С недавнего времени на переполненном алкогольном рынке появилась новая современная ниша. Это винные бутики, где продаётся только хорошее вино, а профессионал-сомелье устроит вам дегустацию, покажет, как нужно правильно пить вино и подберёт напиток исключительно для вас.
Это новое направление для нашей страны и, можно сказать, что мы – первооткрыватели этого направления.
О том, как пришла идея
Изначально я не задумывалась над темой вина. Просто хотелось занять какую-то нишу, но обязательно стать в ней экспертом. Хотелось иметь свою аудиторию. Сделать так, чтобы повторить успех никто не смог.
Х | закрыть
Винный мир открылся для меня благодаря знакомству с людьми, которые очень хорошо в нём понимают. Это очень глубокое, интересное и сложное увлечение.
Бизнес-план винного магазина
Как открыть винный магазин. Результаты работы нашего винного бара. Обзор винного магазина в Вене.
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
1.Резюме проекта
Цель проекта – открытие винного магазина в городе с населением до 500 тыс. человек для ведения розничной торговли. Проект призван удовлетворить спрос жителей с различным уровнем достатка на качественную винодельческую продукцию отечественного и зарубежного производства.
Ассортимент магазина – 1500 SKU. Доля вина в ассортименте, включая тихое, игристое вино и винные напитки – 65%. Доля крепких алкогольных напитков – 15%, сопутствующий товар – 20%.
Финансовые расчеты бизнес-плана произведены на 5-летний период деятельности магазина с учетом среднего чека в размере 2300 руб. и фактора сезонности продаж. Срок выхода на безубыточность – 8 месяцев. Срок окупаемости проекта – 29 месяцев.
Инвестиции в проект – 4,6 млн. руб. Для реализации проекта потребуется привлечь 2,5 руб. собственных средств, 2,1 руб. – заемных. Срок кредита – 36 месяцев. Процентная ставка – 18% годовых. Отсрочка по выплате первого платежа – 3 месяца.
Объем ежемесячных выплат – 104,5 тыс. руб.
Ключевые финансовые показатели проекта
Чистая приведенная стоимость (NPV), руб.
Чистая прибыль проекта, руб.
Срок окупаемости (PP), мес.
Дисконтированный срок окупаемости (DPP), мес.
Индекс прибыльности (PI)%
2.Описание отрасли и компании
Вино является третьим по популярности алкогольным напитком в России, уступая место пиву и ликероводочным изделиям. По данным Росстата на 2015 год, розничные продажи вина на душу населения в 2015 году находятся на уровне 3,95 л в год.
Если говорить обо всей винодельческой продукции, включая игристые вина, шампанские, фруктовые вина и прочие винные напитки, то уровень потребления составляет 7,7 л в год. По данному показателю Россия значительно уступает западным странам, где объемы потребления оцениваются 40-55 литров, поэтому рынок считается ненасыщенным. Лидером по потреблению вина на сегодня являются США, Франция, Италия, Германия. Большая часть российского рынка, около 80%, приходится на импортную продукцию, отечественные вина в структуре потребления россиян занимают долю в 20%.
КАК делают ВИНО, и СКОЛЬКО на этом ЗАРАБАТЫВАЮТ. Виноделие как Бизнес
Цель данного проекта – это открытие винного магазина в городе с населением до 500 тыс. человек для ведения розничной торговли. Проект нацелен на удовлетворение спроса местных жителей различного уровня достатка в качественной винодельческой продукции отечественного и зарубежного производства. Ассортимент магазина включит 1500 наименований алкогольной продукции, куда войдут сладкие, полусладкие, сухие и полусухие вина, крепкие алкогольные напитки и сопутствующий товар. Импортная продукция будут представлена 9 странами-производителями.
Руководство винным магазином будет осуществлять директор-администратор, в подчинении которого будет находиться торговый персонал (продавцы-консультанты), вспомогательный персонал (грузчики, уборщики) и бухгалтерия. Форма собственности магазина – ООО (общество с ограниченной ответственностью).
3.Описание товаров
Вино входит в число наиболее популярных спиртных напитков и не нуждается в особом представлении. Издревле вино считалось благородным напитком, и остается таковым по сей день. В отличие от другого алкоголя, например, пива или крепкого спиртного, вино имеет более позитивный образ в общественном сознании и несет за собой целый пласт культуры потребления вина, что с успехом используется в концепциях специализированных магазинов.
В данном магазине будут представлены как недорогие столовые вина, так и продукция среднего ценового сегмента, а также премиальные вина. Ассортимент магазина составит 1500 SKU и будет ориентирован на покупателей с различным бюджетом. На винную продукцию придется 65% ассортимента (тихие и игристые вина), 20% составят сопутствующие товары и аксессуары для открывания вина, сервировки, дегустации, хранения вина, 15% — крепкие алкогольные напитки. В магазине можно будет приобрести как отечественную продукцию, так и напитки из Франции, Италии, Испании, Германии, Португалии, Чили, Аргентины, ЮАР, Грузии. Перечень товаров и диапазон цен на продукцию представлен в Табл. 1.
Таблица 1. Перечень товаров
Группа товаров
Стоимость, руб.
Крепкие алкогольные напитки (коньяки, виски, бренди, текила, ром, кальвадос)
Сопутствующие товары и аксессуары (Бокалы для вина и шампанского, бокалы для виски, штопоры, декантеры, пробки и прочее)
Средний чек магазина составит 2300 руб. Валовая маржа будет находиться на уровне около 60%. Наименьшая наценка будет сделана на те позиции, которые имеются в магазинах конкурентов.
Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб.
12 ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИГР, 35 ТРЕНИНГОВ.
ПОЛНОЦЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ РАБОТЫ
ОФЛАЙН + ОНЛАЙН.
В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы.
Хранение продукции будет организовано в соответствии с необходимыми условиями по температурному режиму и влажности. В частности, вина, винные напитки и шампанское хранятся при температуре 5-20°С. При относительной влажности воздуха не более 85%.
Для осуществления розничной торговли алкогольной продукции и вином в том числе потребуется лицензия, которая выдается в региональном Министерстве потребительского рынка. Лицензия выдается только организациям с уставным капиталом не менее 1 млн. руб. Стоимость лицензии – 65 тыс. руб. за 1 год. Срок действия лицензии — до 5 лет.
Также для открытия понадобятся разрешение от СЭС и заключение Госпожнадзора. Список документов, необходимых для получения лицензии, приведен ниже.
1. Заявление о выдаче лицензии.
2. Копии учредительных документов, заверенные нотариусом.
3. Копия документа о государственной регистрации организации.
4. Копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе.
5. Копия документа об оплате государственной пошлины за предоставление лицензии.
6. Документ, подтверждающий у заявителя наличие уставного капитала.
7. Документ, подтверждающий в наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений (собственность или аренда на срок более 1 года).
4.Продажи и маркетинг
В последние годы (с 2010-2011 гг.) в России фиксируется снижение спроса на винодельческую продукцию. По итогам 2015 года, объем спроса на вино, по оценке BusinesStat, составил 865 млн. литров, что на 4,6% меньше показателя 2014 года. В основном спрос снижается из-за роста цен на готовую продукцию. Повышение цен в первую очередь связано с растущими акцизными ставками и удорожанием импортных виноматериалов. В частности, в период с 2011 по 2015 год средняя цена на вина возросла на 52% с 250 руб. до 379 руб. за литр. При этом объем продаж за данный период снизился на 17,8% с 1 050 млн. л. до 862 млн. л.
Наибольшей популярностью у населения пользуются столовые вина. На их долю приходится 73,3% продаж (632,2 млн. л.) от общего объема. Игристые и газированные вина занимают вторую позицию с долей в 22,2% (191,2 млн. л.). Еще 4,5% продаж приходится на специальные вина (38,8 млн.л). По прогнозам аналитиков BusinesStat, в 2016 году спрос на вина продолжит снижаться, однако в последующие годы ожидается рост потребления до уровня в 1054 млн. л. за счет увеличения внутренних продаж.
Основным потребителем вина является население от 25 до 50 лет со средним и высоким уровнем дохода и, как правило, с высшим уровнем образования. В отличие от пива и крепкого алкоголя вино пользуется спросом у женской части населения: процент покупателей-женщин может достигать 40-50%. Зачастую в винные бутики клиенты идут целенаправленно и уже имеют представление о том, какое именно вино (или его характеристики) им требуются. Следует отметить и тот факт, что винные магазины работают с большим количеством постоянных клиентов.
Особенность потребительских предпочтений россиян состоит в том, что первое место отдается полусладким и полусухим винам, в то время как поклонников сухих вин гораздо меньше. При этом около 65% потребителей белому вину предпочитают красное вино.
Основными критериями качества вина в порядке убывания являются: вкусовые свойства, известность торговой марки (бренд), страна-производитель, цена, сорт винограда, оформление бутылки и этикетки. В основном потребители отдают предпочтение товарам в ценовой категории около 1000 руб. и меньше до 5000 тыс. руб. Основная сложность при выборе вина потребителем заключается в отсутствии информации о том, как правильно сделать выбор в пользу того или иного товара в условиях всего того многообразия, которое присутствует на полках. Поэтому один из ключевых моментов для успеха продаж, помимо богатства самого ассортимента, является квалификация и профессионализм торгового персонала.
Среди основных конкурентов магазина – специализированные винные магазины (включая фирменные), винные бутики и винотеки города. Каждый магазин стремиться выделится на фоне остальных уникальностью ассортимента, которое может выражаться в наличии редких или коллекционных вин, а также форматом и позиционированием. В частности, для премиум-аудитории могут предлагаться винные туры, курсы сомелье, тематические мероприятия и прочее.
Другими конкурентами выступают продуктовые магазины формата «у дома», продуктовые супер- и гипермаркеты, алкогольные супермаркеты и алкогольные дискаунтеры. Основным конкурентным преимуществом по сравнению с ними можно назвать широту винного ассортимента. При этом у магазинов формата «у дома» и продуктовых супермаркетов большую долю продукции может занимать недорогое вино отечественного производства (до 20-25%), больше нацеленное на гастрономический интерес покупателя, в то время как в винных магазинах процент российского вина может составлять от 0 до 10%. Примерная оценка винного ассортимента в упомянутых форматах торговли дана в Табл. 2.
Таблица 2. Ассортимент винных напитков в торговых точках различного формата
Ассортимент алкоголя, SKU
Доля винного ассортимента, %
Ценовая категория
Магазин формата «у дома»
Источник: www.openbusiness.ru
Как заработать на винном баре в провинции
Винные бары появились в России совсем недавно и пока не особо распространены даже в столице. Чего уж говорить о регионах, где этот формат почти не встречается, а местные предприниматели продолжают по инерции открывать итальянские рестораны. Мы решились запустить винный бар в родном Ижевске и уже в день открытия заработали 115 тыс. руб. за 5 часов. Вложенные в проект 3,5 млн руб. окупились всего за 10 месяцев. Вот несколько правил, которые помогли нам добиться успеха.
Придумайте интересную концепцию
В современном винном баре продукт — это не вино и закуски, а прежде всего атмосфера. Вы продаете впечатления — поэтому концепция должна стоять чуть ли не на первом месте.
Например, мы постарались уйти от стереотипного представления о том, что бар — это подвальчик, бетонные стены и много алкоголя. Наше заведение украшают постеры с портретами писателей, книжные полки и старая печатная машинка. Кроме того, примерно раз в три года мы освежаем интерьер с учетом свежих трендов и изменений в настроениях.
Попробуйте и вы поиграть с концепцией. Включите фантазию и постарайтесь создать уникальное и атмосферное место.
Запланируйте непредвиденные расходы
В регионах стартовый капитал для открытия винного бара начинается от 3,5 млн руб. В Москве расходы потянут на 5,5 млн руб. и более.
У нас ушло 1,5 млн руб. на ремонт помещения и столько же — на закупку мебели, кухонного, барного и кассового оборудования. Еще 450 тыс. руб. мы потратили на первую закупку алкоголя.
Важно при планировании бюджета заложить в него 15–20% сверху — на непредвиденные расходы. Иначе можно к моменту запуска остаться, скажем, без средств на пиар-кампанию.
Найдите подходящее помещение
При поиске отдавайте предпочтение помещениям площадью не менее 100 кв. м — этого хватит, чтобы разместить зал, кухню и склад. Лучше выбирать локацию на улице с большой проходимостью или в месте, которое можно творчески обыграть (это как раз наш случай).
Очень важно также открывать бар в нежилом доме. Это позволит избежать всевозможных конфликтов с жильцами и позволит работать хоть до утра, а значит, и зарабатывать значительно больше.
Кстати, мы на стадии выбора помещения больно обожглись. После долгих поисков наконец остановились на одной локации и в состоянии эйфории заключили договор аренды, особо не вчитываясь в его условия. Однако уже через два месяца арендодатель решил сдать помещение другой организации и фактически выкинул нас на улицу. В результате мы потеряли почти 300 тыс. руб., которые успели потратить на разработку дизайна интерьера. Это был хороший урок: нужно всегда тщательно изучать все документы.
Позже мы нашли подходящее помещение в заброшенном дворе в центре Ижевска. Немного с ним поработали и запустились. К слову, с нашим появлением этот двор ожил и стал точкой встреч и посиделок. Мы воспользовались ситуацией и открыли «летник», что принесло нам дополнительный доход.
Изучите особенности получения лицензии на алкоголь
Эта задача может занять много времени, но многое зависит от вас самих. Подаваться на лицензию стоит только после того, как вы закончите ремонт и выполните все требования — от наличия вентиляции до определенной температуры в помещении. Все эти особенности лучше заранее тщательно изучить.
Подаваясь на лицензию, вы сразу заплатите 65 тыс. руб. Проверяющая группа придет к вам в течение месяца. Если что-то пойдет не так, в следующий раз вам придется заново внести ту же сумму.