Влияние государства на бизнес

Отношения между бизнесом и обществом – это взаимосвязи, которые возникают при взаимодействии коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, с одной стороны, и граждан и общественных организаций, с другой стороны.

Сущность государственного регулирования отношений между бизнесом и обществом

Как говорит современная наука, основными экономическими субъектами являются бизнес (в лице фирм и индивидуальных предпринимателей), общество (некоммерческие организации, домохозяйства) и государство (органы власти и бюджетные учреждения). Отношения между ними регулируются нормами законов и иных нормативно-правовых актов, которые разрабатываются и принимаются государственными органами. Следовательно, так или иначе, но именно государству принадлежит ведущая роль в регулировании отношений между бизнесом и обществом, что сказывается на успешности хозяйственной деятельности и на уровне благосостояния населения.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Мировая практика государственного регулирования участия бизнеса в жизни общества выработала две основные модели корпоративной социальной политики государства:

  • одна модель предполагает принятие государством гражданского, трудового, налогового, экологического и иного законодательства, которые жестко регулируют отношения между бизнесом и обществом;
  • другая модель предполагает создание специальных стимулов и льгот, воздействие которых сопровождает самостоятельное осуществление отношений между бизнесом и обществом.

Государство, действуя согласно первой модели, устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества. Этот «коридор» заключается в сочетании государственных механизмов и гражданских структур, которые создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества. В соответствии со второй моделью, представители гражданского общества обращаются к государству с инициативой создания и повышения эффективности механизмов, которые стимулируют бизнес осуществлять более весомый вклад в общественное развитие.

«Роль государства в регулировании отношений между бизнесом и обществом»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Выбор государственными органами той или иной модели регулирования определяется, прежде всего:

  • исторически сложившейся ролью, которую государство играет в общественной жизни;
  • местными традициями ведения хозяйственной деятельности в стране;
  • текущей социально-экономической и политической обстановкой в стране и в мире;
  • наличием возможностей и подходящих инструментов регулирования взаимоотношений для той или иной модели и т.д.

Несмотря на перечисленные отличия, конечной целью государственного регулирования отношений между бизнесом и обществом является формирование работоспособной конструкции управления общественным развитием, в которой бы было четко закреплены роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.

Сейчас неоспоримым фактом является то, что государство вместе с научным сообществом страны и общественными организациями в этой области общественных отношений должно решить одну приоритетную задачу. Она заключается в формировании и развитии у предпринимателей осознания значимости социально-ответственного поведения во всех аспектах хозяйственной деятельности.

В то же время точка зрения предпринимателей заключается в том, что государство должно создавать условия, благоприятные для эффективного достижения бизнес-сообществом своих целей. Речь идет:

  • про максимизацию прибыли;
  • про эффективное инвестирование (вложение денежных средств в финансовые и капитальные активы);
  • про минимизацию риска и неопределенности на рынке;
  • про обеспечение прав собственности и защиты личности предпринимателей;
  • про действенную реализацию антимонопольной политики и противодействия недобросовестной конкуренции и др.

В то же время предпринимателям необходимо принять принципы социальной ответственности и деловой этики и, тем самым, развить у себя позитивное самосознание. Предполагается, что только при соблюдении этих условий бизнес может преобразоваться в самостоятельную социально-активную группу, которая имеет специфические общие интересы и способна быть опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

Читайте также:  Примеры кредитования бизнеса обществознание

Особенности построения системы отношений между бизнесом и обществом

На данном этапе развития экономических отношений взаимодействие бизнеса и гражданского общества находится на начальном пути своего развития. Особенно это касается Российской Федерации, которая относительно других развитых стран не так давно встала на путь рыночных преобразований.

Такое положение дел обусловлено тем, что изначально не предопределяется способность и потребность власти, бизнеса и общества в социальном взаимодействии между ними. Поэтому государственным органам необходимо сформировать у бизнеса и повысить его социальную ответственность. При этом процесс ее формирования базируется на принципах благотворительности и служения, которые во многом были сформулированы американским предпринимателем Эндрю Карнеги.

Концепция социальной ответственности бизнеса формировалась в 1960–70-х годах в США, Европе и Японии. С тех пор она заключается в том, что основными заботами предпринимательского сектора являются не только получение прибыли и исполнение налоговых обязательств (что, кстати, способствует финансовому обеспечению решений социально значимых проблем), но и разделение с обществом ответственности за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы. Следовательно, бизнес должен быть вовлечен в устранении этих проблем современности.

Общественность же не должна быть безучастной, ей также следует вступать в активное взаимодействие с бизнес-структурами. Т.е. предлагать им участие в совместной реализации проектов, в чем могут быть заинтересованы предприниматели. Это также способствует интенсификации общественного развития.

Источник: spravochnick.ru

Влияние государства на бизнес

Границы вмешательства государства в регулирование предпринимательства всегда вызывали массу споров.

13-30 сентября 2010 г. компания HeadHunter провела исследование специально для журнала «Коммерсант-Власть», опросив представителей 162 российских компаний, чтобы выяснить, как сказывается государственное вмешательство на развитии их бизнеса.

Государство в нашей стране выступает в качестве своеобразной «невидимой руки рынка». Почти 2/3 опрошенных компаний признали, что государство вмешивается в регулирование сферы их бизнеса. Треть респондентов, однако, не видят или не хотят видеть, чтобы государство как-либо влияло на их предпринимательскую деятельность.

Большинство респондентов, бизнес которых регулируется государством, считают, что это создает проблемы и мешает развитию бизнеса. Что касается компаний, не испытывающих влияния со стороны государства, то половине из них от этого ни тепло ни холодно. Треть считают невмешательство государства большим плюсом. И лишь в пятой части компаний были бы рады помощи государства.

Респонденты отметили, что чаще всего позитивное или негативное вмешательство государства происходит именно на законодательном уровне. Интересно, что мало кто затруднился ответить на вопрос, как государство мешает. И почти каждый пятый респондент не смог ответить, чем же оно помогает. Чуть больше респондентов, отметили, что лучшая помощь их бизнесу со стороны государства — невмешательство.

56% опрошенных, бизнесу которых государство мешает, отметили, что оно постоянно меняет законодательную базу, в связи с чем, их работа усложняется. Однако, по словам 42% респондентов, необходимая нормативная база так и не была создана. Для каждой четвертой компании вмешательство государства в бизнес сопровождается повышением налогов и акцизных сборов. Среди других мер, негативно сказывающихся на бизнесе, респонденты отметили ограничение импорта и экспорта, регулирование ценообразования, ограничение потребления продукта компании, требование поддержки государственных инициатив и др.

Читайте также:  Бизнес на айфонах где покупать

В рамках опроса мы попросили респондентов привести хотя бы один пример позитивного или негативного вмешательства государства. Распределение ответов сложилось следующим образом: 25% респондентов указали пример положительного влияния и 75% отрицательного. В приведенной ниже таблице указаны некоторые примеры высказываний.

Какой последний пример позитивного или негативного вмешательства государства в сферу вашего бизнеса вы можете привести?

Позитивный пример Негативный пример
«Нулевая пошлина на экспорт нефти месторождений Восточной Сибири»«Тарифная политика в области энергетики для промпредприятий»
«Демонополизация рынка внутренних авиаперевозок»«Увеличен страховой платеж в пенсионный фонд более чем в 2 раза по сравнению с 2009 г.»
«Поддержка производств нашей компании в малых городах»«Изменение таможенной политики на ввоз высокотехнологичной продукции»
«Установление заградительных пошлин для продукции иностранных компаний (Китай)»«Закон об обращении лекарственных средств: резкое ограничение возможностей проведения постмаркетинговых исследований и образовательных мероприятий для специалистов медицинской области»
«Снижение пошлины на ввоз товаров, не производящихся на территории нашей страны»«Закрытие игорного бизнеса»
«Попытка урегулировать теневые зарплаты и сделать их белыми»«Увеличение налогов с ФОТ, введение в действие закона о персонифицированных данных»

Более половины компаний, в чей бизнес государство вмешивается, считают, что им и другим игрокам рынка стало бы работать легче, если бы этого не происходило. Полегчало бы от отсутствия государственного регулирования даже тем, кто этого регулирования не ощущает. Причем среди компаний, отрицающих какое-либо влияние государства на их сферу бизнеса, большинство таких, которые хотели бы, чтобы оно влияло еще меньше.

Большинство компаний не предпринимает никаких попыток к тому, чтобы как-то усилить или ослабить влияние государства. Это связано с тем, что респонденты чувствуют свою беспомощность и не верят, что какие-то выступления могут дать результат. Те, кто предпринимает конкретные действия для ослабления роли государства, отметили, что регулярно пишут письма правительству, ссылаясь на законодательство, судятся с ним, оперативно обжалуют то или иное постановление, или просто его обманывают, например, платя черные зарплаты сотрудникам.

Компании, не испытывающие влияния государства, хотят увеличить это влияние в два раза чаще, чем компании, уже ощущающие его на себе. Для того чтобы усилить влияние государства некоторые компании проявляют активность во взаимодействии с правительством, внося соответствующие предложения.

Практически каждый третий респондент отметил, что у его компании есть административный ресурс. Чаще всего это связи на уровне федеральной, городской или областной власти.

Подавляющее число опрошенных считают, что для успешного ведения бизнеса необходимы налаженные контакты с чиновниками. Причем те, кто уже обладает административными ресурсами, отмечают, что без них нельзя обойтись. А треть тех, у кого нет соответствующих «подвязок», считают, что можно обойтись и без этого.

Половина респондентов, бизнес которых поддерживает государство, считают, что вести бизнес без взяток чиновникам практически невозможно. Среди тех, кто административного ресурса не имеет, таких меньше на 13%. Подавляющее число компаний, не имеющих государственную поддержку, считают, что можно вести бизнес без взяток чиновникам, и они доказывают это своим примером.

Большинство компаний, отказались бы от жесткого регулирования сферы их бизнеса, даже в случае, если бы для них были сделаны особые послабления. Причем практически нет разницы в распределении ответов у компаний, в бизнес которых вмешивается государство, и компаний, где его влияние отсутствует.

Читайте также:  Такси как бизнес программы

Многие респонденты считают, что государство могло бы внести свою лепту в облегчение работы их компании. В первую очередь, по их мнению, необходимо снизить налоги или предоставить льготную систему налогообложения. Помимо этого, нужно бороться с коррупцией и совершенствовать законодательную базу, делая ее более прозрачной. Также компании хотят грамотного контроля за соблюдением всех нормативов. По словам респондентов, бизнесу нужно давать большую свобод: оказывать минимальное влияние или не вмешиваться вообще.

Что, по вашему мнению, могло бы сделать государство для облегчения работы компаний в вашей сфере?

  • «Создать работающие логичные и четко исполняющиеся законы, не требующие для их реализации от компаний большого вклада денежных средств»;
  • «Реформировать правовое поле, следить за соблюдением законности, сократить административные барьеры»;
  • «Упростить процедуры сертификации и таможенные правила»;
  • «Ввести прозрачные и одинаковые для всех правила игры и менять их чуть реже, чем при каждой смене направления ветра»;
  • «Проводить антимонопольное регулирование в сфере ценообразования на оборудование и программы»;
  • «Снизить налоговую нагрузку, снизить таможенные барьеры, освободить от сборов и налогов вновь ввозимое оборудование, ввести льготы для предприятий проводящих модернизацию и реконструкцию»;
  • «Создание льготных кредитных программ для инвестирования и развитий промышленных мощностей»;
  • «Помощь в организации подготовки специалистов по различным рабочим и инженерным специальностям»;
  • «Осуществить проверку соблюдения норм трудового и миграционного законодательства на предприятиях»;
  • «Конкретней прописывать нормы законодательства, оперативно предоставлять разъяснения по законодательству, обучать/повышать квалификация чиновников»;
  • «Установить порядок адекватных цен на аренду торговых и офисных площадей и налоговые отчисления»;
  • «Упростить оформление документов для предприятий малого бизнеса»;
  • «Упрощение получения грузов с таможни. Грузы долго преодолевают таможню долго и путем взяток»;
  • «Держать проверяющих на работе в налоговой инспекции, ориентированных на помощь проверяемых организаций, а не ищущих «преступников», и внутренне ненавидящих своих подопечных».

Средний уровень вмешательства государства в сферу бизнеса их компании респонденты оценили в 3,7 баллов по 5-балльной шкале, где 5- это максимум и 1-минимум. Сильнее всего, по оценкам респондентов, влияние ощущается в СМИ, работе многопрофильных холдингов, автомобильном бизнесе, FMCG, транспортной и телекоммуникационной сферах. Ниже всего уровень вмешательства в маркетинге, Интернет-области, финансовой сфере.

Информация для СМИ и представителей компаний

Компания HeadHunter анализирует самую крупную базу резюме и вакансий в Рунете, обновляемую ежесекундно и проводит опросы пятимиллионной аудитории экономически активного населения России:

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:

Код для вставки в блог

HeadHunter

  • О компании
  • Наши вакансии
  • Реклама на сайте
  • Требования к ПО
  • Защита персональных данных
  • Безопасный HeadHunter
  • Этика и комплаенс
  • HeadHunter API
  • Партнерам
  • Инвесторам
  • Условия оказания услуг
  • Условия использования сайтов

Новости и статьи

  • Новости рынка HR
  • Жизнь в компании
  • ИТ-проекты
  • Рейтинг работодателей России

Сервисы для соискателей

  • Готовое резюме
  • Все сервисы
  • Профориентация
  • Продвижение резюме
  • Хочу у вас работать
  • Производственный календарь
  • Экспертная рекомендация

Молодым специалистам

  • Карьера для молодых специалистов
  • Школа программистов
  • Школа продактов
  • Поиск сотрудников
  • Помощь
  • Пользовательское соглашение
  • Каталог компаний
  • Работа по профессиям
  • Уведомления в мессенджер

Сегодня на сайте 1196586 вакансий , 64202140 резюме , 1934196 компаний и за неделю 3241271 приглашение

Источник: hh.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин