Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонды поддержки малого предпринимательства являются юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фондов поддержки малого предпринимательства являются:
- — содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
- — участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
- — участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
- — поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
- — содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
- -организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
На сегодняшний день за фондами поддержки малого бизнеса законодательно закреплено право заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). ФПМП в 1998г., через банки-партнеры предоставил малым фирмам около 8 тыс. кредитов на сумму около 120 млн. долл.
5 видов эффективного привлечения клиентов в малый бизнес / Евгений Севостьянов
В 1999г. — примерно столько же, но на сумму в два раза меньше. В 2000г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных малых предприятий. Конечно, объемы кредитования малым предприятиям в рамках ФПМП с учетом общего числа, трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.
Но абсолютное большинство российских региональных фондов поддержки малых фирм, привыкших к постоянной бюджетной “подпитке”, в настоящее время вообще не имеют средств на организацию кредитования в экономически значимых масштабах.
Как устроен типичный благотворительный фонд?
Источник: studwood.net
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника)
Программа направлена на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей.
Принимать участие в конкурсе по данной программе могут физические лица, от 18 до 30 лет включительно, являющиеся гражданами РФ, и ранее не побеждавшие в программе.
размер гранта – 500 тыс. рублей;
срок выполнения НИР – не более 24 месяцев (2 этапа по 12 месяцев);
направление расходов – проведение НИР.
ПРОГРАММА «СТАРТ»
Программа направлена на создание новых и поддержку существующих малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих значительный потенциал коммерциализации.
Принимать участие в конкурсе по данной программе могут:
1) юридические лица, относящиеся к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 и отвечающие следующим условиям:
дата регистрации предприятия составляет не более 2-х лет с даты подачи заявки на конкурс;
ведущие сотрудники предприятия (руководитель предприятия, научный руководитель проекта) не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом;
предприятие ранее не должно было получать финансовую поддержку Фонда/
2) физические лица – при условии, что они одновременно не принимают участие (выступать руководителем предприятия, научным руководителем проекта) в других проектах, финансируемых Фондом. В случае победы в конкурсе потребуется создание юридического лица.
Программа реализуется в 2 этапа:
- 1-й этап Программы (конкурс «Старт-1»);
- 2-й этап Программы (конкурс «Старт-2»);
- В рамках дальнейшего развития проекта МИП, успешно завершившие Программу (конкурсы «Старт-1» и/или «Старт-2»), могут подать конкурсную заявку на получение финансового обеспечения расходов, связанных с коммерциализацией созданной продукции (за исключением расходов на выполнение НИОКР) в рамках программы «Бизнес-Старт».
Параметры поддержки:
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»
Программа направлена на поддержку компаний, уже имеющих опыт разработки и продаж собственной наукоемкой продукции и планирующих разработку и освоение новых видов продукции.
Принимать участие в конкурсе по данной программе могут юридические лица, относящиеся к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007:
- не имеющие незавершенных договоров гранта с Фондом;
- имеющие опыт проведения НИОКР и продаж собственной наукоемкой продукции.
Предпочтение отдается динамично развивающимся компаниям, реализующим импортозамещающие проекты с высокой наукоемкостью и перспективой коммерциализации
Параметры поддержки:
- размер гранта – не более 20 млн рублей (сумма варьируется от 15 до 20 млн рублей в зависимости от конкурса);
- срок гранта – не более 24 месяцев (срок варьируется от 12 до 24 месяцев в зависимости от конкурса);
- внебюджетное софинансирование (из собственных средств или средств инвестора) – не менее 30% от суммы гранта (сумма варьируется от 30 до 100% в зависимости от конкурса);
- направление расходов – проведение НИОКР.
ПРОГРАММА «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ»
Программа направлена на поддержку компаний, реализующих совместные проекты по разработке и освоению выпуска новых видов продукции с участием зарубежных партнеров, а также поддержку компаний, разрабатывающих продукцию, предназначенную для реализации на зарубежных рынках.
Принимать участие в конкурсе по данной программе могут юридические лица, относящиеся к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007:
- не имеющие незавершенных договоров с Фондом;
- имеющие опыт проведения НИОКР и продаж собственной наукоемкой продукции.
Предпочтение отдается динамично развивающимся компаниям, успешно реализующим разработки востребованной на рынке высокотехнологичной продукции. Предприятия, участвующие в конкурсах по разработке экспортно-ориентированной продукции должны иметь опыт зарубежных поставок.
Параметры поддержки:
- размер гранта – не более 15 млн рублей;
- срок гранта – не более 24 месяцев (срок варьируется от 18 до 24 месяцев в зависимости от конкурса);
- внебюджетное софинансирование (из собственных средств или средств инвестора) – не менее 50% от суммы гранта;
- направление расходов – проведение НИОКР.
ПРОГРАММА «КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ»
Программа направлена на поддержку компаний, завершивших стадию НИОКР и планирующих создание или расширение производства инновационной продукции.
Принимать участие в конкурсе по данной программе могут юридические лица и ИП, относящиеся к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007:
- не имеющие действующих договоров гранта с Фондом;
- завершившие стадию НИОКР;
- имеющие опыт продаж наукоемкой продукции.
Предпочтение отдается динамично развивающимся компаниям, реализующим импортозамещающие проекты с высокой наукоемкостью и перспективной коммерциализации.
Параметры поддержки:
- размер гранта – не более 20 млн рублей;
- срок гранта – 12 месяцев (2 этапа по 6 месяцев);
- внебюджетное софинансирование (из собственных средств или средств инвестора) – не менее 100% суммы гранта;
- направление расходов – коммерциализация результатов НИОКР.
ПРОГРАММА «КООПЕРАЦИЯ»
Программа «Кооперация» направлена на развитие партнерства между малыми инновационными предприятиями и Индустриальными партнерами. Целью Программы является использование потенциала сектора малого наукоемкого предпринимательства для развития продуктовых линеек средних и крупных технологических предприятий, создания новых и обновления существующих производств на базе инновационных, в том числе не имеющих аналогов, технологий.
Принимать участие в конкурсе по данной программе могут юридические лица, относящиеся к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007:
- не имеющие действующих договоров гранта с Фондом;
- имеющие опыт проведения НИОКР и продаж собственной наукоемкой продукции;
- обязательным условием участия в программе является наличие заключенного между малым предприятием и Индустриальным партнером Соглашения, в котором определяется порядок их взаимодействия в ходе выполнения НИОКР, порядок и условия софинансирования НИОКР, порядок и условия приобретения Индустриальным партнером у предприятия продукции/услуг, созданных в результате выполнения НИОКР, и другие условия.
Индустриальным партнером может быть среднее или крупное коммерческое предприятие (в соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), зарегистрированное в Российской Федерации, которое:
- имеет заключенное соглашение о научно-технологическом сотрудничестве с малым предприятием (далее – Соглашение), в котором определены порядок их взаимодействия в ходе выполнения НИОКР по разработке новой наукоемкой продукции;
- обязуется совместно с малым предприятием обеспечить внебюджетное софинансирование проведения НИОКР;
- обязуется обеспечить выпуск и реализацию новой продукции, созданной с использованием результатов НИОКР, выполненных малым предприятием. При этом суммарная выручка Индустриального партнера, полученная от реализации новой продукции в течение 5 лет после завершения НИОКР, должна составить не менее 100 млн рублей;
- обязуется обеспечить приобретение у малого предприятия новой продукции/услуг, созданной в результате выполнения НИОКР, в порядке и на условиях, предусмотренных в Соглашении между Индустриальным партнером и предприятием. При этом общая сумма всех платежей, которую Индустриальный партнер выплачивает малому предприятию за приобретаемую новую продукцию в течение 5 лет после завершения НИОКР, должна составлять не менее суммы гранта, предоставляемого Фондом на проведение НИОКР.
Параметры поддержки:
- размер гранта – не более 25 млн рублей;
- срок гранта – 18-24 месяца;
- внебюджетное софинансирование (из собственных средств или средств инвестора) – не менее 100% суммы гранта. Софинансирование может быть обеспечено грантополучателем (за счет собственных и/или привлеченных средств) и/или Индустриальным партнером;
- направление расходов – проведение НИОКР по техническому заданию, согласованному и Индустриальным партнером.
КОНТАКТЫ:
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Адрес:119034, г. Москва, 3-й Обыденский пер., д. 1, стр. 5
Консультационная поддержка: +7 (495) 231-19-06.
С 2008 года Представительство Фонда содействия функционирует в Вологодской области.
Функции представительства Фонда содействия в Вологодской области реализует Некоммерческое партнерство «Центр информационно-аналитической поддержки инноваций» (при РЦПП) (www.ciapi.ru ). Вологда, Конева 15, оф.201.
Руководитель – Ударатин Алексей Валентинович, т. +7-900-501-24-01,
Поздеева Анна Владимировна, т. +7-900-501-24-03
Источник: agr-city.ru
Фонды поддержки предпринимательства
В настоящее время роль малых предприятий значительно возрастает. Их создание имеет большое значение, так как способствует увеличению занятости населения: обеспечивает развитие производства, товаров и услуг. Формируются фонды поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.[13] Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства созданы в 73 субъектах РФ. Специальные государственные органы осуществляют финансово-кредитные и другие меры поддержки малых предприятий.
Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.
В Российской Федерации государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
· установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействий; развитию их торговых, научно-технических, производств венных, информационных связей с зарубежными государствами;
· организация подготовки, переподготовки и повышений квалификации кадров для малых предприятий.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также из других источников. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.
Предусматриваются следующие меры финансирования:
· предоставление государственных гарантий иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства;
· предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемым банками и другими кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства;
· выделение государственных льготных инвестиционных кредитов;
· направление из Государственного фонда занятости населения РФ не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.
Предусмотрен ряд мер по развитию малого предпринимательства.
· Льготное кредитование. Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям из средств фондов поддержки малого предпринимательства.
· Страхование. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства по договору со страховой организацией вправе компенсировать ей полностью или частично недополученный доход.
· Государственный заказ. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов, а также заключении государственных контрактов на поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по приоритетным видам продукции обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции.
В Кемеровской области работает Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области, основной целью деятельности Фонда является аккумулирование ресурсов для финансового обеспечения программ государственной поддержки малого предпринимательства, участия в финансировании региональных программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.
Кроме этого, для решения задач развития малого предпринимательства в г.Кемерово создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая включает: Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово (МНФПМП), объединяющий Бизнес-инкубаторы г.Кемерово, Городской Бизнес-центр, Учебно-консультационный центр и Городской инновационный центр. Фонд поддержки малого предпринимательства активно сотрудничает с Советом по поддержке и развитию малого предпринимательства при Главе города, Кузбасской Торгово-промышленной палатой, Кузбасским представительством «ОПОРа России».
Основное направление деятельности Бизнес-центра – оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства путем выдачи займов. Обязательным условием для получения финансовой поддержки является создание новых рабочих мест.
Учебно-консультационный центр Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства города Кемерово, пройдя путь с 1999 г от обучения основам предпринимательской деятельности до разработки спецкурсов по востребованным направлениям ведения бизнеса, сегодня особо выделил направление коучинга как профессионального сопровождения и решения проблемных ситуаций на рабочем месте бизнесмена специалистом в конкретной области по заявленной проблеме.
В свою очередь Бизнес — инкубаторы созданы для решения следующих задач: поддержка начинающих предпринимателей путем предоставления производственных площадей; становление и развитие здоровой конкуренции в районе; создание новых рабочих мест.
Основной задачей деятельности Городского инновационного центра является информационная, финансовая поддержка коммерциализации инновационного проекта, находящегося в начальной стадии создания опытного образца. Планируется создание банка инновационных проектов, поиск исполнителей проектов благодаря Центру трансфера технологий ГИЦ, бизнес-инкубирование, консалтинговое сопровождение деятельности инновационных предприятий, помощь в защите интеллектуальной собственности.
Это позволит с помощью развития производящего малого и среднего бизнеса предоставить дополнительные возможности значительно улучшить условия жизнедеятельности людей, повысить их уровень жизни, здоровья, образовательный и интеллектуальный потенциал, решить острые социальные проблемы экономики города. Таким образом в МНФПМП г.Кемерово сформирована комплексная система поддержки предпринимательства: от обучения и консультирования до реализации бизнес-идеи.
Такие муниципальные, некоммерческие фонды поддержки предпринимательства существуют не только в областном центре, но и практически в каждом городе и районе Кемеровской области (Белово, Анжеро-Судженск, Осинники, Калтан, Березовский и т.д.)
Заключение
Предпринимательство является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.
Рыночные отношения ставят перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает предпринимательство.
Характер предпринимательского потенциала России обусловлен состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно.
Для развития предпринимательства в России нужна специальная программа, которая должна включать:
1. создание стабильного хозяйственного законодательства;
2. образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям;
3. построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);
4. введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало бы невыгодным обман партнеров.
Список литературы
1. Александрова К. Предпринимательство. – СПб.: Нева, 2004. – 325 с.
2. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. — М.: Инфра-М, 1999. – 437 с.
3. Бутова Т. В. Предпринимательство. — М.: Юркнига, 2005. – 481 с.
4. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство: формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. — 1996 – с.157
5. Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента: Уч.-практ. пособие. – М.: МЭСИ, 1998. — 179 с.
6. Коршунов Н.М., Эриашвили Н.Д. Предпринимательское право. Учебник. — М.: Юнити-Дана, 2004. – 379 с.
7. Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 422 с.
8. Океанова З. Экономическая теория. — М.: БЕК, 2004. – 584 с.
9. Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск: Деловой мир, 2001. – 403 с.
10. Организация предпринимательской деятельности/Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 525 с.
11. Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.
12. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. – М.:Дело, 1997. – 672 с.
13. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. — М. Инфра-М, 2002. – 338 с.
14. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. — М.: Интер, 2000. – 379 с.
15. Эклунд К. Эффективная экономика. — М.: Экономика, 2002. – 548 с.
16. Основы классического и инновационного предпринимательства и бизнеса: учеб. пособие / под ред. В.А. Коноплева. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 286с.
[1] Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента: Уч.-практ. пос. – М.: МЭСИ, 1998. — 179 с.
[2] Эклунд К. Эффективная экономика. — М.: Экономика, 2002. – с.214
[3] Лапуста М. Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 29
[4] Бутова. Т. В. Предпринимательство. — М.: Юркнига, 2005. — С. 84
[5] Александрва К.И. Предпринимательство. – Спб.: Нева, 2004. – С. 91
[6] Океанова З. Экономическая теория. — М.: БЕК, 2004. – С. 166
[7] Организация предпринимательской деятельности / Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с.256
[8] Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с.196
[9] Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. – М.:Дело, 1997. – с.115
[10] Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. — М., 1996 – с.157
[11] Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. — М.: Инфра-М,1999. – с. 39.
[12] Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. — М.: Инфра-М,1999. – с. 51.
[13] Коршунов Н.М., Эриашвили Н.Д. Предпринимательское право. Учебник. Москва, издательство «Юнити-Дана», 2004г. – с.64
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru