Итоги форума промышленников и предпринимателей В обширной программе первого Республиканского форума промышленников и предпринимателей было много интересного. Прежде всего это непосредственно выставка «100 лучших товаров Дагестана», приуроченная к началу работы форума, которая открылась в специальном временном павильоне, собранном для этой цели на центральной площади столицы Дагестана. Здесь были представлены наши ведущие предприятия, отражающие потенциал экономики республики, перспективы ее развития. В первый день работы форума в нем приняли участие более тысячи промышленников и предпринимателей из разных субъектов нашей страны.
Респектабельность, отделка павильонов, качество продукции выставленных здесь товаров и изделий 39 предприятий, которые представили образцы своей продукции, в том числе выпускаемой по программе импортозамещения, отлично дополнили традиционные изделия Дагестана: ковры, керамика и картины дагестанских художников с прекрасными пейзажами нашего края. Но, конечно же, главными на форуме были ее деловая часть, а также выступления Главы Республики Дагестан.
2018 Крым, Феодосия — Диалог власти с бизнес-сообществом
Форума такого масштаба в Дагестане ждали давно. Сегодня же в ситуации, когда от республики ждут конкретных действий в плане импортозамещения как в АПК, так и в военно-промышленном комплексе, выступления руководителей республики приобрели особое звучание. На форуме состоялось открытое обсуждение актуальных и острых вопросов республики, на нем, можно сказать, определился дальнейший вектор развития промышленности и ее экономики в целом.
Форум также стал важным этапом в укреплении позитивного имиджа Дагестана в российском и международном сообществах. Он внес свою лепту в дело поддержки местных производителей товаров и услуг. Помог его участникам в решении вопросов продвижения и сбыта продукции, координации действий промышленников, предпринимателей и товаропроизводителей по созданию и функционированию эффективного механизма взаимовыгодного делового сотрудничества. На выставке были созданы все условия для проведения презентационных мероприятий, возможность выбора и приобретения продукции, представленной в рамках торгово-выставочных экспозиций. За два дня работы выставки ее посетило около 8 тыс. человек.
Конечно, еще рано говорить об успехах, но вместе с тем и умалчивать позитивные сдвиги неуместно. Собственно, об этом и говорил Глава республики Рамазан Абдулатипов, характеризуя ситуацию в экономике Дагестана. По темпам экономического развития наша республика по итогам 2013 года вышла на первое место в Российской Федерации.
По индексу промышленного развития мы также заняли первое место по России. Высокие показатели сохраняются и в этом году. По темпам сбора налогов Дагестан находится на четвертом месте по России. Объем валового национального продукта вырос с 5% до 6,6%.
Если мы сумеем сохранить достигнутые темпы развития, подчеркнул Глава республики, то через пять лет удвоим бюджет Дагестана, таким образом, снизим зависимость от федерального бюджета. Мы способны заработать и содержать себя, более того, можем помогать своей стране.
Власть и бизнес в Беларуси активнее находят точки соприкосновения
Примечательно, что в этот сложный и ответственный период нашей истории Дагестан не остался один на один со своими проблемами. В Махачкалу на форум приехали представители дагестанской диаспоры Турции. Для участия в форуме прибыли дагестанцы – депутаты Государственной Думы, руководители Министерства РФ по делам Северного Кавказа и Министерства промышленности и торговли России, представители органов исполнительной власти РД. Активными его участниками стали главы муниципальных образований Дагестана, директора заводов и предприятий республики, предприниматели.
На форуме было немало интересных выступлений. В их числе рассказ о своей работе по защите прав предпринимателей и своем сотрудничестве с аппаратом Уполномоченного по правам предпринимателей в Дагестане прокурора Республики Дагестан Рамазана Шахнавазова. Сделано, со слов прокурора, много, однако до вывода экономики республики из «тени» еще далеко.
Оценку перспективам развития экономики Дагестана дал и Председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов. О проблемах, стоящих сегодня перед крупными предприятиями промышленности, говорили директора заводов концерна «КЭМЗ» Ибрагим Ахматов и генеральный директор ОАО «Электросигнал» Далгат Мирзабеков. На форуме делились опытом, высказывали предложения, а Глава Дагестана особо остановился на законопроектах, нацеленных на модернизацию промышленного комплекса Дагестана, в частности на промышленной политике в РД, нацеленной на максимальное использование имеющихся у нас ресурсов.
Помимо установления прямых контактов, обсуждения актуальных аспектов экономики республики, которые состоялись в различных секциях форума, следует сказать о практической стороне форума, вылившейся в подписание официальных бумаг. Конечно, это не многомиллиардные контракты, однако вполне приличные инвестиционные вливания в экономику нашей республики.
Форум стал важным этапом в укреплении позитивного имиджа Дагестана в российском и международном сообществах
Главой Дагестана неоднократно делался акцент на необходимости более активного вовлечения в процессы обновления территориальных образований — муниципалитетов, и на форуме, можно сказать, был достигнут определенный прорыв в этом направлении. Все соглашения, подписанные на форуме, относятся к вопросам инвестиций районов Дагестана.
В завершающей части форума прошла работа в дискуссионных сессиях. На площадке «Территориальный бренд как фактор повышения конкурентоспособности региона» рассмотрели вопросы практики разработки территориального бренда, методику ее использования, отметив, что это основной инструмент конкуренции региона за кадровые и финансовые ресурсы. Потенциал в этом отношении у республики огромный. Он есть как в сфере промышленности, так и в АПК и в сфере туризма.
Пожалуй, самой представительной и многочисленной стала сессия по проблематике малого предпринимательства. Тема «Эффективная инфраструктура для развития малого и среднего бизнеса» была предметом оживленной дискуссии экспертов отрасли.
Отрадно отметить, что доходы предприятий малого и среднего бизнеса Дагестана составили в 2013 году 187,4 млрд рублей, что на 32 % превышает результаты 2012 года. Инвестиции в основной капитал выросли на 3,2 %. Объем налоговых поступлений в 2013 году от предприятий малого и среднего бизнеса – 2,288 млрд руб. Сама по себе эта цифра невелика, однако, чтобы сохранить положительную динамику, помощь малому и среднему бизнесу ослаблять не стоит.
Другая площадка, где проходили не менее активные дебаты на дискуссионной сессии, – «Роль агропромышленного комплекса Республики Дагестан в импортозамещении и обеспечении продовольственной безопасности России». Открыл и вел сессию вице-премьер Шарип Шарипов. В вопросах импортозамещения он обозначил ряд приоритетов. Это садоводство, виноградарство, овощи закрытого грунта, животноводство.
Перспективы развития промышленного сектора республики обсудили руководители промышленных предприятий республики с министром экономики и территориального развития Дагестана Раюдином Юсуфовым. Министр, отметив рост промышленного производства в республике, в то же время говорил о большом отставании в показателях промышленного производства в республике на душу населения, в сравнении с развитыми регионами страны.
Сегодня власть готова обсуждать любые проблемы и предложения. Главное, чтобы был диалог и к каждому критическому высказыванию человек прилагал свои конкретные предложения
Комментируя итоги форума, он сказал, что потенциал развития промышленности достаточно большой, и перед органами власти и предпринимательским сообществом республики стоит важная задача по эффективному его использованию для экономики. Развитие промышленного комплекса, отметил министр, будет основываться на модернизации действующих предприятий и создании новых инновационных производств, в том числе с учетом стратегического приоритета развития — импортозамещения. Промышленный комплекс имеет значительные ресурсы для формирования мощной индустриальной экономики в Дагестане, который в дальнейшем должен стать основой постиндустриального этапа развития.
На форуме, сказал министр, было уделено особое внимание развитию реального сектора экономики в связи с тем, что именно реальный сектор создает высокий удельный вес добавочной стоимости и обеспечивает устойчивый рост налоговых отчислений. По нашей оценке, в промышленности республики к 2025 г. дополнительно будет производиться продукция на сумму 86,3 млрд руб., объем налоговых поступлений составит ежегодно около 9,0 млрд руб. Будет создано дополнительно 13,8 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. Доля промышленного производства в валовом региональном продукте возрастет с 6,1% в 2013 г. до 10,1% в 2025 г.
Отвечая на вопросы прессы о значимости форума, Глава республики Рамазан Абдулатипов первым делом отметил важность диалога между властью и предпринимателями, который здесь отчетливо наметился.
— Форум важен не только для республики и для Северного Кавказа в целом, — сказал он, — мы 30 лет не собирались в таком формате. А здесь руководители как крупнейших, так и малых предприятий получили возможность донести до власти свое видение развития нашей экономики. Важно также, что здесь собрались не только отраслевые министры, но и главы муниципалитетов, от понимания и взаимодействия с которыми многое зависит в успехе предпринимателей.
Не обошел вниманием Рамазан Абдулатипов вопрос культуры взаимодействия между властью и бизнесом, культуры ведения самого бизнеса. Сегодня власть готова обсуждать любые проблемы и предложения. Главное, чтобы был диалог и к каждому критическому высказыванию человек прилагал свои конкретные предложения. У каждого чиновника свое видение, у руководителя крупного предприятия – свое, у представителя малого бизнеса – свое. Нам важно найти точки соприкосновения, чтобы построить эффективную политику развития промышленности и предпринимательства, и такие площадки призваны это осуществить, — отметил Р. Абдулатипов.
фото Юрия Иванова , Руслана Алибекова/РИФА «Дагестан»
Источник: dagpravda.ru
Бизнес и власть. Точки соприкосновения
В сегодняшнее, сложное время, когда доллар ставит антирекорды один за другим, нефть падает в цене, все острее встает вопрос, как жить дальше? Об этом и шла речь на ежегодной конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату». Власть и бизнес пытались донести свою точку зрения на проблему. Оказывается, в их взаимодействии за последние годы многое изменилось к лучшему.
Мы не должны мириться с низкими темпами экономического развития страны, мы должны увеличивать эти темпы. Об этом и шел разговор, как добиться прорыва. Бизнес не просит нереальных уступок, он просит соблюдать правила игры и не мешать излишним контролем.
За последние годы наблюдается улучшение позиций нашей страны во всех мировых бизнес-рейтингах: мы занимаем 62 место в Doing Business и 43 место в рейтинге Bloomberg. Однако место в рейтинге – это не главное. Потому что, если посмотреть в разрезе цифр по отдельным позициям, то мы находимся далеко. Например, 156 место – по получению разрешения на строительство, 143 – по подключению к электросетям, 100 – по защите инвестора. Вот по этим болевым точкам и надо работать.
Общение продолжалось и в коридорах.
Очень показательно было голосование, которое прошло после пленарного заседания «Инициативы улучшения инвестиционного климата и реальная практика. Точки зрения бизнеса и власти». Какие направления Вы считаете актуальными для делового климата? Результат на лицо: самое главное – это доступность финансовых ресурсов.
Это и понятно, когда из-за санкций для бизнеса закрыт мировой рынок финансирования. А наша власть, вместо помощи, повышает ставки кредитов.
На втором месте – стабильность налоговой нагрузки. Бизнес просит не менять правила игры и ввести мораторий на новые инициативы. А этих инициатив предостаточно. Если налоги формально не меняются, то фискальная нагрузка увеличивается, за счет изменения базы для расчетов. Последний пример – расчет налога на недвижимость, исходя из кадастровой стоимости.
На третьем месте – избыточный контроль надзорных органов, если говорить простым языком, безопасность ведения бизнеса. Бизнес высказал свои пожелания, посмотрим, услышит ли их власть. Буквально через неделю должно состояться послание президента парламенту.
В основе развития любого бизнеса должна быть, прежде всего, стабильность. При этом основное внимание необходимо направить на борьбу с коррупцией и устранение излишнего административного давления, тогда можно говорить об улучшении инвестиционного климата. Но как этого добиться?
Об этом и говорили на дискуссионной площадке «Реформа контрольно-надзорных функций». Я сам долгое время работал в налоговых органах и поэтому хорошо знаю нашу систему. Если ты пошел на проверку, то обязательно должен найти нарушение и оштрафовать. Поэтому я согласен с губернатором Ульяновской области, который предлагает при проведении первичных проверок законодательно исключить возможность наложения штрафов, обязав уполномоченные органы выдавать только предписания об устранении выявленных недостатков.
Кстати, в Ульяновской области введен новый уникальный проект – НЭП (Новая экономическая политика), который действует до 2020 года. Основные цели проекта – расширение комфорта и делового климата, расширение внутренних инвестиций и усиление антикоррупционной деятельности.
Также у нас принят еще один документ – Стандарт делового климата. Он обеспечивает наличие специального института государственных гарантий предпринимательской деятельности. Существует орган досудебного регулирования конфликтов – эта рабочая группа помогает развивать бизнес и пройти бюрократию. Также документом введена материальная ответственность должностных лиц за решения или бездействие. Уже наказано 2 чиновника.
Эксперты отметили три основных направления работы: увеличение комфортности и безопасности ведения своего дела, запуск «мотора» внутренних инвестиций и усиление мер по недопущению коррупции мотора.
– В основе развития любого бизнеса должна быть, прежде всего, стабильность. При этом основное внимание необходимо направить на борьбу с коррупцией и устранение излишнего административного давления, тогда мы можем выполнить задачи, которые ставит Президент Российской Федерации. Именно поэтому мы в Ульяновской области поддерживаем и будем поддерживать малый и средний бизнес. Сегодня у нас проводится перенастройка всей системы работы, самого формата поддержки бизнеса на интересы местных предпринимателей, в сторону не ухудшения условий их существования, – сообщил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. С ним трудно не согласиться, тем более Ульяновская область показывает хорошие результаты на фоне других регионов.
Но беда регионов, что очень многое зависит от конкретных людей, так сказать, человеческий фактор. Где сильные губернаторы и команда, туда инвестиции текут рекой. Можно привести пример, Калужской и Ульяновской области.
Необходимо запустить свой собственный рейтинг инвестиционной привлекательности внутри РФ среди ее субъектов. Важно запустить конкуренцию между ними по улучшению инвестклимата. К сожалению, сейчас не все регионы уделяют этому внимание. Посмотреть, как обстоят дела в каждом из них, можно с помощью специального инструмента – Инвестиционного портала регионов (http://www.investinregions.ru/). На нем есть все основные данные по состоянию региональных экономик, а с помощью Навигатора мер поддержки предприниматели могут выяснить, чем им могут помочь местные власти.
«Сейчас мы находимся на переломном моменте. Три года мы занимались Национальной предпринимательской инициативой (НПИ) на федеральном уровне, была проведена очень большая работа, сейчас она завершается и, с этого года, мы начали эту работу перемещать в регионы. Это связано с тремя факторами. Первое: мы создаем ориентир для каждого региона.
Второе: там формируются команды, которые будут заниматься изменениями. Третье: контроль за этими изменениями будет осуществляться через ежегодный рейтинг», – пояснил помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов.
Отмечу также огромную роль Агентства Стратегических Инициатив в улучшении условий для ведения бизнеса на территории нашей страны. Которая как раз и работает с регионами и бизнесом над созданием «теплого» инвестиционного климата. В целом работа АСИ ожиданием бизнеса соответствует, однако остается ряд нерешенных проблем, которые тормозит развитие благоприятного инвестиционного климата. Это непредсказуемость системы налогообложения, контрольно-надзорная деятельность и затрудненная возможность доступа к финансовым ресурсам.
З.Ы. Как думает власть прислушается к бизнесу?
Источник: gmichailov.livejournal.com
Бизнес ищет точки соприкосновения с интересами общества и власти
ИСТОРИЯ доказала, что власть и бизнес жизнеспособны и успешны, действуя в интересах породившего их общества. О том, как преодолеваются противоречия в поиске точек соприкосновения интересов власти, бизнеса и общества, наш обозреватель беседует с заместителем секретаря Общественной палаты РФ, вице-президентом Торгово-промышленной палаты РФ Сергеем КАТЫРИНЫМ.
— Сергей Николаевич, как частица общества, осмелюсь заметить, что в глазах скептиков Общественная палата действует постфактум, когда уже свершились трагические события, возникли кризисные ситуации. По мнению оптимистов, Общественная палата просто не успела развернуться во всю силу. Кто прав?
— Сколько людей, столько и мнений. Я и соглашусь, и не соглашусь с обеими названными позициями.
Прошли два пленарных заседания Общественной палаты. На первом весной обсуждались борьба с ксенофобией и экстремизмом, социальные аспекты реформирования российской армии. На втором, состоявшемся недавно, — проблемы местного самоуправления, куда мы «зарулили» с административной реформой, и здравоохранение в Российской Федерации. Глобальнее, острее, ближе каждому гражданину, казалось бы, повесток дня не бывает.
Конечно же, все это заслуживало внимания и раньше. Но и Общественной палаты прежде не было. По всем обсужденным вопросам после наших рекомендаций подвижки начались, может быть, не такие пока заметные. И все же «процесс пошел».
Согласен, что надо упреждать события. Мы стараемся так поступать. Проблем в обществе накопилось множество. Не каждая из них будет заслушана на пленарных заседаниях. В перерывах между ними работают комиссии, дающие вполне оперативно и компетентно заключения, например, по важнейшим законопроектам.
Ведь практически за каждым членом ОП стоит неправительственная организация, профессиональное сообщество.
Нет смысла повторить на «пленарках» то, что уже неоднократно озвучивалось на различных «круглых столах», конференциях, в СМИ.
— Отрицательные по сути отзывы направлены в Госдуму по проектам Водного и Лесного кодексов. При внимательном рассмотрении в данной редакции могут служить интересам не государства, не общества в целом, не предпринимательства, не населения страны, а узким группам лиц или корпораций. Об этом неоднократно говорилось на региональных встречах предпринимателей, экологической общественности, ученых и практиков. Да мне за личным опытом далеко ходить не надо.
— Ничего особенного. Повез семью в один из районов Подмосковья, на свою малую родину. Хотелось искупаться в водоеме, который помню с детства, посидеть на бережку, который всегда был «оккупирован» местными жителями. Не тут-то было. Все обнесено забором с табличками «Частная собственность».
Когда, как удалось это сделать?
Не возводить же в ранг закона хамское пренебрежительное отношение к окружающим. Народ давно перестал быть «быдлом», на глазах или за спиной которого можно вытворять что угодно.
— Все же не удивлюсь, если тихо-тихо эти законопроекты проползут сквозь парламент. Не кажется ли вам, что голос общественности, голос бизнес-сообщества власть, если и слышит, то не прислушивается к нему?
— Думаю, что все не так безнадежно, хотя парламентское большинство во всем старается поддерживать правительство, партия власти должна работать с населением, учитывать общественное мнение.
Соглашусь однако, что зачастую желаемый диалог превращается в монолог с глухим. Сами, наверное, знаете, насколько редко реагирует власть на выступления прессы. Торгово-промышленная палата РФ находится в более предпочтительном положении благодаря высокому авторитету ее президента Евгения Максимовича Примакова. Но и то далеко не всегда и не с первой попытки удается получить ответную реакцию.
— Недавний пример с концепцией законопроекта по развитию малого и среднего бизнеса. Мы много и непросто взаимодействовали с минэкономразвития, искали точки соприкосновения по узловым вопросам. В чем-то убеждали чиновников, в чем-то они убеждали нас. В итоге получился взвешенный, работоспособный, рассчитанный на перспективу документ. У Общественной палаты не возникло сомнений в его целесообразности.
Продуктивно мы сотрудничаем в законотворческой деятельности с рядом других министерств. Не стану перечислять, чтобы кого-то не обидеть умолчанием.
Но так получается не всегда и не везде. Недавно довелось побывать на съезде довольно крупного предпринимательского объединения. Выступает один министр, другой, депутаты — и все льют елей собравшимся. Не лучше ли было сказать, что конкретно сделано за период между съездами исполнительной и законодательной власти по высказанным замечаниям и предложениям.
Либо почему не сделано — отрицательный результат тоже ведь результат. Ноль реакции, ноль эмоций. Подобное равнодушие удручает больше всего.
— Кстати, на 8 декабря назначен съезд Торгово-промышленной палаты РФ. С чем пришла к нему старейшая и крупнейшая предпринимательская организация страны?
— ТПП стала еще крупнее. За истекшие пять лет численность возросла почти в 1,7 раза. Расширилось наше представительство в экспертных комиссиях и рабочих группах парламента, министерств и ведомств.
Укрепилось международное влияние ТПП по продвижению отечественных товаропроизводителей на внешние рынки, особенно это ощутимо на Ближнем Востоке. По-деловому выстроены отношения с коллегами из торгово-промышленных палат других стран СНГ и Балтии.
Ну и своего рода внутренний валовый продукт ТПП увеличился за пятилетие почти в 4 раза. Речь идет об услугах, оказываемых отечественному и зарубежному бизнесу, — консультационных, экспертных, выставочно-ярмарочных и т. п.
— К сожалению, то же, что и многим другим. Наладить в необходимом объеме и формате действенный диалог, результативную эффективную работу с органами исполнительной и законодательной власти.
Источник: viperson.ru