Устранение диспропорций в социально – экономическом развитии регионов России является одной из важнейших целей национального развития. В данной статье приводится сравнительный анализ малых предприятий и организаций по видам экономической деятельности в различных округах, а также рассматривается роль малого предпринимательства в социально – экономическом развитии на примере центрального федерального округа.
Ключевые слова
Об авторе
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
Россия
Аспирант, ассистент кафедры
Кафедра экономики инноваций и финансов
Список литературы
1. Зенкина Е.В. Развитие международного бизнеса в постиндустриальной экономике. Известия МГТУ «МАМИ». Серия «Экономика и управление». 2014. № 1 (19).
Т. 5. С. 34–36.
2. Голодова Ж.Г., Смирнов П.А. Малое предпринимательство: роль в социально-экономической системе. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021.
Т. 21. № 3. С. 567–579.
3. Захарова Н.В., Лабудин А.В. Малое и среднее предпринимательство в европейских странах: основные тенденции развития. Управленческое консультирование. 2017. № 12 (108). С. 64–77.
4. Захарова Н.В. Формирование инновационной экономики и инновационных систем стран Европейского союза: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010. 46 с.
5. Подбиралина Г.В., Мигалева Т.Е. Малый и средний бизнес в экономике зарубежных стран. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 104 с.
Источник: www.pp-mag.ru
Влияние малого бизнеса на социально экономическое развитие региона
Институт малого предпринимательства в современной мировой экономике является неотъемлемой и важной частью экономической структуры любой страны. В Российской Федерации малый бизнес является одной из перспективных форм ведения хозяйственной деятельности.
Для оказания грамотной поддержки сектора малого предпринимательства необходимо учитывать особенности каждого региона. В данной статье представлены результаты анализа влияния социально-экономических факторов на уровень развития малого бизнеса в регионах Российской Федерации.
Было сделано предположение, что в разных группах регионов влияние социально-экономических факторов на уровень развития малого бизнеса различно. В связи с этим многомерный массив исходных данных был разбит на однородные группы регионов методами многомерной классификации данных (были использованы различные методы кластерного анализа). Далее эконометрическое моделирование проводилось для каждого кластера отдельно. Были построены и протестированы эконометрические модели оборота малых предприятий для каждой группы регионов. Все полученные модели допускают экономическую интерпретацию, обладают достаточно хорошей объясняющей способностью и могут быть использованы для дальнейшего анализа, например, в проектах стимулирования активности малого бизнеса в регионах РФ, а также для прогнозирования.
методы многомерной классификации
кластерный анализ
малый бизнес
однородные группы регионов
оборот малых предприятий
эконометрическая модель
1. Кузнецова И.В., Кузнецов П.В. К вопросу о развитии малого бизнеса в России // Технико-технологические проблемы сервиса. 2010. № 2 (12). С. 92–93.
2. Шелехова Л.В., Минченко К.А. Малый бизнес как фактор стабильности экономики региона (на материалах республики Адыгея) // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов юга России: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Майкоп, 26 ноября 2015 г.). Майкоп: Издательство Адыгейский государственный университет, 2015. С. 158–164.
3. Филонова Е.С., Букреева Ю.В. Анализ состояния регионов Центрального федерального округа по показателям предприятий малого и среднего бизнеса // Вестник финансового университета. 2013. № 6 (78). С. 35–47.
4. Манухина А.В. Анализ влияния социально-экономических факторов на формирование малого бизнеса в регионах Российской Федерации // Вестник университета. 2012. № 3. С. 172–177.
5. Репина Е.Г. О некоторых аспектах статистического исследования деятельности микрофинансовых организаций и их влиянии на развитие малого и среднего бизнеса в России // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 13-й Международной научно-практической конференции (Самара, 27–28 ноября 2014 г.). Самара: Издательство Самарский государственный экономический университет, 2014. С. 239–241.
6. Ермолина А.А. Социально-экономические характеристики региона как детерминанты инновационной деятельности малых предприятий в России // Инновационное развитие экономики. 2017. № 6 (42). С. 47–54.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 10.02.2019).
8. Суханова Е.И., Ширнаева С.Ю. Различные подходы к моделированию и прогнозированию макроэкономических процессов // Фундаментальные исследования. 2015. № 12–2. С. 406–411.
9. Суханова Е.И., Левченко Т.С., Прилипко Е.Е. Классификация регионов России по уровню развития малого бизнеса // Вестник Самарской государственной экономической академии. 2005. № 1 (16). С. 110–121.
10. Суханова Е.И., Ширяева Л.К. Начальный курс эконометрики: Руководство к решению задач: учебное пособие для вузов. 3-е изд. испр. и доп. Самара, 2017. 200 с.
Институт малого предпринимательства в современной мировой экономике является неотъемлемой и важной частью экономической структуры любой страны. Малый бизнес способствует формированию конкурентной среды, гибко реагирует на спрос потребителей, расположен к ускоренному освоению инвестиций, а также влияет на инновационную активность субъектов экономики, способствует повышению занятости населения, что отображается на благосостоянии всего общества. В Российской Федерации данный сектор недостаточно развит. Поэтому повышается значимость статистического анализа развития малого предпринимательства.
В Российской Федерации сектор малого бизнеса является одним из перспективных форм ведения хозяйственной деятельности. В литературе уделяется большое внимание данному сектору. Так, авторы работы [1] рассматривают возможности развития малого бизнеса на территории России.
В исследовании [2] авторы проводят статистический анализ, который показывает значимость развития сферы малого предпринимательства на примере материалов республики Адыгея. В статье [3] для анализа состояния регионов Центрального федерального округа по показателям предприятий малого и среднего бизнеса авторы предварительно применяют кластерный анализ для группировки регионов. Автор работы [4] классификацию регионов по уровню развития малого бизнеса проводит по главным компонентам. В статье [5] автор исследует влияние числа микрофинансовых организаций на интенсивность развития малого и среднего бизнеса в регионах РФ. В исследовании [6] анализируются факторы развития инновационной деятельности малых предприятий промышленного производства.
Цель исследования: провести анализ влияния социально-экономических факторов на уровень развития малого бизнеса по регионам всех федеральных округов России с применением методов многомерной классификации объектов для получения однородных групп регионов и построения эконометрических моделей по каждой такой группе.
Материалы и методы исследования
Результаты деятельности малого предпринимательства зависят от состояния экономики страны в целом, от значений ее социально-экономических показателей, отражающих степень активности субъектов малого бизнеса.
Одним из ключевых показателей тенденции развития и результативности деятельности малого бизнеса в Российской Федерации является оборот малых предприятий, динамика изменения которого с 2005 г. по 2017 г. представлена на рисунке (источник: «Регионы России. Социально-экономические показатели» (2005–2018 гг.)).
За этот период в среднем наблюдался рост (хотя и неравномерный) оборота малых предприятий РФ, особенно заметный в период с 2015 по 2017 г. Значение данного показателя за эти 13 лет увеличилось более чем в 5 раз.
Анализ влияния социально-экономических факторов на результаты экономической деятельности малого бизнеса на всей территории Российской Федерации необходимо рассматривать на региональном уровне, так как важно учитывать, что в разных субъектах России функционируют предприятия разных отраслей и что малый бизнес в большинстве случаев имеет замкнутый цикл в том или ином регионе.
Для статистического анализа и эконометрического моделирования были отобраны социально-экономические факторы, отражающие уровень экономического развития регионов, показатели развития строительства, промышленности, торговли, образования и занятости населения, а в качестве результативного признака рассмотрен один из основных показателей деятельности малого бизнеса – оборот малых предприятий (табл. 1).
Из 85 регионов Российской Федерации для анализа были отобраны 77. Из исследования исключены регионы, показатели которых имели характер выбросов: отсутствовали значения некоторых показателей (например, республика Калмыкия, г. Севастополь и др.) или значения показателей на порядок и более превышали значения соответствующих показателей в других регионах (г. Москва, Московская и Тюменская области).
Информационный массив исследования был сформирован на основе данных Федеральной службы государственной статистики [7] и представляет собой статистические данные по отобранным показателям (табл. 1) за 2017 г. по регионам РФ (выборочная совокупность составила 77 наблюдений по девяти показателям).
В работе использовались методы многомерной классификации объектов (регионов) (кластерный анализ) и методы эконометрического моделирования. Анализ данных и вычисления осуществлялись с помощью программ Excel, Gretl, Statistica.
Динамика оборота малых предприятий РФ за период 2005–2017 гг. (млрд руб.)
Система социально-экономических показателей, отражающих результаты деятельности субъектов малого бизнеса в регионах РФ
Оборот малых предприятий, млрд руб.
Источник: fundamental-research.ru