Во-первых, экономика стран Юго-Восточной Азии сейчас находится на подъеме: по данным центра экономических исследований Nikkei Asia, ВВП Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда в 2022 году вырастет на 5,1%. Во-вторых, 80% населения АСЕАН в возрасте от 15 лет и старше являются активными потребителями цифровых технологий.
В-третьих, по прогнозу аналитиков Google Alphabet, Temasek Holdings и Bain Company прогнозируют значительный рост сферы электронной коммерции в Юго-Восточной Азии в ближайшие годы: если в 2021-ом GMV (gross merchandise volume — валовый объем товаров) в этом сегменте составлял $120 млрд, то к 2025-му ожидается, что он увеличится до $234 млрд.
При этом самые быстрорастущие онлайн-экономики в регионе — это Вьетнам и Филиппины. Так, общий объем оборота онлайн-товаров Вьетнама с 2021 по 2025 гг. утроится и составит $57 млрд, а на Филиппинах GMV вырастет с $17 млрд до $40 млрд.
На рост онлайн-покупок в странах АСЕАН повлиял Covid-19: еще в разгар пандемии Bain
FinTech
Вместе с ростом электронной коммерции в Юго-Восточной Азии увеличилось и потребление цифровых финансовых услуг: по данным отчета eConomy Southeast Asia Report 2021, в зависимости от подсегмента в период с 2020 по 2021 годы темпы роста составили от 9% до 48%.
При этом до сих пор у большого числа жителей Юго-Восточной Азии нет доступа к банковским услугам — для стартапов это говорит о рыночном потенциале финтех-продуктов в регионе. Но и не только это: согласно свежему отчету ST Express, который привлек $2,5 млрд.
По мнению Rocket Equities, финансовой консалтинговой компании, ориентированной на Юго-Восточную Азию, особенно востребованные технологии в регионе, — оптимизация маршрутов, предиктивная аналитика, прямая и обратная логистика на основе искусственного интеллекта, а также интеллектуальные решения для сортировки отправлений.
Что нужно знать стартапам при выходе на рынок Юго-Восточной Азии
Своим опытом по запуску проекта на индонезийском рынке поделился Влад Аюкаев — CEO венчурной студии Pintar Ventura Group, основатель платежной системы Klikoo.
Проект Klikoo запущен в Индонезии в 2020 году. Это интегратор, который зарабатывает на проведении транзакций между разными финансовыми агентами. На сегодняшний день в сервисе зарегистрировано более 10 тысяч бизнес-клиентов, которые пользуются специальными счетами — мерчант-аккаунтами. Они позволяют принимать различные платежи за физические и цифровые товары и услуги.
Влад Аюкаев, CEO венчурной студии Pintar Ventura Group
Восточные идеи для российского бизнеса
Приморье выбирает бизнес. Образование, китайцы, рыбалка. РОЗЫГРЫШ призов от Рыбакова и гостей.
Тезис о том, что все прогрессивные экономические идеи к нам приходят с Запада, весьма спорен. Во-первых, и в России иногда придумывают нечто пользующееся всемирной популярностью, а во-вторых, и Восток, что называется, не лыком шит.
Япония, Китай, Корея и другие азиатские страны стали источником свежих подходов к бизнесу, и некоторые из них уже перенимаются во всём мире, причём достаточно успешно, даже с учётом особенностей национальных культур и психологий. Порой кажется, что вот это-то точно у нас не пойдёт, а если вдуматься, то почему же нет? Просто ещё не все попробовали делать такое, но те, кто решился, чаще всего не прогадали. Идеи разные и по требующемуся на реализацию капиталу, и по сложности, и по потенциальной востребованности, но внимания и изучения, безусловно, заслуживают все они. Вот некоторые примеры восточной изощрённости, совмещаемой с простотой.
Кубический арбуз
Ничто не мешает реализовать эту идею любому владельцу бахчи. В Японии арбузы кубической формы (их ещё называют квадратными) придумали давно, несколько десятилетий назад, но выращивают такой продукт и в других странах (ОАЭ, Бразилия).
Преимущества очевидны: компактность транспортировки, простота промышленной очистки при консервировании, удобство хранения в бытовых холодильниках. Специальные формы, обеспечивающие доступ света и воздуха, предлагаются на рынке, и их приобретение не составляет проблемы. Какие-то особые сорта культур не требуются. Возможно, сдерживающие факторы применения этой агротехнологии состоят в психологическом настрое: отечественный потребитель традиционно настроен на натуральность, но при правильной разъяснительной работе можно добиться изменения отношения к этим бахчевым культурам необычной формы. В конце концов, кроме «кубизма» ничего искусственного в таких арбузах нет.
Ячеечная гостиница
В конце семидесятых, когда капусэру хотэру, то есть «капсульные отели», только появились в Японии (впервые — в Осаке), иностранцы на них смотрели с удивлением и неодобрением, объясняя для себя это явление дефицитом площадей и густонаселённостью. На самом деле спрос на недорогие ночёвки возник по экономическим причинам: задержавшиеся на службе клерки предпочитали не тратиться на такси и не расходовать время на переезды. Однако идея нашла своё применение и в Старом, и в Новом свете. Оказалось, что это совсем не страшно, а спать в такой «конуре» довольно комфортно.
Внутри «капсулы» есть всё, что нужно, включая телевизор, радио и будильник. Другие удобства тоже имеются, правда, общие, как и камеры хранения. Попытки воспроизвести этот «японский бизнес» предпринимались в Шереметьево (с 2009 г.) и вблизи Белорусского вокзала (с 2013 г.), однако до полной реплики идеи дело не дошло, и в отелях просто сделали маленькие номера на одного постояльца. Не исключено, что услуга предоставления спальной ячейки может быть востребованной, ведь для нормального отдыха её вполне достаточно, а если и цена будет демократичной…
Комиссионка алкогольных напитков
Такие торговые точки в Японии называют «секонд-хендом», но у нас это понятие ассоциируется с предметами, бывшими в употреблении, а не просто принадлежавшими кому-то другому. Поэтому «вторые руки» будет правильнее. В этих магазинах можно избавиться от ненужного алкоголя и получить за него деньги. А ведь с напитками такое бывает.
Подарят на день рождения кому-то очень дорогой коньяк, а он, подсчитывая свои расходы на празднование и приём гостей, про себя думает, что «лучше бы деньгами дали». Случаются и другие ситуации, когда, к примеру, у какого-то пассажира, вынужденного лететь бизнес-классом (если других билетов нет, а ехать надо), есть возможность взять себе бесплатное угощение в VIP-зоне, а сам он непьющий, вот и компенсирует свои убытки. Торговля в «алкогольном секонде» ведётся по принципу выкупа по ценам ниже рыночных, но так как себестоимость обычно вообще нулевая, то клиенты охотно расстаются с ненужным им товаром.
Спиралевидные чипсы
Кроме формы, этот продукт, изобретённый хитроумными китайцами, ничем не отличается от обычного картофеля-фри, но в этом и состоит главная «фишка». Внутри ролл-чипсов может быть помещена сосиска или колбаска, и выглядит такая «конструкция» весьма аппетитно. Вручную вырезать картофельные спирали, конечно же, невозможно. Требуется специальное оборудование, но оно несложное и не очень дорогое.
К примеру, сама резка стоит примерно 15 тыс. руб., а все вспомогательные приборы (фритюрница, холодильник и пр.) и так необходимы любому фастфуду. В России ролл-чипсами уже занимаются некоторые предприниматели, хотя широкого распространения они пока не получили. Следует помнить о том, что самые смелые пионеры в любом деле «снимают сливки» и получают эффект куда более внушительный, чем их последователи.
Картофельные хот-доги
В стране, где для приготовления традиционной американской уличной еды вместо булочек используют лаваш, эта коммерческая идея наверняка будет востребована. Можно ли это блюдо назвать хот-догом? Да это неважно, главное ведь, чтобы было вкусно.
Корейская технология предполагает обваливание сосиски в смеси картофельного пюре и кукурузной муки с внедрением в наружный слой ломтиков фри. Затем эта композиция на палочке подвергается термообработке во фритюре и поливается соусом. Этот революционный и привлекательный продукт фастфуда имеет, вероятно, свои недостатки, в частности, если есть неаккуратно, то можно запачкаться, но это касается и обычного, «классического» хот-дога, из которого кетчуп и горчица порой брызгают непредсказуемо.
Коктейль-бар «сделай сам»
В некоторых японских заведениях каждый клиент может заказать себе напиток по собственной рецептуре, а не тот, что ему намешает бармен. Для этого посетителю предоставляется интерактивный экран, отображающий все ингредиенты, доступные в ассортименте, и он прикосновением пальца реализует их выбор с указанием дозировки.
Напитки могут быть алкогольными или нет, это, опять же, решает клиент, который, как всем известно, всегда прав. Японцы пошли ещё дальше и установили авторское вознаграждение создателям самых удачных рецептов (50 иен роялти с каждого заказа). Может быть, и в России тоже найдутся желающие изобретать коктейли? Тем более, что опция эта дополнительная.
Грили на столиках
Желание поучаствовать в приготовлении блюда нередко возникает у клиентов кафе и ресторанов. А почему им нельзя предоставить такую возможность? Повар делает все необходимые предварительные операции с продуктами, окончательное же доведение кушанья до готовности производится посетителями, для чего у них есть на каждом столике маленький гриль. Еда не будет холодной, а аппетитный запах, вполне вероятно, побудит к повторению заказа. Эта идея воплощена в Корее, но никто не мешает использовать этот приём российским рестораторам.
Кто заказывает еду?
Японская ресторанная идея по поводу предоставления выбора блюда не самому клиенту, а его предшественнику, возможно, кому-то у нас на первый взгляд покажется странной, однако в ней, несомненно, что-то есть. Если всё меню состоит из вкусных и полезных продуктов, то прогадать невозможно. Важна и хотя бы примерная ценовая адекватность, ведь не каждый клиент расположен много тратить. Преимущество же состоит в том, что люди проявляют заботу о своих ближних, получая её же от других, а ведь этого чувства сопричастности порой так не хватает. В кафе подобного типа не принято выражать неудовольствие, даже если клиенту не угодили, и это тоже нормально, ведь в гостях культурный человек ведёт себя точно так же.
Источник: businessman.ru
Касты, дресс-код и проблемы с математикой: как запустить бизнес в Юго-Восточной Азии
Российские стартапы все чаще присматриваются к рынкам развивающихся стран. Среди них отдельного внимания заслуживает Юго-Восточная Азия — предприниматели, которые до недавнего времени знакомились с этим регионом лишь в качестве туристов, теперь изучают его бизнес-потенциал и деловую культуру. Основатель платформы для создания голосовых роботов Tomoru Денис Балюра делится своим опытом работы в Индонезии и на Филиппинах и рассказывает, к чему надо готовиться перед выходом на эти рынки
Кому и зачем стоит идти в Юго-Восточную Азию
При выборе географии для развития важно определиться с бизнес-целями компании. Например, если ваша задача — стать IT-гигантом с оценкой капитализации в $1 млрд, вам понадобится большой рынок. Мы посчитали, что нашей компании для достижения таких целей нужно привлекать около 9000 новых пользователей в месяц. Если оставаться только в России, то не избежать внутреннего «каннибализма».
Маркетологи и продажники начнут конкурировать за клиентов и «пожирать» друг друга. Для роста нужно выйти на четыре-пять новых рынков, по объемам как минимум не уступающим России.