Предпринимательство – это деятельность с целью получения прибыли, посредством продажи товаров или услуг, в условиях неопределенности и риска.
Предпринимательство может осуществляться физическими и юридическими лицами. Юридические лица отвечают по своим обязательствам уставным капиталом (сумма средств, инвестированных собственниками), а физические своим собственным имуществом.
Виды предпринимательства:
— бизнес – крупный, средний, малый (субъект – частный предприниматель).
Государственное предпринимательство — вид экономической активности от имени предприятия учрежденного государственными органами или органами МСУ. (одна из форм прямого вмешательства государства в экономику)
Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя.
Значение для экономики:
— использование ресурсов для создания благ;
— создание рабочих мест;
— налоги в бюджеты всех уровней;
Проблемы:
Политические условия экономического развития — Илья Локшин
— трудности поиска ресурсов;
— не полностью отрегулировано правовое поле
— неопределенность и риск
Государство занимается поддержкой и регулированием (регулирование ограниченности ресурсов, конкурентной борьбы)
Методы регулирования:
— правовые – гражданский кодекс, трудовой кодекс, налоговый кодекс, ФЗ об инвестициях, банках, страховании и т.д. Государство как бы расписывает правила игры.
— экономические – субсидии, дотации, налоги, кредиты.
— административные – условия регистрации, нормы и правила по разным видам деятельности, лицензирование. Определяют условия доступа до ресурсов.
Уровни:
— федеральный – министерство финансов, министерство экономического развития торговли, министерство регионального развития, министерство промышленности;
— региональный – департаменты экономики, финансов, развития предпринимательства;
— местные – федеральный, региональные и местные органы общей и специальной компетенции (налоговая, трудовые, энергетические, пожарные).
Ситуация в Росси:
— низкая предпринимательская активность;
— незначительна доля малого бизнеса;
— высокая степень теневого бизнеса.
Государственная поддержка предпринимательства в первую очередь направлена на: сектор экономики сельского хозяйства и промышленности, предприятиям инновационного направления, продвижение продукции на мировой рынок, поддержка малого бизнеса, в том числе и в ТО.
В Томской области проводятся следующие направления поддержки малого и среднего предпринимательства:
— конкурс «Бизнес –старт»- для предприятий с инновационной, внедренческой или хозяйственной деятельности в сельской местности. Субсидия -300 т.р. с условиями софинансирования 50%.
— конкурс «Первый шаг» — субсидия 300 т.р. с условиями софинансирования 20 %. Для безработных или лиц ищущих работу
— субсидирование части расходов предпринимателей по продвижению товаров и услуг за пределы ТО и РФ.
Понятная экономика: денежно-кредитная политика
Субсидия-средства передаваемые из вышестоящего бюджета, на условиях софинансирования программ, проектов.
Экономическая политика государства: цели, типы, механизмы реализации.
Экономическая политика – это целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы микро- и макроуровня, нацеленные на повышение эффективности производства и удовлетворения потребностей общества.
Объект: болевые точки экономики, требующие косвенного или прямого вмешательства органов государственной власти, вследствие того, что в них периодически возникают проблемы, конфликты, трудности (доходы населения, предпринимательство, конкуренция, цены)
Субъекты: органы государственной исполнительной власти реализующие экономическую политику, государство.
Необходимость и возможности гос регулирования экономики:
— общественные потребности и блага
Возможности: (все возможности связанны с ресурсами)
— административные (рабочая сила)
— финансовые (материальная возможность)
Роль государства в экономике:
— реформирование – деятельность органов власти, направленная на изменение основ и принципов экономической системы ( создание условий для развития рынков, создание системы рынков)
— управление – (управление реформой, системой жизнеобеспечения, ресурсами)
— ГРЭ – это целенаправленное воздействие органов государственной власти на процесс воспроизводства с целью решения социально-экономических целей и задач.
Концепция ГРЭ – основная идея, система взглядов, отражающих представление о стратегии социально-экономического развития, путях и способах регулирования экономики. (Концепция социально-экономического развития, концепция борьбы с бедностью, концепция развития промышленности).
Инструменты гос регулирования экономики (средства воздействия правительства на соц-экономические процессы): дотации, субсидии, налоги, кредиты, социально-экономические программы.
Стратегические цели гос экономической политики:
-экономическая стабильность; Задачи: экономический рост, антикризисная политика
— социальная стабильность; соц защита, соц обеспечение разных слоев населения;
— повышение конкурентной среды – антимонопольная политика, поддержка малого бизнеса;
— внешнеэкономическая стабильность – повышение конкурентоспособности отечественных продуктов
— управление гос.сектором экономии –собственностью, финансами.
Типы:
1. По направлениям: социальная, инвестиционная, промышленная, аграрная, регулирование рынка товаров и услуг и т.д.
2. По параметрам: увеличение (повышение доходов), снижение (уровень безработицы), стабилизация (стабильное научно-техническое развитие).
3. По целям: стабилизация экономики, эффективность экономики (максимальная отдача имеющихся ресурсов), управление ресурсами (увеличение и сохранение невоспроизвод ресурсов)
Актуальные проблемы:
— опасность возврата кризиса
— социальные проблемы: безработица
— в РФ существуют не конкурентно способные предприятия — повышение конкурентоспособности предприятий на мировом рынке
— неразвитость бизнеса — поддержка малого бизнеса
Актуальные проблемы для ТО:
— демографические
— истощение запасов нефти и газа
— резкое падение мировых цен на нефть
Механизмы – это определенная последовательность вмешательства государства в социально-экономические процессы и использование отдельных инструментов регулирования экономики. Инструменты: правовые (законы), административные (органы гос.власти), экономические (распоряжение деньгами), надзорные (контроль за движением денег).
ПНП «Развитие АПК»
— ускоренное развитие животноводства
— стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК
— обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.
Проект действовал до 2008 года, из-за кризиса его закрыли. Заменили на государственные целевые программы. В ТО целевые программы – «Животноводство», «Свиноводство», «Птицеводство».
Целевые программы отличаются от «АПК» тем что «АПК» было направлено на развитие на селе.
Особо ценное имущество.
Критерии отнесения имущества к особо ценным:
— исходя из балансовой стоимости:
Интервал от 50 до 500 тыс. руб. (для АУ и БУ субъектов РФ)
50 – 200 тыс. руб.(уст-ся НПА местной администрации для МАУ и МБУ)
Сметы – КУ (бюджетная отчетность, отчет о выполнении гос задания)
Бюджет и план хозяйственно-финансовой деятельности, гос задание – АУ и БУ (бух отчет, о выполнении задания, использовании имущество)
АУ не обязательно будут получать гос задания.
Бюджет | Смета |
Форма образования доходов и расходов на финансовый период | План доходов и расходов |
Документ политический (принимается представительным органом власти) | Технический документ (доводится до вышестоящих органов) |
Наличие собственных ресурсов | Нет собственных ресурсов |
Самостоятельность в определении расходования | Жесткое определение статей расходов, не подлежат распределению и перераспределению |
Государственная политика в области развития предпринимательства.
Предпринимательство – это деятельность с целью получения прибыли, посредством продажи товаров или услуг, в условиях неопределенности и риска.
Предпринимательство может осуществляться физическими и юридическими лицами. Юридические лица отвечают по своим обязательствам уставным капиталом (сумма средств, инвестированных собственниками), а физические своим собственным имуществом.
Виды предпринимательства:
— бизнес – крупный, средний, малый (субъект – частный предприниматель).
Государственное предпринимательство — вид экономической активности от имени предприятия учрежденного государственными органами или органами МСУ. (одна из форм прямого вмешательства государства в экономику)
Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя.
Значение для экономики:
— использование ресурсов для создания благ;
— создание рабочих мест;
— налоги в бюджеты всех уровней;
Проблемы:
— трудности поиска ресурсов;
— не полностью отрегулировано правовое поле
— неопределенность и риск
Государство занимается поддержкой и регулированием (регулирование ограниченности ресурсов, конкурентной борьбы)
Методы регулирования:
— правовые – гражданский кодекс, трудовой кодекс, налоговый кодекс, ФЗ об инвестициях, банках, страховании и т.д. Государство как бы расписывает правила игры.
— экономические – субсидии, дотации, налоги, кредиты.
— административные – условия регистрации, нормы и правила по разным видам деятельности, лицензирование. Определяют условия доступа до ресурсов.
Уровни:
— федеральный – министерство финансов, министерство экономического развития торговли, министерство регионального развития, министерство промышленности;
— региональный – департаменты экономики, финансов, развития предпринимательства;
— местные – федеральный, региональные и местные органы общей и специальной компетенции (налоговая, трудовые, энергетические, пожарные).
Ситуация в Росси:
— низкая предпринимательская активность;
— незначительна доля малого бизнеса;
— высокая степень теневого бизнеса.
Государственная поддержка предпринимательства в первую очередь направлена на: сектор экономики сельского хозяйства и промышленности, предприятиям инновационного направления, продвижение продукции на мировой рынок, поддержка малого бизнеса, в том числе и в ТО.
В Томской области проводятся следующие направления поддержки малого и среднего предпринимательства:
— конкурс «Бизнес –старт»- для предприятий с инновационной, внедренческой или хозяйственной деятельности в сельской местности. Субсидия -300 т.р. с условиями софинансирования 50%.
— конкурс «Первый шаг» — субсидия 300 т.р. с условиями софинансирования 20 %. Для безработных или лиц ищущих работу
— субсидирование части расходов предпринимателей по продвижению товаров и услуг за пределы ТО и РФ.
Субсидия-средства передаваемые из вышестоящего бюджета, на условиях софинансирования программ, проектов.
Источник: lektsia.com
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Данные для цитирования: . ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.
В целях развития малого и среднего предпринимательства в России на сегодня, сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого бизнеса, основным элементом которой является Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется Минэкономразвития России с 2005 года. Основной целью ее является увеличение доли малого бизнеса в экономике России. В рамках программы Минэкономразвития России распределяет средства федерального бюджета между субъектами Российской Федерации на конкурсной основе в целях реализации мероприятий региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования.
В 2014 году в России действуют различные программы государственной поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства). Поддержка может предоставляться в форме: денежных субсидий; обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов); стажировок; льготного лизинга; бизнес-инкубаторов; льготного/бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание); льготного/бесплатного участия в выставках и ярмарках; грантов.
Необходимость софинансирования расходных обязательств из средств региональных бюджетов позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать региональные власти к повышению эффективности программ поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом уровень софинансирования зависит от индекса бюджетной обеспеченности региона, рассчитываемого Минфином России, и в среднем составляет около 70%.
Рисунок 1. Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2005-2014 года [2]
Как видно из рисунка 1, начиная с 2009 года расходы федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства значительно увеличились, что обусловлено реализацией антикризисного пакета мер и общим увеличением количества субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы.
В целом реализация программы направлена на удовлетворение потребностей различных категорий субъектов малого предпринимательства
в финансовых, имущественных, информационных и иных видах ресурсов. Начиная с 2010 года приоритеты программы заметно изменились — основными мероприятиями поддержки стали содействие развитию малого инновационного предпринимательства, лизинговая поддержка, поддержка экспортно-ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки [3].
Развитие конкуренции в сфере малого и среднего бизнеса сдерживается различными факторами и барьерами. Конкурентная среда не защищена от установления новых административных барьеров. Опросы предпринимателей свидетельствуют о том, что административные барьеры являются существенными, а для некоторых предприятий запретительно высокими. В связи с этим на сегодня необходимо со стороны государства продолжить системную работу по анализу, ликвидации и снижению административных барьеров в экономике, в том числе:
1) требуется дальнейшее совершенствование системы лицензирования отдельных видов деятельности, предусматривающее: расширение сферы действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и повышение его универсальности; децентрализацию лицензирования путем передачи полномочий в области лицензирования наиболее массовых видов деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с одновременным наделением уполномоченных федеральных органов исполнительной власти функциями по контролю за лицензирующими органами на региональном уровне; прекращение иных форм государственного контроля (надзора) в отношении тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию, в целях исключения дублирования государственных функций; дальнейшее упрощение процедур лицензирования, в том числе сокращение сроков рассмотрения заявлений субъектов предпринимательства и предоставление возможности электронного лицензирования посредством использования общедоступных телекоммуникационных систем [1, с. 32];
2) необходимо проводить работу по замене обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия;
3) требуется ускорить разработку первоочередных проектов технических регламентов, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании»;
4) необходимо разграничить функции по контролю и надзору в отдельных сферах, в том числе в сферах здравоохранения, транспорта, нефтехимии, производства продуктов питания и строительных материалов. Государственный контроль качества должен быть заменен соответствующей деятельностью субъектов рынка — лабораторий, исследовательских и испытательных центров, аккредитованных в органах исполнительной власти. Порядок аккредитации при этом должен быть прозрачным и недискриминационным. В отдельных случаях по результатам анализа ряд подобных функций может быть передан саморегулируемым организациям или отраслевым объединениям;
5) на конкурентных рынках следует существенно сократить количество унитарных предприятий, функционирование которых может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями. Необходимо обеспечить передачу имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления публичных функций, в казну с последующей приватизацией либо формированием имущественного фонда для сдачи в аренду хозяйствующим субъектам;
6) необходимо расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;
7) в органах власти должна быть внедрена процедура экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленная на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;
8) необходимо усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов и отдельных прав (например, права пользования недрами, лесными, водными и биоресурсами) в целях обеспечения справедливых условий такого распределения, реализации принципов прозрачности и состязательности. Непрозрачные механизмы распределения создают существенные барьеры входа на рынок новых участников;
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует разработать и принять региональные программы развития конкуренции, к задачам которых должны быть отнесены в том числе:
- упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
- сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;
- организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
- повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
- сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
- развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;
- развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Региональные программы развития конкуренции должны включать в себя общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе, отраслевые меры, учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков, а также меры, направленные на развитие сферы торговли, в том числе различных форматов осуществления торговой деятельности. Стратегической целью реализации региональных программ развития конкуренции является выравнивание условий конкуренции в различных субъектах Российской Федерации.
Но, пока, вследствие существования кризисных явлений в экономике в 2014-2015 годах, субъекты малого предпринимательства будут все равно замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение; прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов; пересматривать методы работы с контрагентами. Кризис может обусловить значительное количественное сужения малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность. Возможно также в дальнейшем сокращение численности занятых на малых предприятиях и снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Список литературы:
- Селищева Ю. Административные барьеры развития малого бизнеса: проблемы и пути решения / Ю. Селищева // Предпринимательство. – 2014. — №13. – С. 32
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства — URL:
- Экспресс-анализ эффективности программ поддержки малого бизнеса (KPMG, 2014) — URL: type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА » description=»В статье рассматривается значение и особенности в России влияния государства на конкурентные отношения в сфере малого и среднего бизнеса. Анализируются основные направления снижения административных барьеров функционирования малого и среднего бизнеса. Подчеркивается значение разработки региональных программ развития конкуренции в России.» author=»Оберт Татьяна Борисовна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Источник: euroasia-science.ru
Презентация Государственное регулирование и система поддержки малого и среднего бизнеса
Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Государственное регулирование и система поддержки малого и среднего бизнеса. Доклад-сообщение содержит 12 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Тема: Государственное регулирование и система поддержки малого и среднего бизнеса
Слайд 2
Описание слайда:
1. Роль и функции государства в регулировании малого и среднего предпринимательства В области регулирования предпринимательства государство выполняет следующие функции: — законодательное обеспечение формирования субъектов предпринимательства; — создание единых правил игры; — поддержание конкурентной среды; — создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе; — стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию; — формирование и совершенствование организационной и рыночной инфраструктур предпринимательства; — обеспечение социальной ориентации процесса развития системы малого предпринимательства.
Слайд 3
Описание слайда:
2. Методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства Государственное управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с помощью различных методов и средств регулирования.
Слайд 4
Описание слайда:
Методы государственного регулирования: — прямого воздействия основаны не на самостоятельном выборе субъектов экономической системы, а на предписаниях государства; — косвенного воздействия создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектами экономических отношений предпочтительных вариантов развития, соответствующих целям экономической политики.
Слайд 5
Описание слайда:
Факторы влияния государства на систему малого предпринимательства : 1) политические 2) правовые 3) экономические
Слайд 6
Описание слайда:
Система управления рыночной экономикой
Слайд 7
Описание слайда:
Система государственного регулирования
Слайд 8
Описание слайда:
3. Понятие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Система поддержки малого и среднего предпринимательства — это совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Слайд 9
Описание слайда:
Система поддержки малого предпринимательства предполагает: • развитие инфраструктуры — создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях; • информационное обеспечение — создание баз данных для малых предприятий, а также муниципальных звеньев системы информационного обмена для субъектов малого предпринимательства; разработку системы доступа к информации субъектов малого предпринимательства, в том числе через средства массовой информации; • обучение кадров — создание специализированных программ для обучения социально незащищенных слоев населения, начинающих предпринимателей в депрессивных районах и сельской местности; создание современного методического обеспечения подготовки кадров для сферы малого предпринимательства; • выставочно-ярмарочную деятельность, проведение конференций, конкурсов, съездов и других массовых мероприятий.
Слайд 10
Описание слайда:
Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства : • развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ; • обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; • обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и сред- него предпринимательства; • оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; • увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; • обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; • увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; • повышение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Слайд 11
Описание слайда:
Функций системы поддержки: исследование и актуализация нормативно-правовой базы; осуществление ресурсной поддержки; координация и мотивация деятельности органов поддержки малого предпринимательства; содействие трансферу технологий; защита интересов предпринимателей.
Слайд 12
Описание слайда:
Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: — финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.
Источник: mypresentation.ru