При подсчете расходов, необходимых на поддержание и развитие бизнеса, владельцы компаний могут забывать о собственной зарплате. Кроме того, многим сложно понять, в какую сумму можно оценить свою работу. В России затруднения в этой сфере также связаны с действующим законодательством, которое устанавливает ограничения относительно зарплат индивидуальных предпринимателей и учредителей ООО. При этом юридические вопросы не отменяют главного: в какой момент и в каком размере бизнесмену нужно установить собственное вознаграждение?
По данным American Express, 51% предпринимателей получают назначенную самим себе зарплату. Консультант по малому бизнесу Элис Брэдин считает, что денежная компенсация важна как для руководителя, так и для всей организации: «Если вы не вносите в расходы собственное вознаграждение, то ваша бухгалтерия некорректно отражает финансовое состояние компании. Без учета этого фактора вы не будете знать, нужно ли вам повышать стоимость своих услуг, сокращать расходы или, наоборот, активно инвестировать».
Как зарабатывают владельцы лохотронов!
Глава SmartBiz Эван Сингер считает, что некоторые предприниматели долгое время работают бесплатно. По мнению топ-менеджера, такой подход является ошибочным: «Если вы основали малый бизнес, то должны понимать, что ваше время ценно».
Когда владелец бизнеса может платить себе
В малоприбыльной компании доход владельца зачастую стоит на последнем месте. Однако по мере развития бизнеса этот вопрос становится все более актуальным. «Когда организация оказывается в кризисной ситуации, то руководитель первым сокращает свой доход, а уже после рассматривает снижение зарплат сотрудников либо их увольнение, — отмечает Брэдин. – Когда финансовое положение стабилизируется, владельцы могут вернуться к прежнему уровню личного дохода».
Основатель Delaney Tax and Wealth Management Уитни Делэйни рекомендует предпринимателям ответить на три вопроса, чтобы определить целесообразность начисления зарплаты самому себе: 1) Обладает ли компания стабильным доходом? 2) Может ли организации прогнозировать свою прибыль? 3) Достаточно ли у компании доходов для покрытия операционных расходов? «Если на все вопросы вы ответили утвердительно, то можете назначить себе вознаграждение», — считает Делэйни. С его мнением согласен Сингер: предприниматель считает, что в бюджете компании, выдержавшей этап становления и получившей серьезную деловую репутацию, найдется место для зарплаты руководителю.
Какой должна быть зарплата
Многие бизнесмены, рассуждая о своей зарплате, говорят о разумном вознаграждении. Но что значит «разумное» в данном контексте? По словам Делэйни, владельцам компаний стоит начислять себе скромную зарплату, которая позволит покрыть только необходимые расходы.
Таким образом предприниматель направит больше средств на развитие собственного дела. «Если вы не можете самостоятельно определить сумму, проконсультируйтесь с бухгалтером», — отмечает бизнесмен. Брэдин считает, что для расчета вознаграждения предприниматель должен основываться на личных тратах и соотносить их с расходами компании. Разумной можно назвать сумму, которая не станет отягощающей для бизнеса.
В чем отличие коуча от психотерапевта | ЧНТ №2
По данным Ассоциации малого бизнеса, большинство владельцев компаний используют другой способ – они платят себе в зависимости от прибыли организации. При этом зачастую их доход не превышает 50% от данного показателя. В такой ситуации на формирование зарплаты в значительной степени влияет стадия развития предприятия.
По этой причине не стоит обращать внимание на личные траты своих коллег по бизнесу: вы можете не знать, почему они настолько расточительны или скупы, так как не владеете информацией о состоянии их компании. Как отмечает Сингер, независимо от способа начисления вознаграждения, владелец обязан помнить о том, что его зарплата не должна негативно сказываться на организации. Руководитель обязан контролировать расходы и направлять финансы в конструктивное русло.
Какая зарплата положена владельцам бизнеса в России
По закону, в России индивидуальные предприниматели (ИП) не имеют права начислять себе зарплату. Минфин считает, что в данном случае работник и работодатель являются одним лицом, а значит один не может нанять на работу другого. При этом ИП могут забирать деньги (речь идет о чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов) наличными из кассы либо переводить на банковскую карту с указанием, что средства предназначены для личных нужд. Предприниматель может взять любую сумму, но эксперты советуют оставлять запас на развитие бизнеса. С этих денег ИП не платит НДФЛ, а также взносы в страховой и пенсионный фонды, поскольку последние входят в перечень его фиксированных отчислений.
В случае ООО имущество собственника и имущество организации не являются тождественными, поэтому учредитель не имеет права тратить средства компании на личные цели. В этой ситуации он может воспользоваться двумя способами получения личного вознаграждения: в виде ежемесячной зарплаты либо в виде дивидендов.
В первом случае закон разрешает работнику и работодателю являться одним физическим лицом, а Трудовой кодекс требует заключать договор со всеми сотрудниками, в том числе и с учредителем, то есть с самим собой. Размер зарплаты руководителя в таком случае не должен вызывать подозрений у налоговой службы – лучше всего установить среднюю по рынку величину. Что касается дивидендов, то они выплачиваются только из чистой прибыли компании после уплаты налогов и распределяются среди всех лиц, имеющих долю в уставном капитале. Если учредитель один, то он имеет право получить всю сумму.
По мнению аналитиков, для учредителя ООО наиболее предпочтительным является вариант выплаты дивидендов, так как эта сумма не облагается страховыми взносами, в отличие от заработной платы. Однако если инвестор выполняет функции руководителя, то закон обязывает заключить с ним трудовой договор с последующим перечислением зарплаты. По этой причине в ООО чаще всего идут на такой шаг: директор-учредитель получает среднюю по рыночному уровню зарплату и ежегодно добавляет к ней дивиденды. Так руководитель увеличивает свой доход и избавляет компанию от дополнительной налоговой нагрузки.
Источник: hussle.ru
7 ключевых функций собственника бизнеса, которые нельзя делегировать
В конце апреля в г. Алушта прошла крупнейшая ежегодная конференция для собственников бизнеса.
Александр Высоцкий был одним из ключевых спикеров конференции. Он специально прилетел из США для того, чтобы поделиться с владельцами бизнеса созданием стратегии, рекомендациями и инструкциями.
Сегодня Александр расскажет о ключевых обязанностях собственника бизнеса, о том, почему важно учиться быть собственником и о том, как эта роль влияет на успешную деятельность компании.
Брать ли на работу бывших предпринимателей?
Я часто консультирую соискателей о том, как вести себя на собеседовании, о том, как писать резюме и вообще как строить свою карьеру. И последнее время, видимо не последнюю роль и кризис в этом сыграл, много обращается за помощью людей, имевших свой небольшой бизнес, но теперь, по разным причинам, решивших перейти на работу по найму.
И люди эти, в массе своей очень адекватные, живые. Не тупой офисный планктон, который только бизнес-планы умеет писать и кофе пить в «кофе брейках», а те, кто не боится принимать решения, нести за них ответсвенноть, те, кто обладает живым умом.
И вот, какая проблема, большинство не только руководителей, но и собственников бизнеса, боятся брать таких людей на работу. У многих HR строгая установка — только не бывших бизнесменов!
Вот и родился вопрос к тем, кто занимается подбором.
1. Есть ли у Вас подобные ограничения?
2. Если есть, считаете ли Вы их правильными? Если да, то почему?
3. Приходилось ли брать таких людей на работу и каков результат.
Ну и подобный же вопрос к руководителям, если они читают эти материалы.
Все статьи эксперта Задать вопрос
Вы HR-эксперт?
Станьте исполнителем на hrtime.ru, пишите статьи и получайте заказы
Первые заказы и курс о том, как продавать услуги – в подарок!
Ответы на вопрос ( 12 )
ТОП-30
Дмитрий Димитриев
Все зависит от корпоративной культуры компании. Есть предпринимательские формы корпоративной культуры, в такие компании ИПэшников берут охотно, а затем создают адекватные условия труда.
В иерархических культурах, напротив, бывшие предприниматели чувствуют себя неуютно, отчего стараются получить побольше выгоды для себя и свалить.
27 сентября 2017 17:48 0
ТОП-30
Ольга Прилепская
Сталкивалась. Заказчик изначально в условия ставил исключать ИП. Мотив очевиден. Его бизнес не большой, скопировать и уйти с клиентами очень легко. Этого он и опасался.
А вот в риэлторстве ИП-ки как бывшие, так и настоящие только приветствуются
30 августа 2016 11:10 0
HR-клуб
Иван Алентов
Мое мнение, что «бывших предпринимателей» не бывает, если мы говорим о настоящем природном (по совокупности качеств) предпринимателе. Если такой человек пробовал сделать бизнес и него не получилось и он ищет место в компании, то если он настоящий предприниматель, то либо он будет заинтересован в доле либо он идет в компанию, чтобы изучить специфику и в последствии начать свое дело или поддержать свое фин положение параллельно размышляя о новом бизнесе.
Есть другая категория бывших предпринимателей — это как раз те, кто полез не в свое дело по разным причинам (начитались книг, родители надавили/навязали, друзья и т.д. одним словом под влиянием внешних факторов) и естественно на практике провалились. Не потому, что не опытны (хотя и это тоже), а потому что это не их природа, ну не созданы они для того, чтобы тянуть, двигать процесс и людей, брать ответственность за других людей.
Не горят они своей идеей, в конце концов просто нет у них достаточно энергии и сил для этого. НО! Но это не означает, что таких не нужно брать на работу. Они как раз могут быть классными спецами в определенной профессии или хорошими руководителями/менеджерами. Настоящих предпринимателей меньше всего.
Задача HR как раз таки и разглядеть в этом «бывшем» настоящего предпринимателя и в зависимости от ответа на этот вопрос, принимать соответствующие решения в разговоре с заказчиком.
Источник: hrtime.ru