Курно опирается на анализ определения цен, чтобы исследовать воздействие налогов на цены, доход и общественное благосостояние. Используя традиционное различие, он противопоставляет прямые и косвенные налоги. Он обнаруживает вначале, что налог, который имеет в качестве облагаемой базы чистый доход монополиста, не будет влиять ни на цену продукта, ни на объем производимых благ. Такой налог никак не повлияет на положение потребителя и будет полностью оплачен монополистом. Сказанное, согласно Курно, не означает, что налог не наносит ущерба общим интересам, так как «часть дохода производителя, изъятая посредством налога, обычно используется менее эффективно с точки зрения роста годового продукта, нежели в том случае, когда она остается в распоряжении самого производителя» [5, 52].
Если налог представляет собой фиксированный платеж, налагаемый на каждую единицу продукта, отсюда вытекает удорожание блага для потребителя и уменьшение объема производства. Предположим, что такой налог равен t евро с единицы товара. Задача состоит в том, чтобы оценить потерю, которую понесут агенты вследствие введения налога такого типа. Обозначим через р0 цену, которая наблюдалась до введения налога, и через р — цену, установленную после его введения. Объем налога, изъятый государством, равен
Как заполнить декларацию по косвенным налогам при импорте товаров ?
Убыток производителя равен уменьшению его прибылей:
Поскольку р0 является ценой, которая максимизирует прибыль производителя, выражение
обязательно положительно. Таким образом, убыток монополиста превосходит объем изъятых налогов. Курно заключает, что учение физиократов вполне применимо в случае монополии. Лучше ввести налог на чистый доход монополии, чем применять фиксированный налог на единицу блага.
В случае неограниченной конкуренции исходное равновесие определяется пересечением кривой спроса D и кривой предложения Q0 (рис. 3). Пусть исходная цена равна pQ. Предположим, как и в предыдущем случае, что налог размером в t франков облагает каждую проданную единицу товара. Увеличение издержек графически представлено как сдвиг кривой предложения из положения Q0 в положение Qj при NEl = t. Новая цена равновесия превышает исходную цену, но общее увеличение цен ниже, чем объем изъятого налога. Обозначив через Ар увеличение цены, мы можем (при малом значении t) записать:
Q — положительно, F — отрицательно, следовательно, Ар и Ар — t имеют противоположный знак, в то время как Apwt обладают одним и тем же знаком. Следовательно, можно утверждать, что увеличение налогов вызывает рост цен, но сам рост цен меньше, чем увеличение налогов.
Исследуя воздействие введенного налога на интересы потребителей и производителей, Курно исходит из идеи, что такое введение налога приводит к меньшему росту цен по сравнению с объемом налога, что по необходимости ведет к снижению производства. Вследствие введения налога производитель теряет следующие суммы:
Косвенные налоги
- • разность между исходной ценой р0 и конечной ценой за вычетом налога р- t, помноженную на количество произведенных благ в изменившейся ситуации (р0~р1 +t) Dt
- • прибыль, которую он получал с количества Z) 0 — Dj v которая больше не существует и которая равна
Общий убыток производителей равен
Несмотря на то что Курно не предлагает графическую интерпретацию своего анализа убытков, мы можем легко проиллюстрировать его выводы, опираясь на рис. 3. Убыток производителей представлен здесь криволинейной трапецией p0E0N(p -1).
Рис. 3. Воздействие налога [5,70]
Убыток, понесенный потребителями, согласно Курно, равен дополнительным затратам, которые падают на потребителей, продолжающих приобретать данное благо, т.е. (рх — p0)Dx. На графике этот убыток представлен прямоугольником рхЕхНр0. Общая сумма убытка потребителей и производителей превышает объем изъятого налога.
Симптоматично, что Курно не принимает во внимание потери потребителей, которые прекращают потреблять этот товар. Он объясняет далее [5, 103]: «Этот вид ущерба не может быть оценен количественно, подобно ущербу, что несут производители вследствие уменьшения доходов, или потребители — вследствие увеличения расходов на приобретение того же количества товара». Курно отрицает возможность измерения ущерба, на который позже обратит основное внимание Дюпюи.
Характерная черта анализа налогообложения со стороны Курно заключается во введении понятия убытка, потери (perte). Концепция, которую он создал на основе экономической теории, и его отказ рассуждать в терминах полезности приводят его к оценке общественного убытка, произведенного налогообложением, исключительно на основе объективных показателей. Он игнорирует, таким образом, убыток, который несут потребители, отказывающиеся покупать товар из-за повышения цен, вызванного налогом.
Источник: studref.com
Реформирование косвенного налогообложения в России как условие повышения доходов государственного бюджета
Косвенный налог – это обязательный платеж, который не уплачивается налогоплательщиком напрямую в налоговые органы, а включается в стоимость товаров, работ, услуг в виде наценки, надбавки.
Косвенные налоги специфичны тем, что их плательщиками являются не непосредственные получатели дохода – предприниматели, ИП, физические лица, а потребители товаров, работ, услуг.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Среди специфических черт косвенного налогообложения можно выделить следующие:
- уплата косвенных налогов осуществляется потребителями, потому, величина прибыли и вообще ее наличие не имеют значение;
- меньшие риски недополучения налоговых платежей бюджетной системой, поскольку они не зависят от итоговых результатов хозяйственной деятельности;
- отсутствие реальных механизмов ухода от уплаты косвенных налогов;
- включение величины налога в себестоимость продукции и его учет при формировании цены товара или услуги;
- предприниматель выступает формальным плательщиком косвенных налогов.
Косвенными налогами, применяемыми в российской практике, являются акцизы и НДС. Также, таможенные пошлины могут быть отнесены к косвенным налогам.
Они оказывают воздействие на цены, поскольку, включаются в цену реализации продукции. При повышении ставок косвенных налогов происходит рост цен на товары и услуги.
Рисунок 1. Ставки НДС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Реформирование косвенного налогообложения в России как условие повышения доходов государственного бюджета»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Рисунок 2. Функции акциза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Косвенные налоги осуществляют существенное влияние на функционирование государства. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Косвенные налоги обеспечивают стабильность поступлений средств в доходную часть бюджетов бюджетной системы страны.
Стоит отметить и тот факт, что потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов.
Значение косвенных налогов в формировании доходной части федерального бюджета
Использование косвенного налогообложения является составным компонентом фискальной политики, которая направлена на регулирование экономической сферы.
За счет косвенных налогов производится оптимизация управления и создания условий соотношения интересов государственной власти и субъектов хозяйствования. Помимо этого, система косвенного налогообложения ориентирована на формирование продуктивного взаимодействия предпринимательской сферы с бюджетами различных уровней и банковскими структурами. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций. Механизмы косвенного налогообложения позволяют не только повысить уровень доходов бюджетной системы, но и сократить величину доходов, которые уходят в теневую сферу.
Косвенные налоги, поступающие в федеральный бюджет, играют огромную роль для его наполнения финансовыми ресурсами. Они характеризуются:
- фискальной продуктивностью;
- регулированием сферы потребления;
- простотой уплаты и контроля ее осуществления.
При положительной макроэкономической динамике, росте уровня жизни и благосостояния нации происходит рост потребления. Это рост обеспечивает рост налоговых поступлений за счет косвенного налогообложения. При этом изменение налоговых ставок не требуется.
Если менять ставки налогов, то можно влиять на спрос на конкретные виды товаров и услуг. Рост налоговых ставок на отдельные виды товаров приведет к росту цен на них, что скажется на величине спроса и динамике потребления: снижение спроса и потребления продукции данного вида. Снижение ставок, напротив, обеспечит рост потребления данной продукции.
Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.
Направления совершенствования косвенного налогообложения РФ
На сегодняшний день процесс совершенствования системы косвенного налогообложения требует проведения налоговой оптимизации, которая определяется как государственный финансово-экономический механизм увеличения числа налогоплательщиков, предусматривающий планомерное снижение налоговых ставок с использованием специфических методов достижения оптимального размера налоговой базы, при котором гарантирована своевременная и полная уплата налогов хозяйствующими субъектами и населением.
Оптимизация налогообложения должна проводиться в направлении достижения роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны и снижения налоговой нагрузки на граждан. В этих целях необходимо:
- Дифференцировать ставки НДС на различные виды товаров. Это позволит повысить ставки налога на отдельные виды товаров и услуг и снизить на другие, которые являются социально значимыми. Это обеспечит снижение цен на товары первой необходимости и их рост на предметы роскоши. Таким образом будет реализовано эффективное перераспределение доходов граждан в пользу социально незащищенных слоев населения.
- Внедрить систему контроля экспорта и импорта товаров через границу страны. В настоящее время потери НДС в экспортно-импортных операциях довольно высоки.
Источник: spravochnick.ru
Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств
Сущность налогов проявляется в их фискальной функции. Она обеспечивает формирование доходов бюджета. В результате практического использования налоги исполняют очень важную роль в перераспределении ВВП между участниками производства и государством, а также регулирующую и контрольную роль. Вводя налоги, государство преследует следующие цели: 1) изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу; 2) воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения.
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредовано. Причем влияние проявляется с некоторым опозданием, поскольку осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций.
С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического процесса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства. Мировая практика выработала и использует множество форм налогов, среди которых выделяются прямые и косвенные налоги. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики.
Применительно к проблемам макроэкономического регулирования роли прямых и косвенных налогов разнятся. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов.
В отличие от них косвенные налоги в целом, также следуя за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигнет нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок.
Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения использует и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Таким образом, преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Прямые налоги преобладают в Голландии, Дании, Канаде, Швейцарии, Австрии, США, Японии, а косвенные — в Норвегии, Франции, Австралии, Италии, Греции, Испании и России.
Источник: vuzlit.com