Экономический кризис, переживаемый странами постсоветского пространства в связи с падением цен на углеводороды и перетоком проблем российской экономики, ограничивает развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В частности, по мнению экономиста Александра Либмана, кризис значительно сдерживает активность частного сектора на объединенном рынке, интерес к региональным инвестициям, и в целом, те рыночные факторы «снизу», которые могли бы подтолкнуть развитие ЕАЭС. Тем не менее, хотя ЕАЭС и не стал аналогом ЕС или качественно новым «центром силы» в глобальной экономике, он продолжает быть функционирующим таможенным союзом с высокой степенью гармонизации таможенного тарифа.
Александр Либман — Ассоциированный исследователь Института анализа предприятий и рынков Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ, научный сотрудник группы исследований Восточной Европы и Евразии Немецкого института международных проблем SWP.

В ЕАЭС утвердят концепцию развития промкооперации до 2030 года
— После недавнего визита Владимира Путина в Центральную Азию наблюдатели заговорили о возможности расширения Евразийского экономического союза за счет Таджикистана. Прошло пять лет, как было создано Единое экономическое пространство, и семь лет после создания Таможенного Союза. Каковы на сегодня перспективы расширения и углубления ЕАЭС?
— В настоящее время перспективы как углубления интеграции в ЕАЭС, так и расширения представляются весьма сомнительными. Что касается расширения, даже потенциально единственным возможным новым членом ЕАЭС остается Таджикистан. Вступление Таджикистана в ЕАЭС, во-первых, скорее всего, не принесет никаких дополнительных экономических выгод нынешним членам организации, и, во-вторых, судя по всему, не вызывает энтузиазма у самого руководства Таджикистана. Даже с точки зрения геополитического влияния вступление Таджикистана в ЕАЭС не обязательно усиливает позиции России по отношению к этой стране — наоборот, Россия теряет возможность угрожать Таджикистану ужесточением миграционного режима для таджикских работников в РФ.
Что касается углубления интеграции, насколько можно судить, во-первых, ряд стран ЕАЭС принципиально отвергает возможности углубления интеграционного взаимодействия (например, Казахстан уже многократно давал понять, что никакие формы политической интеграции в ЕАЭС для этой страны неприемлемы), а во-вторых, даже в отношении тех вопросов, в отношении которых не существует принципиального отторжения более глубокой интеграции, перераспределительные конфликты между странами делают достижение консенсуса невозможным. Таким образом, углубление интеграции возможно только в некоторых областях (например, электроэнергетика), но едва ли речь идет о принципиальном усилении интеграционной группировки. Наоборот, в последние годы позиции некоторых наднациональных структур (например, суда) явственно ослабли.
Сказанное, однако, не означает, что будущее ЕАЭС следует трактовать исключительно в черном цвете. ЕАЭС является, несмотря на все противоречия, функционирующим таможенным союзом с высокой степенью гармонизации таможенного тарифа. Страны все же воздерживаются от принципиальных ограничений внутренней торговли (например, в 2015 году Казахстан не ввел таможенных пошлин для российского импорта после обесценения рубля), за исключением политически критически важных вопросов (например, российских продовольственных санкций).
ПРОБЛЕМЫ ЕАЭС: БИЗНЕС КАЗАХСТАНА ХОТЯТ ПОСТАВИТЬ В НЕУДОБНУЮ ПОЗУ? / Время говорить 03.03.2023
В мире примеров таможенных союзов, аналогичных ЕАЭС, немного. Иначе говоря, ЕАЭС, безусловно, не соответствует ожиданиям тех, кто видел в этой организации аналог ЕС или качественно новый «центр силы» в глобальной экономике; но это функционирующий институт международного сотрудничества в Евразии, оказывающий значимое влияние на экономические отношения между странами-членами.
— Какие значимые положительные эффекты Вы наблюдаете?
— С точки зрения классических эффектов региональной интеграции (создания торговли – trade creation), насколько можно судить, эффекты ЕАЭС в настоящее время являются небольшими. Это неудивительно — в условиях кризиса в странах-членах рассчитывать на быстрый рост торговли в принципе не приходится. К тому же следует понимать, что даже потенциально от ЕАЭС могут выиграть прежде всего небольшие страны — для России, например, в силу небольшого размера других экономик ЕАЭС, выгоды от экономического сотрудничества невелики.
Возможно, главный потенциальный фактор, который позволил бы ЕАЭС оказать положительное влияние на экономику стран-членов, — это то обстоятельство, что ЕАЭС (при всех оговорках) все же «связывает руки» стран-членов, не позволяя им предпринимать меры, основанные на чрезмерном протекционизме, поиске ренте или влиянии лоббистов. За прошедшие годы работы ТС и ЕАЭС было немало случаев, когда страны были вынуждены соглашаться на компромисс, отказываясь от ограничений торговли, которые они в противном случае ввели бы. Иначе говоря, достоинство ЕАЭС даже не в позитивной повестке дня этой организации, а в том, что она не позволяет реализоваться негативным сценариям.
— Вы упомянули асимметрию рынков. Насколько она является ограничивающим фактором ЕАЭС?
— В принципе никаких препятствий для существования таможенных союзов асимметричных экономик нет — старейший таможенный союз мира, Южно-Африканский таможенный союз, характеризуется даже большей асимметрией, чем ЕАЭС. Однако при этом интеграционная организация должна решить три проблемы.
Во-первых, как уже упоминалось, выгоды для крупнейшей страны в такой ситуации всегда остаются ограниченными — а это может снизить ее интерес к структуре. Во-вторых, если в интеграционной группировке возникают механизмы перераспределения, они с неизбежностью становятся асимметричными — основные расходы несет крупнейшая страна (regional paymaster). В-третьих, асимметрия экономик ведет к асимметрии власти, а это уже отпугивает малые страны, опасающиеся чрезмерного влияния крупной страны на принятие решений в структуре.
В ЕАЭС первая проблема, насколько можно судить, отсутствует — Россия заинтересована в функционировании структуры (пусть и из-за внеэкономических соображений — в России ЕАЭС воспринимается как элемент ее высокого геополитического статуса). Вторая проблема может стать существенной при усилении внутренних экономических проблем в самой России, которая могла бы оказаться неспособна выполнить функцию regional paymaster.
Третья проблема как раз привлекает повышенное внимание в дискуссиях о ЕАЭС. На сегодняшний день, судя по всему, ситуация выглядит следующим образом. За исключением некоторых политически значимых вопросов (прежде всего, связанных с конфликтом России и ЕС), Россия готова «уступать» малым странам в ЕАЭС, поскольку для российского руководства само существование ЕАЭС является важной целью. Иначе говоря, в «стандартной ситуации», когда Россия не рассматривает те или иные решения ЕАЭС через призму геополитических конфликтов, она настолько высоко оценивает необходимость поддержания ЕАЭС, что готова поддерживать функционирование процедуры принятия решений в ЕАЭС, основанной на консенсусе.
— В одном своем интервью Вы говорили, что антироссийские санкции могут превратить ЕАЭС в формальную структуру. Ваши слова подтверждаются?
— Масштаб западных санкций на сегодняшний день таков, что не привел к исключению России из мировой экономики. А это означает, что и их воздействие на ЕАЭС осталось ограниченным (за исключением всего комплекса тем, связанных с продовольственными антисанкциями — они остаются постоянной темой для конфликтов).
Гораздо более серьезным фактором, потенциально способным сделать ЕАЭС чисто формальной структурой, оказалась растущая пассивность наднациональной бюрократии — сегодня чиновники ЕАЭС часто настолько стремятся избежать конфликтов, что в ситуации каких бы то ни было противоречий предпочитают передать решение на политический уровень, что, конечно, снижает эффективность организации.
— Есть ли какие-то свидетельства того, что ЕАЭС помогает развитию малого и среднего бизнеса, промышленности в России? Были отдельные сообщения, что некоторые предприятия в России успешно переориентировались с местного российского рынка на рынок ЕАЭС и, хотя экономическая ситуация остается в целом трудной, им по крайней мере удалось закрепить свои ниши на объединенном рынке?
— Прежде всего, большинство компаний малого и среднего бизнеса в России ориентированы исключительно на региональные или локальные рынки. Поэтому региональная интеграция как таковая для них не является важным фактором. Но даже для относительно крупных компаний, которые могли бы переориентироваться на рынки ЕАЭС, экономический кризис является доминирующим фактором — они должны адаптироваться к новой ситуации долгосрочной стагнации, которая сейчас важнее изменений, связанных с ЕАЭС. Иначе говоря, за исключением каких-то новаций в области регулирования, исходящих из ЕЭК, перед малым и средним бизнесом в России стоят такие вызовы, что ЕАЭС просто оказывается не очень важным фактором.
— Как Вы оцениваете ситуацию с взаимными инвестициями в ЕАЭС? Статистика ЕАБР говорит о некоторой устойчивости в этой сфере в ЕАЭС, по сравнению с более широким рынком СНГ, но впечатляющего роста не произошло. Является ли это тревожным знаком, показывающим, что частные инвесторы пока недостаточно высоко оценивают ЕАЭС, и это вкупе со снижением иностранных ПИИ в регион?
— То же самое касается российских прямых иностранных инвестиций — российская экономика переживает кризис, а в таких условиях инвестиции за рубежом сокращаются или стагнируют. Это не является признаком проблем ЕАЭС как института — скорее, речь идет о том, что страны-члены (и особенно Россия) переживают сейчас серьезные экономические трудности, и режим регулирования трансграничных инвестиционных потоков в такой ситуации не является принципиальным.
— Факторы привлечения иностранных ПИИ и взаимных ПИИ – те же самые (политическая среда, устойчивое законодательство, верховенство закона и тд)?
— Да, мне кажется принципиальные факторы привлечения ПИИ не меняются. ЕАЭС создал определенные возможности для «арбитража» — инвесторы ищут страну, где регулятивные требования наиболее благоприятны, и используют ее как вход на рынок ЕАЭС в целом. Но поскольку рынок ЕАЭС в целом сейчас малопривлекателен (опять же, из-за экономических проблем), преимущества, связанные с созданием ЕАЭС, ситуацию принципиально не меняют.
— Как Вы оцениваете перспективы «интеграции снизу» (вы посвящали этому статью в 2008 году) в Центральной Азии, при условии, что Узбекистан с нынешним лидером начнет более открытую политику в отношении соседей?
— Что касается интеграции снизу, то в Центральной Азии, мне кажется, стоит различать две ее формы. Первая — это связи на уровне неформальных деловых сетей, приграничной торговли и т.д. Она существовала и при жестких режимах, и конечно начнет усиливаться при росте открытости. Вторая — это инвестиции относительно крупных бизнес-структур.
Такие есть сейчас только в Казахстане, но, поскольку экономическая ситуация в этой стране проблематичная, мне не кажется, что компании этой страны готовы сейчас к активизации своих инвестиций за рубежом. К тому же главное для интеграции снизу — не политическая либерализация, а экономические реформы, а пока оснований утверждать, что Узбекистан готов пойти, скажем, на существенное разгосударствление своей экономики, немного.
В общем и целом, мой общий комментарий по всем Вашим вопросам сводится, наверное, к одной фразе: в текущих условиях экономического кризиса и очень вероятной долгосрочной стагнации для взаимодействия бизнеса особенности работы ЕАЭС просто не очень важны. Компании не могут себе позволить экспансию за рубежом, освоение новых рынков и т.д. Если экономическая ситуация стабилизируется — тогда открытость рынков за счет ЕАЭС может оказаться полезной, но пока оснований ожидать улучшения экономической ситуации нет.
Беседовал Рафаэль Саттаров
Источник: mirperemen.net
Экономическое развитие стран ЕАЭС и перспективы экономической интеграции до 2025 г.

Евразийский экономический союз создавался для укрепления национальных экономик и возможностей государств — членов в мировой экономике при условии создания четырех свобод — передвижения товаров, услуг, финансов и рабочей силы. Его создание пришлось как на период мировой экономической нестабильности, так и геополитических изменений в Евразии, что повлияло на ситуацию внутри ЕАЭС. Сегодня актуален вопрос перспективности развития экономик государств — членов в формате их участия в евразийском интеграционном проекте.
В аналитической записке рассматриваются вопросы сочетаемости национальных и интеграционных интересов в программах развития как самих стран, так и в рамках ЕАЭС в перспективе до 2025 г.
Евразийский экономический союз создавался для укрепления национальных экономик и возможностей государств — членов в мировой экономике при условии создания четырех свобод — передвижения товаров, услуг, финансов и рабочей силы. Его создание пришлось как на период мировой экономической нестабильности, так и геополитических изменений в Евразии, что повлияло на ситуацию внутри ЕАЭС. Сегодня актуален вопрос перспективности развития экономик государств — членов в формате их участия в евразийском интеграционном проекте.
В аналитической записке рассматриваются вопросы сочетаемости национальных и интеграционных интересов в программах развития как самих стран, так и в рамках ЕАЭС в перспективе до 2025 г.
Источник: russiancouncil.ru
Современное состояние евразийской интеграции: взгляд бизнеса

Основные результаты четырех лет работы Евразийского экономического союза – это: вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС; функционирование общих рынков услуг и рабочей силы, начало работы общего рынка лекарственных препаратов и медицинских изделий; систематизация работы по устранению барьеров на внутренних рынках союза; активация торгово-экономического сотрудничества Союза с третьими странами и др.
На момент создания ЕАЭС в предварительном списке изъятий, барьеров и ограничений для взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на национальные рынки стран Союза фигурировало порядка 600 неурегулированных вопросов.
В «Белой книге барьеров, изъятий и ограничений», подготовленной ЕЭК в 2017 году было выделено уже 60 препятствий, в том числе 9 барьеров, 17 изъятий и 34 ограничения. В результате совместной работы 12 серьезных препятствий ликвидировано. В ближайшие два года будут устранены еще 17.
Совокупный положительный эффект от устранения препятствий, включенных в «дорожную карту», оценивается экспертами от 1,5 до 2% объема взаимной торговли. Работа по устранению барьеров в ЕЭК продолжается.
Так, ЕАЭС утвержден новый порядок обеспечения безопасности продукции, способствующий устранению многих технических барьеров в торговле. Он упростил процедуры регистрации и прекращения действия деклараций о соответствии. В соответствии с новой версией документа, процесс регистрации деклараций и перечень необходимых документов будут унифицированы.
Новым этапом выстраивания общей таможенной политики в рамках объединения становится разработка инструментов полноценной реализации Единого таможенного кодекса.
В частности, в процессе разработки находится единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Введение документа в действие позволит существенно смягчить существовавшие до настоящего времени технические барьеры в торговле между странами объединения. После утверждения реестра предприниматели ЕАЭС смогут подтвердить право интеллектуальной собственности, подав лишь одно заявление в ЕЭК вместо необходимых ранее пяти процедур в каждом таможенном реестре.
Тем не менее, бизнес отмечает остающиеся проблемы в важных направлениях нашей интеграции. Вот только небольшой их перечень: доступ к закупкам для государственных нужд в отдельных сферах; проблемы транзита грузов по территории ЕАЭС; взаимное признание документов об оценке соответствия, в том числе средств связи, мобильных телефонов, планшетов; синхронизация антимонопольного регулирования в странах ЕАЭС и требований, предъявляемых законодательством Евразийского экономического союза; ограничения пересечения российско-белорусского участка государственной границы гражданами других государств ЕАЭС; запрет въезда из страны в страну внутри Союза при наличии административных правонарушений; необходимость гармонизации требований к подготовке водителей, подготовке кадров и их профквалификациям, проблема возврата НДС, упрощение процедур таможенного администрирования и многое другое.
Сегодня в торговле ЕАЭС наблюдается тенденция, при которой внешняя торговля Союза растет вдвое быстрее, чем внутренняя. За первые семь месяцев 2018 года общий объем внешней торговли союзных государств увеличился по сравнению с тем же периодом 2017 года на 22,7%, в то время как внутрисоюзная торговля стран ЕАЭС выросла только на 13%. Позитивным фактом является то, что во взаимной торговле прослеживается тенденция к снижению доли минеральных продуктов и диверсификации структуры. Структура экспорта стран ЕАЭС во взаимной торговле является более диверсифицированной, чем в торговле с третьими странами.
Дальнейшему наращиванию взаимной торговли и экспорта ЕАЭС будет способствовать проведение последовательной работы по устранению торговых барьеров и упрощению процедур торговли.
При этом рост объемов внешней торговли является позитивной тенденцией. Проблема заключается в том, что внутри ЕАЭС пока не включены все инструменты, в том числе финансовые, поддерживающие развитие взаимной торговли, не использован в полном объеме потенциал производственной кооперации наших стран. Потенциал большой, а результаты незначительные. За 2016 год около 14 млрд. $. Эта реальность ориентирует бизнес на внешние рынки. В абсолютных цифрах это выглядит так: внешняя торговля ЕАЭС за первую половину 2018 года – около 420 млрд. $. При этом внутренняя торговля ЕАЭС составила всего 31 млрд. $.
Страны ЕАЭС на фоне серьезного дефицита инвестиций не в полной мере реализуют и потенциал взаимных инвестиций. По данным ЕЭК доля накопленных взаимных прямых инвестиций (ПИИ) в общих запасах прямых инвестиций государств-членов ЕАЭС на начало 2017 года составила лишь 3% от всего объема ПИИ, полученных странами региона.
Наращиванию инвестиций могло бы способствовать упрощение условий для их осуществления, а также развитие механизмов их защиты. Надо снимать ограничения в отношении ПИИ. Ситуация, к примеру, в России в 3 раза хуже по индексу регуляторных ограничений ПИИ ОЭСР, чем в среднем в странах ОЭСР. Надо последовательно снимать ограничения по размещению иностранного капитала, упрощать разрешительные процедуры, операционную деятельность, оформление виз и т.д.
Предстоит осуществить реальную имплементацию Соглашения об упрощении процедур торговли (TFA). Наши страны имеют очень скромные показатели по индексу. Для России он составляет 1,3, а для Казахстана, Киргизстана и Армении от 0,57 до 1, при среднем значении индекса по странам группы двадцати – 1,6.
Среди приоритетов интеграции особое место для бизнеса занимает формирование благоприятного делового климата и систем стимулов.
В России на сегодняшний день завершается подготовка комплексного проекта «Трансформация делового климата» по 13 ключевым направлениям, включающим стимулирование инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение производительности труда и ряду других. Рассчитываем, что такая совместная работа может быть реализована и в рамках ЕАЭС. Такие инструменты, как стабилизационная или «дедушкина» оговорка могут быть с успехом применены для снижения регуляторной неопределенности и способствовать наращиванию ПИИ, формируя условия для внедрения новых эффективных технологий и диверсификации производственной структуры Союза.
Что касается отдельных направлений улучшения делового климата в ЕАЭС, то хотелось бы обратить внимание на следующие направления:
- поддержание стабильности нормативно-правовой системы,
- координация пространственного развития и разделения труда в рамках интеграционных групп,
- развитие механизмов проектного финансирования,
- стимулирование трансфера технологий,
- развитие электронной коммерции,
- углубленная гармонизация регуляторной среды стран-участниц
- валютные риски.
Широкое использование национальных валют во взаиморасчетах между странами ЕАЭС могло бы снизить валютные риски, а также стать основой для укрепления стабильности финансовых систем стран-участниц объединения. Ввиду сложившейся практики большая часть операций по оплате товаров и услуг производится в долларах, роль национальных валют во взаиморасчетах растет медленно.
Есть позитивная динамика в положении рубля: в данной валюте производится три четверти всех взаиморасчетов в рамках ЕЭС. Негативно, однако, то, что оставшаяся четверть объема денежных потоков практически в полной мере приходится на доллар США: так, к примеру, 80% расчетов между Казахстаном и Кыргызстаном производится в долларах.
РСПП проводился опрос членов по вопросам расширения использования национальных валют в рамках ЕАЭС. Респонденты выявили среди них основные препятствия в использовании национальных валют. Среди них:
- недостаточное развитие рынка платежных услуг,
- различие в валютном регулировании,
- курсы конвертации и высокую волатильность национальных валют.
Важнейшее место в развитии инструментов для более широкого использования национальных валют во взаиморасчетах члены РСПП отвели национальным регуляторам. Их роль должна возрастать.
Интеграционные соглашения «нового типа» нацелены не столько на обеспечение свободной торговли, сколько на создание благоприятных условий для комплексной торгово-инвестиционной деятельности. В этой связи, имеет смысл проработать вопрос о формировании общего подхода к пространственному развитию ЕАЭС. Это может обеспечить снижение транзакционных издержек на евразийском пространстве и увеличить международную конкурентоспособность нашего объединения. Бизнес должен фокусировать направления дальнейшей интеграции. Подходящим механизмом для работы над этими задачами является Деловой совет ЕАЭС, созданный в 2015 г. Руководители ведущих предпринимательских объединений регулярно встречаются и формируют актуальную Повестку дня по взаимодействию и координированию партнерства, как на многосторонней основе, так и двусторонней.
27 сентября 2018 года в Сочи состоялось уже десятое заседание Президиума Делового совета ЕАЭС. В этом году председателем Президиума Делового совета ЕАЭС является Президент РСПП Александр Шохин.
Опыт прямого взаимодействия бизнес-сообществ наших пяти государств и ЕЭК при разработке Таможенного кодекса ЕАЭС, в результате которого более 70% поступивших от бизнеса предложений были учтены в тексте документа, говорит об эффективности сотрудничества и его возможностях.
Работа по развитию взаимодействия бизнеса из стран-участниц Союза ведется также в рамках Интеграционного совета РСПП по взаимодействию с ЕЭК. Он создан в феврале 2015 г. для рассмотрения вопросов интеграции, оперативного реагирования на поступающие запросы от ЕЭК, исполнительных органов власти, обобщения и подготовки предложений от членов РСПП, выработки позиции бизнеса по развитию процессов интеграции в ЕАЭС.
ЕЭК также использует потенциал Интеграционного совета и для выработки позиции по международным вопросам. Так, в 2016 году по просьбе ЕЭК РСПП организовывал опрос компаний-членов по барьерам и возможностям ВЭД с КНР.
Сегодня ключевое значение имеет развитие Союза по практическим направлениям экономической интеграции: торговой политике, координации транспортной и промышленной политики, техническому регулированию, снижению уровня нетарифной защиты, антимонопольному регулированию и развитию конкуренции, финансовым рынкам, общему рынку электроэнергии.
Бизнес поддерживает линию ЕАЭС на многовекторное международное сотрудничество: диверсификацию внешних связей и сближение различных интеграционных процессов, протекающих в разных частях Европы и Азии. Так, заключенные договоренности в сфере свободной торговли с зарубежными партнерами (Вьетнамом, Ираном, КНР) могут быть дополнены соглашениями с другими странами, что позволит обеспечить баланс в международном сотрудничестве Союза.
В реализации непреференциального Соглашения с КНР необходимо дополнительно разработать отраслевые соглашения для фокусирования наших общих усилий на наиболее важных и перспективных программах бизнес-сотрудничества.
При этом необходимо заранее прорабатывать с бизнесом возможные риски, издержки и преимущества от строительства и различных конфигураций евразийского партнерства.
P.S. Использованы тезисы выступления автора на международном форуме «Евразийская неделя» 22-23 октября 2018 года в Ереване.
Источник: www.finversia.ru
