МИП – это коммерческое предприятие, признаки которого удовлетворяют требованиям национального законодатель- ства в сфере поддержки малых предприятий. Для МИП характерна циклическая повторяемость этих фаз, связанная каждый раз с освоением инноваций. Для каждой фазы хозяйственной жизни МИП характерны определенные организационно-экономические условия, выражающиеся в типичных формах финансирования, характере выбираемой отрасли, ценовой политике, поведении на рынках, организационной структуры, масштабах деятельности, глубине специализации и пр.
26. Классификация инновационных стратегий предприятия.
По характеру проведения и содержанию инновационные стратегии можно разделить на 2 группы: 1.активные 2.пассивные Активные инновационные стратегии могут быть следующих видов: — стратегия технологического лидера. Она, как правило, включает: разработку нового вида продукции и технологии, инвестирование НИОКР, новые модели управления, в том числе в условиях высокого риска.
— стратегия следования за лидером. Суть: предприятие испытывает новейшие технологии, разработанные другими организациями. — стратегия копирования. Суть заключается в организации производственной деятельности на основе покупки лицензии у разработчика или лидера. — стратегия зависимости.
Что такое малые инновационные предприятия?
Она основана на процессе усовершенствования, степень инновационной активности не очень высока, часто используют процесс имитации новых видов продукции. По масштабам инновационные стратегии могу быть: ориентированные на конкретную нишу, на конкретный рынок, на совокупность рынков. Инновационные стратегии могут ориентироваться на диверсификацию продуктов, услуг, рынка. По содержанию: инновационные стратегии, ядрами которых могут быть: технологии, управленческие модели, информационные процессы, социальные изменения. Предварительным этапом разработки любой инновационной стратегии является: -оценка внешней среды организации -оценка внутренней среды (оценивают научно — технического потенциал предприятия, инновационного потенциал)
27. Планирование инновационной деятельности.
Центральной задачей стратегического этапа процесса управления является выбор и реализация инновационной стратегии, наиболее адекватной состоянию внешней и внутренней среды, фирменным вoзмoжнocтям и типу обновления. Например, при стабильной внешней среде, умеренной конкуренции, наличии у предприятия принципиально новых НИОКР, технологий и продукции инновационная стратегия должна носить лидирующий, наступательный характер.
Надо помнить, что создание новых знаний и умений и новых технологий само по себе не приводит к реализации долгосрочных целей максимизации дохода и плодотворного роста. Цели, стратегии перспективного развития должны ситуационно «заземляться» с учетом текущего состояния.
Стратегический этап реализации инновационной стратегии основан на точном анализе и прогнозе ситуации, альтернативном выборе на основе данных анализа наиболее соответствующего вида стратегии с последующим управлением реализацией этой стратегии. Оперативный инновационный менеджмент является важной составной частью управления инновационной деятельностью. Оперативный менеджмент опирается на системы оперативного управления НИОКР, производством, персоналом, техническим обслуживанием, материально-техническим обеспечением, маркетинговыми и финансовыми подразделениями, информационными потоками, качеством выпускаемой продукции и т.д. Целью операционной системы управления инновационной деятельностью является обеспечение экономически эффективной реализации целей организации.
Новая бизнес идея!!!
Источник: studfile.net
Типы малых инновационных предприятий
К принципиально новым формам интеграции науки и производства можно отнести: научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, научно-исследовательские центры, научно-исследовательские организации, частные индивидуальные организации, внедренческие организации, финансово-промышленные группы (ФПГ) и др. Многие из этих организационных форм находятся в стадии становления, развития и экономического эксперимента, кроме того отсутствует четкое определение их роли и места в системе научного обслуживания, не уточнены права и обязанности. Но, тем не менее, на основе опыта отдельных отраслей и организаций можно определить формы связи науки и производства, которые на этапе рыночных отношений представляются более целесообразными. В этом плане малый бизнес в сфере инноваций, т. е. малые инновационные предприятия, в том числе венчурные (рисковые), являются наиболее прогрессивной формой.
В последние годы роль малых инновационных организаций резко возросла. Это обусловлено, во-первых, возможностью оснащения таких организаций адекватной их размерам современной техникой (микро-ЭВМ, микрокомпьютеры), позволяющей вести научные разработки; во-вторых, новой формой финансирования (рискового капитала); в-третьих, нежеланием крупных предприятий разрабатывать принципиально новые изделия и осуществлять технологическую перестройку производства, что особенно ярко проявилось в годы перехода к рыночным отношениям.
Отметим, что в целом деятельность малых инновационных организаций достаточно эффективна. По данным зарубежных ученых, доля малых предприятий (фирм) в осуществлении новшеств составляет 30-35%. Из 70 важнейших изобретений XX века более 50% осуществлены мелкими фирмами и самостоятельными изобретателями. При этом за последние 20 лет в расчете на одного занятого на малых предприятиях создано и внедрено в 2,5 раза больше нововведений, чем на крупных предприятиях (фирмах).
К преимуществам малых предприятий, способствующим эффективности внедрения нововведений, относятся:
– быстрая адаптация к требованиям рынка;
– гибкость внутренних коммуникаций;
– осуществление разработок в основном на первых этапах, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2% от общей суммы).
С учетом особенностей народного хозяйства могут быть созданы три типа малых инновационных предприятий (фирм). Предприятия первого типа могут осуществлять разработку и освоение изделий производственного назначения. Они выходят на рынок и сталкиваются с конкуренцией крупных предприятий. Такие предприятия могут быть эффективными в отраслях, где затраты входа на рынок специализированных товаров относительно невелики, например, в машиностроении, приборостроении, производстве средств связи. Весьма эффективными могут быть малые инновационные предприятия, создающие приборы и установки для генной инженерии, медицины.
Предприятия второго типа могут успешно функционировать на рынке потребительских товаров и конкурировать с крупными предприятиями (объединениями). В данном случае возможны три разновидности малых предприятий:
– конкурируют с крупными, осваивая и выпуская продукцию более высокого качества;
– не конкурируют с крупными, а находят свою рыночную нишу;
– специализируются на разработках и выпуске на рынок потребительских товаров, связанных с индивидуальными потребностями, быстрой сменой моды, скоропортящимися видами продукции. Такие малые инновационные предприятия могут эффективно функционировать в легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, а также в системе агропромышленного комплекса.
Предприятия третьего типа могут работать совместно с промышленными, разрабатывая и осваивая промежуточные продукты, полуфабрикаты, комплектующие части и изделия. Они могут быть эффективными в нефтехимической и химической промышленности, а в ряде случаев – и машиностроении.
Источник: studopedia.su
Виды и формы малых инновационных предприятий
По характеру инновационной продукции малые организации проявляют следующие виды специализации:
¢ научно-исследовательская деятельность, разработка и проектирование нововведений (венчурная деятельность);
¢ оказание услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг, обучение кадров, обслуживание новой техники).
Особенности малых инновационных предприятий:
- Мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;
- Сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами, как внеэкономического плана, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;
- Узкая специализация научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;
- Малый управленческий персонал;
- Ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных;
- Готовность нести огромные, абсолютно неприемлемые для крупных и средних организаций, риски в силу качеств, присущих пионеру-предпринимателю.
На начальной стадии жизненного цикла для малых организаций характерно:
· Продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца.
· Ограниченное число сотрудников. Их затраты – в основном зарплата.
· Значительная часть оборота образуется за счет объема продаж проекта или предоставляемых услуг.
· Организация «подзарабатывает» на коммерции, на «отверточных технологиях», пользуется площадями и оборудованием «материнской структуры».
2. Организация и планирование деятельности малых инновационных предприятий.
Планирование инноваций как система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития предприятия и подготовку решений, необходимых для их достижения выполняет следующие семь частных функций:
- Целевая ориентация всех участников.
- Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.
- Координация деятельности всех участников инноваций.
- Подготовка управленческих решений.
- Создание объективной базы для эффективного контроля.
- Информационное обеспечение участников инновационного процесса.
- Мотивация и стимулирование участников.
В процессе планирования инноваций используются четыре основные формы координации:
- Распорядительная форма координации выражается в директивном утверждении плановых документов, обязательных для исполнения всеми участниками инновационных процессов.
- Инициативная форма координации выражается в добровольном и осознанном согласовании действий менеджеров и всех участников в пределах делегированных им полномочий и общих плановых ограничений.
- Программная координация осуществляется в форме установленных каждому участнику частных плановых заданий в соответствии с общей программой работ по инновационному проекту.
- Бюджетная форма координации осуществляется при разработке планового бюджета в виде ограничений по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, выделяемым каждому участнику.
В процессе планирования осуществляются:
¢ обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для организации в целом и для каждой ее структурной единицы;
¢ формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции;
¢ распределение программ и отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями;
¢ установление календарных сроков проведения работ по проектам;
¢ расчет потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчетов.
Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте:
¢ единство научно-технических, социальных и экономических задач развития;
¢ научной обоснованности и оптимальности решений;
¢ доминирования стратегических аспектов, комплексности, непрерывности, гибкости и эластичности;
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru