Малому бизнесу могут предоставить право на кредитные каникулы и льготные кредиты на проекты по структурной трансформации экономики.
Банк России разработал дорожную карту поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на 2023–2024 годы. Ее основная цель — повышение доступности кредитования для малого бизнеса, в частности путем снижения издержек и программ льготного кредитования. Уменьшить издержки должно более широкое применение системы быстрых платежей.
Льготные кредиты в первую очередь будут предоставлять на проекты, которые способствуют структурной трансформации экономики. В то же время ЦБ намерен во втором квартале изучить возможности расширения программ льготного кредитования на факторинг.
ЦБ рассмотрит возможность предоставлять малому бизнесу кредитные каникулы один раз в течение действия кредитного договора, включая возможность уменьшить размер платежей по запросу заемщика.
Регулятор намерен расширить возможности субъектов МСП по использованию небанковских источников финансирования, обеспечив и условия для размещения акций на инвестиционных платформах, что проще и менее затратно, чем на бирже.
КРЕДИТ С ГОСПОДДЕРЖКОЙ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НУЖНО УВЕЛИЧИТЬ
По активам, которые обеспечены гарантиями корпорации МСП, предлагается установить пониженные коэффициенты риска (20%).
Ссуды, по которым оценка риска осуществляется на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности, предлагается отнести к портфелям однородных условных обязательств кредитного характера, если их сумма не превышает 30 млн руб., или 0,5% от величины собственных средств банка-кредитора.
Источник: pravo.ru
Дежурные по банкам
Увеличение кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) может стать мощным фактором их активного развития и ускорения общего роста российской экономики, которая существенно отстает от ведущих стран по уровню развития МСБ.
Однако, общее ухудшение макроэкономической ситуации в России и ужесточение регулятивных требований Банка России к кредитованию едва ли позволят в ближайшие годы значимо нарастить кредитование МСБ. Кроме того, кредитование МСБ это, в первую очередь, ниша малых и средних банков. Их активное вытеснение с рынка повышением требований к капиталу также не будет способствовать наращиванию кредитования МСБ.
Михаил
Левицкий
Потенциал у малого и среднего бизнеса велик, однако в нашей стране выживать ему непросто. Правила игры для компаний МСБ очень тяжелые, начиная от банальной регистрации фирмы и заканчивая налогами. Любой проверяющий орган может создать множество проблем малому предпринимателю – вплоть до закрытия его фирмы. Банки, в свою очередь, вынуждены все эти риски оценивать и просчитывать. Недостаточная прозрачность и понятность малого предпринимательства – это существенная преграда для развития кредитования в этом сегменте.
Банки не могут выдавать кредиты сомнительным с точки зрения регулятора компаниям, в противном случае возникает проблема резервирования. Финансирование стартапов попросту отсутствует. Допустим, чтобы ресторан смог получить кредит, ему необходимо несколько лет успешно поработать. А где предпринимателю взять деньги, чтобы изначально стать ресторатором? Продать квартиру или машину.
Как взять кредит на открытие и развитие малого бизнеса — инструкция по кредитованию бизнеса: 7 шагов
Принципиальное отличие МСБ от физлица заключается в том, что частное лицо персонифицировано, а ООО – нет. В случае с ООО люди отвечают 10 тысячами уставного капитала, найти ответчика там бывает достаточно проблематично. Кроме того, в рознице, как правило, речь идет о сумме кредита 100-500 тыс. рублей. Малому предпринимателю на эти деньги, по крайней мере – в Москве, ничего не сделать.
Ему нужно 5,10, 15 млн рублей. А это уже большие деньги, это другое отношение к кредитному риску.
Исходя из указанных факторов, я бы не стал говорить о том, что МСБ в России в ближайшие годы сможет стать локомотивом нашей экономики. С точки зрения кредитования малый и средний бизнес будет занимать твердое третье место. На первом останется кредитование корпоративного сектора, на втором – розничный бизнес.
Максим
Ноготков
Кредитование малого и среднего бизнеса может стать в будущем «драйвером» банковского рынка в том случае, если сам этот сегмент компаний будет развиваться. По данным опросов, 58% молодых людей в России хотят открыть свое дело, и при этом 47% населения считает, что условия в России для открытия бизнеса неблагоприятны. Уже состоявшимися предпринимателями себя называют 3-5% населения страны.
С одной стороны, сегодня не видно реального интереса государства к поддержке предпринимательской инициативы. С другой – сегодня появились такие виды бизнеса, для которых подобная поддержка не нужна, возьми и сделай.
Естественно, малый и средний бизнес, стремясь стать крупным, активно использует банковские кредиты для финансирования своей деятельности. И если в стране предпринимателей будет становиться все больше, то и клиентов у банка в сегменте МСБ тоже заметно прибавится. Так что кредитование небольших компаний имеет все шансы в будущем значительно вырасти. Но без роста интереса к предпринимательству в целом речь пока может идти только о шансах.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Сергей АКБ «ФОРА-БАНК» (АО), Председатель Правления
18.04.2013 11:09:29
Насчет «сильного» эффекта говорить вряд ли приходится, по крайней мере в краткосрочной перспективе, т.к. в первую очередь экономика РФ ориентирована на добывающие отрасли, которые обеспечивают значительную часть национального дохода и представлены крупными предприятиями.
Малый и средний бизнес – это, в основном, торговые организации, сфера услуг, небольшие строительные компании, предприятия пищевой и обрабатывающей промышленности. Реального мультипликативного эффекта можно достичь при увеличении оборачиваемости капиталовложений в данных секторах экономики, а это возможно только при реальной поддержке Государства в части упрощения (применение вмененного налогообложения на всей территории РФ) и снижения налогообложения. Это, в том числе, касается снижения налогов, уплачиваемых с ФОТа, что позволит увеличить реальные зарплаты. Таким образом, увеличится спрос среди населения как на товары/услуги, так и на кредитные продукты для физ.лиц (в частности на ипотеку). Также, необходимо обеспечить ведение бизнеса без излишнего «внимания» государственных органов и принять меры более сильного антимонопольного регулирования с целью создания «здоровой» конкуренции на рынке.
При этом следует отметить, что сравнение с кредитованием граждан не совсем корректно:
— процентные ставки по потребительским кредитам физ.лиц. намного выше, чем может себе позволить малый бизнес
— кредитовании юр.лиц сопряжено с рядом формальных сложностей, определяемых формальными требованиями нормативных документов ЦБ. В частности, это касается необходимости сбора существенного пакета документов как при предоставлении кредита, так и впоследствии на регулярной основе.
Таким образом, столкнувшись с необходимостью прокредитоваться, предприятия МСБ предпочитают либо «потуже затянуть пояса», либо «занять на стороне», что впоследствии значительно осложняет получение банковского кредита, так как по сути ЦБ устанавливает косвенный запрет на погашение займов от некредитных организаций за счет кредитных средств (ухудшение норматива Н1 и дополнительные резервы). При этом, получение займов в кредитных организациях позволит экономике в целом избежать различных финансовых схем и плодотворно скажется на ее развитии.
Таким образом, сильный мультипликативный эффект возможен при многократном увеличении инвестиций в экономику страны с помощью активного кредитования малых и средних компаний. И в том случае, если этим же предприятием будет оказана поддержка Правительства РФ. В свою очередь, развитие сектора МСБ, безусловно, будет способствовать увеличению конкурентоспособности российской экономики. Направление кредитования МСБ является перспективным и может стать магистральным направлением развития банковской системы РФ. Это, в том числе, обусловлено необходимостью поиска новых направлений развития бизнеса для банков, кроме ограниченного круга компаний – представителей крупного бизнеса.
Сергей ООО «ИК «Окей Брокер», Заместитель директора Аналитического департамента
18.04.2013 11:39:01
Активное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, действительно, может иметь очень высокий КПД. На наш взгляд, данному вопросу нужно уделять большее внимание, нежели это делается сейчас.
Безусловно, определенные программы поддержки на текущий момент имеются (субсидирование процентной ставки, гарантии и т.п.), банки также стали более активно оперировать в данной нише. Однако масштабности и сплоченности в этих действиях сейчас, все же, не хватает.
Также надо понимать, что на одном лишь кредитовании выехать не получится (супер-низкими ставки в наших реалиях не будут). Крайне важно также бороться с бюрократической волокитой и всевозможными поборами, которые душат бизнес, то есть с коррупцией. Пока результаты этой многолетней борьбы не особо оптимистичные, ситуация кардинально не изменилась.
Многие попросту не хотят брать кредиты на открытие бизнеса ввиду не самого лучшего бизнес-климата. Для того, чтобы его улучшить нужно проделать колоссальную работу. Граждане должны быть чем-то мотивированы, беря кредит на создание/развитие своего бизнеса.
На малый бизнес ставку делают уже очень давно, но пока говорить о том, что его удалось сделать локомотивом экономики, явно не приходится. При правильном подходе кредитование МСБ, действительно, может «выбиться в дамки» став магистральным направлением развития банковской системы России. Но в ближайшие пару лет такой сценарий, на наш взгляд, маловероятен.
Наталия Росгосстрах Банк, Директор департамента корпоративного бизнеса
18.04.2013 12:57:51
По нашему мнению, кредитование СМБ всегда был и остается интересным и перспективным сегментом для банков, как с точки зрения потенциала роста, так и с точки зрения значимости для экономики. При этом развитие кредитования среднего и малого бизнеса будет означать, что повышается финансовая грамотность и осведомленность предпринимателей, кредитно-финансовые организации формируют более диверсифицированные кредитные программы (в том числе и на развитие стратапов), а государство расширяет объемы мер поддержки и поддерживает инфраструктуру для существования и эффективной деятельности среднего и малого бизнеса. Все это, безусловно, окажет благоприятное воздействие на экономику России в целом.
Источник: arb.ru
ЦБ предлагает упростить кредитование для малого и среднего бизнеса
Банк России предлагает повысить доступность кредитования для малого и среднего бизнеса. Это следует из проекта приоритетных направлений повышения доступности финансовых услуг на период 2022-2024 годов, представленного для общественного обсуждения.
Предполагается, что одним из приоритетных направлений будет повышение доступности финансовых услуг для предприятий малого и среднего бизнеса. В этом направлении регулятор ставит перед собой ряд задач.
Во-первых, это повышение доступности банковского кредитования для малого и среднего бизнеса. Как указано в сообщении, Банк России проводит последовательную работу, направленную на упрощение доступа кредитных организаций к участию в государственных программах льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.
Регулятор предлагает в случае отсутствия кредитного риска производить отбор банков для участия в реализации льготных программ на заявительной основе, если у банков есть соответствующий опыт кредитования. Если кредитный риск присутствует, Банк России предлагает использовать рейтинг в качестве основного критерия отбора банков.
Во-вторых, регулятор планирует развивать инструменты фондового рынка и стимулировать привлечение малым и средним бизнесом финансирования при помощи, в частности, выпуска облигаций.
Третья задача — развитие краудфинансирования (привлечения сторонних средств) и краудинвестирования. Основная идея краудинвестирования в том, что предприниматель предлагает пользователям проект, а они организуют сбор средств на его реализацию. В отличие от краудфандинга, при краудинвестировании инвесторы получают долю в проекте.
Четвёртая задача — развитие факторинга. Факторинг — это финансовый инструмент, позволяющий покупателю приобретать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу — получать от фактора комплекс услуг, в который входят авансирование выручки, защита от риска неплатежа, сбор платежей в договорные сроки или после их окончания, учёт дебиторской задолженности. Фактором может быть банк, предоставляющий услуги факторинга.
Для развития факторинга Банк России планирует расширить механизмы доступа к онлайн-факторингу, проводить обучающие мероприятия.
Ещё одна задача, которую ставит регулятор, — развитие системы быстрых платежей (СБП). В частности, планируется предоставить бизнесу возможность оплачивать товары и услуги с помощью СПБ всеми кредитными организациями с универсальной лицензией.
Кроме того, планируется создание платформы «Знай своего клиента». С помощью этого сервиса банки смогут в режиме онлайн получить информацию об отнесении клиентов к группе риска проведения подозрительных операций.
Среди других направлений Банк России обозначил цифровизацию финансовой доступности, повышение доступности финансовых услуг для отдалённых, малонаселённых и труднодоступных территорий, повышение доступности услуг для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных, а также повышение доступности услуг для граждан с относительно невысоким уровнем дохода.
Ранее сообщалось, что кабмин и Банк России займутся разработкой роботизированных помощников. Об этом говорится в стратегии развития финансового рынка до 2030 года.
2656
Рекомендуемые материалы
Законы, вступающие в силу в июне
Заказать постройку дома можно будет через «одно окно»
За дорогие, но неэффективные лекарства предложили не платить поставщикам
При крушении вертолета в Брянской области пострадала женщина
В России сформируют две армии, армейский корпус, пять дивизий и 26 бригад
Депутат Госдумы Водолацкий был ранен в Луганске
Интересное за неделю
«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний.
Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.
В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы
Источник: www.pnp.ru