29 мая на Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства глава Минэкономразвития России Максим Решетников представил приоритетные направления господдержки бизнеса до 2030 года.
Открывая заседание, Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин обозначил главные задачи встречи:
«Рассмотрим детально накопленный опыт реализации профильного национального проекта. Определим основные задачи на среднесрочную перспективу. И конечно, подробно обсудим, какие меры необходимы для поддержки МСП. Что ещё можно сделать, чтобы все принятые решения действовали максимально эффективно. И чтобы меры поддержки, которые мы обсуждаем, принимаем, совпадали с теми ожиданиями, которые есть у малого бизнеса».
В выступлении Максим Решетников отметил, что в сравнении с другими странами число субъектов МСП на тысячу человек населения в России существенно выше. При этом каждый субъект МСП в России в среднем создает пока меньше рабочих мест и меньше добавленной стоимости, чем малый и средний бизнес за рубежом.
В высших финансовых кругах ожидают полный крах финансовой системы к 2030 году.
«Задача следующего этапа до 2030 года – используя накопленный опыт, выйти на качественный рост МСП, прежде всего за счет акселерации уже действующих предприятий. Чтобы в структуре МСП было как можно больше эффективных компаний – тех, что дают максимальный вклад в экономику. А для этого необходимы условия, чтобы компании безболезненно переходили из категории в категорию. Из микро в малый бизнес, из малого – в средний. И дальше, становясь национальными компаниями», – заявил министр.
На основе данных ФНС, Корпорации МСП, итогов государственной поддержки в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов, был проведен анализ сектора и определены приоритетные направления развития малого бизнеса.
«Первый приоритет – начинающие предприниматели. Они должны формировать воронку из МСП, способных к дальнейшему развитию. Задача – помочь им пережить первые два года. По статистике, именно в этот период закрывается половина начинающих предпринимателей. Как правило, из-за нехватки опыта ведения бизнеса и неправильного расчета необходимых ресурсов», – отметил министр.
Адресная поддержка начинающих предпринимателей в повышении компетенций должна быть сфокусирована на базе центров «Мой бизнес» и Цифровой платформы МСП.РФ. Для таких предприятий предлагается обеспечить доступ к специализированным финансовым мерам поддержки – гарантиям РГО, грантам. Льготные микрозаймы предполагается сделать доступными только начинающим предпринимателям.
Вторым приоритетным направлением должны стать растущие МСП. На текущий момент только 3 % МСП переходят из микропредприятий в малые, так как не могут справиться с барьерами роста: повышением налоговой нагрузки, более сложной правовой и бухгалтерской отчетностью, вниманием контрольно-надзорных органов.
Как изменится мир к 2030, 2050 году // Каким будет мир будущего // Будущее человечества
Еще одним приоритетным направлением господдержки должны стать растущие МСП из приоритетных отраслей – сферы обработки, туризма, ИТ, инжиниринговые центры, малые технологические компании. Виду высокой концентрации квалифицированных рабочих мест, добавленной стоимости, роли в обеспечении внутреннего спроса в данных секторах предлагается сфокусировать наиболее ресурсоемкие меры поддержки. В их числе – льготное кредитование, зонтичные поручительства, биржевые инструменты, создание производственной инфраструктуры, стимулирование долгосрочного спроса на продукцию.
Новым направлением господдержки должны стать компании, которые «выросли» из сектора МСП и продолжают развиваться – так называемая категория МСП+.
«Это компании, которые перешагнули за критерии МСП, но при этом еще не перестроились под крупное предприятие. При этом они лишаются права на все преференции и льготы, уже не могут получать меры государственной поддержки, а, следовательно, дальше расти. В то же время они со старта должны справляться с повышенной налоговой нагрузкой, сложной отчетностью и повышенным вниманием контрольно-надзорных органов. Их нужно защитить от шоков роста при переходе в сегмент крупного бизнеса», – отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
В числе резервов для развития малого и среднего предпринимательства министр назвал саму систему управления мерами поддержки – преодоление «ведомственных колодцев» между институтами развития, министерствами, наращивание роли регионов. Отдельной задачей на горизонте до 2030 года станет интеграция новых субъектов РФ в реализацию мер поддержки МСП – охват предпринимателей мерами поддержки в них должен быть доведен до среднероссийского уровня.
«Озвученные подходы к поддержке МСП должны обеспечить качественный рост бизнеса и усилить его роль в структурной трансформации экономики. Предлагаю взять их за основу при формировании приоритетов и программ развития сектора МСП до 2030 года. В том числе в рамках объявленного Президентом пятилетия созидательного предпринимательства», – резюмировал Максим Решетников.
Источник: kamgov.ru
Стратегическое планирование. Правительство определило приоритеты развития малого и среднего бизнеса на ближайшие 15 лет
Правительство РФ утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства (МСП) на период до 2030 года. Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования, который должен стать основой для разработки и реализации федеральных и региональных госпрограмм в области МСП. Авторы документа исходят из того, что рост малого и среднего бизнеса будет способствовать инновационному развитию российской экономики и обеспечению стабильно высокого уровня занятости населения. Одним из приоритетных направлений реализации стратегии является обеспечение спроса на продукцию субъектов МСП за счет их участия в исполнении заказов государственного сектора экономики.
Характеристика текущего момента
В настоящее время в России действуют 5,6 млн субъектов МСП, в числе которых около 2 млн юридических лиц и 3,6 млн индивидуальных предпринимателей. Малый и средний бизнес дает 18 млн рабочих мест и производит около 20% от валового внутреннего продукта (ВВП). Если говорить об отраслевой структуре, то малый бизнес сосредоточен прежде всего в сферах розничной торговли и предоставления услуг населению. А к среднему бизнесу помимо торговли и услуг относятся предприятия обрабатывающей промышленности, строительной и сельскохозяйственной отраслей. При этом необходимо отметить, что более 95% субъектов МСП – это микробизнес; количество средних предприятий сравнительно небольшое.
Между тем вклад МСП в российскую экономику существенно ниже, чем в большинстве развитых и даже развивающихся стран. Согласно оценкам Минэкономразвития РФ, производительность труда на российских малых и средних предприятиях в 2–3 раза ниже, чем в США, Японии или западноевропейских странах. По данным Федеральной таможенной службы за 2014 г., доля субъектов МСП в российском экспорте составила всего 6%. Для сравнения, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в развитых странах эта доля составляет от 25 до 35%, а, к примеру, в Китае – более половины. В условиях кризисных явлений 2014–2015 гг. ситуация в малом и среднем бизнесе ухудшилась: сильно затруднен доступ предпринимателей к банковским кредитам, снижаются спрос на продукцию субъектов МСП и рентабельность их работы.
В этих условиях государство применяет целый ряд форм поддержки малого и среднего бизнеса. Речь, в частности, идет о специальных налоговых режимах, о льготных условиях кредитования и государственных гарантиях по кредитам. В регионах сформирована сеть организаций, оказывающих малому и среднему бизнесу инфраструктурную, имущественную и информационно-консультационную поддержку. В 2015 году была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП).
Важную роль в генерации спроса на продукцию мелких и средних предприятий играет расширение доступа субъектов МСП к госзаказу и к закупкам контролируемых государством юридических лиц. Утвержденная правительством стратегия призвана скоординировать работу органов власти всех уровней по поддержке малого и среднего бизнеса. Это должно способствовать созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан.
Пять главных принципов
Как отмечено в документе, реализация стратегии должна привести к созданию «конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики», которая станет основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан, относящихся к среднему классу. За грядущие 15 лет оборот малых и средних предприятий должен увеличиться в 2,5 раза, а производительность труда в этом секторе – вырасти вдвое.
Доля граждан, работающих в секторе МСП, к 2030 году должна достичь 35% от всего занятого населения, а вклад малого и среднего бизнеса в общий объем экономики – достичь 40% от ВВП, что соответствует уровню развитых стран. Отметим также, что субъекты МСП были поделены на две большие группы – «массовый сектор» и «высокотехнологический сектор», формы поддержки которых будут несколько отличаться друг от друга. К первому относятся традиционные сферы деятельности – торговля, услуги населению, сельское хозяйство. Ко второму – «экспортно-ориентированные предприятия, предприятия в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, быстро растущие предприятия, которые обеспечивают внедрение инноваций и решают задачи по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности».
Реализация стратегии должна осуществляться на основе пяти принципов:
1) Малый бизнес – прежде всего. Это означает, что при решении вопросов о государственном регулировании предпринимательской деятельности должны в первую очередь учитываться интересы МСП. В частности, следует перейти «от политики тотальных запретов к применению гибких инструментов регулирования».
2) Работать легально – выгодно. В рамках реализации стратегии государство должно продемонстрировать предпринимателями преимущества ведения бизнеса в правовом поле.
3) Содействие ускоренному развитию. Это означает приоритетную поддержку тем субъектам МСП, которые обладают большим потенциалом для роста. В частности, речь идет об инновационных и об экспортно-ориентированных предприятиях (то есть о «высокотехнологическом секторе»).
4) Создавать условия для развития МСП – выгодно. Здесь речь идет о создании для органов государственной власти и местного самоуправления стимулов, которые способствовали бы их активному включению в работу по поддержке малого и среднего бизнеса.
5) Обеспечение гарантированных и стабильных правил игры. Это означает создание понятных и прозрачных правил госрегулирования и налогообложения, что позволит строить долгосрочные планы развития бизнеса.
Механизмы поддержки
Для решения поставленных задач планируется использовать восемь механизмов: 1) интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства; 2) стимулирование спроса на продукцию МСП с помощью госзаказа, закупок госкомпаний, а также ряда других инструментов; 3) создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях; 4) обеспечение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП; 5) совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей; 6) повышение качества госрегулирования в сфере МСП; 7) стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях; 8) укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.
Координировать реализацию стратегии будет Комиссия Правительства РФ по вопросам конкуренции и развития МСП. Главным ответственным за эту работу ведомством назначено Минэкономразвития. Ряд полномочий даны также Корпорации МСП и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
О механизмах поддержки малого бизнеса с помощью закупок его продукции организациями государственного сектора экономики скажем чуть более подробно. В целях повышения доли МСП в заказе отдельных видов юридических лиц стратегия предусматривает следующие меры: повышение прозрачности закупок по Закону № 223-ФЗ; сокращение издержек за счет широкого внедрения электронных тендеров; увеличение обязательной квоты на закупки у субъектов МСП с нынешних 18 до 25% (начиная с 2018 года). Кроме того, речь идет об оказании методического содействия субъектам МСП в целях участия в тендерах, о создании реестра надежных поставщиков из числа предприятий малого и среднего бизнеса, о разработке и реализации программ партнерства между крупными заказчиками и субъектами МСП и т. д.
В стратегии говорится и об определенных мерах моральной поддержки малого бизнеса. Так, например, она предусматривает «включение тематик, связанных с формированием позитивного образа предпринимателей, в государственный заказ на создание игровых, документальных и мультипликационных фильмов, социальной рекламы». А 2018 год должен быть объявлен Годом предпринимательства в Российской Федерации.
Подводя итог, можно сделать три вывода: 1. В России наметилась устойчивая тенденция стимулировать увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике. 2. Одним из главных стимулов развития МСП должен стать заказ органов государственной власти, местного самоуправления и компаний государственного сектора. 3. Малый и средний бизнес должен выйти за пределы традиционных для него ниш (торговля, бытовые услуги и т.д.) и сыграть важную роль в инновационном развитии страны.
Источник: moscowtorgi.ru
В правительстве озвучили приоритеты развития сектора МСП до 2030 года
29 мая на Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства глава Минэкономразвития России Максим Решетников рассказал о приоритетных направлениях господдержки бизнеса вплоть до 2030 года.
Главные задачи встречи озвучил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, открывая заседание: «Рассмотрим детально накопленный опыт реализации профильного национального проекта. Определим основные задачи на среднесрочную перспективу. И конечно, подробно обсудим, какие меры необходимы для поддержки МСП. Что ещё можно сделать, чтобы все принятые решения действовали максимально эффективно. И чтобы меры поддержки, которые мы обсуждаем, принимаем, совпадали с теми ожиданиями, которые есть у малого бизнеса».
Максим Решетников в своей речи отметил, что по сравнению с другими странами число субъектов МСП на тысячу человек населения в России намного выше. Но он также заметил, что каждый субъект МСП в России в среднем создает на данный момент меньше рабочих мест и меньше добавленной стоимости, чем малый и средний бизнес за рубежом.
«Задача следующего этапа до 2030 года – используя накопленный опыт, выйти на качественный рост МСП, прежде всего за счет акселерации уже действующих предприятий. Чтобы в структуре МСП было как можно больше эффективных компаний – тех, что дают максимальный вклад в экономику. А для этого необходимы условия, чтобы компании безболезненно переходили из категории в категорию. Из микро в малый бизнес, из малого – в средний. И дальше, становясь национальными компаниями», – заявил министр.
Опираясь на информацию от ФНС, Корпорации МСП, итогов государственной поддержки в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов, был проведен анализ сектора и обозначены приоритетные направления развития малого бизнеса.
«Первый приоритет – начинающие предприниматели. Они должны формировать воронку из МСП, способных к дальнейшему развитию. Задача – помочь им пережить первые два года. По статистике, именно в этот период закрывается половина начинающих предпринимателей. Как правило, из-за нехватки опыта ведения бизнеса и неправильного расчета необходимых ресурсов», – сказал министр.
Адресная поддержка начинающих предпринимателей в повышении компетенций должна быть сфокусирована на базе центров «Мой бизнес» и Цифровой платформы МСП.РФ. Для таких предприятий предлагают открыть доступ к специализированным финансовым мерам поддержки – гарантиям РГО, грантам. Было предложено дать допуск к льготным микрозаймам, но только для начинающих предпринимателей.
Вторым приоритетным направлением предположительно станут растущие МСП. В настоящее время лишь 3 % МСП уходят из микропредприятий в малые из-за невозможности справиться с барьерами роста: повышением налоговой нагрузки, более сложной правовой и бухгалтерской отчетностью, вниманием контрольно-надзорных органов.
Также одним из приоритетных направлений господдержки должны стать растущие МСП из приоритетных отраслей – сферы обработки, туризма, ИТ, инжиниринговые центры, малые технологические компании. По причине высокой концентрации квалифицированных рабочих мест, добавленной стоимости, роли в обеспечении внутреннего спроса в перечисленных секторах хотят сфокусировать наиболее ресурсоемкие меры поддержки. К ним относятся – льготное кредитование, зонтичные поручительства, биржевые инструменты, создание производственной инфраструктуры, стимулирование долгосрочного спроса на продукцию.
Новым направлением господдержки предположительно станут компании, «выросшие» из сектора МСП и продолжающие развиваться – так называемая категория МСП+. Таким предприятиям непросто приживаться в сегменте крупного бизнеса, при этом они теряют все льготы и преференции, доступные МСП. Этим компаниям предложено рассмотреть возможность создания отдельных инструментов поддержки, прежде всего финансовых.
В дополнение к резервам для развития малого и среднего предпринимательства министр назвал саму систему управления мерами поддержки – преодоление «ведомственных колодцев» между институтами развития, министерствами, наращивание роли регионов. Отдельной задачей на горизонте до 2030 года станет интеграция новых субъектов РФ в реализацию мер поддержки МСП – охват предпринимателей мерами поддержки в них должен быть доведен до среднероссийского уровня.
«Озвученные подходы к поддержке МСП должны обеспечить качественный рост бизнеса и усилить его роль в структурной трансформации экономики. Предлагаю взять их за основу при формировании приоритетов и программ развития сектора МСП до 2030 года. В том числе в рамках объявленного Президентом пятилетия созидательного предпринимательства», – резюмировал Максим Решетников.
Источник: smallbusiness.ru