В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России Э.Набиуллиной доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России — пока не превышает 17%. Информационное агенство Клерк.Ру. 26.02.2009.
Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.
В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Перечень проблем, которые мешают развитию малого предпринимательства в стране рассмотрим с помощью таблицы 5.
Каковы перспективы развития малого, среднего и крупного бизнеса в России? Что будет с бизнесом в РФ?
Основные проблемы малого предпринимательства в России Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. — М., 2002. — С.55.
Экономическая ситуация в целом
Трудности получения и высокая ставка за кредит
Неплатежеспособность партнёров, клиентов
Несовершенство банковской системы
Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки
Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов
Недостаток информации, культуры, опыта
Отрицательное отношение к предпринимателям
Рассмотрим проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства более подробно:
— организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.);
— проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.);
— материально-финансовые проблемы (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, в накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в сбыте продукции).
Остро стоит проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малое предпринимательство больше, чем крупный и средний бизнес, подвержено влиянию «теневой экономики». По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.
Сдерживающими факторами в развитии деятельности малых предприятий являются:
— неразвитость и нестабильность законодательств;
— снижение платежеспособности населения;
— жесткое давление налоговой систем;
— недостаток собственных финансовых средств.
Серьезным препятствием в развитии предпринимательской деятельности является сложность получения кредитов. Основными причинами этого являются отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга, недостаточное количество сильных региональных банков.
Большинство малых предприятий из-за неустойчивого финансового положения и нехватки средств лишены внутренних стимулов для своего развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.
Проблема нехватки производственных и служебных помещений также существенно тормозит развитие малого предпринимательства. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий и местных органов власти, однако предпринимателю подобная информация недоступна.
Бизнесмены, разворачивающие производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую произвольно изменяют ставки арендной платы. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. — М., 2002. -С.53.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей — 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007г можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств.
Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.
Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию — отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.
В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:
1) замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3) пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)
4) будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс — общаков) и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.
Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся: предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
— предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
— предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
— предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
— предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу. Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса //ЭКО. — 2009. — №1. — С.174.
Основные болезненные и уязвимые точки малого предпринимательства. Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего в тень) части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:
1) отсутствие оборотных средств
2) отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
3) отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
4) снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
5) риск неплатежей от контрагентов — отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания». Литвак Е. Влияние кризисных явлении в экономике Российской Федерации на малый бизнес //Финансовая газета. — 2009. — №6. — С.14. Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства, рассмотренные в таблице 6.
Проблемные точки различных категорий субъектов малого предпринимательства Литвак Е. Влияние кризисных явлении в экономике Российской Федерации на малый бизнес //Финансовая газета. — 2009. — №6. — С.16.
Категория субъектов малого предпринимательства (МП)
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг
отсутствие доступа к банковскому финансированию переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий
снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги
снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ)
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала — середины года
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле
повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе — снижение спроса на продукцию
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу
снижение объемов заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008г. повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ
Все субъекты МП
административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала.
Источник: studbooks.net
Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения.
В целом, уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный., так как имеет следующие проблемы:
− Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
− Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий,
особенно в производственной сфере;
− Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
− Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой [21].
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
− Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
− Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
− Лекарственных препаратов и медицинской техники;
− Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
− Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения [21].
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.
Предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы следующие пути решения:
— разработка стандартных условий получения кредитов. Государству необходимо ввести правила для всех банков, с помощью которых будет определяться платежеспособность нового бизнеса.
— пересмотр системы оценки рисков. Эту деятельность должны выполнить сами банки. Залог в этом случае является хорошим и достаточным гарантом.
— увеличение кредитного рынка. Это путь наиболее приемлемый, так как приведет к конкуренции, которая в свою очередь позволит снизить процентные ставки на кредит.
— помощь начинающим бизнесменам. Необходимо рассмотреть и смягчить условия для нового дела.
— пересмотр налогового кодекса. Необходимо смягчить условия налогообложения и тогда бизнес будет развиваться активнее.
— обучение персонала. Многие бизнесмены при не соответствии работника сразу меняют его на другого, а это ведет к торможению всего процесса. Наилучшим путем решения таких проблем является повышение квалификации с помощью обучения, уже работающих и вникших в суть дела кадров.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Заключение
Значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
— развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
— занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
— объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
— сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
— массовое развитие малого бизнеса способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.
Список использованной литературы
1. СамуэльсонП.Э., Нордхаус В.Д., Экономика. – Москва, 2010 – 113 с.
2. Юркова Т.И., Юркос С.В., Экономика предприятий.- Москва, 2009 – 54-57с.
3. Успенский И.В., Маркетинг. – Санкт-Петербург: СПГУЭ и Ф., 2008 – 351с.
4. Багиев Г.Л., Асаул А.Н., Организация предпринимательской деятельности.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ., 2009 – 78 с.
5. Закон «О развитии малого и среднего бизнеса РФ» от 02.10.2006.
Гражданский кодекс РФ, Ч 4.
6. Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России. – М.: Бизнес-Тезаурус, 2008. – 128с.
7. Блинов А. Развитие предпринимательства. // Экономист. – 2010. – №6. – 70-73 с.
8. Горбунов Э. Об условиях развитии малого и среднего бизнеса. // Экономист. – 2010. – №1. – 86-92 с.
9. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция. // Вопросы экономики. – 2009. – №7. – 64-72 с.
10. Механизмы развития малого предпринимательства в России. / Сб. статей. – М., 2008. – 124с.
11. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. — 2009. — № 4
12. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. // Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2010 – 29-31 с.
13. Брциева А.И. Малый бизнес как экономическая категория. «Общество и экономика», №9,2009 – 81 с.
14. Мягков А.К. Малый бизнес в России: проблемы становления и развития. Вопросы экономики №4, 2008 – 46 с.
15. Николас Сираполис Управление малым бизнесом Дело М. 2009 – 17 с.
16. Хакамада И.М. Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России. Политэконом №1,2008.
17. Ослунд А. Проблемы развития малого предпринимательства в России Политэконом №1, 2009г.
Приложение 1
Таблица 1.1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 октября 2011 г.
Федеральные округа | Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения 1 | ||
единиц | прирост / сокращение за период 01.10.2010-01.10.2011 | в % от среднего по РФ | |
Российская Федерация | 154,8 | -5,7 | 100,0 |
Центральный ФО | 184,1 | -12,9 | 130,8 |
Северо-Западный ФО | 230,5 | -1,0 | 162,6 |
Южный ФО | 130,2 | -26,1 | 87,3 |
Северо-Кавказский ФО | 62,5 | -3,1 | 34,9 |
Приволжский ФО | 157,6 | 1,5 | 80,6 |
Уральский ФО | 116,5 | -12,7 | 85,9 |
Сибирский ФО | 128,1 | -3,0 | 78,1 |
Дальневосточный ФО | 154,4 | 5,9 | 92,6 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2011 г.
Таблица 1.2. Распределение регионов по группам с различной динамикой
количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей
за период с 1 октября 2010 г. по 1 октября 2011 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей | Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 100 ед.) | |
Среднее сокращение (от 30 до 100 ед.) | |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 30 ед.) | |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 30 ед.) | |
Среднее увеличение (от 30 до 100 ед.) | |
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) |
Приложение 2
Таблица 2.1 Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2011 г.
Федеральные округа | Среднесписочная численность работников МП 1 | Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых | ||
тыс. чел. | в % к январю-сентябрю 2010 г. | % | Изменение относительно января-сентября 2010 г., п.п. | |
Российская Федерация | 5 575,2 | 97,0 | 12,0 | -0,11 |
Центральный ФО | 1 574,8 | 94,8 | 11,9 | -0,33 |
Северо-Западный ФО | 686,2 | 102,0 | 13,6 | 0,48 |
Южный ФО | 501,1 | 88,5 | 13,1 | -1,40 |
Северо-Кавказский ФО | 152,8 | 93,5 | 9,2 | -0,53 |
Приволжский ФО | 1 254,3 | 98,5 | 12,8 | 0,20 |
Уральский ФО | 403,4 | 85,9 | 9,0 | -1,40 |
Сибирский ФО | 725,8 | 98,8 | 11,9 | 0,04 |
Дальневосточный ФО | 276,7 | 102,0 | 12,5 | 0,35 |
1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера
Таблица 2.2. Изменение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по регионам в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 г.
Изменение среднесписочной численности работников МП | Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 30%) | |
Среднее сокращение (10-30%) | |
Небольшое сокращение (менее 10%) | |
Небольшое увеличение (менее 10%) | |
Среднее увеличение (10-30%) | |
Сильное увеличение (свыше 30%) |
Приложение 3
Таблица 3.1 Объемы оборота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2011 г.
Федеральные округа | Объем оборота МП в январе-сентябре 2011 г. | ||
млн. руб. | на душу населения, руб. 1 | в % к январю-сентябрю 2010 г. 1 | |
Российская Федерация | 7 111 547,9 | 50 111,5 | 106,9 |
Центральный ФО | 2 430 709,6 | 65 486,0 | 114,4 |
Северо-Западный ФО | 1 110 341,3 | 82 632,5 | 105,5 |
Южный ФО | 540 353,1 | 39 403,0 | 84,6 |
Северо-Кавказский ФО | 143 075,9 | 15 459,4 | 101,6 |
Приволжский ФО | 1 334 855,1 | 44 333,5 | 109,5 |
Уральский ФО | 584 865,0 | 47 627,0 | 79,7 |
Сибирский ФО | 690 720,8 | 35 311,0 | 106,0 |
Дальневосточный ФО | 276 627,2 | 42 952,0 | 115,1 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2011 г.
2 с учетом региональных ИПЦ
Таблица 3.2 Распределение регионов по группам с различной динамикой оборота малых предприятий в январе-сентябре 2011 г. относительно января-сентября 2010 г. (с учетом ИПЦ)
Изменение объемов оборота | Количество регионов |
Очень сильное сокращение (свыше 50%) | |
Сильное сокращение (30-50%) | |
Среднее сокращение (10-30%) | |
Небольшое сокращение (до 10%) | |
Небольшое увеличение (до 10%) | |
Среднее увеличение (10-30%) | |
Сильное увеличение (30-50%) | |
Очень сильное увеличение (свыше 50%) |
Приложение 4
Таблица 4.1. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2011 г.
Федеральные округа | Объем инвестиций в основной капитал на МП в январе-сентябре 2011г. | ||
млн. руб. | на душу населения, руб. 1 | в % к январю-сентябрю 2010 г. 2 | |
Российская Федерация | 163 079,0 | 1 149,1 | 90,9 |
Центральный ФО | 39 981,5 | 1 077,1 | 94,2 |
Северо-Западный ФО | 14 847,1 | 1 104,9 | 139,3 |
Южный ФО | 28 509,3 | 2 078,9 | 77,1 |
Северо-Кавказский ФО | 2 546,9 | 275,2 | 84,1 |
Приволжский ФО | 35 786,4 | 1 188,5 | 94,3 |
Уральский ФО | 8 388,2 | 683,1 | 56,6 |
Сибирский ФО | 29 375,5 | 1 501,7 | 94,1 |
Дальневосточный ФО | 3 644,1 | 565,8 | 116,4 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2011 г.
2 с учетом региональных ИПЦ
Таблица 4.2 Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-сентябре 2011 г. относительно января-сентября 2010 г. (с учетом ИПЦ)
Изменение объемов инвестиций | Количество регионов |
Регионы, данные по которым отсутствуют | |
Сильное сокращение (50-100%) | |
Среднее сокращение (30-50%) | |
Небольшое сокращение (до 30%) | |
Небольшое увеличение (до 30%) | |
Среднее увеличение (30-50%) | |
Сильное увеличение (50-100%) | |
Очень сильное увеличение (свыше 100%) |
Источник: poisk-ru.ru