонт современных технологий извлечения ценных материалов из старых литиевых ячеек тяговых батарей электромобилей.
10. Redwood Materials
Что делает: коммерческий проект от бывшего технического руководителя Tesla Джей Би Штробеля.
Почему важно
Предприятие позиционирует себя как стартап в области поставок сырья для литий-ионных аккумуляторов. Основано в 2017-м году в Карсоне (штат Невада, США) для переработки электронных отходов (любых типов). Так, например, за четыре года успешной работы Amazon включил компанию Джей Би Штробеля в пятёрку первых получателей грантов из Фонда климатических обязательств (оценивается в 2 миллиарда долларов).
11. ReLIB
Что делает: организация занята в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в Великобритании.
Почему важно
Предприятие сформировалось под крылом Института Фарадея в Бирмингеме (Англия). Лучшие учёные страны в области электрохимических и производственных технологий поставили задачу добиться повышения эффективности утилизации электромобилей в Соединённом Королевстве.
12. SMCC Recycling
Что делает: совместное предприятие южнокорейской компании SungEel HiTech Co. (занята в переработке аккумуляторов) и Metallica Commodities Corp.
Почему важно
Это американский опыт создания экологически чистого завода по переработке литий-ионных аккумуляторов, как в Сингапуре (Green Li-ion). Он будет размещаться в Эндикотте (штат Нью-Йорк, США) и сможет переработать 5000 тонн старых элементов питания в год.
13. Tesla
Что делает: американский производитель электромобилей на базе литий-ионных аккумуляторов собственной разработки.
Почему важно
Утилизация аккумуляторных батарей как бизнес
Как перерабатывают старые батарейки и аккумуляторы в России
Переработка батареек в России
Российский рынок батареек в последние годы развивается нестабильно: в 2015 и 2016 годах аналитики Discovery Research Group зафиксировали падение объема продаж — в первом случае всего на 1%, зато во втором — почти на четверть. В 2017-м в РФ было реализовано 816 млн элементов питания — при средней цене 43,2 руб. за штуку продажи в денежном выражении превысили 35 млрд руб.
Сколько батареек добирается до переработки, эксперты не уточняют, однако для утилизации всего собираемого объема по состоянию на 2019 год фактически хватает мощностей одного завода — челябинского «Мегаполисресурса». Владелец и генеральный директор предприятия Владимир Мацюк пришел к идее подобного бизнеса во время занятий научной деятельностью. Третья глава его кандидатской диссертации была посвящена переработке редких видов отходов, и первой линией «Мегаполисресурса» стало оборудование для утилизации фиксажной жидкости. В этом элементе проявки фотографий содержится много серебра — из 1 л отходов можно получить до 4 г металла.
Со временем рост популярности цифровой фотографии сделал бизнес нерентабельным и мощности завода перепрофилировались под переработку офисной техники и другой электроники. На сей раз металлы «добывались» с печатных плат — в основном речь шла о золоте, серебре и меди.
До батареек Мацюк «добрался» в 2012-м. «Я выступал с докладом на форуме в Челябинске, и меня спросили: А батарейки вы сможете переработать? — вспоминал предприниматель в интервью RecycleMag. Задавшие вопрос активисты тут же передали ему 100 кг «сырья». Батарейки оказались одним из простейших для переработки товаров. Технология умещается в два этапа: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать для производства новых элементов питания.
Мацюк быстро наладил производственный процесс и принялся активно экспериментировать с материалами, которые приносили «разные люди и организации». Тогда же на фоне роста популярности у населения «зеленых» потребительских привычек раздельно собирать батарейки стали крупные торговые сети.
Уже спустя несколько месяцев к «Мегаполисресурсу» обратились IKEA и MediaMarkt — обе компании готовы были собирать и доставлять на завод партии элементов питания. Вскоре к ним присоединился «Вкусвилл». Также среди партнеров завода — один из крупнейших мировых производителей батареек Duracell. В декабре 2017-го на предприятии открыли новую линию, предназначенную исключительно для батареек. В технологии производства при этом ничего кардинально не поменялось — просто раньше элементы питания перерабатывали в «перерывах» между утилизацией электротехники.
Переработка батареек в России остается в зачаточной стадии — и монополия «Мегаполисресурса» тому яркое доказательство: объемы, достаточные для загрузки мощностей других предприятий, просто не собираются, констатировал Мацюк в интервью РБК. По данным СПАРК, в 2018-м выручка завода превысила 7 млн руб., а убыток составил 1,5 млн руб.
Утилизация аккумуляторов
Еще один распространенный элемент питания — аккумуляторные батареи (АКБ). Около 99% компонентов старого аккумулятора можно использовать повторно, поэтому заводы по производству АКБ часто изначально оснащены линией для переработки. Вторсырье достигает 80% в структуре новых элементов.
Для переработки батареи свинец в виде пластин сначала отделяют от пластика, а электролит обезвреживают. В России работают несколько сборщиков свинцового лома. Крупнейший— группа МАГЛЮГ с сетью более чем из двадцати точек сбора по всей стране. Их партнерами становятся предприятия поменьше — например, московский «Энергомет». Эта компания была основана в 2005 году в Магнитогорске и начинала со сбора лома цветных металлов.
Переформатировать бизнес на АКБ пришлось в кризис 2008-го — тогда предприятие привлекло в партнеры Тюменский аккумуляторный завод, вспоминает гендиректор «Энергомета» Олег Заиченко. Обороты бизнеса по утилизации элементов питания стали быстро расти, и вскоре «Энергомет» перебрался в Москву. «Мы потратили много ресурсов, чтобы выйти на столичный рынок с готовой идеей», — говорит Заиченко. В компании была выстроена цепочка от приема аккумуляторного лома у населения до производства и продажи восстановленных АКБ.
Технология переработки проста: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать в производстве новых элементов питания
По оценкам Заиченко, ежегодный объем продаж на российском рынке аккумуляторов составляет до 10 млн в год в штучном выражении. При переработке вышедших из строя аккумуляторов образуется 200 тыс. т свинца в год. До 1,5 тыс. т приходится на «Энергомет». «Мы заметили, что некоторые батареи не до конца отработали ресурс», — говорит Заиченко. Так компания пришла к идее открытия цеха по восстановлению АКБ. Это именно восстановление, а не переработка: сотрудники «Энергомета» возвращают жизнь батареям, которые потеряли емкость, заряд и другие электрохимические характеристики.
В цехе площадью 400 кв. м АКБ сначала заряжают для проверки на возможность восстановления, а после отправляют на десульфатацию — очистку пластин внутри аккумулятора от сульфата свинца. Затем компания продает восстановленные аккумуляторы в собственной сети магазинов. Цена устройств со средним сроком работы около двух лет варьируется от 1,8 тыс. до 6 тыс. руб.
АКБ, которые в компании не могут восстановить, отправляют на партнерские заводы-переработчики — «Мета 5» в Щелково и «Фрегат» в Воскресенске. Полученный обратно свинец «Энергомет» отправляет на Рязанский аккумуляторный завод — тот производит для компании аккумуляторы, которые она затем продает под собственными брендами. Выручка «Энергомета» в 2017-м составила 25,1 млн руб., прибыль — около 200 тыс. руб.
Экономика батареек
- $141 млрд составит объем мирового рынка батареек в 2022 году.
- 35,2 млрд руб. — на такую сумму было продано батареек в России в 2017 году.
- 7,1 млн руб. заработал завод по переработке батареек «Мегаполисресурс» в 2017 году.
- Около $4 млрд в год составляют продажи батареек Duracell и Energizer.
- Более 10 млрд щелочных батареек производят во всем мире каждый год.
- 276 млн т составит объем токсичного лома в Китае к 2020 году.
- 44% батареек из общего объема собранных переработано в странах ЕС в 2017 году.
Мировой опыт в переработке батареек
Главная угроза для Китая — резкий рост объема отработавших свой срок литийионных батарей: литий и кобальт гораздо опаснее для окружающей среды, чем магний, калий и цинк в щелочных батарейках. Этот риск связан с бумом мобильной техники и электромобилей и уже не носит теоретический характер: к 2020 году объем токсичного лома в КНР может достигнуть 276 млн т, сообщал Reuters. При планах выпуска до 2 млн машин с электродвигателями в год масштаб проблемы будет только нарастать. Власти уже сделали прозрачной систему мониторинга переработки таких аккумуляторов и обязали заниматься утилизацией гигантов автопрома.
США: контейнеры для населения
80% батареек, производимых в США, щелочные. При этом закон, требующий их обязательной переработки, действует только в Калифорнии.
В других штатах проблему населению помогают решить компании вроде Retriev Technologies. Они производят специальные контейнеры для сбора электрохимических отходов стоимостью от $65 до $800. Цена зависит от объема и типа батареек. В нее также включены расходы на транспортировку. Получив сырье, компания продает его заводам-переработчикам.
Также приемом занимаются крупные ретейлеры, например Walmart.
Прием автомобильных аккумуляторов как бизнес – советы
Бизнес на приеме аккумуляторов считается выгодным делом для всех сторон, которые с ним непосредственно или косвенно связаны. Для приемщика – поскольку служит основой его дохода, для конечного потребителя – это недорогой источник сырья, для владельцев старой батареи – это возможность заработать и избежать штрафа за неправильную утилизацию аккумулятора. Кроме того, легальная приемка АКБ выгодна и для окружающей среды, поскольку содержащийся в батарее свинец не попадает в грунт и подземные воды.
Однако чтобы правильно организовать бизнес на приеме аккумуляторов, требуется знать о некоторых его нюансах.
Чем опасен аккумулятор?
Создавая бизнес на бу аккумуляторах, нужно помнить, что придется иметь дело с опасными отходами 2-го класса. И опасность таится в наличии свинца и электролита:
- свинец, попадая в организм человека и обладая способностью накапливаться в костях, печени и почках, приводит к их разрушению. Кроме того, этот тяжелый металл вызывает и психотропные расстройства – раздражение, умственную слабость, бессонницу, расстройство памяти и многое иное. К тому же свинец – это канцероген, который приводит к онкологическим рискам. Попадает в человеческий организм он через воду, кожу, легкие и иным способом;
- щелочной электролит представляет собой серную кислоту с добавлением дистиллированной воды. Легко поражает слизистую оболочку, кожу, дыхательные пути.
Кто-то умудряется хранить аккумулятор в квартире, чего делать категорически нельзя
В связи с такой опасностью, которую представляют собой вышеуказанные элементы, на пункте приема б/у аккумуляторов:
- должна быть инструкция по технике безопасности при обращении с батареями в ходе их приемки, перевозки и утилизации;
- должны быть средства индивидуальной защиты для персонала, который находится в постоянном контакте с этими веществами;
- придется позаботиться и об условиях хранения принятых б/у батарей. Не стоит забывать, что свинец и электролит едкие вещества, а значит, бизнесу на бу аккумуляторах потребуется специальный контейнер для временного складирования АКБ. Этот контейнер может быть изготовлен, например, из кислотостойкого пластика. Но контейнеры подходят именно для временного складирования, под которым понимается деятельность по размещению отходов на срок не более 11-ти месяцев. Для более длительного размещения отходов уже будут необходимы спецплощадки, обустроенные в соответствии с нормативными актами РФ. В частности, в соответствии с законами №7-ФЗ «Об окружающей среде», №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Кстати, контейнер для временного хранения аккумуляторов можно и не покупать. Часто такие активы сдаются в аренду. А арендные платежи – это один из наиболее распространенных видов расходов для целей расчета налогов. Кроме того, аренда контейнера более выгодна, чем его покупка.
Если стоимость контейнера при его покупке (!) будет превышать 40 тысяч рублей, то организация (не предприниматель) обязаны будут платить с этого актива имущественный налог. А если контейнер арендуется, то его стоимость не будет иметь значения для арендатора, поскольку на его плечи не ложатся имущественные налоги, возникающие в связи с владением активами стоимостью свыше 40000 рублей.
Кроме того, поскольку аккумуляторы относятся к отходам II класса опасности по ФККО, для работы с ними необходима лицензия (закон №99-ФЗ «О лицензировании», закон №89-ФЗ «Об отходах»). Без этого документа прием аккумуляторов, как бизнес, будет не легален.
На что брать лицензию?
Дело в том, что лицензия – это право на совершение указанных в ней видов деятельности. А закон № 99-ФЗ «О лицензировании» в статье 12 (п.1 пп.30) дает закрытый список по видам операций, которые можно осуществлять с опасными отходами, в том числе и 2-го класса:
- транспортировку отходов;
- их сбор (прием);
- обработку (т.е. предварительную подготовку перед утилизацией – очищение, сортировку и т.д.);
- утилизацию отходов (это повторное их использование);
- обезвреживание (за счет изменения состава и состояния отходов, уменьшения их массы и иных перемен);
- размещение, к которому относится хранение отходов и (или) их захоронение. Не стоит путать складирование и хранение. Складирование выполняется на срок до 11 месяцев, а хранение – на более длительный срок. Причем, на складирование лицензии не требуется.
Все эти перечисленные процессы не являются просто операциями, связанными с обращением опасных отходов. Каждый из них – это полноценная деятельность, для реализации которой нужна лицензия. Поэтому, получая данное разрешение, стоит определиться, что будет собой представлять приём аккумуляторов как бизнес. А это означает, например, что если пункт приема АКБ имеет право на транспортировку аккумуляторов, то придется позаботиться о правильной организации этого процесса.
Перевозка старых аккумуляторов
Дело в том, что собираясь заниматься приемом аккумуляторов, как бизнесом, нужно обязательно подумать о транспортировке отработанных АКБ. Их перевозка возможна только с соблюдением особых условий, поскольку эти батареи относятся к опасным отходам. В частности:
- к перевозке допускаются АКБ с неповрежденным корпусом, без щелочных и кислотных следов на поверхности;
- они должны быть закреплены таким образом, чтобы не допустить утечки их токсичного содержимого, их падению и повреждению;
- они должны быть защищены от риска возникновения короткого замыкания и от иных неприятностей.
Как правило, старые аккумуляторы перевозятся в вертикальном положении, на паллетах или без них. Кроме того, для их транспортировки необходимо соблюдать требования ряда нормативных актов. Прежде всего, требования:
- правительственного Постановления №272 от 15.04.11г., утверждающего общие правила перевозки грузов с помощью автотранспорта;
- европейского соглашения от 30.09.57г., в котором оговорен порядок международной перевозки грузов, имеющих опасность.
Без соблюдения этих документов бизнесу по приёму аккумуляторов придется платить штрафы. В частности, по статье 12.21.2 КоАП РФ. Организации нарушение правил транспортировки отработанных АКБ грозит потерей 500 тысяч рублей!
А, если перевозка, как деятельность не была заявлена при получении лицензии, то дополнительно предприятие накажут на 50 тысяч рублей с конфискацией аккумуляторов (статья 14.1 КоАП РФ). Поэтому перед тем, как начать бизнес, стоит продумать все до мелочей. Тем более, если даже наем персонала для работы со старыми АКБ требует особого внимания.
Сотрудники – не дешевое удовольствие!
Приемка, перевозка, складирование и иные операции со старыми батареями влекут за собой неизбежный контакт с источником свинца и электролитов. А это означает, что бизнес на бу аккумуляторах признается в целях начисления страховых взносов опасным видом деятельности. В свою очередь, это влечет за собой повышенный тариф по взносам в ФСС РФ на профзаболевания и дополнительный отпуск для персонала, который увеличивает объем вносимых в бюджет взносов. И к этому нужно быть готовыми.
Кроме того, за соблюдением техники безопасности придется постоянно и строго следить и периодически проводить инструктажи. В противном случае, контакт со свинцом либо с электролитом может привести минимально к химическому ожогу и к расследованию по факту несчастного случая. Максимально – к уголовной ответственности того, кто будет признан виновным в несоблюдении техники безопасности.
Видео – Бизнес в гараже – прием отработанных аккумуляторов
Источник: hozuyut.ru