Виды этики в бизнесе

Многие черты профессиональной этики распространились в другие профессии из медицины. Это связано с тем, что именно в медицине впервые были сформулированы заповеди профессионального поведения по отношению к больному. Согласно врачебной этике, медицинский работник должен все знания и силы посвящать охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь; внимательно и заботливо относиться к больному; хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; во всех действиях руководствоваться принципами морали и т.д.

Достаточно разработана также педагогическая этика, изучающая особенности педагогической морали, ее принципы и функции. На базе педагогической этики разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения: педагог должен любить свою профессию, знать психологию учащихся, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности.

Ныне существует более тысячи профессий, и их количество постоянно увеличивается. Гуманизация отношений между людьми актуализирует значимость представителей гуманитарных профессий — журналистов, психологов, библиотекарей, музейных работников, педагогов, деятелей искусства. Профессиональная этика в гуманитарной области связана с приращением гуманитарных ценностей. Гуманитарий как профессионал создает и пропагандирует социально значимые идеи.

Требования к поведению представителя разных профессий не всегда выражены в четкой, упорядоченной системе. Многие правила деятельности просто общеприняты. Часть новых профессий не имеет пока устоявшихся традиций и длительной истории (программисты, робототехники и т.п.). Но есть сферы деятельности, где отступление от правил исключается, например, дипломатический протокол предполагает строгое выполнение этикетных правил.

Как сложная система деловая этика включает в себя еще ряд подсистем, соотносящихся, во-первых, со специализацией человеческой деятельности, во-вторых — с важнейшими социальными институтами. В этой связи выделяются следующие разновидности этики:

Государственная этика — совокупность этических норм, характеризующих стиль поведения и отношения государственных служащих как внутри своей организации, так и во внешней среде.

Социальная этика — система моральных принципов, определяющих общественные связи и взаимоотношения. Особенность социальной этики в том, что моральные принципы выступают здесь как регуляторы социального поведения человека. К этике деловых отношений применимо понятие социальной ответственности как определенного уровня отклика со стороны организации на социальные проблемы.

Производственная этика — совокупность принципов и норм, регулирующих взаимоотношения участников трудового процесса. Производственная этика, прежде всего, подразумевает соблюдение деловой морали в отрасли деятельности, вырабатывающей какую-либо продукцию.

Управленческая этика — система нравственных требований, предъявляемых руководителю предприятия либо одному из его подразделений со стороны подчиненных, других руководителей, партнеров.

Читайте также:  Бизнес центр сенатор на петроградке что такое

Коммерческая этика — совокупность нравственно-деловых правил, регулирующих отношения сторон в торговле, коммерции, бытовом обслуживании и т.д.

Этика теневого бизнеса — сложившаяся в криминальной сфере совокупность определенных моральных принципов, соответствующих уголовной практике: «Действуем не по закону, а «по понятиям».

Деловая этика разных культур — это уникальная для каждой страны система морально-деловых принципов, сложившаяся в результате взаимодействия общемировых и национальных правил ведения бизнеса. В этом отношении можно выделить американскую, азиатскую, европейскую и российскую этику деловых отношений.

 Задание 1.3.1. Назовите составные части этики.

 Задание 1.3.2. Дайте определение профессиональной этике.

 Задание 1.3.3. Перечислите виды профессиональной этики.

Источник: studfile.net

Виды этики делового общения

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

  • — создание любых форм материальных ценностей является изначально важным процессом развития общества;
  • — прибыль и другие доходы — это результат достижения различных общественно значимых целей;
  • — приоритет в разрешении деловых проблем должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В основу этики деловых отношений должно быть положено правило Конфуция: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Соблюдение этики делового общения является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

В трудовом коллективе выделяют три вида этики делового общения:

1. Нисходящая этика делового общения (руководитель — подчиненный). Основывается на тех нормах и принципах, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. При этом нормы и принципы этического поведения руководителя зависят прежде всего от его личности, от того, какое поведение в трудовом коллективе этически приемлемо, а какое — нет.

Этика делового общения руководителя в организации определяется следующими факторами:

  • — как и на основе чего отдаются распоряжения и приказы в процессе руководства;
  • — в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.

Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения и во многом определяет его морально-психологический климат.

  • 2. Восходящая этика делового общения (подчиненный — руководитель). Определяется отношениями и правилами обращения, подчиненного к руководителю. Без использования определенных этических норм трудно найти взаимопонимание с начальником. Используя определенные этические положения, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя.
  • 3. Горизонтальная этика делового общения (сотрудник — сотрудник). Распространяется на деловые отношения между коллегами, имеющими в трудовом коллективе одинаковый статус. Эти отношения могут носить конкурентный характер, и в этом случае этика делового общения выступает на первый план — чтобы сохранить нормальный морально-психологический климат в трудовом коллективе.
Читайте также:  Организатор туров как бизнес

Источник: studwood.net

Введение

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos- нрав, обычай, характер) обычно употребляем в нескольких смыслах. Во-первых, этика — «это сфера знания, научная дисциплина, которая изучает нравственность, мораль, их происхождение, развитие, факторы и изменения» [2; С. 56].

Во-вторых, под этикой понимают саму совокупность правил нравственности в той или иной области поведения организации или человека. Для обозначения особой сферы знания данный термин первый раз употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные образцы и правила житейского поведения, стиль жизни, уклад какого-либо людского сообщества (профессиональной группы, социального слоя, сословия, поколения и т.п.), а также направленность какой-либо культуры, принятую в ней ценностную систему.

Прямая связь этики с жизненным опытом хорошо можно проследить в области так называемой профессиональной этики, представляющей собой совокупность нравственных требований к профессиональной деятельности человека. Один из типов профессиональной этики являет собой этика деловых отношений.

Деловые отношения — это сложный многоуровневый процесс динамики отношений между людьми в сфере служебных отношений . Его участники представлены в официальных статусах и направлены на достижение цели, определенных задач.

Специфической особенностью вышеуказанного процесса является регламентация, т. е. подчиненность поставленным ограничениям, определяющимся культурными и национальными традициями, этическими профессиональными принципами. Обязательным фактором в процессе деловых отношений является общение между людьми, развитие делового общения, т. к. при умелом общении, умении заинтересовать собеседника разговором может зависеть и конечный результат.

Деловые отношения тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности — это самый массовый вид социального общения. Оно являет собой область административно-правовых и коммерческих, дипломатических и экономико-правовых отношений.

Цель данного реферата — проанализировать этику делового общения и обозначить основные ее характеристики.

Цель обусловила постановку следующих задач:

— рассмотреть различные виды этики;

— рассмотреть роль делового общения в профессиональной этике.

Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Различные виды деловой этики

Экономическая этика — это совокупность поведенческих норм предпринимателя, требования, которые предъявляются культурным представителям общества к его стилю деятельности, общению участников бизнеса, их общественному облику. Это — приспособленные к действительным нуждам бизнесмена данные об понятиях этики, о нравственных требованиях к стилю работы и поведению делового человека.

Читайте также:  Стратегия сокращения пример из практики бизнеса

Это — правила проведения партнерских переговоров, порядок составления документов, пользование этическими методами конкуренции.

Экономическая этика также способна включать в себя деловой этикет, формирующийся под воздействиями традиций и конкретных сложившихся исторических факторов определенной страны.

Деловой этикет — это нормы, «которые регламентируют рабочий стиль, стиль общения между предприятиями, облик бизнесмена» [5; С. 52] и т.д. Предпринимательская этика не может появиться по желанию субъективной стороны. Ее формирование — длительный и сложный процесс. Факторами ее формирования являются: экономическая и политическая свобода, мощная исполнительная власть, устойчивость законодательства, право, пропаганда.

В 1924 г. Комитет по деловой этике при Торговой палате США первый раз в истории занялся разработкой национального этического кодекса.

«Принципы ведения бизнеса». В нем утверждено, что в основании бизнеса лежит доверие, которое проистекает из справедливых отношений, действенного оказания услуг и взаимовыгодных условий. Здесь все же еще преобладают мнения «примитивной этики» ХХ века, по которым нравственное оправдание может получить всякий бизнес, в котором партнеры по сделке готовы признать данный контракт тождественным.

Следующий переломный момент наступил во время кризис в 1929-1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта явился начальной точкой при поиске новых принципов структурирования хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США был сформирован перечень общественно-философских доктрин, которым можно придать общее наименование «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали осуществляться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» обрела определенность в комплексе «определенных профессиональных правил морали» [1; С. 101] (этика бизнеса, этика управления, этика делового общения и др.)

Главными постулатами кодекса предпринимательской этики являются такие принципы:

он имеет убеждение в необходимости своего труда не только для собственности, но и для других, для людского общества в целом;

исходит из того, что люди, которые его окружают, умеют и хотят работать;

— верит в бизнес, видит его как занимательный вид творчества;

— признает необходимость конкурировать, но осознает и необходимость сотрудничать;

уважает всякую собственность, движения общественного;

уважает компетентность, профессионализм и законы;

ценит науку и технику, образование.

Эти главные принципы деловой этики могут быть применимы к разным областям его профессиональной деятельности.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин