1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Содержание понятий «предпринимательство» и «бизнес»:
эволюция и современность………………………………………………. …..6
1.2. История развития предпринимательства в России………………. …..10
2. Влияние кризисных явлений в экономике России на малый бизнес
2.1. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства………..24
2.2. Снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство…………………………………………………………28
2.3. Развитие малого предпринимательства в условиях кризиса………..…31
Содержимое работы — 1 файл
Вторая позиция состояла в предпочтении бесплатных методов приватизации (ваучерная модель с именными приватизационными чеками для всего населения) при допущении в ряде случаев платных методов, что стало основой закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». В законе РСФСР «О личных приватизационных чеках и счетах» предусматривалась возможность введения именных приватизационных счетов (чеках).
Пленарное заседание Форума с участием глав государств | Евразийский экономический форум 2023
Третья позиция отличалась отрицанием платных форм приватизации, что было отражено в новой программе КПСС. Однако партия не предложила конкретных механизмов для осуществления своей концепции.
Еще одной альтернативой стала приватизация «по Пияшевой» в Москве по методу ускоренной передачи имущества торговых предприятий членам трудового коллектива за небольшую символическую плату. Активным противником этого варианта был А. Чубайс и его единомышленники, считавшие, что при организации приватизации необходимо ориентироваться на частного собственника. Различие позиций Л. Пияшевой и А.Чубайса, занимавших в тот период довольно высокие посты во властных структурах, противоборство их команд явились одним из первых проявлений столкновения интересов различных групп новой партийно-чиновничьей элиты в ходе раздела госсобственности.
Разногласия подобного рода после событий августа 1991 г., распада СССР, устранения КПСС вылились в открытое противостояние парламента с одной стороны, президента и правительства — с другой.
Первым нормативным актом, долженствовавшим ввести процесс в законные рамки, стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (далее – Закон о приватизации). Закон о приватизации определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество.
Необходимо отметить, что основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, заключается в том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Этот вывод основан на опыте ряда развитых стран, в которых частный сектор как источник экономического роста, показал лучшие результаты, чем в тех странах, где ставку делали на государственный сектор. Государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики — стимула к максимизации прибыли. Негативное влияние оказывают фиксированные цены, дотации, план по производству и реализации, зачастую не ориентированный на рынок, избыточная занятость, низкая маневренность и пр.
По мнению Е.Гайдара: «… предприятия, находящиеся в государственной собственности неизбежно порождают конфликт интересов между избираемым политическим руководством и администрацией государственных предприятий».[11] Важно учитывать, что говоря о приватизации, речь должна идти не о примитивном замещении государственной собственности частной, а о повышении эффективности управления собственностью независимо от того, кто является ее титульным владельцем. Так, приватизация в России отодвинула на второй план иные инструменты реформирования государственной собственности: передачу государственного имущества в аренду, доверительное управление, концессию и другие, не связанные с переходом прав на имущество.
Итак, все государственные предприятия России были разделены на три группы:
мелкие (до 200 чел. работающих и стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. менее 1 млн. руб.);
средние (соответственно от 200 до 1000 чел. и до 50 млн. руб.);
крупные (свыше 1000 чел. и 50 млн. руб.).
Крупные предприятия подлежали акционированию, а их акции — продаже. Средние могли использовать как акционирование, так и иные способы приватизации. Мелкие же предполагалось выставлять на аукционы и конкурсы.
Приватизация, пожалуй, стала одним из самых политизированных элементов российских рыночных реформ. Начиная с 1992 г. она прошла три этапа: ваучерная приватизация (1992-1994 гг.), денежная приватизация (1995-1996 гг.) и денежная приватизация образца 1997 г. Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества.
В 1999 году процесс массовой приватизации (в том числе и крупных объектов) завершился. Установились основные участники передела оставшейся собственности (государственных естественных монополий).
К 2001 г. в собственности РФ по всему народному хозяйству насчитывалось 13 786 государственных унитарных предприятий и 23 099 учреждений. Государство также являлось акционером 3 316 хозяйственных обществ с разной долей своего участия. Оно составляло 100% для 382 из этих обществ, свыше 50% — для 470, от 25 до 50% — для 1601, менее 25% — для 863. Также в федеральной собственности находились объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн. м2: часть из них (214 млн. м2) была передана в коммерческое пользование, а другая (123 млн. м2) — в некоммерческое. [12]
Это внушительное хозяйство оказывалось по существу безнадзорным. Исправить положение была призвана принятая 9 сентября 1999 г. постановлением правительства «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ». Основная идея Концепции — переход к основательной регламентации деятельности названных предприятий и надзирающих за ними «представителей государственных интересов» (избираемых по конкурсу). При этом основная тяжесть такой работы возлагалась на отраслевые органы исполнительной власти, ответственных и за подбор «представителей».
Развил и конкретизировал основные положения Концепции принятый в декабре 2001 г. федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Законом проведено строгое разграничение полномочий между законодательным собранием, правительством и президентом в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью. Тогда же, в декабре 2001 г., Министерство государственного имущества (МГИ) утвердило регламент действий государственных представителей на тех предприятиях, где государству принадлежит блокирующий пакет акций. Регламент касается вопросов подготовки к собраниям акционеров, формирования бюджетной и дивидендной политики предприятия, выработки приоритетных направлений его развития.[13]
В 2002 г. правительство РФ приняло ряд нормативных актов, конкретизирующих методы и процедуры приватизации, предусмотренные законом 2001г.: постановление от 31 июля «Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» (т. е. правил определения минимальной цены, по которой возможно отчуждение государственного или муниципального имущества); «Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества» от 9 июля (в них определяются подлежащий приватизации состав имущества, способ его приватизации и нормативная цена); «Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» от 19 августа года.
Наконец, был принят федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который детально определяет права и обязанности этих предприятий, способы их реорганизации и ликвидации.
В ближайшие годы нет никаких оснований ожидать нового всплеска массовой приватизации. Более того, в последние годы явно обнаруживается тенденция к деприватизации. Начиная с 1998 г. в собственность государства вернулось 8 тыс. предприятий. В муниципальном секторе этот процесс протекал еще более активно. В собственность муниципалитетов из частного владения «возвратилось» 39 тыс. организаций и предприятий.
Развитие предпринимательской деятельности шло параллельно с формированием правовой базы. С 1992 года начинает формироваться налоговая система, вводится в действие Гражданский кодекс, ряд других правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательства. За последние годы наблюдается тенденция к кодификации законодательной базы.
С 1999 года введена в действие часть первая Налогового кодекса РФ, а с 2001 года – вторая (специальная) часть. С 2008 года вступила в действие часть четвертая Гражданского кодекса РФ. Однако, необходимо учитывать, что говорить об устоявшихся правовых основах еще рано.
Множество пробелов и недостатков в правовой базе (в том числе в налоговом законодательстве), наряду с высокой динамикой правовых норм (постоянным изменением и дополнением) значительно усложняют предпринимательскую деятельность. В ряду организационных вопросов можно отметить высокий бюрократизм и значительные административные препятствия, коррумпированность государственных органов и органов местного самоуправления. Это приводит к лоббированию интересов отдельных предпринимательских структур, соответственно не обеспечивает свободный доступ на рынок, снижает конкурентоспособность «иных» предпринимателей, хотя, нужно отметить, что их численность очень не значительна.
2. Влияние кризисных явлений в экономике России на малый бизнес
2.1. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства
Вопросы малого предпринимательства всегда были актуальны, ведь оно имеет большое значение в экономике и социальной структуре. Оно придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, обеспечивает прорыв по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и снимает другие проявления социальной напряженности (рис. 1).
Рис. 1. Направления воздействия малого бизнеса на экономику
«По данным Федеральной службы государственной статистики число малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей — 3,4 млн. человек. В 2007 г. продолжали расти объемы оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 г. можно рассматривать как положительные».[14]
Необходим ответить, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006 — 2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть снижены воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированными в III квартале 2008 г. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность. Существуют также и специфические факторы: резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам.
Как правило, субъекты малого предпринимательства в меньшей степени, чем крупные и средние предприятия, пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Они используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящее время испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять им кредиты.
В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск — на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление в целях сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут:
замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение деятельности (покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);
наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков и перестанут пользоваться услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.
Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К ним, прежде всего, относятся:
предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/ муниципальному заказу.
Основные проблемы субъектов малого предпринимательства обобщены в таблице 1.
Основные проблемы субъектов малого предпринимательства
Источник: www.turboreferat.ru
Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес
Как уже указывалось выше, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и региональном уровне.
Итоги активизации показывают данные Федеральной службы государственной статистики, число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей — 3,4 млн. человек. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких лет.
Однако положительные тенденции развития малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и России. К общим негативным факторам можно отнести, например, снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних компаний не является сильно выраженной, кризис ликвидности сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям.
Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам малого предпринимательства.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штата, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих, для малого бизнеса станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию — отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги некоторые организации могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех из них, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг. Например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.
В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, они будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким, прежде всего, относятся:
- — предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
- — предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
- — предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
- — предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
- — предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.
Источник: vuzlit.com
Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес
Миронова Е.Ю. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 73-74;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=450 (дата обращения: 23.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.120
«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.685
«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.007
«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.831
«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.578
«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.484
«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.385
«Научное Обозрение.
Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.723
«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 1.117
«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.738
«Научное Обозрение. Технические Науки» ИФ РИНЦ = 0.887
«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 0.372
Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований
Научный журнал | ISSN 1996-3955 | ПИ №77-60735
Журнал издается с 2007 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier).
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Сайт работает на универсальной издательской платформе RAE Editorial System
Источник: applied-research.ru
