2.1. Экономическая характеристика ООО «…»…………. 28
2.2. Особенности исчисления и уплаты налогов при упрощенной системе налогообложения………………………………………………………………. 30
2.3. Порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход…………………………………………………………………. 38
3. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ И ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………..45
3.1. Оптимизация специальных налоговых режимов……………………………45
3.2. Предложения по реформированию системы налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………………. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………. ….79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы налогообложения малого бизнеса полностью обусловлена ролью малого предпринимательства в экономике современного государства. Малый бизнес, связывая экономику страны в единое целое, образует своего рода фундамент, на котором вырастают более сложные и высокие этажи. Причем массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса обязано своим появлением самой сущности предпринимательства, которая заключается в стремлении каждого гражданина улучшить свое материальное положение. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования полностью подтверждает это положение.
Как начать свое дело? Виды налогообложения и поддержка малого бизнеса от государства / 14+
Свое дело – это шаг к независимости. Но следует помнить, что бизнес и риск идут рука об руку: значительный процент банкротств среди предприятий малого бизнеса позволяет держаться на плаву только тем, кто функционирует наиболее эффективно. И отнюдь не последнюю роль здесь играет грамотное налогообложение субъектов малого предпринимательства (хотя не следует забывать о том, что для решения любой проблемы требуется комплексный подход).
Как известно, налоги в государстве играют не только фискальную, но и регулирующую роль, то есть, выбирая разные варианты налоговых инструментов, государство в состоянии стимулировать или, наоборот, сокращать разные виды деятельности, их масштабы, эффективность применяемых технологий и темпы развития. Так же для экономики государства важно, чтобы процент налогоплательщиков, находящихся в тени, был минимальным.
Проблема заключается в том, что с одной стороны, малый бизнес – явление весьма полезное, и государство должно быть заинтересовано в его развитии и всяческой поддержке, а с другой – оно само зачастую толкает субъектов малого предпринимательства за грань закона, так как нести существующее налоговое бремя под силу очень небольшому числу мелких фирм.
Целью выпускной квалификационной работы является .
Купить
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!
Источник: workspay.ru
Особенности налогообложения малого бизнеса
На сегодняшний день для субъектов малого предпринимательства в России разработана два основных вида налога: упрощенная система и вменный налог.
Тема 2. Особенности налогообложения у субъектов малого предпринимательства
Субъекты малого бизнеса могут перейти на упрощенную систему налогообложения для экономии на налогах и трудозатратах.
Режим применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности был установлен Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222- ФЗ, а с 1 января 2003 года его применение осуществляется в соответствии с главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового Кодекса РФ. С тех пор контролирующими органами были утверждены документы, регламентирующие применение данного вида налогообложения (такие как формы декларации, инструкции и др.).
В соответствии с вышеперечисленными нормативными актами под упрощенную систему «подпадают» ИП и организации, средняя численность работников которых не превышает 100 человек, а доход в течение года составляет не более 15 миллионов рублей. С 1 января 2010 года до 1 января 2013 года предусмотрено увеличение до 60 млн. руб. величины предельного размера доходов налогоплательщика (Федеральный закон № 204-ФЗ от 19.07.2009г.)
Существуют и другие критерии. Так, организации не должны иметь филиалы и (или) представительства, а доля участия в фирме других организаций не должна превышать 25%.
Как известно, существует 2 вида объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения:
1. доходы, ставка 6%.
Налог в данном случае уплачивается с полученных доходов предприятия.
2. доходы — расходы, ставка 15%.
Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков. Например, в Тюменской области действует ставка 5%, а в Московской области — 10 %.
При применении объекта налогообложения «доходы минус расходы» налог уплачивается с суммы налогооблагаемой базы.
При применении объекта налогообложения «доходы» или «доходы — расходы» юридические лица и ИП могут сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, но не более чем на 50% .
Кратко описав упрощенную систему налогообложения, давайте разберемся с ее преимуществами:
1. налогоплательщик может сам добровольно принять решение о переходе на УСН;
2. экономия на налогах (налогоплательщики- «упрощенцы» платят единый налог вместо налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС);
3. «упрощенец» ведет более простой и менее объемный налоговый учет по единому налогу;
4. объем отчетности «упрощенца» значительно меньше, чем у субъекта, применяющего обычную систему налогообложения (вместо четырех налоговых деклараций только одна, организациями не представляется финансовая отчетность);
5. при переходе на УСН, налогоплательщик имеет возможность выбрать объект налогообложения (либо «доходы», либо «доходы минус расходы»);
6. сравнительно небольшие ставки единого налога.
Разобравшись с преимуществами УСН, перечислим ее недостатки:
1. потеря покупателей (крупные фирмы не хотят работать с «упрощенцами» из-за невозможности принять к вычету НДС). Чтобы не потерять покупателей, малый бизнес, несмотря на то, что он может применять УСН и будет переплачивать налоги в бюджет, выбирают общий режим налогообложения;
2. ограничен круг субъектов, имеющих право применять УСН;
3. перечень расходов, которые можно учесть при расчете налоговой базы при УСН, является закрытым по сравнению с общим режимом налогообложения. Это явный минус, поскольку при обычной системе налогообложения затраты можно учесть в составе расходов, если будет доказано, что они экономически оправданны. И хотя с 1 января 2006 г. список расходов при «упрощенке» расширен, что позволяет большинству «упрощенцев» признать все затраты при расчете налоговой базы, часть расходов все равно учесть нельзя;
4. необходимость уплаты минимального налога при убыточной деятельности. Если по итогам года сумма исчисленного годового налога при объекте налогообложения «доходы минус расходы» получится меньше суммы минимального налога, который составляет 1% от полученных доходов, то должен быть уплачен этот минимальный налог. (То есть, не платить налог при маленькой прибыли либо при убытке не получится);
5. много неопределенности в тексте закона, что приводит к вольному толкованию текста со стороны фискальных органов.
Перечисленные факты выявляют значительное ослабление налоговой нагрузки на малый бизнес и дают возможность привлечения внешнего специалиста для ведения бухгалтерского учета, что опять-таки увеличивает расходы бизнеса (зачастую предприниматель просто собирает всю документацию за определенный период и передает ее для оформления декларации и расчета налога). А саму отчетность вполне можно отправить по почте, без длительного ожидания в очередях налоговой инспекции.
Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения не только дает возможность «сэкономить» на налоговых платежах, а значит, пустить средства «в оборот», но и высвобождает время предпринимателя для решения задач по развитию бизнеса.
В малом бизнесе существует еще один специальный налоговый режим — единый налог на вмененный доход. Режим применения единого налога на вмененный доход осуществляется в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (ЕНВД) и законами субъектов РФ. В отличие от УСН налогоплательщик не может использовать ЕНВД по желанию, немного поясним, если налогоплательщик выбрал вид деятельности, попадающий в перечень видов деятельности, облагаемые ЕНВД, и не нарушает требования, установленные п. 2.2 ст. 346.26, то другой специальный налоговый режим он не может применять.
Налог уплачивается не с «доходов» или «доходы минус расходы», т. к. определить выручку и расходы на ЕНВД достаточно сложно, а с базовой доходности корректирующей на величину физического показателя и коэффициентов К1 и К2. В конце отчетного периода налогоплательщик имеет право сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, но не более чем на 50 % .
Перечисленные выше налоги являются наиболее сложными для применения, определяют основную налоговую нагрузку, и по ним требуется ведение сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена уплаты этих налогов уплатой единого налога составляет суть ЕНВД.
Следствием замены целого ряда налогов одним является экономия времени по заполнению соответствующих деклараций, а также значительное сокращение документооборота, упрощение порядка ведения бухгалтерского и налогового учета.
Однако, это преимущество уплаты одного налога вместо четырех превращается и в недостаток, когда речь заходит о предприятиях, которые вынуждены совмещать ЕНВД с общим режимом налогообложения или с упрощенной системой налогообложения. Так, у многопрофильных организаций увеличивается число уплачиваемых налогов, и они должны организовать ведение раздельного учета, что означает необходимость дополнительных трудозатрат и, в большинстве случаев, ведение более детального аналитического учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы, выявлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников и выручке от реализации товаров (работ, услуг).
Существует так называемая «комиссия Бoултона», в которой выделено три главных признака предприятий малого бизнеса, по которым абсолютно точно предприятие можно описать как «малое»:
— небольшой рынок сбыта, который не позволяет организации оказать существенное влияние на цену или же объем реализуемого им товара;
— правовая независимость – управление малым предприятием осуществляется не через систему формализованной управленческой структуры, непосредственно собственником или же собственниками-партнёрами, которые самостоятельно контролируют свое дело;
— управление предприятием, которое предполагает, что владелец или владельцы-партнеры сами принимают участие во всех аспектах управления предприятием малого бизнеса, и что он (они) свободны от внешнего давления.
В настоящее время малое предпринимательство относится к числу важнейших направлений экономического развития. Вместе с тем, малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития.
Как показывает практика, слабость малого бизнеса в России состоит вовсе не в недостаточном количестве таких предприятий. В исследовании компании KPMG, которое было подготовлено для Минэкономразвития, приводится следующий количественный показатель: 33 малых и средних предприятия на тысячу жителей, что вполне на уровне развитых стран.
Проблема находится в эффективности предприятий малого и среднего бизнеса, которая очень низка, при этом сам указанный сектор на 87% состоит из микропредприятий и лишь на 0,7% — из средних, тогда как в развитых странах 4,1% составляет доля среднего бизнеса.
Согласно данному исследованию присутствует в России общий негативный тренд: оборот и прибыльность малых предприятий снизились за последние пять лет в среднем на 6%. Так доля малого бизнеса в ВВП нашей страны по данным «Бизнес журнала» составляет 21%, в то время как в развитых странах этот показатель более чем в два раза больше, а именно: более 40%.
Главной причиной сокращения выручки у малых предприятий в России видится низкий уровень финансовой обеспеченности большинства их них. Он, в свою очередь, формируется вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы.
Так с 1 января 2010 года произошла замена ЕСН со ставкой 26% страховыми взносами общим размером 34%. Эта реформа увеличила налоговую нагрузку на все категории зарплат. Однако это увеличение явилось неравномерным, поскольку сильнее всего фискальное бремя сказалось на средних зарплатах, а также на начислениях любого размера занятым в малом бизнесе. Существенное усиление нагрузки на средние заработные платы привело к тому, что большая их часть вновь ушла «в тень». В связи с чем Правительство РФ с 01.01.2012 г. было вынуждено уменьшить размер страховых взносов до 30%.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты- Мансийском автономном округе, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Поддерживая развитие предпринимательства, государство формирует средний класс собственников, на основе бизнеса которых создается устойчивость экономики в целом, создаются новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества жизни населения всего региона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: по сост. на 30 декабря 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: по сост. На 6 декабря 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
3. Богомолова Л.Л. Система государственной поддержки малого бизнеса. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Тенденции социально-экономического развития регионов» 12 мая 2014г., г.Уфа. — Уфа: Аэтерна, 2014. — 162 с.
4. Богомолова Л.Л. Экспортный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Научный журнал «Научное обозрение» № 12, 2014.
5. Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. – СПб: ГУАП, 2014. 185 с.
6. Л.А. Колесникова Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / Колесникова Л.А. — Москва: «Новый Логос». 2012 г. 190 с.
7. Меркулов, А.Н. Франчайзинг от А до Я / А.Н. Меркулов, В.В. Фокин, С.Д. Ватутин. — М: Феникс, 2013. — 160 с.
8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
9. Романов А.Н. Предпринимательство: учебник. /А.Н. Романова – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -687с.
10. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. — М., 2011. – 795 с.
11. Франовская Г.Н. Малый Бизнес. Учебное пособие для вузов. / Г.Н. Франковская, 2007. – 312 с.
Источник: megaobuchalka.ru
5.1. Особенности налогообложения малого предпринимательства
Сегодня малый бизнес является важным фактором развития не только национальной экономики любого государства, но всей мирового хозяйства в целом. Как показывает мировая практика, именно малый и средний бизнес играют огромную роль в обеспечении экономического развития страны и занятости населения.
В странах с развитой рыночной экономикой доля среднего и малого бизнеса в ВВП колеблется от 50% (США) до почти 70% в странах ЕС, а доля рабочих мест в сфере среднего и малого предпринимательства составляет от 52% (США) до 75% в Японии.
В России сегодня функционирует примерно 1,8 млн. средних и малых предприятий, основная часть которых сконцентрирована в сфере услуг и торговле. На долю средних и малых предприятий в России приходится примерно 20% ВВП и около 20% всех рабочих мест. Такая доля малого бизнеса в экономике России явно недостаточна. Незначителен также вклад малого бизнеса в финансовые ресурсы государства. Налоговые поступления от двух специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), составляют немногим более 200 млрд.
рублей, или 1,5% всех поступлений в бюджетную систему России. Очевидно, что последующее успешное развитие экономики России невозможно без увеличения в ней роли и доли малого бизнеса.
В развитии малого бизнеса огромная роль принадлежит государственной поддержке и государственному регулированию.
В 2007г. в России был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также основные цели и принципы государственной политики по развитию этих предприятий.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются индивидуальные предприниматели и организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и, отвечающие соответствующим критериям.
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству (МП) представлены в таблице 5.1.
Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ определены в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это:
• развитие субъектов предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;
• обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства;
• оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
• обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
• увеличение доли производимых товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
увеличение доли уплаченных налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В Законе сформулированы также и основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства:
•разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
• ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
•участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
• обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предусматриваются следующие меры:
• специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам для малых предприятий;
• упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности;
• упрощенный порядок составления статистической отчетности;
льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
особенности участия субъектов малых предприятий в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
меры по обеспечению финансовой поддержки.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей государственной поддержки.
Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
являющихся кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
• осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
• являющихся в порядке, установленном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ.
Важнейшую роль среди всех мер по стимулированию малого бизнеса играет, конечно, государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения, которая осуществляется по двум направлениям:
— предоставление налоговых льгот в рамках традиционной действующей налоговой системы,
— упрощение системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Первое направление государственной поддержки малого бизнеса в области налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных льгот.
В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий:
— субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов;
— малые предприятия, занятые в сфере производства товаров народного потребления, строительстве и некоторых других, не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы;
— субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги по итогам работы за квартал, без уплаты авансовых платежей.
Второе направление — упрощение учета и налогообложения — включает как переход на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так и переход на систему уплаты единого налога на вмененный доход. Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.
Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента. Стоимость годового патента устанавливается субъектом Российской Федерации и зависит от вида деятельности. Физические лица, использующие упрощенную систему, ведут книгу доходов и расходов (подробнее см. ниже).
Льготное налогообложение является приоритетным направлением государственной поддержки малого бизнеса. В настоящее время в России основными налоговыми режимами для субъектов малого бизнеса являются:
• упрощённая система налогообложения (УСН);
• единый налог на вменённый доход (ЕНВД);
• патентная система налогообложения (ПСН) — введена с 2013г.
Источник: finances.social