Виды бизнеса в перестройку

В марте 1985 г., после смерти К. Черненко, генеральным секретарем УК был избран М.С. Горбачев, а председателем Совета Министров стал Н. Рыжков. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройка». Общество было готово к реформам, оно было в них заинтересовано, что объясняет положительную реакцию на ини­циативы Горбачева, который в 1985 г. провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны, его основными целями были обозначены научно-техническая революция, активизация «человеческого фактора».

Но понимало ли новое руководство страны всю сложность предстоящих задач и пути их решения? Правильно ли оно просчитало все возможные результаты будущих реформ? Как показал опыт горбачевской перестройки, вряд ли, ибо, начавшись под флагом возвращения к первородной чистоте ленинского учения, искаженного якобы его приемниками, и постановки задачи выведения социалистической экономики на уровень современных требований, перестройка обернулась окончательной дискредитацией социалистической идеи и развалом советской экономики, на руинах ко­торой стали складываться новые рыночные отношения и утверждаться буржуазный миропорядок, что и в дурном сне не могли представить себе отцы перестройки.

Вначале, казалось бы, все развивалось целенаправленно, по линии со­вершенствования социализма. Придя к власти, М. Горбачев окружил себя группой экономистов, социологов и политологов, таких, как: Л. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская, Ф. Бурлацкий. Ими было достигнуто единство во взглядах о необходимости расширения самостоятельности предприятий, которые, как предполагалось, должны были отныне управляться на основе принципов самоокупаемости и самофинансирования.

Помимо реформы на государственных предприятиях, предусматривалось поощрение частной инициативы в определенных сферах производств: в сельском хозяйстве, в индивидуальной трудовой деятельности, в сфере услуг, объем которых совершенно не соответствовал существующим потребностям общества. Постепенное возрождение внутреннего частного сектора должно было дать, по мнению творцов перестройки, хоть ограниченную, но реальную возможность как-то приоткрыть советский рынок для поступления иностранных инвестиций, что в дальнейшем могло привести к созданию более технически совершенных производств.

Частный сектор в экономике, иностранные капиталовложения и, если брать более широко, глубокая интеграция в мировой рынок должны были стать главным условием повышения конкурентоспособности советских предприятий, что углубило бы процесс начавшихся реформ в экономике. В условиях начавшегося оживления рыночных отношений социалистическим предприятиям пришлось бы поневоле улучшать свое финансовое положение, не забывая при этом и о государственных интересах.

Таким образом, с самого начала перестройки экономическую реформу определяли две основные тенденции: расширение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий и одновременно — сферы деятель­ности частного сектора.

Экобизнес идеи для создания зелёного бизнеса

Согласно Закону о государственном предприятии от 30 июня 1987 г., предприятия получили право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые связи с другими предприятиями и даже вступать в деловые контакты с иностранными фирмами.

В действительности вся эта самостоятельность оказалась фикцией. Государство оставалось главным заказчиком в промышленности, полностью покрывая госзаказом производственные мощности предприятий, оставляя им весьма ограниченные возможности для коммерческой, предпринимательской деятельности. Кроме того, государство, как и прежде, устанавливало цены на продукцию и ставки налогообложения, забирая, тем самым, у предприятий значительную часть доходов, еще более выхолащивая само понятие «финансовой самостоятельности» промышленных предприятий.

В итоге получилось, что сфера рынка оказалась предельно-суженной. Проволочки и трудности в проведении ценовой реформы и других неотложных мероприятий в конечном счете, обернулись экономической катастрофой, окончательно подорвавшей в народе доверие ко всем правительственным декларациям о неуклонном продолжении политики реформ.

В середине 1988 г. были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор «теневой экономики», где по самым скромным подсчетам «прокручивалось» до 90 млрд. рублей (в масштабах цен того времени), доставшихся их владельцам самыми различными путями, включая уголовно наказуемые.

Характерным явлением позднего советского периода было развитие арендных отношений, на которые партийные и государственные руководители возлагали большие надежды в расчете на повышение заинтересованности работников в результатах труда. Несмотря на громогласные заявления руководства страны о всемерной поддержке частной инициативы, на деле ей ставились постоянные преграды.

Власть на местах употребляла все свои силы и весь свой талант на ограничение деятельности частных кооперативов. С другой стороны, всеобщий дефицит материальных ресурсов приводил к тому, что государство часто при всем своем желании не могло ничем помочь кооперативам и, те вынуждены были прибегать к нелегальным источникам их приобретения, поневоле идя на конфликт с законом.

Наконец, самую существенную роль в противоречивом характере возрождаемого российского предпринимательства сыграли существовавшие тогда опросы общественного мнения, большинство опрошенных не скрывали своего враждебного отношения к свободе предпринимательской деятельности.

Конечно, эти умононастроения подавляющей части российского общества лишь отчасти объясняют трудности, с которыми столкнулось предпринимательство с первых же шагов своего существования. Главная же причина состояла в том, что предполагаемые реформы пытались в одночасье преобразовать советскую экономику, в которой в течение долгих десятилетий накапливались противоречия и отсутствовали рыночные механизмы их разрешения, процветала коррупция. Что же удивительного тогда в том, что реакция на принятые правительством меры по оживлению частной инициативы оказалась не такой, как ожидалось. Вместо разрекламированной планово-регулируемой рыночной экономики, в государственном секторе прочно воцарилась меновая, бартерная система отношений, а в частном секторе хозяйствования своего рода «экономика казино», где все подчинено целям немедленной спекулятивной выгоды в ущерб долгосрочным целям развития производства товаров и услуг.

Такие перекосы в формируемой экономической модели создавали и сейчас еще создают угрозу насаждения в стране примитивного хищнического капитализма, который станет прелюдией к переходу в фазу паразитической, коррумпированной экономики, существующей ныне в некоторых странах «третьего мира». Это такая модель хозяйствования, когда государственная собственность, приватизируемая узким слоем государственной и военной бюрократии, вкупе с мафиозными структурами, а всех остальных граждан государства превращает в нещадно эксплуатируемую массу.

В некоторых республиках (например, в Прибалтике, России) началась разработка своих экономических программ, представлявших собой альтер­нативу программам союзного правительства.

Так, в России в 1990 г. появилась программа «500 дней», разработан­ная коллективом экономистов под руководством академика С. Шаталина и одобренная Верховным Советом РСФСР. В ней намечалось восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, признавался суверенитет союзных республик от центра, предлагались антимонопольные меры и приватизация предприятий, резкое сокращение государственных расходов. Летом и ранней осенью 1990 г. казалось, что М.С. Горбачев действительно принял эту программу. Но партийно-государственная номенклатура испугалась утраты экономической власти, и после некоторых колебаний «Программа 500 дней» была отложена.

Правительство СССР попыталось переломить кризисную ситуацию в экономике. Именно тогда, 25 декабря 1990 г. был принят закон РСФСР «О предпринимателях и предпринимательской деятельности», согласно которому, частное предпринимательство было признано общественно полезным делом. Этот закон, по сути, подвел итог почти полувекового пути движения России к рыночной экономике.

Читайте также:  Недопустимый или отсутствующий аргумент код 2 Сбербанк бизнес онлайн

Но поворот в сторону рынка произошел в стране задолго до пере­стройки. Прежде всего, коммунистическому режиму с самого начала не удалось реализовать в стране модель безрыночного, бестоварного социализма и окончательно покончить со всеми видами частнопредпринимательской деятельности.

Со временем, по мере либерализации коммунистического режима и постепенного повышения жизненного уровня, возрастала роль денег, пока еще скрываемых капиталов, нажитых в «теневой экономике». Тогда же на рубеже 60-70-х гг., внутри слоя правящей коммунистической номенклатуры возник класс собственников — прообраз будущего предпринимательского сословия. В конце 70-х гг. он быстро укрепил свои позиции путем сращивания отдельных представителей партийно-государственного аппарата и тор-гово-хозяйственной элиты. Этот слой больше других был заинтересован и готов был принять ту либерализацию экономической жизни, которая гряну­ла в годы перестройки. Именно этот слой лучше других воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы полностью взять под свой контроль эконо­мику страны.

С точки зрения формы проведения, эта операция осуществлялась путем перекачки государственных средств в частные руки при помощи прямых взносов в фонды всевозможных, внезапно, из неоткуда возникших ассоциаций, акционерных обществ и товариществ путем предоставления все­возможных лицензий, отдающих в частные руки то, что раньше всегда было государственной функцией. Немало способствовало этому процессу пре­доставление налоговых и иных льгот отдельным предприятиям.

Перекачка государственных средств происходила во вполне определенные руки, людям, связанным с правящими структурами. «Новые богачи» стремились и дальше будут стремиться к тому, чтобы продлить ту ситуа­цию, при которой рынок сочетается с коррумпированной системой лицен­зий, ограничений и привилегий. Ведь чем дольше продлится такая ситуация в стране, тем больше государственных богатств может перейти в руки тех, кто и раньше находился во властных структурах.

Следует признать, что и после крушения коммунистического режима ситуацию в стране контролирует тот социальный слой, который с самого начала перестройки экономики был заинтересован не в развитии рынка как наиболее эффективной формы связей хозяйственных объектов, а в прида­нии рыночной формы тем фактическим отношениям собственности и вла­сти, которые сложились задолго до победы демократии в нашей стране.

Именно этот социальный слой вовсе не заинтересован в появлении настоящего самодеятельного предпринимателя, который бы возрос самостоятельно, благодаря своей деловитости и инициативе, а не на почве «те­невой экономики» или на дрожжах чиновничьих субсидий.

Таким образом, дорога в посткоммунистическое будущее с самого начала обещала быть нелегкой, постоянно отягощенной вмешательством коррумпированных бюрократических структур, что порождает обнищание значительной части общества и вызывает политические конфликты. И эти политические конфликты и социальные потрясения являются лишь внешним фактором происходящих в обществе глубинных изменений, о которых пойдет речь в следующей главе.

Источник: studopedia.org

Что при Горбачеве сделали в СССР для предпринимательства

Михаил Горбачев вошел в историю как первый и последний президент СССР, а также автор «перестройки», символами которой стали открытость государства и общества, гласность. И развитие частного предпринимательства.

Что при Горбачеве сделали в СССР для предпринимательства

Заняв пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году, Горбачев объявил о начале нового политического и экономического курса, означавшего уход от тоталитарной системы.

Не обходилось без критики, особенно это касалось мер, принимаемых в экономике. Борьба с пьянством, к примеру, вызвала бурное недовольство в народе. Хотя сам Горбачев позже объяснял , что «сухой закон» был реализован не так, как задумывалось.

Легализация частной коммерческой деятельности тоже не проходила гладко.

Прежде чем 19 ноября 1986 года был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» (ИТД), Михаил Горбачев закрутил гайки в сфере частного предпринимательства.

В мае 1986 года вышел указ об усилении борьбы с нетрудовыми доходами, под которыми теперь понимались не только спекуляции, валютные операции, а все виды и формы индивидуального предпринимательства. Уголовное наказание можно было получить за репетиторство, пошив одежды на дому, ремонт и сдачу в аренду квартир и прочее. Даже доход от садоводчества ограничивался: разрушались теплицы площадью более 15 кв. м, отбирались «излишки продукции», на колхозных рынках наступило затишье.

Перегибы в регулировании индивидуальной «самодеятельности» граждан Михаил Горбачев признал потом сам. Правда, уверял, что решения вырабатывал не он один.

Закон об ИТД вступил в силу позже запланированного срока — в мае 1987 года. Суть его была в том, что власть разрешила частные услуги, включая деятельность в сфере техники, науки, литературы и искусства, но с оговорками. Разовые платные работы должны были быть незначительными по объему и оплате.

Заниматься такой деятельностью могли совершеннолетние и только в свободное от основной работы время. Для этого также надо было получить разрешение у местных органов исполнительной власти. Нанимать помощников частники не могли, но разрешалось привлекать в дело членов семьи. Были и другие ограничения.

Крутые повороты власти в вопросах частного бизнеса останавливали советских тружеников от легализации такой деятельности — регистрироваться они не спешили. Закон об ИТД так толком и не заработал, но база была заложена. В городах даже организовывались школы бизнесменов, где слушатели постигали азы не только предпринимательства, но и, например, психологии.

Зачатки первых элементов рыночной экономики проявились в том, что предприятия перевели на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование. Начальство на заводах и фабриках больше не назначалось, а выбиралось.

Параллельно начался расцвет кооперативов — с принятием закона «О кооперации». Только в 1987 году в СССР появилось почти 15 тыс. таких объединений, а через год их было уже около 80 тыс. «Куй железо, пока Горбачев», — перефразировали предприимчивые. И в совместной собственности членов кооперативов оказывались автомобили, оборудование и здания.

Источник: officelife.media

26 октября 2017 Кооперативный бум. Какими были первые шаги к капитализму?

С началом перестройки советское руководство встало перед необходимостью включения элементов рыночной экономики в социалистическую систему производства. Одной из первых компромиссных форм нового хозяйственного уклада в СССР стали кооперативы. Каждый день они регистрировались десятками и сотнями. Но стали ли они той экономической силой, на которую рассчитывала новая власть? Принесли ли они предпринимателям ожидаемый капитал?

Быстрое развитие кооперативной деятельности во второй половине 1980-х гг. объяснялось рядом причин. Во-первых, это было связано с начавшимися процессами демократизации и разгосударствления экономики: были разрешены некоторые виды негосударственной производственно-хозяйственной деятельности.

Во-вторых, имелся дефицит товаров народного потребления и потребность в наращивании их производства. Инициаторы возрождения частного сектора полагали, что кооперативы в дополнение к действующей системе государственных предприятий смогут организовать мелкосерийное производство наиболее востребованных у населения товаров и таким образом сократить возросший за последние годы неудовлетворенный платежный спрос.

Читайте также:  Самые завидные холостяки шоу бизнеса

В-третьих, началось постепенное формирование правовой базы кооперативного движения. 19 ноября 1986 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который, с одной стороны, поставил развивавшийся в стране подпольный частный бизнес под контроль государственных органов, а с другой – предложил гражданам совершенно новые формы самореализации и приложения инициативы. До того времени занятие частнопредпринимательской деятельностью квалифицировалось как получение нетрудовых доходов и влекло уголовное или административное наказание. Принятый закон разрешал «индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей».

Кооператив «Набат». Азербайджанская ССР, 1987 г.

В феврале 1987 г. Совмином СССР был принят пакет постановлений, направленных на развертывание кооперации. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 февраля 1988 г. «О мерах по ускорению развития индивидуального жилищного строительства» разрешена организация проектных и строительных кооперативов для оказания помощи индивидуальным застройщикам.

Вполне однозначно свою позицию по вопросу о восстановлении частного сектора изложил М. С. Горбачев на июньском (1987) Пленуме ЦК КПСС: «Кое-кто усмотрел в кооперации и индивидуальной трудовой деятельности чуть ли не возрождение частнохозяйственной практики. Думаю, товарищи, и наш собственный опыт, и опыт других стран говорит о полезности и необходимости умелого использования в рамках социализма таких экономических форм. Они помогают наиболее полному удовлетворению насущных потребностей людей, вытеснению “теневой” экономики, всевозможных форм злоупотреблений, то есть реальному процессу оздоровления социально-экономических отношений». Год спустя в одном из своих выступлений Горбачев говорил: «…нам нужна кооперация высокоэффективная, хорошо технически оснащенная, способная производить продукцию и услуги высшего качества, конкурировать с отечественными и зарубежными предприятиями».

Расширение кооперативного движения подкреплялось надеждой на быстрое реформирование всей экономики и создание предпосылок для развития рыночных отношений. Основанием для этого служили углубление хозрасчетных принципов деятельности госпредприятий, появление первых арендных и акционерных организаций, выработка новых экономических концепций.

Кооператив «Вторполимермаш». Украинская ССР, 1988 г.

В результате, к июлю 1987 г. в стране действовали 9124 кооператива, в том числе: 1332 кооператива по производству потребительских товаров, 3878 кооперативов по бытовому обслуживанию населения, 2016 кооперативов общественного питания, 347 кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья.

В основном кооперативы развивали те виды деятельности, в которых население испытывало наибольшую потребность: производство швейных и трикотажных изделий, обуви, товаров кожевенной и текстильной галантереи, сувениров, простейших видов товаров хозяйственного обихода, переработка вторсырья и отходов и выпуск из них товаров народного потребления. Наиболее распространенными видами услуг, которые оказывали кооперативы, были ремонт квартир, обустройство садово-огородных и приусадебных участков, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, производство металлоизделий и мебели по индивидуальным заказам, установка и наладка купленных электроприборов, доставка товаров из универмагов и т.д. На первых порах пользовалось популярностью открытие видеотек (на основе договоров с Госкино СССР), однако в декабре 1988 г. постановлением Совмина СССР кооперативам было запрещено заниматься публичной демонстрацией кино- и видеопродукции.

Вместе с ростом кооперативного движения появился ряд крупных проблем и противоречий, тормозящих развитие частного предпринимательства. В первое время местные исполкомы Советов народных депутатов часто регистрировали уставы заведомо недееспособных кооперативов, не обеспеченных даже помещениями и минимальными материальными ресурсами. Примерно треть кооперативов, зарегистрированных в 1987 г., так и не смогла приступить к работе.

Киевский кооператив «Информсервис». Украинская ССР, 1988 г.

Кроме того, многие кооперативы, созданные для удовлетворения потребительского спроса населения, на самом деле работали на государственные предприятия и организации: это гарантировало получение высоких и стабильных доходов.

В большинстве кооперативов не соблюдался порядок ведения бухгалтерского и статистического учета, не велись приходно-расходные книги, нарушалась кассовая дисциплина. Налоговые проверки выявили множество фактов сокрытия кооперативами своих доходов.

По существу отсутствовал банковский контроль за целевым использованием кредитов, выдававшихся кооперативам и гражданам, занятым индивидуальной трудовой деятельностью. К примеру, московский кооператив «Время» почти всю полученную ссуду на приобретение сырья в размере 39 тыс. рублей направил на оплату труда. За счет кредита, выданного на закупку оборудования и материалов, кооператив «Радуга» при Наро-Фоминском управлении общепита приобрел на 118 тыс. рублей саженцы плодовых деревьев и кустарников, а затем перепродал их по спекулятивным ценам, заработав при этом более 40 тыс. рублей. Имелись случаи, когда после получения банковских кредитов кооперативы прекращали свою деятельность.

Вообще способы обогащения за счет государственных кредитов и дотаций были самыми разными. Так, решением одного их райисполкомов Воронежской области при тресте жилищного хозяйства был образован кооператив «Уют» по ремонту квартир и сантехнического оборудования. Председателем кооператива по совместительству стал сам начальник треста, а все его подчиненные – сантехники и прочие работники – были оформлены членами кооператива. Под вывеской новоявленного кооператива находчивые предприниматели выполняли возложенные на них обязанности по основной работе, получая таким образом двойную зарплату.

Как результат, объемы реализации кооперативами товаров и услуг оставались незначительными: в Московской области их доля в общем товарообороте к середине 1987 г. составляла 0,02%, в Москве – 0,05%, во Владимирской области – 0,1%, а в целом по РСФСР – 0,4%. Помимо этого, многие кооператоры предпочитали покупать в большом количестве готовые промышленные изделия, которые после незначительных изменений или улучшений (например, с учетом требований моды) они реализовывали по завышенным ценам. Нередко обеспечение кооперативов строго лимитированным сырьем и материалами производилось путем незаконных торговых соглашений с работниками снабженческих организаций. Например, кооператив «Тысяча услуг» (Белгород) вместо производства ремонтных работ по заказам граждан занялся перепродажей по завышенным ценам строительных материалов, скупленных в государственной торговле.

Кооператив «Такт». 1988 г.

Получалось, что кооперация становилась конкурентом населения в приобретении многих видов товаров (стройматериалов, полуфабрикатов, ряда промтоваров). Расширение производственной и особенно торговой деятельности кооперативов только усиливало товарный дефицит, вело к сокращению дешевых услуг и сужению розничного товарооборота. Особое недовольство населения вызывали высокие цены на продукцию кооперативов. К «частникам» стали относится как к рвачам и спекулянтам.

В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР», сделавший важный шаг к рынку и разгосударствлению экономики. Как следовало из его преамбулы, экономическая состязательность между государственным и кооперативным секторами экономики признавалась движущей силой социально-экономического развития. Положения закона закрепляли право кооператива заниматься «любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательством Союза ССР и союзных республик».

За 1988 г. число действующих кооперативов увеличилось в 6 раз и на 1 января 1989 г. составило 77,5 тыс., объем реализованных ими товаров и услуг увеличился в 17 раз и составил более 6 млрд рублей; в кооперативном секторе было задействовано 1,9 млн человек. Во многом такому быстрому развитию способствовали значительные привилегии, которыми пользовались кооперативы: низкое налогообложение доходов (кооперативы платили 2–10%, в то время как промышленные предприятия должны были уплачивать 39% от валового дохода) и маленькие процентные ставки за пользование банковскими кредитами (0,75% по долгосрочным ссудам и 1% по краткосрочным).

Читайте также:  Лучший легковой фургон для бизнеса

Согласно закону кооперативы должны были сосредоточиться на обслуживании населения. Но так как сфера их деятельности не была строго ограничена производством потребительских товаров, то очень скоро многие из них перепрофилировались на другие, более доходные сферы деятельности, такие как, например, посреднические услуги.

Это вряд ли можно отнести к положительным моментам в развитии предпринимательской деятельности. Большинство из них ориентировались на выполнение заказов предприятий, используя для этих работ товарные ресурсы, предназначенные для населения. В 1988 г. кооперативы реализовали предприятиям и государственным организациям продукцию на сумму 941 млн рублей, или 61% от общего объема. К середине 1989 г. производством потребительских товаров и бытовым обслуживанием населения занимались лишь 45,5% кооперативов.

Кооператив «Сейлем».Симферополь, 1988 г.

Широкое распространение получила практика, когда предприятия и государственные учреждения в целях приобретения товаров рыночного фонда перечисляли безналичные денежные средства кооперативам и через них покупали бытовую технику (холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны и пр.), ковры, мебель и другие товары, пользовавшиеся повышенным потребительским спросом. Значительную часть этих денег составляли средства фондов развития производства, социального развития государственных предприятий и организаций, а также бюджетные ассигнования.

В свою очередь, высокие доходы кооперативов и широкие права в распоряжении своей выручкой приводили к перекачке средств из безналичного в налично-денежный оборот, что крайне отрицательно отражалось на состоянии денежного обращения и создавало дополнительную напряженность на потребительском рынке. Дело в том, что до этого времени миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий использовались только для взаиморасчетов; на них нельзя было ничего купить, но они не порождали инфляционных явлений (до той поры, пока не превращались в реальные деньги). Безналичный денежный оборот обслуживал обращение почти всех средств производства, а также оптовую реализацию предметов потребления. Теперь же правительству пришлось увеличивать денежную эмиссию, что заметно усиливало давление на товарную массу и создавало инфляционные риски.

Особая статья – кооперативы, созданные при подведомственных им государственных предприятиях. Проведенные в 1989–1990 гг. рядом союзных отраслевых министерств обследования хозяйственной деятельности таких предприятий выявили следующие отрицательные факторы:

– невозможность создания условий для раздельного и достоверного учета расходования материалов, топливно-энергетических ресурсов, использования рабочего времени;

– работа оборудования на износ, так как эксплуатация осуществлялась на повышенных режимах, в отдельных случаях изготовление продукции для кооператива производилось в основное время;

– не исключалась возможность коррупции, так как, привлекая к своей деятельности служащих предприятия (бухгалтеров, снабженцев, кладовщиков, учетчиков и др.), можно было получить льготы в различных вопросах производственно-хозяйственной деятельности.

Пустые прилавки гастронома. Пермская область, 1991 г.

В тех случаях, когда для предприятия производилось незначительное количество продукции или не производилось вовсе, к перечисленным отрицательным моментам добавлялось также то обстоятельство, что из-за различных условий ценообразования и налогообложения кооперативов и госпредприятий в фонд оплаты труда направлялся разный доход. В результате, при равных условиях работы служащие одного и того же предприятия, работая в кооперативе или же на госпредприятии, получали существенно различающуюся зарплату, что создавало высокую социальную напряженность в коллективе, дестабилизировало организацию производства, приводило к оттоку квалифицированных кадров.

Опросы советов трудовых коллективов показали, что большинство из них выступало за ликвидацию кооперативов, размещавшихся на территории их предприятий и не загруженных на 100% производством для них продукции.

Условия функционирования кооперативов, учрежденных при предприятиях и производственных объединениях, подробно рассматривались на заседании Президиума Совмина СССР 10 октября 1990 г. В ходе обсуждения вопроса неоднократно указывалось на отсутствие четкой регламентации деятельности кооперативов и должного контроля за ее проведением, в результате чего кооперативами грубо нарушалась финансовая дисциплина, необоснованно росла оплата труда кооператоров (около 40% выручки составлял фонд оплаты труда). Вдобавок Минфин СССР не располагал данными по платежам в бюджет по отдельным видам деятельности кооперативов. Отсутствовали сводные показатели налогообложения, регулировавшие фонд заработной платы в кооперативах. Более того, повсеместно выявлялись случаи занижения и сокрытия кооперативами доходов от налогообложения.

Н.С. Сивков, председатель кооператива «Красная горка». Архангельская область, 1988 г.

Вот несколько характерных примеров: в первом полугодии 1989 г. финансовыми органами Москвы в 421 кооперативе были установлены факты занижения доходов на сумму 651 тыс. руб.; Ленинграда – на 499 тыс. руб.; в 17 кооперативах Минска было зафиксировано умышленное сокрытие полученных доходов на сумму 65 тыс. руб.; в 7 кооперативах Норильска – на 26 тыс. рублей; одесскому кооперативу «Прессовщик» удалось вывести из-под налогообложения 178 тыс. руб.

В 1990–1991 гг. положение на потребительском рынке заметно обострилось, нарастал ажиотажный спрос на продукты питания и потребительские товары длительного пользования. Излишек денег в обращении оценивался в размере около 110 млрд руб. В течение 1991 г. сократилось производство по 29 наименованиям основных продовольственных товаров из 34, прилавки магазинов стремительно пустели.

Люди были вынуждены тратить многие часы на стояние в очередях, отоваривание карточек и талонов. Кооперативный сектор, в котором было занято почти 7 млн граждан, не мог кардинально повлиять на ситуацию: доля продукции, реализованной кооперативами населению за 1990 г., равнялась 15%, в 1991 г. – менее 10%.

На тот момент в стране действовало 33,7 тыс. кооперативов по производству товаров массового потребления, что составляло всего лишь 17,4% от общей численности кооперативов. Как и в предшествующие несколько лет, многие кооперативы, используя свое законное право, предпочитали выполнять заказы предприятий в ущерб насыщению потребительского рынка. Помимо этого, предоставленная кооперативам свобода в установлении цен не вписывалась в специфику финансовой системы страны. В обороте появилось слишком много наличных денег, что резко изменило их соотношение с безналичными и спровоцировало всплеск инфляции. Таким образом, отсутствие культуры предпринимательской деятельности, несоответствие реальных целей многих кооперативов сути кооперативных отношений, а также противоречия, сложившиеся в государственном хозяйстве и обществе, – все это привело к тому, что в середине 1991 г. произошло свертывание кооперации, которая так и не смогла превратиться в крупный сектор экономики.

Материалы по теме:

Перестройка: как реформировали советскую систему

Когда говорят о перестройке, то чаще всего имеют в виду период 1985–1991 гг., когда страной руководил М. С. Горбачев, однако это не совсем верно: в это время проводились «разные политики».

Перестройка Горбачева: от идеи – к реализации проекта

Приход к власти Горбачева весной 1985 г. ознаменовался курсом на «ускорение социально-экономического развития» СССР. В середине 1986 г. его сменила идея «перестройки». Перестройка подразумевала.

Конец эпохи

Идея единого взаимозависимого мира и свобода выбора государствами внутреннего устройства и международной ориентации, сформулированная руководством СССР в 1985–1988 гг. и получившая.

Источник: lhistory.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин