Прежде всего, отметим, что понятие образование дано в Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту – Закон №273-ФЗ). Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства (п.1 ст.2 Закона №273-ФЗ). А образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.
Под образовательной организацией понимается некоммерческая организация (далее по тексту – НКО), осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п.18 ст.2 Закона №273-ФЗ). Под организацией, осуществляющей образовательную деятельность, понимается образовательная организация, а также организация, осуществляющая обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются и ИП, которые осуществляют образовательную деятельность (п.20 ст.2 Закона №273-ФЗ).
МАРКЕТИНГ УСЛУГ: ТОП-5 ИНСТРУМЕНТОВ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ
Порядок лицензирования образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966 (далее по тексту – Положение).
Забегая вперед, отметим, что правила лицензирования распространяются на образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также на индивидуальных предпринимателей.
Но, в отношении индивидуальных предпринимателей отметим следующее.
Если предприниматель собирается самостоятельно осуществлять обучение (без найма других преподавателей), то ему лицензия не нужна. Это актуально для небольших образовательных центров, в штате которых могут быть администратор, вахтер и прочие сотрудники, не осуществляющие образовательную деятельность.
Плюсы и минусы НКО
Для начала рассмотрим плюсы и минусы НКО, например, в форме образовательных учреждений.
При такой форме образовательное учреждение:
- не может свободно распоряжаться переданным ему имуществом (ст.123.21 ГК РФ), что означает дополнительный контроль со стороны собственника;
- учреждение может быть создано одним гражданином или организацией либо РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (п.2 ст.123.21 ГК РФ);
- ЧОУ может быть преобразовано в фонд, АНО (п.3 ст.123.23 ГК РФ);
- государственные (муниципальные) учреждения могут быть преобразованы в некоммерческие организации иных форм (п.7 ст.123.22 ГК РФ).
Из минусов отметим целевой характер создания и деятельности некоммерческих учреждений – для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п.1 ст.123.21 ГК РФ).
В отношении некоммерческого учреждения собственник отвечает по его долгам своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только принадлежащими ему денежными средствами (п.3 ст.123.21 ГК РФ).
Теперь рассмотрим плюсы и минусы налогового режима НКО.
НКО представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).
Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО.
НКО должны представлять в Минюст РФ отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ).
НКО могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Применяя общую систему налогообложения, учреждения должны учитывать ряд особенностей, обусловленных характером деятельности учреждения.
Традиционная общая система налогообложения подразумевает уплату налога на прибыль, НДС, прочих налогов (при наличии объектов налогообложения).
Доход, полученный НКО от оказания платных образовательных услуг, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке по ставке 20% (ст.249 НК РФ, определение ВАС РФ от 09.04.2014 г. №ВАС-3384/14 — в передаче в Президиум ВАС было отказано).
Образовательные учреждения вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.
Применение 0 ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.
НКО являются плательщиками НДС. Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).
При этом для НКО предусмотрены льготы.
Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.
В том случае, если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них также обязателен к уплате земельный налог (1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка).
Если на балансе НКО есть недвижимое имущество, то организация должна также уплачивать налог на имущество.
НКО могут являться плательщиками транспортного налога, если имеют зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства.
НКО в общеустановленном порядке уплачивает страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование за сотрудников, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (22%), на ОМС (5,1%), на обязательное социальное страхование (2,9%) и на профзаболевания и несчастные случаи на производстве (0,2%).
Таким образом, общий режим налогообложения имеет высокую налоговую нагрузки, несмотря на то, что согласно пп.14 п.2 ст. 149 НК РФ реализация услуг в рамках основных и (или) дополнительных образовательных программ не подлежит налогообложению НДС. Но, при оказании других услуг, НКО обязано исчислять НДС и вести раздельный учет.
НКО могут применять упрощенную систему налогообложения. При этом объект налогообложения могут быть «Доходы» (ставка 6%) либо «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (ставка 15%).
Если расходы НКО составляют 80% от полученных доходов и более, при этом предполагаем, что ФОТ х % страховых взносов >= единого налога при УСН:2, то имеет смысл рассмотреть объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
Кроме того, региональные власти имеют право снижать налоговую ставку до 1 с доходов и 5 процентов для НКО с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (п.1 и п.2 ст.346.20 НК РФ).
В случае получения НКО целевых поступлений и использования их по назначению, единый налог при УСН не уплачивается (п.2 ст.251 НК РФ).
НКО, применяющие УСН, вправе рассчитывать на пониженные тарифы при соблюдении определенных требований. Так, на обязательное пенсионное страхование НКО могут применять тариф в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и на обязательное медицинское страхование – 0% (пп.7 п. 1 ст. 427 НК РФ).
Если на балансе НКО есть недвижимое имущество (которое не облагается налогом по кадастровой стоимости), то налогом на имущество оно не облагается.
Для того, чтобы применять УСН с 2020 года, доходы (от реализации и внереализационные доходы без НДС и акцизов) компании за 9 месяцев 2019 года не должны были превышать 112,5 млн рублей, стоимость ее основных средств на 1 октября 2019 года не должна превышать 150 млн рублей, а средняя численность – не более 100 человек (ст.346.12 НК РФ).
Плательщики же УСН «слетят» с «упрощенки» в 2020 году, если доход превысит 150 млн. руб. в год, а средняя численность достигнет более 100 человек (п.4 ст.346.13 НК РФ).
Таким образом, в части налоговой нагрузки и представляемой отчетности «упрощенный» режим более выгоден, чем общая система налогообложения.
Источник: rosco.su
Бизнес-план образовательного учреждения. Виды образовательных учреждений. Рынок образовательных услуг
Та сфера образования, которая имеется в нашей стране на сегодняшний день, переживает постоянные реформы, модернизации и усовершенствования. Причем подобные изменения можно наблюдать каждый год. Такое положение дел стало благоприятной почвой для развития частных учебных заведений различного типа. Эти негосударственные учреждения уже прочно заняли собственную нишу на рынке образовательных услуг и успешно выпускают не только абитуриентов, без труда поступающих в любые вузы, но и специалистов самых разных профессий.
Как правило, уровень подготовки в таких организациях не уступает тому, который дает государственная сфера. И ничего странного в этом нет. Ведь частные учебные заведения руководствуются теми же регламентами и нормативными предписаниями.
После прохождения аттестационной процедуры у них появляется право выдавать своим выпускникам документы об окончании обучения по государственным образцам. Кроме того, при наличии аккредитации частные учреждения имеют право на получение финансовой помощи от муниципалитетов и государства на общих основаниях.
Кроме того, большим успехом у граждан пользуются курсы различной направленности. Особенно это касается такого направления, как менеджмент, и других видов управленческой и хозяйственной деятельности. Пользуются успехом компьютерные курсы, а также те, которые позволяют повысить квалификацию в сфере педагогики, информационных технологий и т.д.
Существуют и совсем необычные направления. Так, неизменной популярностью пользуются курсы, которые готовят к родам будущих мам. Некоторые из них учат даже водить коляску. Существуют и полноценные школы для будущих родителей.
Рынок образовательных услуг
В настоящее время в России существуют следующие виды образовательных учреждений:
— начального общего, а также основного и среднего общего образования;
— начального, среднего и высшего профессионального профиля, а также послевузовского специализированного образования;
— учреждения, занимающиеся дополнительным образованием взрослых;
— коррекционные (специальные), предназначенные для работы с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности;
— для детей-сирот, а также тех, кто остался без попечения родителей или законных представителей;
— специализирующиеся на дополнительном образовании детей;
— прочие учреждения, в которых осуществляется учебный процесс.
Все виды образовательных учреждений работают на рынке образовательных услуг, формирование которого началось в 90-х годах прошлого века. Его развитию послужил переход страны на рельсы рыночной экономики. Именно тогда рынок образовательных услуг стал подразделяться на два сегмента – государственный и негосударственный. И сейчас можно говорить о многообразии учреждений, которые работают в данной сфере.
По мнению специалистов, рынок образовательных услуг делится на три сегмента. Первый из них – «белый». В этом сегменте находятся платные отделения государственных вузов, негосударственные платные вузы и школы, а также разнообразные курсы.
Ко второму, так называемому серому сегменту, относят услуги, которые оказываются государственными и негосударственными учебными учреждениями, а также частными лицами, осуществляющими свою деятельность без оформления должным образом всех документов. Это приводит к тому, что искажаются статистические данные и налоговая отчетность подобных заведений, а «добровольные взносы» получаются в натуральной или денежной форме и не отражаются в финансовых документах.
В третий, «черный» сегмент, входят образовательные учреждения, которые работают без получения необходимых лицензий, а также те, которые распространяют свою деятельность далеко за границей подобного разрешения. Для них характерна система поборов и взяток при поступлении или сдаче экзаменов.
Негосударственные образовательные учреждения
На сегодняшний день в отечественном законодательстве не содержится конкретного определения НОУ. Под негосударственным образовательным учреждением понимается организация, созданная частными лицами, или же различного рода некоммерческими или коммерческими структурами.
Основной задачей НОУ является предоставление услуг в сфере воспитания детей или образования. Учреждение подобной организационно-правовой формы оговорено ГК России. Деятельность же НОУ регламентируется ФЗ №237 «Об образовании», а также профильными нормативными актами.
Во главе НОУ может стоять сам учредитель или сформированный им же попечительский совет, полномочия которого определяются собственником. Потенциал подобного учреждения практически безграничен. В нем можно обучать всему, что может принести помощь в трудоустройстве или работе, а также в области достижения определенных целей, позволяющих получать достойный доход. Услуги образовательного учреждения могут быть оказаны и по сети Интернет. Такое удаленное обучение позволяет получать задания и контактировать с преподавателями.
Конечно, самыми прибыльными и наиболее востребованными профессиями в настоящее время являются те, которые имеются в сферах финансов и юриспруденции, психологии и менеджмента. Именно поэтому в большинстве коммерческих вузов готовят специалистов именно по этим дисциплинам. Особое внимание уделяется и английскому языку. Ведь он будет совсем не лишним в большинстве сфер деятельности.
Направление деятельности
Организация образовательной деятельности может быть выбрана в сферах:
— обучения специальным дисциплинам, что служит дополнением к основной программе, предусмотренной учебными планами;
— курсов, на которых производится обучение иностранным языкам, подготовка абитуриентов, повышение квалификации и т.д.;
— переподготовки кадров и повышения их квалификации;
— обучения детей с отклонениями в развитии или имеющих особые потребности;
— подготовки дошкольников к учебе в школьном коллективе.
Детские образовательные учреждения могут работать в форме секций и кружков, студий, а также курсов, посвященных получению знаний и обучению предметам, не входящим в школьные программы. Это может быть знакомство с хореографией и лепкой, дизайном и прочими дисциплинами.
Развитие идеи
Современный жизненный ритм диктует людям повышенные требования. Это вызывает необходимость в обучении новой профессии. А для тех, кто постоянно работает по своей специальности, — в постоянном повышении уровня квалификации.
Время, принесшее в нашу страну глобальные изменения, дает возможность всем, кто способен мыслить нестандартно, начинать собственное дело. Одним из направлений бизнеса может стать открытие частного учебного центра. Подобное заведение не только позволит получить хороший доход, но и откроет новые, более широкие горизонты в современных реалиях нашей жизни.
Как открыть образовательное учреждение? Для этого прежде всего понадобится присвоение статуса юридического лица. Его вид будет зависеть от масштабов мероприятия. Потребуется получение и соответствующего разрешения. После этого должен быть составлен бизнес-план образовательного учреждения.
Что должен учесть данный документ?
Направление деятельности
Для того чтобы составить бизнес-план образовательного учреждения, нужно определиться с его сферой работы. При этом стоит иметь в виду, что особенно популярны у большинства населения краткосрочные обучающие курсы. Их особенность заключена в концентрации на необходимых знаниях, которые даются в сокращенные промежутки времени.
Достаточно большим перечнем неоспоримых достоинств обладают частные школы. Они пользуются большой популярностью у заботливых и обеспеченных родителей, благодаря следующему:
— уютным классам с качественным ремонтом;
— повышенной безопасности детей;
— возможности выбора дисциплин;
— экономии на репетиторах;
— ограниченному количеству учеников в классе.
Бизнес-план образовательного учреждения может рассматривать и такие направления деятельности, как:
— кружок для любителей фотографии;
— цирковая школа и т.д.
Основная концепция
Организационное планирование любого частного учебного заведения должно быть осуществлено на таком уровне, чтобы позволить ему выгодно отличаться от конкурентов. А это становится реальным только в том случае, когда бизнес-план учреждения будет содержать его концепцию, которую можно будет назвать особой. И в этом случае может быть рассмотрено большое количество различных вариантов.
Например, создаваемое образовательное учреждение может быть открыто в форме интересных курсов по компьютерному дизайну или по обучению секретарей-референтов. Кроме того, они могут специализироваться на налогообложении и бухгалтерии, проводить тренинг-обучение и т.д. Интересной идеей является и открытие авторизированного центра, в котором слушатели будут обучаться работе с новыми компьютерными программами.
Формирование штата
Это обязательный пункт, который рассматривает бизнес-план образовательного учреждения. Ведь от профессионального уровня педагогического состава, а также от слаженной работы всех сотрудников заведения будут зависеть его репутация и в конечном итоге прибыльность.
В штате образовательного учреждения необходимо предусмотреть должность администратора. В его обязанности должно входить постоянное нахождение в рабочее время на учебной территории. Задача администратора состоит в проведении консультаций и осуществлении всей организационно важной деятельности. На его плечи ложится и реклама учреждения.
Именно поэтому к кандидату на данную должность должны выдвигаться самые серьезные требования. Ведь этот человек обязан быть креативным, коммуникабельным и очень ответственным.
Что касается преподавательского состава, то на первых порах он не должен быть постоянным. Это позволит избежать многих денежных трат, а также заминок во времени, которые неизбежны для проведения разного рода бюрократических процедур.
Проще и лучше работать по соглашению и договору с преподавателями, которые будут приходить к определенному времени. В списке предполагаемого обучающего состава должны находиться коуч-тренер, психолог, лекторы, ведущие семинар, и т.д.
Помимо всех вышеперечисленных сотрудников штат учебного заведения не может не включать в себя главного бухгалтера. Должны быть в нем уборщицы и разнорабочие. Если объемы деятельности заведения планируются не слишком большими, то некоторые трудовые должности могут быть совмещены. При этом обязанности разнорабочих и уборщиц порой возлагаются на специальные службы.
Важным и ответственным вопросом явится выбор преподавателей. При его рассмотрении рекомендуется отталкиваться от целевой аудитории. Возьмем, например, курсы, на которых производится обучение иностранным языкам. Если они предназначены для детей, то на работу лучше всего пригласить школьных учителей, ведь у них самый большой опыт работы с подобной категорией учеников.
При обучении деловому иностранному языку рекомендуется приглашать уже других преподавателей. Это должны быть люди, которые ранее проживали за границей, работали в зарубежных фирмах. В качестве таких преподавателей могут выступать аспиранты, знающие деловой иностранный язык.
Заработная плата
Работа в образовательных учреждениях непременно должна оплачиваться по гибкому тарифу. В таком случае ее размер будет зависеть от заинтересованности преподавателя, а также от притока новых обучающихся.
Все эти вопросы также должен рассматривать бизнес-план образовательного учреждения. Зарплата преподавателей должна включать в себя постоянный оклад, к которому добавлены премиальные проценты. Дополнительные суммы вознаграждения будут зависеть от количества учеников.
Как правило, расходы на зарплату сотрудников в небольшом частном учебном заведении могут составить приблизительно от 25000 рублей в месяц. При этом почасовая оплата преподавателей составит от 300 руб. Главный бухгалтер в таком заведении будет получать от 20000 руб.
Помещение
Где должен размещаться учебный центр? Если частное учреждение образования будет иметь небольшие масштабы и рассчитывать на 100-200 слушателей в течение месяца, то для него подойдет помещение, площадь которого составляет 150 квадратных метров. Сюда входят три класса (40-60 кв. м), компьютерный класс (35-45 кв. м), а также приемная и офис директора (35 кв. м).
Сколько придется платить за аренду такого помещения? Все будет зависеть от его места расположения и ремонта. Арендовать помещение можно по договору на определенное количество часов. Для этого стоит присмотреться к аудиториям различных колледжей, вузов и школ. Подобное решение позволит сэкономить не только на аренде самого помещения, но и на покупке оборудования для него.
Но как бы там ни было, частное образовательное учреждение должно быть размещено там, куда удобнее всего будет добираться ученикам. Если подобрать помещение, находящееся где-нибудь на окраине мегаполиса, то это значительно сузит круг потенциальных клиентов. Ведь кататься через весь город или возить туда своего ребенка вряд ли кому-либо придется по душе.
Учебный центр должен находиться также в непосредственной близости от остановок городского транспорта. Но не только это привлечет внимание потенциальных клиентов. Желательно продумать вопрос и об их питании. Поблизости от арендуемого помещения должны находиться продуктовые магазины, всевозможные кафе, а также столовые. В случае отсутствия всех этих благ цивилизации в помещении центра стоит поставить кофе-аппараты или оборудовать специальную комнату, в которой будут проходить небольшие кофе-паузы.
Требования к помещениям
В этом вопросе следует исходить из количества потенциальных слушателей, а также из интенсивности обучающего процесса. В любом учебном заведении должно быть предусмотрено общественное место, в котором будет находиться кабинет администратора. Нельзя обойтись без нескольких учебных кабинетов. Что касается оборудования, то оно должно отражать саму суть учебного процесса.
Например, если будут организованы компьютерные курсы, то понадобится установка не менее 10 ПК в одном классе. Это позволит обучать клиентов работе с программой 1С и т.д.
Кроме того, существуют определенные требования к помещениям образовательных учреждений, предполагающие наличие в них мобильной обстановки. Все кабинеты, в которых предполагается проведение различных курсов, должны легко трансформироваться в конференц-залы. Такое помещение потребует оснащения его хорошим проектором.
Бизнес-план негосударственного образовательного учреждения потребует рассмотрения вопроса закупки и некоторого другого оборудования. Это может быть, например, интерактивная доска, столы и стулья, ксерокс и факс, несколько шкафов и учебная литература.
Анализ рынка
Во время составления бизнес-плана частного учебного заведения необходимо провести исследование рынка конкуренции региона предполагаемой деятельности. Полученные данные позволят подобрать максимально выгодное расположение помещения, в котором будет находиться школа или открыты курсы. Тщательный анализ способствует более верному выбору критерия стоимости предполагаемых услуг.
Лицензирование
Как уже говорилось выше, все образовательные учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории России, должны иметь на это соответствующее разрешение. Оно представляет собой лицензию, выдаваемую государственными органами.
Для ее получения понадобится собрать пакет документов, включающий в себя:
— заявление с указанием всех разработанных образовательных программ;
— сведения о помещении, которое будет использовано для обучения;
— информацию о составе преподавателей;
— сведения о предполагаемом количестве клиентов;
— полный перечень приобретенной обучающей литературы;
— данные о наличии материальной и технической базы;
— свидетельство о регистрации;
— сведения об учредителях и т.д.
Поданная заявка рассматривается в течение месяца.
Рентабельность
Насколько прибыльным окажется частный учебный центр, сказать заранее сложно. Ведь весь доход будет находиться в зависимости от стоимости услуг, величины необходимых расходов и проводимого объема занятий.
В затратной части данного бизнеса будут находиться:
— зарплата всех сотрудников и преподавателей;
— счета за услуги телекоммуникационных каналов связи;
— стоимость коммунальных услуг;
— затраты на приобретение специальной литературы и оборудования;
— расходы на рекламу;
— прочие расходы по содержанию помещений.
Немаловажным критерием получения дохода явится квалификация и личные качества преподавателей.
Источник: bishelp.ru
Виды образовательных услуг для бизнеса
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих. Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие?
Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг. Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».
Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.
Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е. их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?
Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором.
Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.
В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе.
Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату. Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?
О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).
Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:
• услуги в системе дошкольного воспитания;
• услуги в системе среднего образования;
• услуги в системе высшего образования;
• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);
• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);
• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).
Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.
Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.
Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».
Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака.
Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями.Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального).
В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.
Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности.
В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся).
Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.
Источник: www.finexg.ru