Влияние бизнес процессов на конкурентоспособность организации

В работе рассматривается путь развития системы менеджмента качества. Проанализирован современный подход к управлению качеством. Рассмотрена теория привлекательного качества доктора Кано. Проведено маркетинговое исследование, направленное на изучение качества услуг, оказываемых общественным транспортом Ульяновской области.

Определено, что большинство пассажиров пользуется общественным транспортом 2–3 раза в неделю – 39,8 %, немного меньше – 25,4 % – прибегают к использованию общественного транспорта ежедневно, преимуществом в использовании для пассажиров пользуются маршрутные такси – 41,1 % опрошенных, 26,7 % респондентов предпочитают пользоваться автобусами. Результаты анкетирования показали, что в лучшем случае услуги общественного транспорта находятся в пределах – от удовлетворительного до хорошего, и многим предприятиям необходимы энергичные, действенные меры по устранению недостатков и недоработок по различным параметрам.

государственная поддержка.
маркетинговые исследования
обслуживание
транспортные услуги
конкурентоспособность

1. Арбузова М. С., Субаева А. К. Анализ рынка материально-технической базы сельского хозяйства. Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2012. – № 2. – С. 24–26.

2. Бурланков С. П., Ильина И. Е., Скворцова А. В. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы обслуживания и оказания транспортных услуг как элемент инновационного развития // Общество: политика, экономика, право. – 2011. – № 3. – С. 85–91.

4. Имидж предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rikshaivan.ru/perevozki/konkurentosposobnost-transportnyh-uslug/imidzh-predpriyatiya.html (дата обращения: 7.03.2013).

5. Субаева А. К. Повышение конкурентоспособности мясопродуктового подкомплекса Республики Татарстан (монография) / А. К. Субаева. – Казань: Издательство «Отечество», 2010. – С. 117–120.

Одним из факторов определения конкурентоспособности предприятий общественного транспорта является качество оказываемых ими услуг. В настоящее время управление качеством постепенно становится комплексным системным подходом, объединяющим в единую, охватывающую все предприятие систему лучшие из известных в настоящее время методов обеспечения и повышения качества.

Первым шагом к интеграции систем менеджмента качества в комплексные системы управления предприятиями стала формализация свода знаний в области качества и комплекса методов и средств его обеспечения. Следующим шагом в этом направлении должно стать применение моделей TQM и стандартов ИСО серии 9000:2000 в качестве основы для создания комплексных систем управления с учетом особенностей конкретного предприятия [3].

Идея всеобщего управления на основе качества (Total Quality Management, или TQM) была выдвинута доктором Армандом В. Фейгенбаумом (Armand V. Feigenbaum). Дальнейшее организационное совершенствование предприятий происходило в следующих четырех направлениях:

Как невыстроенные бизнес процессы отнимают чистую прибыль компании // Atis Group

1) интеграция принципов TQM с методом экономного производства и концепцией «производство точно в срок»;

2) внедрение систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000;

3) совершенствование бизнес-процессов путем самооценки с использованием критериев, содержащихся в модели делового совершенства EFQM;

4) применение статистических методов для управления качеством в сочетании с методологией «Шесть сигм».

Современный подход к управлению качеством предполагает объединение всех перечисленных направлений организационного совершенствования в единую систему с целью достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

В настоящее время наиболее перспективна так называемая теория привлекательного качества (the theory of attractive quality) [3], позволяющая лучше понимать, как клиенты оценивают и чувствуют атрибуты предлагаемых услуг. Основной смысл теории привлекательного качества доктора Кано отражен на диаграмме, представленной на рисунке 1. Кривые на диаграмме связывают уровень удовлетворенности потребителей с полнотой выполнения поставщиком требований к продукции (услугам).

Теория привлекательного качества различает три категории свойств продукции (услуг). Кривая 2 относится к тем свойствам, требования к которым потребители способны точно сформулировать и четко изложить в документах на поставку продукции (высказанные или явные требования). В данной теории дополнительно к четко сформулированным требованиям вводятся еще две категории так называемых невысказанных или подразумеваемых требований. Одну из них составляют требования к качеству продукции (кривая 1), настолько хорошо всем известные, что любой грамотный потребитель считает их само собой разумеющимися (подразумеваемое качество) и не задумывается об их формулировках, определяя свои потребности в той или иной продукции. Вторую категорию невысказанных требований (кривая 3) составляют такие характеристики качества, о существовании которых потребитель даже не догадывается и не понимает, как их можно использовать для улучшения результатов и повышения производительности тех работ, в которых он использует данную продукцию (скрытое качество).

Рисунок 1. Теория привлекательного качества доктора Кано [3]

Теория привлекательного качества доктора Кано позволяет интегрировать все три категории требований в едином определении понятия «качество продукции», которое способно описать фундаментальные соотношения между конструктивными характеристиками изделия или услуги и поведением потребителей [3].

Чтобы клиенты-потребители воспринимали услуги предприятий общественного транспорта как особенные, нужно иметь соответствующий имидж, престиж предприятия, которого можно добиться в основном за счет качества. Никто не застрахован от неудач, сбоев, промахов. Если они случились, то должны быть проанализированы, а причины их появления устранены.

В октябре – декабре 2012 г. среди пассажиров общественного транспорта г. Ульяновска (Ленинский и Заволжский районы), р. п. Старая Майна, п. Октябрьский Чердаклинского района, а также Ульяновского и Цильнинского района Ульяновской области проводилось маркетинговое исследование (анкетирование).

Маркетинговое исследование направлено на изучение качества услуг, оказываемых общественным транспортом Ульяновской области.

При этом были поставлены следующие задачи:

1) определить долю пассажиров, пользующихся общественным транспортом, и процент людей, обходящихся без услуг общественного автотранспорта;

2) выявить степень удовлетворенности пассажиров качеством услуг, оказываемых автотранспортом, по следующим параметрам – манера вождения, манера общения кондуктора с пассажирами и соответствие качества проезда его цене;

3) определить частоту использования пассажирами автотранспорта и их предпочтения к конкретным видам общественного транспорта;

4) выявить недостатки в работе общественного транспорта, по мнению пассажиров, и разработать предложения по их устранению.

Исследуемая совокупность состоит из 191 респондента, выбранного случайным образом.

Из 191 респондента – 86,2 % ответили, что пользуются услугами общественного транспорта, и лишь – 13,8 % опрошенных к услугам общественного автотранспорта не прибегают.

Рассмотрим, как часто пассажиры пользуются общественным транспортом (рис. 2).

Рис. 2. Анализ использования услуг общественного транспорта

Таким образом, большинство пассажиров пользуется общественным транспортом 2–3 раза в неделю – 39,8 %, немного меньше – 25,4% – прибегают к использованию общественного транспорта ежедневно.

Важным вопросом в исследовании качества услуг, оказываемых общественным транспортом, является выявление предпочтительного для пассажиров вида автотранспорта. В ходе проведения опроса респондентам было предложено ответить на вопрос: «Каким видом транспорта Вы пользуетесь?». Результат предложен на рисунке 3.

Читайте также:  Как понять свои сильные стороны в бизнесе

Рис. 3. Анализ использования видов общественного транспорта

Очевидно, что преимуществом в использовании для пассажиров пользуются маршрутные такси – 41,1 % опрошенных. Во многом это обусловлено большей комфортабельностью и скоростью перемещения данного вида транспорта по сравнению с другими. Немногим меньше, а именно, 26,7% респондентов предпочитают пользоваться автобусами. Трамваями, троллейбусами и такси предпочитают пользоваться в общей сложности 21,8 % опрошенных пассажиров. Трамваи и троллейбусы пользуются большей популярностью у жителей Ленинского и Заволжского районов, поскольку только в этих районах города Ульяновска организовано движение данных видов транспорта.

По мнению экспертов, факторами, влияющими на выбор вида общественного транспорта, являются:

а) внешний вид и внутренняя оснащенность транспортного средства;

б) манера вождения водителя;

в) общение кондуктора (водителя) с пассажирами.

Практически одинаковые данные опроса получены по фактору «внешний вид и оснащенность», половину опрошенных они устраивают, половину – нет [1]. Манера вождения водителей общественного транспорта устраивает большую часть респондентов – 56,9 %. Также большая часть опрошенных довольна манерой общения водителя (кондуктора) – в зависимости от вида транспорта – с пассажирами.

Основным вопросом исследования стало выяснение удовлетворенности пассажиров общественного транспорта по критерию «цена – качество», то есть соответствие качества стоимости проезда. В ходе опроса больше половины респондентов – 64,1% – ответили, что данного соответствия не наблюдается вне зависимости от вида общественного транспорта. Соответственно, 35,9 % анкетируемых считают, что данный критерий на общественном транспорте региона выдерживается.

Большая часть респондентов – 45,9 % – предпочитает использовать для перемещения общественный транспорт зарубежных марок. Чуть меньше опрошенных – 34,3 % – отдают предпочтение транспорту отечественного производства. И лишь для 19,9 % респондентов не имеет значения транспортом, каких марок и заводов изготовителей пользоваться.

В заключение опроса были выявлены основные претензии к работе общественного транспорта области со стороны пассажиров в разрезе районов и населенных пунктов области (рис. 4).

Рис. 4. Претензии к работе общественного транспорта Ульяновской области

Основные пожелания всех опрошенных респондентов к работе общественного транспорта представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Предложения по улучшению работы общественного транспорта Ульяновской области

Помимо изображенных на рисунке 5 мер, респонденты предложили следующие меры по улучшению ситуации на общественном транспорте:

– сделать более комфортабельные остановки – 0,6 %;

– устранить задержки во времени движения транспорта – 2,2 %;

– улучшить качество дорог – 2,2 %.

Результаты анкетирования показали, что в лучшем случае услуги общественного транспорта находятся в пределах – от удовлетворительного до хорошего, и многим предприятиям необходимы энергичные, действенные меры по устранению недостатков и недоработок по различным параметрам.

Управление качеством – это не быстрый, а продуманный, хорошо организованный процесс. Качество затрагивает практически все стороны деятельности предприятий общественного транспорта. Чтобы его сформировать и удержать, надо приложить немало сил и руководству, и всем работникам предприятия. Но игра стоит свеч: улучшение качества – один из существенных способов увеличения прибыли предприятия.

Рецензенты:

Сушкова Т. Ю., д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономика и управление на предприятиях АПК» ФГБОУ ВПО «Ульяновска ГСХА им. П. А. Столыпина», г. Ульяновск.

Шарифуллин С. Н., д-р техн. наук, профессор кафедры «Механизация АПК» Филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Чистополе, г. Чистополь.

Источник: science-education.ru

Влияние воспроизводимости бизнес-процессов на конкурентоспособность организаций

Конечно, ориентация на «6 сигм» таит в себе ряд сложностей, причем одна из первых связана как раз с измерениями. Дело в том, что погрешность измерений, несущественная для уровня «3 сигма» становится критически важной для уровня «6 сигма». А уровень точности измерений должен быть одинаковым для всего производства.

Один важнейший мотив управления качеством – устранить изменчивость. Поэтому характеристики статистических выборок – главные факты при принятии решений.

3.2. Планы статистического контроля

Контроль – это процесс определения соответствия значения параметра изделия установленным требованиям или нормам.

У контроля имеется много признаков. По стадиям производственного процесса различают входной, операционный и приемочный контроль, осуществляемые соответственно до, во время и после производства продукции. Для проверки системы менеджмента качества проводится также инспекционный контроль — уже проконтролированной продукции, из которой удален проконтролированный брак.

Любой контроль проводится по количественному, качественному или альтернативному признаку. При контроле по количественному признаку определяются численные значения одного или нескольких показателей, которые сравниваются с нормативными показателями.

При контроле по качественному признаку каждую проверенную единицу продукции относят к определенной группе. Контроль по качественному признаку может проводится по таким показателям как «соответствие формату». Частным случаем контроля по качественному признаку является контроль по альтернативному признаку, когда продукцию относят к одной из двух групп: годен/негоден.

Ситуации по результатам контроля

В допускаемых пределах, «годен»

первого рода

Вне пределов допускаемых значений, «брак»

второго рода

Вероятность ошибки первого рода, т.е. ситуации, при которой годная продукция ошибочно забракована, называют риском поставщика и обозначают a .

Вероятность ошибки второго рода т.е. ситуации, при которой бракованная продукция ошибочно принята, называют риском потребителя и обозначают b .

Пусть D – число дефектных изделий в партии объемом N изделий, тогда q=D/N – доля дефектных изделий.

В практике статистического контроля генеральная доля q неизвестна и ее следует оценить по результатам контроля случайной выборки объемом n изделий, из которых m дефектных.

Под планом статистического контроля понимают систему правил, указывающих методы отбора изделий для проверки, и условия, при которых партию следует принять, забраковать или продолжить контроль.

Различают следующие виды планов статистического контроля партии продукции по альтернативному признаку:

— одноступенчатые планы, согласно которым, если среди n случайно отобранных изделий число дефектных m окажется не больше приемочного числа С (mC), то партия принимается; в противном случае партия бракуется;

— двухступенчатые планы, согласно которым, если среди n1 случайно отобранных изделий число дефектных m1 окажется не больше приемочного числа C1 (m1C1), то партия принимается; если m11, где d1 – браковочное число, то партия бракуется. Если же C1 < m1 < d1, то принимается решение о взятии второй выборки объемом n2. Тогда, если суммарное число изделий в двух выборках (m1 + m2) C2, то партия принимается, в противном случае партия бракуется по данным двух выборок;

Читайте также:  Бизнес ртс центр это что значит

Оперативной характеристикой плана контроля называется функция P(q), равная вероятности принять партию продукции с долей дефектных изделий q=D/N, где D-число дефектных изделий в партии из N изделий.

В идеальном случае есть граничная доля q0 и

, т. е. (3.10)

партия принимается, если доля дефектов ниже граничной, либо бракуется, если доля дефектов выше.

Но на практике, поскольку контролю подвергается выборка (часть партии), а не партия целиком, то всегда существует вероятность совершить ошибку как первого так и второго рода. Поэтому определяют q0 – приемлемый уровень качества и qm – браковочный уровень качества и

; (3.11)

.

Например, известны значения q0 = 0,005; qm = 0,02; a=0,02; b=0,05. Тогда можно прочитать характеристику статистического плана приемочного контроля следующим образом: «Из каждых 100 партий с долей бракованных изделий 0,5% будет ошибочно забраковано не более 2 (партий), а из каждых 100 партий с долей бракованных изделий 2% будет ошибочно принято не более 5».

Значение оперативной характеристики плана контроля P(q) рассчитывается по формуле:

, (3.12)

где Pn(m) – вероятность того, что в выборке объемом n обнаружится m дефектных изделий.

Формула означает, что вероятность принять партию равна сумме вероятностей: того, что в выборке не будет обнаружено ни одного дефектного изделия, того, что будет обнаружено одно, и так далее до вероятности обнаружить c дефектных изделий.

Рассчитать значения Pn(m) возможно наиболее точным, но в то же время и наиболее трудоемким способом, исходя из гипотезы о гипергеометрическом распределении бракованных деталей в партии. Тогда:

, где (3.13)

— количество сочетаний из N по М, которое определяется как

. (3.14)

N! = 1*2*3…*N; 0! = 1.

Если объем выборки n не превышает 10% объема партии (n≤0,1N), то вычисления можно упростить, используя гипотезу о биномиальном распределении бракованных деталей в партии:

, где (3.15)

p=1 – q.

Использование гипотезы о биномиальном распределении позволяет провести вычисления наиболее быстро, если недоступны вычислительные средства, кроме микрокалькулятора.

, где (3.16)

После вычислений значения оперативной характеристики плана контроля, рассчитывают значения риска поставщика a и риска производителя b.

Рис. 3.4. Семейство оперативных характеристик планов контроля

Для достижения оптимальных значений a и b изменяют значения c и n. Увеличение выборочного числа приводит к уменьшению риска производителя, увеличение объема выборки – к уменьшению риска потребителя. Изменения оперативных характеристик удобно иллюстрировать графически, как показано на рис. 3.4.

Рассмотрим пример. Точка розничной продажи регулярно принимает от поставщиков партии из 50 сменных фильтров для воды. В связи с тем, что в последнее время начали поступать жалобы на фильтры, принято решение разработать план статистического контроля для предотвращения ситуации в дальнейшем. Поставщик предложил следующий одноступенчатый план:

Из партии объемом 50 фильтров (N=50) контролируется 1 фильтр (n=1),который должен оказаться годным (с = 0). Приемочный уровень дефектности составляет 4% (q0=0,04), браковочный уровень – 20% (qm=0,2).

Чтобы сделать вывод о выгодности такого плана, необходимо построить оперативную характеристику плана контроля.

Определим значение оперативной характеристики для двух точек: q0 и qm, пользуясь гипотезой о гипергеометрическом распределении дефектов в партии.

1) q=q0.

q=D/N; 0,04=D/50; D=0,04*50 = 2.

Т.е. для 4%-го уровня засоренности дефектами в партии должно быть 2 дефектных изделия.

;

P(q0)=0,96.

Отметим, что для расчета P(q) мы использовали только одно слагаемое Pn(m) для m=0. Дело в том, что нас интересует только одна ситуация: в выборке нет дефектных изделий. Если бы в условии мы имели c=1, нас устроили бы две ситуации: в выборке нет дефектов или есть одно дефектное изделие, и мы рассчитывали бы P(q) как сумму двух слагаемых: для m=0 и m=1.

Вычисления оказались простыми, поскольку факториалы можно сокращать. Если 5!=3!*4*5, то 48!=47!*48 (и мы сократили дробь на 47!), а 50!=49!*50, и мы сократили дробь на 49!

q=D/N; 0,2=D/50; D=0,2*50 = 10.

P(qm)=0,8.

3) Зная значения P(q0) и P(qm), мы можем определить риски поставщика и производителя:

; P(q0) = 1- a; 0,96 = 1 — a; a = 0,04.

; P(qm) = b; b=0,8.

Видно, что риск потребителя в 20 раз выше риска поставщика, т. е. предлагаемый план статистического контроля не является взаимовыгодным. Неравенство рисков можно также оценить по графику на рис. 3.5. Для снижения вероятности ошибки второго рода при заданных q0 и qm необходимо увеличить объем выборки n.

Рис. 3.5. Оперативная характеристика плана контроля для расчетного примера

Источник: studfile.net

Влияние бизнес процессов на конкурентоспособность организации

В современных условиях актуальным является исследование конкурентоспособности с позиции теории управления, обеспечивающей основу для создания методики адаптации предприятия к условиям рыночной конъюнктуры. В статье показана необходимость формирования системы управления конкурентоспособностью, которая рассматривается как система формирования конкурентных преимуществ и конкурентного потенциала, влияющих на конкурентоспособность предприятия, которая определяет конкурентную позицию и конкурентный статус. Система управления опирается на взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, стратегическая политика, функции, методы, средства. Процесс управления конкурентоспособностью является комплексным многокритериальным заданием, которое реализуется с помощью управленческих действий при использовании системного подхода в комбинации с объективными и субъективными взглядами, в рамках данной статьи рассматривается явление конкурентоспособности как систематизированная совокупность группы составляющих, которые требуют оценки.

конкурентоспособность
система управления
предприятие
объективный подход
субъективный подход

1. Балабанова Л.В. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе маркетинга: Монография / Л.В. Балабанова, А.В. Кривенко. – Донецк: ДонГУЭТ, 2004. –146 c.

2. Ворожбит О.Ю. Ключевые проблемы низкой конкурентоспособности предпринимательских структур в рыбной промышленности дальневосточного региона // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 2. – С. 311–313.

3. Ворожбит О.Ю. Теоретические и методологические аспекты обеспечения конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности на Дальнем Востоке России / О.Ю. Ворожбит, Т.Е. Даниловских, И.А. Кузьмичева; ред.

О.Ю. Ворожбит. – М.: Креатив. экономика, 2013. – 280 с.

4. Дзина М.А. Теоретические основы формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия // Культура народов Причерноморья. – 2006. – № 95. – С. 118–126.

5. Кузубов А.А. Основные резервы и факторы повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий // сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. – С. 119–125.

6. Лепа Н.Н. Управление конкурентными преимуществами предприятия: монография; Нац. акад. наук Украины, Ин-т экономики пром-сти. – Донецк: Юго-Восток, 2003. – 294 c.

Читайте также:  Каким должен быть бизнес офис

7. Никитина Е.А. Управление конкурентоспособностью предприятия // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика.

Информатика. – 2007. – № 8. – С. 226–230.

8. Рябоконь В.П., Кузубов А.А. Управление конкурентоспособностью агропромышленных предприятий // Экономика АПК. – 2015. – № 7. – С. 85–93.

9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Маркетинг, 2002. – 886 c.

Управление конкурентоспособностью предприятия – это целенаправленный процесс, основанный на принципах комплексности и системности, направленный на обеспечение постоянного обновления и развития конкурентных преимуществ предприятия, учитывает влияние внешних условий и необходимости оптимизации прибыли.

Под управлением конкурентоспособностью следует понимать постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех иерархических уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание высококачественной и конкурентоспособной продукции. Управление конкурентоспособностью рассматривается как корректирующий процесс формирования производства и потребления продукции, с тем, чтобы вывести на рынок конкурентоспособный товар и снизить влияние субъективных факторов [7].

Как современная концепция, управление конкурентоспособностью находится на этапе своего становления, предусматривающем трансформацию форм и методов менеджмента в направлении эффективной реализации конкурентных преимуществ, конкурентного потенциала, конкурентных стратегий, которые в свою очередь влияют на конкурентоспособность предприятия, определяя на рынке его конкурентный статус. Процесс управления конкурентоспособностью является комплексной многокритериальной задачей, которая реализуется на предприятии с помощью определенных управленческих действий.

Их эффективное использование возможно только при системном подходе в сочетании с объективными и субъективными взглядами на рассматриваемый объект, позволяет понять необходимость и сущность управления конкурентоспособностью. Явление конкурентоспособности рассматривается как систематизированная совокупность группы составляющих, требующих оценки. Субъективный и объективный подходы, соответственно, предусматривают раздельное рассмотрение конкурентоспособности как определенного состояния внутренней среды, которое позволяет строить эффективные взаимоотношения с внешними контрагентами, и, таким образом, конкурентоспособность выступает как результат реализации такого рода отношений. С точки зрения субъективного подхода конкурентоспособность является результатом более эффективного функционирования внутренней среды предприятия, которое является результатом оптимального управления. В рыночных условиях предприятия имеют практически равный доступ к ресурсам, то есть рынок выравнивает возможности предприятий как потребителей ресурсов и факторов производства и является решающим при достижении конкурентоспособности [8].

Таким образом, система управления конкурентоспособностью рассматривается как система формирования конкурентных преимуществ и конкурентного потенциала, конкурентных стратегий, влияющих на конкурентоспособность предприятия, которая определяет конкурентную позицию и конкурентный статус предприятия на рынке. Объективный подход предполагает рассмотрение конкурентоспособности как результат реализации совокупности преимуществ (при этом источник преимуществ не важно) и сопоставление результатов функционирования предприятий-конкурентов [5].

Предложенные субъективный и объективный подходы не исключают друг друга, а, наоборот, дополняют. Субъективный подход исследует внутреннюю среду предприятия и дает возможность исследовать источники и причины достижения определенного уровня конкурентоспособности. Объективный подход характеризует последствия применения совокупности управленческих решений и помогает определить предприятия среди конкурентов.

Исследование управления конкурентоспособности предприятия в пределах предложенных подходов должно соответствовать таким принципам, как:

– объективность – ориентация на конкретные рынки и потребности клиентов;

– информативность – наличие достоверной и объективной информации в полном объеме;

– адаптивность – обеспечение адаптивности системы управления конкурентоспособностью к изменениям во внешней среде и во внутренней структуре предприятия;

– инновационность – обеспечение инновационного характера развития предприятия.

Система управления опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, стратегическая политика, функции, методы, средства.

Управление конкурентоспособностью предприятия основывается на разработке и совершенствовании управляющих решений, которые в свою очередь оказывают соответствующее воздействие на определенный объект управления. Основными объектами конкурентоспособного управления являются те процессы от которых зависит финансовые ресурсы, кадровый потенциал предприятия, производственные возможности, соответствующее качество выпускаемой продукции. Таким образом, фактическое состояние процесса с его характеристиками, предусмотренными программой управления, непосредственно зависят от создания управляющих решений конкурентоспособности предприятия [4].

Субъект управления – управляющие органы всех уровней и ответственные лица, которые обеспечивают достижение запланированного состояния.

Цель управления конкурентоспособностью – эффективное использование конкурентных преимуществ и обеспечения выпуска продукции, соответствующей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требования безопасности и экологичности продукции.

Разработка и внедрение системы управления конкурентоспособностью на предприятии предполагает решение следующих задач:

– выделение трех уровней обеспечения конкурентоспособности: оперативного, тактического и стратегического;

– формирование для каждого уровня управления комплексных оценочных показателей конкурентоспособности (при этом комплексным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне может выступать конкурентоспособность на тактическом уровне – система показателей финансово-экономического состояния, на стратегическом уровне целесообразно использовать систему показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность предприятия);

– разработка методики расчета и интерпретации результатов оценки конкурентоспособности;

– определение для каждого уровня состава задач по управлению конкурентоспособностью предприятия;

– формирование функциональной структуры системы управления конкурентоспособностью предприятия;

– разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью;

– создание адекватной информационной базы поддержки принятия решений по управлению конкурентоспособностью предприятия [4].

Вопрос о системе управления конкурентоспособностью предприятия на сегодняшний день остается дискуссионным, а в отношении структуры управления и реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности – практически неизученным. К данному выводу приводит анализ научной литературы по данной проблематике [1, 2, 3, 6, 9].

С учетом общих и специфических принципов система управления конкурентоспособностью предприятий рассматривается как совокупность различных бизнес-процессов в определенной последовательности, направленных на обеспечение эффективного процесса управления и достижения высокого уровня конкурентоспособности. Система управления конкурентоспособностью является стержневой в отношении других функциональных подсистем. Выделение ее в качестве базовой позволяет предприятию более рационально управлять своими конкурентными преимуществами и обеспечивает достижение высокой эффективности (рисунок).

pic_95.wmf

Процесс управления конкурентоспособностью

Рассмотренный анализ основных характеристик экономической ситуации на предприятиях, повышения конкурентоспособности и практических методов оценки, основанные на дифференциации системы управления конкурентоспособности методологические подходы, в полном объеме отражают особенности функционирования предприятий в современных условиях. Несмотря на это, рассматривать изолированно друг от друга указанные критерии невозможно, так как между общим экономическим состоянием предприятия и конкурентоспособностью продукции существует прямая зависимость, а это в свою очередь влечет за собой соответствующий уровень инвестиционной привлекательности. С другой стороны, на материально-техническое и финансово-экономическое состояние предприятия влияет инвестиционная привлекательность, в результате чего эффективность функционирования предприятия позволяет достичь высокого уровня конкурентоспособности продукции.

Источник: fundamental-research.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин