Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. В структуре всех доходов бюджета Российской Федерации налоги составляют, по разным оценкам, от 75 до 85%.
Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Вопросы взаимодействия налоговой системы государства и предпринимательства актуальны сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.
Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определять эффективные методы контроля и взыскания.
Бизнес в ОАЭ сегодня и завтра: влияние налоговой реформы, практические аспекты и альтернативы
Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но выражается через решение социально-политических задач.
В экономической литературе собран обширный материал, посвященный теории налогов: принципов распределения налогового бремени, принципов переложения налогов, принципов построения налоговой системы, исчисления тяжести налогообложения.
Среди зарубежных экономических деятелей, представителей ведущих экономических школ можно отметить вклад У. Петти, который отразил в труде «Трактат о налогах и сборах» принципы эффективной государственной политики и идею естественного порядка; А. Смита, который первым четко сформулировал принципы налогообложения, носящий концептуальный характер и актуальный до наших дней; А.Вагнера, который одним из первых определил критерии эффективности налоговой системы, которые можно было использовать на практике на основе провозглашенных принципов; Э. Селигмана, который сделал анализ и рассмотрел условия вероятности переложения налогов; Г. Госсена, У. Джевонса, Л. Вальраса, которые, применив метод аналитической геометрии наглядно изобразили стимулирующее влияние налогов на производство; Й. Шумпетера, который сформулировал теорию экономического развития, основанную на стимулировании нововведений; Дж.М. Кейнса и его последователей, которые сформулировали практические рекомендации для правительства по осуществлению налоговой политики в условиях неполного использования факторов производства; Д. Бьюкенена, который высказал идеи, связанные с установлением справедливого налогообложения, и разработал общие правила и принципы взаимоотношения общества и государства; А. Лаффера, который проиллюстрировал кривую, изображающую зависимость налоговых поступлений в бюджет от ставки налога, и сформулировал практические рекомендации, разработанные на ее основе, по стимулированию предложения товаров и услуг.
Что нужно знать о налогах
Среди отечественных исследователей вопросов налогообложения можно отметить заслуги Н. Тургенева, А.И. Буковецкого, П.П. Гензеля, И.М. Кулишера, В.Н. Твердохлебова, А.А. Тривуса. Особенно хочется отметить вклад И.Х.
Озерова, который рассматривал влияние государства на различные аспекты общественной жизни.
Среди современных российских исследователей, занимающихся проблемами эффективности налогообложения, можно отметить исследования Е. Балацкого, В. Папаевой, Г.Б. Поляка, А.Н. Романова, С.М. Мовшовича, А.В. Перова, А.В. Толкушкина, С.В. Гусакова, О.В. Качура, Б.Х.
Алиева. Также стоит отметить работы Пушкаревой В.М. за общий вклад в разработку теории финансовой науки.
Налоги рассматривались многими современными российскими исследователями в качестве способа воздействия на экономические процессы, большей частью в качестве инструментов формирования доходов государства. Это было связано с тем, что в начале перехода России к рыночной экономике главной задачей было применить такой экономический и налоговый механизм, который бы не провоцировал бюджетные дефициты. Сегодня ситуация изменилась. Некоторая стабилизация как в экономической сфере, так и в политическом плане позволяет говорить в первую очередь о государственном регулировании предпринимательской активности и повышении темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Поэтому и налоговая политика должна учитывать современные тенденции предпринимательской деятельности.
Поэтому тема данной работы — «Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в России» — является актуальной.
Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием сущности налоговой системы и налоговой политики и предпринимательской деятельности в свете действующего налогового законодательства.
Предмет исследования — налоговая политика государства и ее влияние на развитие предпринимательства в российской экономике.
Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую активность, определение подходов к реформированию налоговой системы РФ с точки зрения усиления роли налогов в регулировании экономики.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
— провести теоретический анализ основ налоговой политики на основе обобщения экономических исследований в области налогов, принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;
— провести исследование предпринимательства как формы организации экономической деятельности РФ;
— изучить особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике и тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ;
— сформулировать предложения по совершенствованию налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Список использованных источников включает 61 наименование.
Налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоговая система — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Некоторые авторы, подчеркивая всю сложность отношений, которые возникают в процессе взимания государством налогов, вводят более широкое понятие «налогообложение», под которым понимают определенную «совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование».
До перехода к рыночным отношениям налоги в нашей стране уплачивало лишь незначительное количество юридических лиц: колхозы и кооперативные организации. Государственные организации и предприятия привлекались к уплате обязательных платежей (свободного остатка прибыли, платы за основные и оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли), которые создавали условия для государства — собственника подавляющего числа основных и оборотных средств — перераспределять прибавочный продукт, создаваемый в государственном секторе народного хозяйства, в соответствии с утвержденными планами экономического и социального развития страны.
Переход к новым социально-экономическим отношениям, приватизация государственных и муниципальных предприятий обусловили необходимость изменения взаимоотношений государственных организаций и предприятий с бюджетом страны, установления равенства предприятий независимо от форм собственности в области создания доходов разных уровней бюджета. В связи с утверждением новой налоговой системы ко всем юридическим лицам и другим организациям независимо от форм собственности применяется единый метод налогообложения.
В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Источник: smekni.com
РОЛЬ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: планирование, налоги, оптимизация.
Orlov A.N.
Postgraduate student, Surgut State University
TAX PLANNING ROLE IN THE DEVELOPMENT OF
Abstract
The article discusses the role of tax planning in the management of the organization, the impact of taxes on the management decisions, and ways to reduce the state’s role in modern business.
Keywords: planning, tax optimization.
Актуальность данной темы обосновывается чрезмерно большой ролью налогов и государства в целом в развитии бизнеса в России. В идеале налоги не должны влиять на экономические решения организации, и не должны менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия организации. Потребность в налоговом планировании диктуется в современной финансовой системе тяжестью налогового бремени для конкретного налогового субъекта и сложностью и изменчивостью законодательства в области налогообложения.
Налоговые оптимизация и планирование заложены в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Налоговое планирование обусловлено также заинтересованностью государства в предоставлении налоговых преференций в целях стимуляции определенных видов производств, регулирования социально-экономического развития.
Налоговые оптимизация и планирование — законная деятельность организации в границах общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход.
В РФ созданы условия к целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах законодательства. Разрабатываются теоретические и методические положения налогового планирования в организациях.
Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции и стремлением организации к сокращению налоговых платежей и увеличению собственных финансовых средств для дальнейшего развития производственной деятельности.
Как любая экономическая категория налоговое планирование строится на определенных правилах, таких как: законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.
Налоговое планирование на уровне организации называют корпоративным налоговым планированием. Оно предполагает выбор между разными вариантами осуществления хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.
Налоговое планирование, тесно взаимодействует с маркетингом, финансовым планированием организации, бухгалтерским учётом, политикой в области кадров. Оно служит одним из основных инструментов расчета показателей эффективности деятельности организации. Значит, налоговое планирование должно стать обязательным инструментом в комплексе финансового управления в организации.
В практике налогового планирования используются следующие методы:
- ситуационный,
- численные балансовые методы,
- метод определения финансовых потоков организации в двухкоординатной системе налогообложения.
Метод ситуационного налогового планирования — наиболее простой и доступный для любой организации, поэтому он нашел самое широкое применение. Организация на основе своего устава и иных учредительных документов, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и статистическими нормативами, определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать организации, уточняет ставки и льготы.
Формируется налоговое поле организации. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых организация участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса. Затем образуется система договорных отношений организации с учетом сформированного налогового поля.
После этого моделируются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями.
Метод определения финансовых потоков организации в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС, акцизы) и налог на прибыль организаций. Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности либо выводятся с помощью определенных операций к одному из этих двух видов налогов. Записывают уравнение, которое показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки организации в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, а также позволят получить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями. Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, можно оценить их влияние на величину двух основных налогов, взимаемых с организации.
В корпоративном налоговом менеджменте особое значение имеет бюджетирование, в ходе которого прогнозируются суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без налогового бюджетирования сложно добиться реальности и эффективности общего бюджетирования организации, грамотно поставленное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.
В организации служба налогового планирования осуществляет следующие функции:
- готовит среднесрочные и долгосрочные налоговые планы, организует контроль за выполнение подразделениями плановых налоговых заданий;
- осуществляет координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности мероприятий налогового планирования;
- выдает необходимые рекомендации по вопросам налогообложения с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию организации;
- участвует в рассмотрении исков к налоговым, таможенным органам;
- следит за изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные документы;
- осуществляет методическое руководство и организует работу по налоговому учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности в целях налогообложения, разработку рациональной с точки зрения налоговых последствий учетной политики;
- оказывает помощь работникам подразделений организации по вопросам налогообложения и налогового учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность организации:
- придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
- свести к минимуму налоговые обязательства;
- максимально увеличить прибыль;
- разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
- эффективно руководить денежными потоками;
- избегать штрафных санкций.
Каждой организации необходимо осуществлять налоговое планирование для достижения наибольшего финансового процветания. Профессионально выполненное налоговое планирование — важный шаг к развитию организации.
В заключении можно отметить, что в современных условиях, когда государство не стремится снизить свою роль в финансовой жизни страны, и налоги продолжают оказывать порой решающее воздействие на тактику и стратегию развития бизнеса налоговое планирование и оптимизация остаются самыми действенными способами снижения зависимости развития организации от влияния государства.
Литература
- Попова Л.В., «Прогнозирование и планирование в налогообложении»; учеб. пособие для ВУЗов – Орёл, Орёл ГТУ, 2007.
- Сироткин С.А. «Финансовый менеджмент на предприятии» // М.:Юнити, 2009.
- Попова Л.В. «Структура элементарных связей составляющих модели учетно-налоговой системы» // Управленческий учет.-2010
References
- Popova L.V., «Prognozirovanie i planirovanie v nalogooblozhenii»; ucheb. posobie dlja VUZov – Orjol, Orjol GTU, 2007.
- Sirotkin S.A. «Finansovyj menedzhment na predprijatii» // M.:Juniti, 2009.
- Popova L.V. «Struktura jelementarnyh svjazej sostavljajushhih modeli uchetno-nalogovoj sistemy» // Upravlencheskij uchet.-2010
Источник: research-journal.org
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
Мейлиев О.Р. Влияние налогов на развитие региональной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №1. — С. 58-61.
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
О.Р. Мейлиев , старший преподаватель
Ташкентский финансовый институт
Аннотация : В данном материале рассмотрены вопросы влияние налогов на развитие региональной экономики . Анализирован налоговые стимулы и механизмы развития региональной экономики, а также даны практические предложения по совершенствованию налоговых механизмов в условиях модернизации национальной экономики.
Ключевые слова : региональная экономика, налоговый механизм, местные налоги, налогов ое обременение, бюджет.
В обеспечении соци а льно-экономического развития регионов страны налоговые механизмы является важными средствами воздействия. В налоговой системе на развитие предпринимательской деятельности уделяется большое внимание, но вместе с тем еще остаются дастаточно много нерешенных проблем, которые постепенно решаются соответственно с либерализацией экономики и ее модернизацией.
За последные годы в стране приняты серьезные меры по снижению налогового бремени . К примеру в 201 4 году налогов ая нагрузка в экономической сфере было снижен а с 2 0 ,5 до 20 ,0% и ставка налога на прибыль юридических лиц была снижена с 9 до 8 %. Н есмотря на такие меры государственный бюджет п о отношению к ВВП был завершен профицитом .
Снижение налогового бремени приводит к резкому уменьшению государственной доли в составе вновь созд а ваемой стоимости, служит обеспечению финансовой стабильности субъектов экономики , расширению масштабов предпринимательской деятельности в регионах. Но несмотря на это уровень налогового бремени по регионам и сферам экономики разнятся между собой.
В условиях модер н изации экономики страны , при развитии регионов становится ясным необходимость иссследования некот о ры х вопрос ов совершенствования региональной экономики посредством налого во го механизма.
Недостаточное использ о вание возможностей экономики, ув и лечение безработицы и другие проблемы, связанные с развитием регионов требуют обоснованного и инновационного подхода. С оциально-эк о номическ ие проблемы , направленность инвестиционных потоков, разнообразие условий и возможностей в развитии регионов требую т рационального ведения экономической политики.
Эффективная организация хозяйстве н ной системы в рамках региональной экономики предопределяет её тратегическое развитие. Размещение и наращивание производственных мощностей является составной частью этого процесса . В настоящее время актуальной задачей является координация межбюджетных отношений и использование имеющегося экономического потенциала. Создание эффективного механизма налоговой системы и обеспечение его действенной работы требует постоянного совершенствования налогового механизма, налоговой политики и каждого налог а по отдельности . Проведенные исследования св и д е тельст ву ют, что сегодня в системе местн ых налог ов и других обязательных платежей имеются ряд не решенных проблем.
Совершенствование местных налогов и сборов должно включать и механизм поступлени я их в местный б ю джет. В настоящее время описанные выше налоги составляют большую часть доходов местных бюджетов. По мнению автора , это связано не только с эффективным использованием возможностей их формирования , но и практикой государственного регулирования .
Исходя из а нализ а регулирования местных бюджетов, можно сказать , что до сих пор используется старые механизмы, т.е. самые надежные виды налогов в первую очередь направляются в государственный бюджет и только определе н ный процент этих поступлений перераспределяется в местные бюджеты , когда требуется покрыть их затраты . Использов а ние этого механизма не вызывает инт е рес со стороны местных хокимиятов в увелечении доходов. Как известно, при оп р еделении объема отчислений из обще государственн ых налог ов не принимается во внимание доля бюджетных доходов, которые составляют эти отчисления. Поэтому , по мнению автора , при определении процентов отчислений из общегосударственн ых налогов необходимо по крайней мере установит определенную ставку на 4-5 лет. Именно тогда повы шается экономический интерес местных хокимиятов ( властей ) в аккумулировании средств . В результате п овы шается устойчивость поступления бюджетных доходов, исчезнут перебои в финансировании проводимых мероприятий, а также повысится эффективность действия механизма местных налогов и сборов.
Еще одним способом усиления устойчивости доходной базы местных бюджетов является совершенствование критериев распределения источников дохода между государственны м и местными бюджетами.
По нашему мнению, распределение между бюджетами источников дохода должно осущестлятся на основе следующих критериев :
- ресурсные налоги , налоговая база которых неравномерно распределена в различных регионах , а также централизованные налоги, поддерживающие экономическую стабильность — налог на добавленную стоимость, акцизный налог должны быть полностью прикреплены к доход ам республиканского бюджета ;
- в настоящее время основные требования по развитию предпринимательства, поддержк у малого бизнеса возложены на органы местного самоуправления. Это означает необходимость полного прикрепления к местному бюджету выплачиваемых пре д приятиями налог а на прибыль юридических лиц;
- на наш взгляд, налог на доходы физических лиц должен распределятся пропорционально между республиканским и местными бюджетами. Потому что этот налог вз и мается по принципу постояного места расположения объекта налогообложения и от этого появляется повышенный и нтерес у местных фина н совых органов. Во-вторых, эти налоги имеют значительный вес в доход ах общегосударственн о го бюджета.
- одним из способов усиления доходной базы местных бюджетов считается переход к системе объективных критериев, дающих возможность реального дифференцирования административных регионов в завис и мости от уровня их социал ь но-экон о миче с кого развития. Установленные нормы регулирования доходов мо гут привести к минимальному обеспечению бюджетными средствами административных регионов.
В настоящее время считается актуальным формирование со стороны государства эффективного механизма регулирования социально-экономического развития регионов. В практике развитых стран при регулировании экономики с помощью налогов используются следующие методы:
- осуществление изменений в составе и структуре налоговой системы;
- изменение налоговых ставок и льгот во времени;
- создание свободных эк о номич е ских оффшорных зон.
В условиях рыночных отношений , государство с помощью налогов регулирует экономику в целом, в результате чего снижается его прямое вмешательство . В результате развитие субъектов экономики во многом будет осуществля е тся в зависимости от налоговой политики, сформированной в стране. В условиях когда налоги составляют оптимальную долю в доходах налогоплател ьщ иков – это служит развитию экономики, а при сверх предельном уровне налогово й бремени процветает теневая экономика. Как и звестно , конечная цель каждого предпринимател я в органи з ации своего дела , является получение прибыли, а не уплата налог ов . Исходя из этого, их уровень д о л ж е н быть справедливым и не обременительным .
Имеются опред е ленные факторы, влияющие на неравномерное распределение ресурсов по регионам страны, недостаточное развитие рыночной инфрас т руктуры, наравномерное развитие промышленности. Они должны учитываться правительством страны при регулировании экономического развития регионов .
На наш взгляд , в целях развития экономики , со стороны государства требуется осуществление следующих мер :
- обеспечение стабильности развити я экономики регионов, достижение последовательного роста валовой региональной продукции, увеличение доли н а логовых доходов в валовой региональной продукции;
- последовательная реализация мер, направленных на снижение налогового бремени д ля предприятий ;
- реализация мер по повышению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
- расширение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов, особенно создание благоприятных условий д ля развития малого бизнеса и частного предпринимательства;
- повышение роли малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании вал ового регионального продукта и насыщении товарами внутренн е го рынка;
- снижение безработицы в регионах, увеличение средней заработной пл а ты и социальной защиты населения ;
- создание дополнительных экономических условий для расширения экспортного потенциала национальной экономики;
- создание благоприятных условий для привлечения в отдаленные регионы инвестиций;
- повышение роли местных бюджетов в инвестиционной деятельности регионов.
Оптимизация налогового механизма направленн ого на социально-экономическо е развити и , служит основой для повышения эффективности проводимых реформ. Кроме этого , это создает возможность своевременного и полного формирования дохлдной части региональных и местных бюджетов.
1. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. –Т . « Адолат », 2014г. Стр 400.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год» от 4 декабря 2014 года, №ПП- 2270.
3. Абдурахманов К.Х. , Абдуллаев А.М., Дадабаев Ш.Х. Региональная экономика и управление. Учебник /Под ред. акад. С.С.Гулямова. Т.: “Фан ва технология”, 2007. – 750 с.
4. Маликов Т.С. , Хайдаров Н.Х. “Государственный бюджет”: Т. Учебное пособие “IQTISOD-MOLIYA” 2008 г.
TAX EFFECT OF REGIONAL ECONOMY
OR Meiliev , Senior Lecturer
Tashkent Financial Institute
Abstract : This paper reviews the impact of taxes on the development of the regional economy. Analyze tax incentives and mechanisms of development of the regional economy, as well as some practical proposals to improve the tax arrangements in the modernization of the national economy.
Keywords : regional economy, the tax mechanism, local taxes, tax burden, the budget.
Источник: economyandbusiness.ru