Виды и формы государственной поддержки малого бизнеса

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

  • * освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;
  • * установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;
  • * возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми

предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

  • * освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • * предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков,

выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

Урок 10. Государственная поддержка малого бизнеса

  • * распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
  • * сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;
  • * уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на

добавленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения

интересов государства виды деятельности:

  • * производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • * производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народного

потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

* оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

* строительство объектов жилищного, производственного и социал.

Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

  • * привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);
  • * отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;
  • * переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

* несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности

аналитических разделов и блока практических мер;

  • * декларативность, расплывчатость поставленных задач;
  • * чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;
  • * не реалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов
  • (запланированные на 2010 г. увеличение в 1, 2-5 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению с 2009 г.

Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 14 мая 2006 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России

возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин,

Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого

предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако,

несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических

разработок, технологий и др. Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.

Читайте также:  Производство оборудования как бизнес

Направление. Бизнес-инкубатор представляет собой объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства Ставропольского края, созданный в целях оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Субъекты малого и среднего предпринимательства размещаются в помещениях бизнес — инкубатора по итогам конкурсного отбора для предоставления им в аренду. помещений.

Бизнес-инкубатор осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края и Положением о Бизнес-инкубаторе расположенном в г. Ставрополе.

Наряду с основными услугами Бизнес-инкубатора Управляющая организация может оказывать следующие виды услуг: подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц;

централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей; маркетинговые и рекламные услуги;

помощь в проведении маркетинговых исследований;

помощь в получении кредитов и банковских гарантий;

поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;

поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров);

приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированная печатная продукция);

повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности; привлечение заказов для дозагрузки производственных мощностей малых промышленных предприятий;

информационно-ресурсное обеспечение процессов внедрения новых технологий; информационно-ресурсное сопровождение действующих и создаваемых новых малых предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение условий внедрения экологически безопасных технологических процессов, обеспечение условий для соблюдения установленных нормативов и правил управления окружающей средой;

предоставление заказчику и потребителям информации о качестве продукции и стабильности его обеспечения в производстве;

иные услуги, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

НО «Фонд поддержки предпринимательства»

«Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае» создан в соответствии с распоряжением краевого правительства от 17 декабря 2012 года в форме некоммерческой организации, единственным учредителем которой выступает министерство экономического развития Ставропольского края.

Цель Фонда — оказание в режиме «одного окна» комплекса услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае (информационно-аналитическая, консультационная и организационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов МСП и содействие выходу экспортно-ориентированных субъектов МСП на зарубежные рынки).

Условия для получения поддержки:

Порядок предоставления поручительства Фондом

Заемщик самостоятельно обращается в финансовую организацию с заявкой на предоставление кредита (займа, имущества в лизинг) с приложением бизнес-плана (технико-экономического обоснования).

Финансовая организация самостоятельно в соответствии с процедурой, установленной внутренними документами финансовой организации, рассматривает заявку Заемщика, анализирует представленные им документы, включая бизнес-план (технико-экономическое обоснование), финансовое состояние Заемщика и принимает решение о возможности кредитования (предоставления займа, имущества в лизинг) (с определением необходимого обеспечения исполнения Заемщиком обязательств по кредитному договору (договору займа, лизинга)) или отказе в предоставлении кредита (займа, имущества в лизинг).

В случае, если предоставляемого Заемщиком и (или) третьими лицами за него обеспечения недостаточно для принятия решения о предоставлении кредита (займа, имущества в лизинг), финансовая организация информирует Заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств Заемщика по кредитному договору (договору займа, лизинга) Поручительства Фонда.

При согласии Заемщика получить Поручительство Фонда (заключить договор поручительства) финансовая организация в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня с момента изъявления такого согласия направляет в Фонд оригинал подписанной Заемщиком и согласованной с финансовой организацией Заявки на получение Поручительства Фонд

Источник: studwood.net

Виды и формы государственной поддержки малого бизнеса

34. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства:

1) оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства;

2) совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;

3) развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

4) совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства;

5) совершенствование информационной поддержки;

Читайте также:  Выращивание бройлеров как бизнес начинаем с нуля

6) укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;

7) активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;

8) совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства.

  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и Космос
  • Биология
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Деловая литература
  • Домашние животные
  • Домоводство
  • Здоровье
  • Зоология
  • История
  • Компьютеры и Интернет
  • Кулинария
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Научная литература — прочее
  • Обществознание
  • Педагогика
  • Политика
  • Психология
  • Религиоведение
  • Сад и огород
  • Самосовершенствование
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Технические науки
  • Транспорт и авиация
  • Учебники
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Хиромантия
  • Хобби и ремесла
  • Шпаргалки
  • Эзотерика
  • Юриспруденция
  • Языкознание

Источник: www.telenir.net

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Нормативная база государственной поддержки малого предпринимательства: достоинства и недостатки

В настоящее время у государственной поддержки малого предпринимательства существует широкая нормативная база. Основным документом, регулирующим деятельность МБ, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о малом и среднем предпринимательстве).

Следует отметить, что по ранее действовавшему Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2008 г.) и принятым по его реализации постановлениям Правительства РФ были учреждены федеральные программы поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты о поддержке малого бизнеса и программы такой поддержки существовали также на региональных и местных уровнях. Закон разграничил полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами в области государственной поддержки МП, которые позволили субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать и проводить политику в области МБ. Так, наиболее эффективным стал Закон о поддержке малого предпринимательства в Москве от 28 июня 1995 г. № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве» (утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве»), Одним из результатов действия этого Закона является то, что в настоящее время в столице сосредоточено до 30% всех МП России. До 40% всех поступлений в городской бюджет составляют поступления в виде налогов от МП.

Впервые на государственном уровне шаг навстречу МП в области налогообложения был сделан с принятием Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ).

Ныне действующий Закон о малом и среднем предпринимательстве указывает ряд льгот для представителей МБ, в том числе применение специальных налоговых режимов.

Данный Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно:

  • ? специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
  • ? упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • ? упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • ? льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • ? формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • ? меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • ? меры финансовой поддержки;
  • ? меры для развития инфраструктуры поддержки.

Надо сказать, что высокая налоговая нагрузка лишает возможности своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств, поэтому снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения деятельности МП, что в свою очередь позволит им не уходить в «теневой» бизнес или закрывать собственное дело, а будет стимулировать легальную работу МП.

Налоговая политика государства в разные исторические периоды может принимать альтернативные формы — политика максимальных налогов или политика экономического развития. В последние годы налоговая политика России направлена на снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с целью активизации инвестиционной и производственной деятельности предприятий. Однако необходимо дальнейшее совершенствование порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности максимально упростила взаимоотношения с бюджетом для субъектов малого предпринимательства и на этой основе создала у них заинтересованность в добровольном и объективном декларировании своих доходов. При этом налоговая система, сложившаяся в России, нерациональна и громоздка. Она создает огромный налоговый пресс на предприятия, вызывает уклонение от уплаты налогов и банкротства потенциально жизнеспособных предприятий. Действующая система налогообложения не соответствует задачам преодоления экономического кризиса и нуждается в реформировании.

Существенным недостатком современной налоговой системы является ее нестабильность: изменяются условия налогообложения, вводятся новые налоги и т.д. Более того, система налогообложения в основном носит фискальный характер и направлена на максимальное изъятие средств у предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли — основной мотивации их деятельности.

Читайте также:  Майл ру бизнес идеи

Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующие законодательные акты, противоречащие друг другу, и нестабильность законодательства являются сдерживающими факторами в развитии малого предпринимательства в России.

Анализ существующих концепций налогообложения в России показал, что ни одна из них не может быть использована в качестве основополагающей и обеспечивающей решение сложнейших проблем развития экономики России. Вследствие этого остро необходимо дальнейшее совершенствование и упрощение существующей налоговой системы путем расширения налоговых льгот и смягчения налогового бремени. Для развития промышленных предприятий МБ прежде всего следует внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на решение следующих задач:

  • ? решения проблемы начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, возникающей у крупных и средних организаций, приобретающих товары (работы, услуги) у субъектов МБ для дальнейшей реализации (переработки, иной трансформации);
  • ? снижения входного барьера первые девять месяцев функционирования МП для использования упрощенной системы налогообложения;
  • ? отмены двойного (бухгалтерского и налогового) учета для субъектов МБ, существенное упрощение налоговой отчетности для всех категорий малого предпринимательства безотносительно к применяемому налоговому режиму (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения);
  • ? перераспределения налоговых поступлений от МБ в пользу местного самоуправления, в том числе не менее 60% — в бюджеты муниципалитетов, причем регионы при необходимости должны иметь возможность увеличивать эту долю.

Более того, целесообразно внести изменения в сфере налогообложения МБ на случаи повышения образования сотрудников. В целях снижения налогового бремени затраты на повышение образования сотрудников следует относить к издержкам производства, а не к прибыли.

Сегодня актуальным вопросом является и решение проблем с производственными площадями для малых и средних предприятий. Целесообразно закрепить законодательно их приобретение посредством специально проводимых конкурсов (а не аукционов, как это происходит в настоящее время) с льготными условиями участия в этих конкурсах субъектов МБ. Необходимо позволить МП оплачивать помещения в рассрочку.

Также важно установить специальные льготы, преференции и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и оборудования предприятий, находящихся в федеральной собственности, МП на условиях долгосрочной аренды. Необходимо предусмотреть право выкупа, вплоть до предоставления на безвозмездной основе производственных мощностей и объектов федеральной собственности, включая административные здания, с последующим возвращением средств в бюджеты различных уровней в виде налогов. Необходимо установить право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества субъектами МБ, внесшими в арендуемый объект 40% стоимости неотделимых улучшений, в приоритетном порядке (без аукционов и торгов); обеспечить гарантии арендаторам по арендным ставкам на уровне рамочного федерального закона; создать целевые фонды недвижимости (нежилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, помещения, отчуждаемые в процессе приватизации предприятий, объекты незавершенного строительства), предназначенные для продажи на льготных условиях субъектам малого предпринимательства.

Многие МП вынуждены становится многопрофильными в силу неустойчивости рынка, недобросовестности конкуренции на локальных рынках и, как следствие этого, незащищенности субъектов малого предпринимательства.

Показатель инновационной активности МП сегодня крайне низок из-за инертности ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, накладывающей отпечаток и на инновационную деятельность самих МП.

Государственные дотации крупным, особенно убыточным, предприятиям являются предпосылкой свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей, в результате объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции МП в объеме ВВП увеличивается в основном за счет собственных вложений. Государственная поддержка МП будет способствовать развитию конкурентных преимуществ на рынке в решении их основной задачи — обеспечение потребителей товарами более высокого качества по приемлемой цене при минимальных издержках производства.

Малый бизнес чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован в аккумулировании прогрессивных технологий. Однако он не располагает солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом, более того, расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. Решение данной проблемы возможно при участии инновационных фирм или ассоциаций, объединяющих малое предпринимательство. Отдельные МП могут оказывать инвестиционную поддержку исследованиям и разработкам, направленным на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей продукции. Коммерциализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в малом предпринимательстве могла бы способствовать быстрой окупаемости вложений при ограниченных объемах финансирования.

При всех трудностях развития малого предпринимательства в России масштабы его расширяются, поскольку в результате реструктуризации экономики высвобождается значительная часть работников и они вынуждены искать самостоятельные пути в сфере трудовой деятельности. Именно такой сферой и является МБ как инициативная форма ведения хозяйства. Малый бизнес как один из элементов экономической системы страны должен быть защищен как административными, так и экономическими методами.

Формы государственной поддержки МБ могут быть различными. Наиболее эффективными являются: благоприятное законодательство; специальные налоговые режимы; кредитно-финансовые рычаги; система государственных фондов; снижение административных барьеров, стоящих перед бизнесом (особенно в таможенной сфере); расширение банковского кредитования; развитие микрофинансирования и лизинга и пр. Мировой опыт показывает, что благодаря государственной поддержке в странах с развитой экономикой оптимально сочетаются различные секторы экономики и типы предприятий.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин