Виды платных услуг бизнес

Бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую структуру. Однако такой субъект может осуществлять деятельность, дающую доход. Как правило, это оказание услуг за деньги. Право на коммерческую деятельность обусловлено ФЗ от 12.01.1996 г. №7. Какой порядок оказания платных услуг бюджетными учреждениями?

Какой коммерческой работой может заниматься бюджетный субъект?

  • покупка и продажа акций;
  • реализация прав собственности;
  • вклады в товарищество.

Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:

  • Соответствие целям, ради которых создавался субъект.
  • Работа прописана в учредительной документации.

Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.

БИЗНЕС НА УСЛУГАХ. Что продавать на авито? ТОП-7 ниш для бизнеса в услугах на Авито

Пример

  • Деятельность по предотвращению дефектов (ямы и прочее).
  • Ремонтные работы.
  • Работа по увеличению сцепных свойств дорог.

То есть учреждение может заниматься любой деятельностью, которая связана с автомобильными дорогами.

Создание перечня платных услуг

Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:

  • Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
  • Неосновная услуга.

Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.

Определение стоимости платных услуг

В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.

В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:

  • Ст. 52 Закона о культуре, утвержденного ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1. Культурные субъекты могут самостоятельно назначать цены на услуги и продукцию (к примеру, билеты).
  • Ст. 9 Закона о госуслугах от 27.07.2010 г. №210. Стоимость необходимых услуг определяется на основании нормативного акта, принятого исполнительными структурами.
  • Ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 г. №323. Стоимость медицинских услуг утверждается Правительством страны.

Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:

МАРКЕТИНГ УСЛУГ: ТОП-5 ИНСТРУМЕНТОВ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ

  • Зарплата сотрудникам.
  • Различные начисления работникам.
  • Материальные траты.
  • Затраты на ЖКХ.
  • Транспортировочные расходы.

Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:

  • Неправильное планирование.
  • Вложение в оказание услуг средств из субсидий, что является незаконным.

К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор.

Он не должен противоречить Закону о конкуренции.

Прибыль от платных услуг

Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе.

Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.

Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.

Бухучет

Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.

Учет доходов

Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:

  • ДТ2 205 31 560 с корреспонденцией КТ2 401 10 130. Фиксирование поступлений от предоставления услуги.
  • ДТ2 201 11 510 с корреспонденцией КТ2 205 31 660. Услуги оплачены, средства направлены на счет.
  • ДТ2 201 34 510 КТ2 205 31 660. Зачисление в кассу бюджетной структуры.
  • ДТ2 201 23 510 КТ2 205 31 660. Поступление через терминал банка.
Читайте также:  Снижение издержек в бизнесе кейс

То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.

Учет трат на услуги

Затраты могут включать:

  • Общехозяйственные траты, нужные для управленческих целей. Фиксируются на счете 0 109 00 000.
  • Издержки, нужные до доведения товара до покупателя. Фиксируются на счете 0 109 90 000.

Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:

  • ДТ2 109 70 223 КТ2 302 23 730. Фиксирование трат на электроэнергию, расходуемую при оказании платных услуг.
  • ДТ4 109 70 223 КТ4 302 23 730. Фиксация трат на энергию, расходуемую при оказании платных услуг в пределах госзадания.
  • ДТ4 302 23 830 КТ4 201 11 610. Оплата энергии поставщику.
  • ДТ2 109 60 223 КТ2 109 70 223. Учет трат в составе себестоимости.
  • ДТ2 401 10 130 КТ2 109 60 272. Списание трат на оказание услуг.

Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.

Налогообложение

Если учреждение оказывает коммерческие образовательные услуги, они не будут облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 149 НК РФ. Однако доход будет облагаться налогом на прибыль за некоторыми исключениями (касаются они образовательных субъектов):

  • Образовательная услуга входит в Перечень форм образовательной деятельности.
  • Наличие лицензии на соответствующую деятельность.
  • В учреждении работает не меньше 15 сотрудников.

Если платные услуги оказываются казенными структурами, доход не будет учтен при определении налоговой базы.

Источник: assistentus.ru

Дополнительные услуги: определение, виды, классификация и отзывы

В условиях высокой конкуренции практически все компании вынуждены расширять сферу своей деятельности и предлагать клиентам помимо основных ещё и дополнительные услуги. Однако здесь возникает множество юридических вопросов и нюансов. Что можно отнести к этой категории? За что компания может взимать плату, а за что — нет?

дополнительные услуги

С точки зрения закона

Самое точное определение дополнительных услуг можно найти в Законе «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98 №164-Ф3. В тексте документа указано, что к данной категории можно отнести любые услуги, которые лизингодатель предоставляет клиенту до начала или в процессе использования предмета лизинга. Также приводятся примеры дополнительных услуг:

  • покупка прав на интеллектуальную собственность у третьих лиц;
  • выполнение монтажных и пусконаладочных работ для введения оборудования в эксплуатацию;
  • обучение сотрудников;
  • послегарантийное обслуживание и услуги ремонта (капитального, среднего, текущего);
  • подготовка территории производства и коммуникаций, а также другие работы, без которых объект лизинга не может быть использован.

На практике компании часто предлагают покупателям обслуживание и помощью в эксплуатации своей продукции. В сфере услуг же дополнительно предоставляются сервисы для повышения уровня комфорта и удовлетворения индивидуальных требований клиентов.

Дополнительные платные услуги

Классификация дополнительных услуг

Во многом уровень предприятия и его имидж определяется именно спектром услуг, которые оно предлагает. Чем разнообразнее список — тем выше статус и больше возможностей для развития. Зарубежные компании рассматривают это как один из ключевых инструментов конкурентной борьбы. Какие виды дополнительных услуг чаще всего встречаются? Выделяют несколько основных критериев.

Связь с продажей товаров и услуг

В зависимости от того, насколько тесно дополнительные сервисы связаны непосредственно с приобретением продукции компании, их можно разделить на три группы.

Первый вид — те, что связаны с покупкой товаров. В частности, сюда относится предварительный заказ временно отсутствующих в магазине моделей, упаковку, доставку на дом.

Второй тип услуг подразумевает помощь клиенту в процессе эксплуатации. Они оказываются уже после приобретения и оплаты. В качестве примера можно привести приём заказов на пошив одежды из купленной в магазине ткани, установку бытовой и промышленной техники.

И, наконец, третья разновидность дополнительных услуг — связанные с созданием комфортной обстановки для посещения заведения. Именно с этой целью в торговых центрах открывают детские уголки, а возле офисных комплексов оборудуют охраняемые парковки.

дополнительные образовательные услуги

Социально-экономическая значимость

Ещё один интересный вариант классификации, который основан на том, какие выгоды получает клиент или продавец. Это может быть:

  • экономия времени и усилий;
  • экономия денег;
  • влияние на экономические показатели предприятия (например, возможность приобретения товара в рассрочку).

Также многие компании предоставляют услуги развлекательного характера, задача которых — повышение уровня комфорта и формирование позитивного имиджа компании.

Место оказания

В зависимости от места предоставления дополнительных услуг, выделяют те, которые осуществляются непосредственно на территории предприятия и на дому у клиента. К первому виду можно отнести упаковку подарочных наборов, раскрой купленных тканей и т. п. Пример услуг второй группы — сборка и расстановка мебели по квартире покупателя.

Читайте также:  Материальная база это в бизнесе

Время и сроки выполнения

Некоторые дополнительные услуги оказываются до фактического приобретения товара или услуги, другие же выполняются в процессе продажи и после неё. Предпродажный сервис в основном связан с проведением консультаций, демонстрацией продукции, а также возможностью попробовать товар до покупки (как во время тест-драйва в автомобильном салоне).

По срокам выполнения услуги можно разделить на срочные, которые, как правило, оказываются прямо в присутствии покупателя, и те, которые имеют чётко установленные сроки выполнения (то есть, клиент может получить результаты в определённый день).

оказание дополнительных услуг

Частота проведения

По этому критерию услуги делят на массовые, периодические и эпизодические. Массовые — это те, что оказываются на постоянной основе, по мере поступления запросов от клиентов. В частности, к ним относятся услуги по доставке товаров на дом. К периодическим относятся услуги, которые оказываются через определённые промежутки времени. Так, многие гостиничные комплексы проводят на своей территории различные фестивали, ежегодные выставки и конференции.

Материальные и нематериальные

Ещё один фактор, который используется для классификации — материальность. Что это значит? Некоторые дополнительные услуги имеют вещественную форму — такие, как, скажем, ремонт техники или возможность оставить ребёнка с няней в гостинице. Другой тип — нематериальные, к которым можно отнести обучение клиентов, а также всевозможные консультации.

Предоставление дополнительных услуг

Ответственность за навязывание дополнительных платных услуг

Так как в своё время недобросовестные предприниматели пытались увеличить собственную прибыль, навязывая клиентам ненужные сервисы и работы, в Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.92 №2300-1 были внесены поправки, налагающие ответственность на такие компании.

В ст. 16 Закона уточняется, что предприятия не имеют права делать приобретение определённых товаров или услуг обязательным условием для покупки других продуктов и работ. Это расценивается как нарушение права потребителя на свободный выбор товаров, а компании, которые пытаются заработать таким образом, должны возместить покупателю стоимость услуг в полном размере.

Третий пункт этой же статьи запрещает оказание дополнительных услуг, включение их в договор и взимание платы без согласия покупателя. Клиент имеет право в любой момент от них отказаться, а если предприятие всё же вынудило его оплатить подобные работы — потребовать возврата уплаченной суммы.

В каком случае предоставление дополнительных услуг будет законным? Согласно действующему законодательству и элементарной этике бизнеса, продавец должен получить письменное разрешение от клиента. Как правило, для этого составляется отдельный договор, в котором прописывается перечень дополнительных работ, сроки их выполнения и стоимость.

Дополнительные услуги

Примеры дополнительных услуг в разных сферах

Учет услуг: точно и быстро

Платные услуги оказывают как коммерческие, так и бюджетные организации. При этом в госсекторе в учете услуг упор делается на аналитику по различным параметрам и предоставление необходимой отчетности с соблюдением законодательства. Этот процесс упрощает автоматизация расчетов по платным услугам.

Юлия Вольхина

Рамки закона: с чего начать?

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения может быть признана законной, если она:

  • соответствует целям, ради которых было создано бюджетное учреждение;
  • предусмотрена уставом, утвержденным собственником учреждения.

При этом прибыль, полученную от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество бюджетное учреждение может потратить только на цели, указанные в уставе.

Перед тем как начать оказывать платные услуги, следует оформить ряд документов, предусмотренных нормативными правовыми актами. В том числе:

  • перечень платных услуг в соответствии с уставной деятельностью учреждения;
  • разрешение на осуществление приносящей доход деятельности;
  • положение «О порядке и условиях предоставления платных услуг»;
  • положение «О порядке оплаты труда работников, занятых оказанием платных услуг»;
  • приказ руководителя учреждения об организации работы по оказанию платных услуг.

При принятии решения об оказании платных услуг государственные и муниципальные учреждения обязаны в установленном порядке оформить смету доходов и расходов.

Платные услуги и работы, которые выполняют бюджетные учреждения, делятся на два типа: основные (относящиеся к видам деятельности учреждения) и неосновные (выполняемые для достижения целей учреждения). Плату за неосновные платные услуги устанавливает само бюджетное учреждение.

Разумеется, если расчеты с потребителями услуг выполняются наличными средствами, то необходимо использовать контрольно-кассовую технику.

Попробуйте демо-версию бесплатно!

Спорные моменты

В российском законодательстве нет четкой формулировки по поводу взимания организациями платы за оказываемые услуги в рамках государственных (муниципальных) заданий.

Проблема заключается в том, что в существующей системе учета нельзя правильно отделить расходы на оказание платных услуг от расходов на услуги, оказываемые за счет бюджетных средств. По факту получается, что бюджет отчасти финансирует оказание учреждениями платных услуг. И поскольку объемы такого софинансирования определить сложно в связи с избыточными расходами на «скрытое» субсидирование платных услуг, снижается эффективность расходования бюджетных средств на оказание государственными (муниципальными) учреждениями бесплатных услуг.

Читайте также:  Малый бизнес характерные черты и проблемы его развития в России

Вторая проблема в сфере оказания платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания связана с тем, что российское законодательство не определяет перечни платных услуг.

В соответствии с положениями БК РФ (п.1 ст. 69.2), в государственное муниципальное задание могут включаться платные услуги, предоставляемые государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с законодательством РФ. Но федеральные законы, предусматривающие оказание услуг на платной основе в различных сферах деятельности, содержат лишь общие указания возможности предоставления платных услуг.

Какие же платные услуги должны включаться в государственное (муниципальное) задание? Есть три варианта:

  • все услуги, предоставляемые на платной основе, если федеральными законами предусмотрена возможность оказания их за плату;
  • только дополнительные платные услуги — в тех случаях, если стандарт не относит их однозначно к бесплатной категории;
  • только те платные услуги, возможность оказания которых в рамках государственного (муниципального) задания четко предусмотрена федеральным законодательством.

До тех пор, пока в БК РФ не уточнена норма, определяющая необходимость включения в государственное (муниципальное) задание платных услуг, каждую платную услугу, оказываемую государственными (муниципальными) учреждениями сверх госзадания, необходимо рассматривать как отдельную услугу, четко обособленную от бесплатной и частично платной услуги, оказываемой в рамках задания. В свою очередь более комфортные условия оказания государственных (муниципальных) услуг, использование дополнительных расходных материалов при оказании услуг и прочее следует рассматривать как самостоятельные платные услуги.

Автоматизация расчетов по платным услугам

Вести расчет по платным услугам можно несколькими способами: отдать на аутсорсинг, вручную и, наконец, самостоятельно с помощью специальной программы. У всех этих способов есть свои плюсы.

Поскольку все государственные и муниципальные учреждения при оказании услуг имеют дело с персональными данными, передача ведения расчетов по платным услугам на аутсорсинг может поставить под угрозу безопасность целого пласта информации.

Учет платных услуг вручную затрудняет работу сотрудников учреждения, особенно если оно оказывает большой перечень услуг и имеет сложную структуру и большой ежедневный поток потребителей услуг.

К тому же в обоих случаях невозможно получать оперативные данные по платным услугам.

Наиболее эффективный и безопасный способ — автоматизировать расчеты по платным услугам. Пользователи получают широкий спектр возможностей: от ведения списка клиентов до формирования документов по финансово-расчетным операциям и автоматического поиска ошибок в данных.

  • провести диагностику учреждения;
  • выбрать и установить ПО;
  • настроить сетевой доступ к единой базе данных для всех подразделений учреждения;
  • провести ряд доработок в программе в соответствии со спецификой учреждения;
  • обучить персонал работе в программе.

Сегодня на рынке ПО представлен целый ряд программ автоматизации расчетов по платным услугам. Идеальная программа должна иметь функционал, который позволит пользователю решать максимум задач, связанных с учетом платных услуг. Например, должны быть реализованы такие возможности, как:

  1. Удобное ведение списков получателей услуг (детейстудентов) и плательщиков с учетом структуры организации. Например, для централизованной бухгалтерии требуется функция переключения между списками подведомственных учреждений. Списки детей, как правило, ведутся с учетом подразделений (группклассовпреподавателей).
  2. Настройка любого используемого механизма начисления.
  3. Быстрое начисление согласно сделанным настройкам.
  4. Автоматический прием оплаты из файлов, предоставляемых банками.
  5. Заведение корректировочных сумм начислений в случае ошибок.
  6. Формирование необходимых проводок по всем учетным операциям.
  7. Удобная форма квитанции со штрихкодом и правильная сумма к оплате (с учетом предоплаты или без нее).
  8. Печать квитанций на вновь поступивших детей, по которым пока нет начисления.
  9. Для некоторых организаций требуется возможность печати нескольких квитанций на одного ребенка с разным перечнем услуг.
  10. Печать списков должников, оборотных ведомостей в разрезе подразделений.
  11. Быстрый доступ к полному объему информации по ребенку с возможностью печати акта сверки с плательщиком.

Кроме того, в программе должны быть актуальные для дошкольных учреждений возможности начисления компенсации в соответствии с текущим законодательством, печати необходимых ведомостей и передачи данных в органы соцзащиты. Хорошо, если есть форма справки по компенсации, предоставляемой родителям.

Конечно, программа автоматизации учета платных услуг должна уметь передавать информацию о начислениях в ГИС ГМП и принимать данные об оплате.

Всем этим требованиям в полной мере отвечает программа «Расчеты по платным услугам», которая предназначена для использования в различных учреждениях бюджетной сферы, а также коммерческих организациях, для автоматического формирования квитанций на оплату, регистрации оплаты с помощью системы штрихкодирования и формирования различных отчетных форм.

Программа постоянно дорабатывается с учетом опыта ее использования в многочисленных бюджетных учреждениях и изменений в законодательстве.

Юлия Вольхина, менеджер проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Попробуйте демо-версию бесплатно!

Источник: kontur.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин