Государство в рамках проведения антимонопольной политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частого сектора.
Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспечение условии для развития конкуренции на рынке и т.п.
В связи с этим государство обязано предпринять меры для обеспечения конкурентоспособности российской экономики.
Однако на пути к достижению условий конкуренции и эффективной политики в России встает много проблем.
Высокая степень административного монополизма. В первую очередь, монополизма центральных государственных органов.
В России административный монополизм проявляется в виде:
• сохранения высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях
Жириновский о развитии малого бизнеса в России
• сохранения за государством контрольного пакета акций в значительной части приватизированных предприятий;
• сохранения возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности;
• воздействия на предприятия при помощи государственного административного контроля;
• объединения предприятии в различного рода ассоциации и холдинги;
• антиконкурентная политика государства по отношению к естественным монополиям.
Особое внимание необходимо обратить на такой фактор, затрудняющий создание конкурентной среды в России, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различных секторах экономики. Аграрном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика деревообрабатывающей промышленности и др.
Наличие указанных монопольных структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связано с агрессивной направленностью деятельности предприятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.
Методы государства
Реализуя антимонопольную политику, государство пытается решить вопрос о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, подавлением безудержных стремлений предприятий-монополистов к установлению высоких цен на свою продукцию. А это один из факторов усиления инфляции.
С другой стороны, учитывая кризисное состояние экономики России и возможность крупных предприятий к увеличению объема выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских работ и освоению новых видов продукции, — разумной государственной поддержкой, не ограничивающей средний бизнес.
Одним из способов сдерживания предприятий-монополистов является государственное ценообразование.
Как падение рубля влияет на малый бизнес — BBC Russian
Однако на практике монополисты зачастую обходят установленные государством ограничения на максимально возможную цену на товар и устанавливают монопольно высокие цены, пользуясь своим доминирующим положением.
Кому досталось?
В качестве примеров привлечения предприятий — монополистов ФАС России к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства можно привести следующие: ОАО «ТНК-BPХолдинг» (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 года N 16678/09). ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (Постановление ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009).
ОАО «Газпромнефть-Омск» (Постановление ФАС ЗСО от 17.06.2010 но делу № А4б-18174/2009). ОАО «МГТС» (Постановление ФАС МО от 24.01.2008 № КА-А40/14610-07). ООО «Башкирская генерирующая компания» (Постановление УО от 13.10.2010 № Ф09-8250/10-С1). МУП «Электротеплосеть» (Постановление ЦО от 22.10.2009 по делу № А35-7959/08-С20).
На сегодняшний день средний бизнес оказался под ударом действующей антимонопольной политики. Число контролируемых ФАС сделок сократилось вдвое. Основная часть возбуждаемых ФАС России дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства -в отношении среднего бизнеса. Что касается монополий, то количество таких дел — единицы.
Помимо этого на настоящий момент в России отсутствует должный уровень законодательной проработки вопроса о мерах государственной поддержки среднего и малого бизнеса, о системе гарантий и стимулированию его развития.
В частности, предусмотренные нормами действующего законодательства РФ преференции, предоставляемые предприятиям малого бизнеса, не имеют действенного механизма обеспечения реализации намеченных актуальных мероприятий. Во многих странах именно средний и малый бизнес являются основой для создания и последующего стабильного развития конкурентной среды.
Так, у малого бизнеса больше возможностей маневрировать капиталом, ниже операционные расходы, у топ-менеджмента больше степень заинтересованности в реализации того пли иного проекта.
«Вертикальные» соглашения
«Вертикальные» соглашения — соглашения, заключаемые между неконкурирующими субъектами, когда один из субъектов является поставщиком или покупателем товаров другого. Например, соглашения между производителем и дистрибьютором.
Их характерная особенность заключается в том, что покупателю (дистрибьютору) наряду с товаром, как правило, предоставляется определенный комплекс исключительных прав.
Учитывая специфику подобных прав, позволяющих дистрибьютору фактически выступать единственным поставщиком продукции на определенной территории, в договорах на дистрибьютора нередко возлагаются и довольно серьезные обязанности. Они влекут за собой нарушение антимонопольбного законодательства РФ. Так обязанность письменно согласовывать с поставщиком цены, приобретать продукцию во всем предлагаемом поставщиком ассортименте и объеме, запрет на продажу продукции вне оговоренной территории, заключение договора на обслуживание только с указанным поставщиком лицом и т.д.
Согласованные действия
Как правило, наиболее распространенными являются согласованные действия хозяйствующих субъектов по поддержанию цен на товары при наличии на них потребительского спроса, по вытеснению с рынка (создание препятствий доступу на рынок) конкурирующих хозяйствующих субъектов.
Положительная судебная практика по данной категории дел пока немногочисленна и находится скорее в стадии формирования. Это объясняется сложностью доказывания факта, что хозяйствующие субъекты действовали скоординированно и сознательно ставили свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, т. к. согласованные действия, не имеют какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей.
Ценообразование
Одной из наиболее распространенных форм ограничения конкуренции на рынке считается монополистическое ценообразование.
Цена определяется путем сравнения с конкурентной ценой, она может быть выше или ниже ее. Соответственно, различают монопольно высокую и монопольно низкую цену.
Высокая цена достигается за счет преднамеренного создания предприятиями-монополистами зоны дефицита товара путем сокращения объемов производства и искусственно повышенного покупательского спроса.
Низкая цена устанавливается за счет преднамеренного уменьшения предприятиями-монополистами закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос.
Также предприятия могут устанавливать так называемые «ножницы цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение основывается на расширении зон дефицита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.
Выход рядом
В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день антимонопольная политика в России должна осуществляться в соответствии с «Государственной программой демонополизации экономики и развития конкуренции», основными задачами которой являются:
•совершенствование антимонопольной политики, в частности: подготовки обзора правоприменительной практики по ряду ключевых вопросов антимонопольной политики и выбрать на его основе предложения по внесению поправок в антимонопольное законодательство РФ;
•ввода запрета на .достижение вертикальных соглашений и осуществление согласованных действии, в результате которых происходит ограничение конкуренции;
•государственная поддержка развития среднего и малого бизнеса, включая: доступные кредиты и льготное налогообложение, создание бизнесинкубаторов, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, международных программ сотрудничества;
•развитие экстратерриториального применения антимонопольного законодательства РФ, развивать сотрудничество ФАС России с антимонопольными органами других стран для достижения скоординированного подхода к регулированию соглашений и действий, включая обмен информацией и привлечение к ответственности;
•снижение уровня монополизации и развитие конкуренции на рынке;
•защита интересов предпринимателей и потребителей от монопольной деятельности:
•создание структуры горизонтальных связей между предприятиями для обеспечения саморегулирующих механизмов развития экономики;
•уменьшение зависимости предприятий от государственных управленческих структур и др.
Fatal error: Call to undefined function: meke_hreff() in /var/www/lawf/data/lawfirm.ru/www/comments/preview.php on line 250
Источник: lawfirm.ru
Денежно-кредитная политика Банка России в 2023 году
В ноябре 2022 года Банк России опубликовал основные направления денежно-кредитной политики на 2023 год и период с 2024 по 2025 год. Они должны защитить экономику от воздействия санкций и улучшить состояние всего рынка.
Какую роль в этом играет малый и средний и бизнес и почему это выгодно для компаний — читайте в нашей новой статье.
Политика Банка России поддерживает предпринимателей
Банк России сохраняет устойчивость рубля по отношению к другим валютам. Это образует ценовую стабильность, которая обеспечивает низкий уровень инфляции. Такие условия защищают доходы и сбережения граждан. При этом предприниматели могут использовать заёмные средства и не беспокоиться, что ситуация на рынке резко изменится. Стабильность на рынке позволяет малому и среднему бизнесу вести деятельность в более предсказуемых условиях.
Банк России собирается поддерживать инфляцию на уровне 4%. Предприниматели могут ориентироваться на это значение, чтобы планировать развитие бизнеса. От инфляции зависит ключевая ставка — процент, по которому ЦБ выдаёт кредиты коммерческим банкам. То есть она влияет на уровень потребления и возможность сберегать средства.
В таких условиях предприниматели могут использовать заёмные средства, чтобы реализовывать продукцию и не думать, что спрос упадёт. Аналитику и новости о работе ЦБ можно читать в телеграмм канале Банка России.
О состоянии региональной экономики рассказывали в материале «Что происходит в региональной экономике?».
Банк России сохраняет цены на одном уровне
Высокий уровень инфляции заставляет владельцев малого и среднего бизнеса останавливать свою деятельность. Весной 2022 года в России закрылось в 1,5 раза больше предприятий, чем в 2021 году. Новых компаний открылось на 4% меньше, количество юридических лиц снизилось на 6%. При этом многие компании сокращают численность сотрудников, а иностранные бренды уходят из страны.
Из-за этого количество ИП в 2022 году выросло на 8.2%. Но если условия на рынке останутся нестабильными — новый бизнес тоже закроется.
Чтобы предприниматели могли использовать сбережения, инвестировать средства и брать кредиты — Банк России регулирует значения ключевой ставки. Её размер зависит от ситуации на рынке. Например, в 2021 году из-за пандемии нарушилась логистика и цепочки поставок. Компании не могли поставлять и получать продукцию. Поэтому спрос превысил предложение.
Инфляция в мире увеличивалась, и Центральный Банк повысил ключевую ставку с 7.5% до 9.5%. Это помогло остановить рост цен на рынке и сохранить сбережения граждан.
На графике выше уровень инфляции в России с 2014 по 2022 год. Синяя линия — ключевая ставка. Красная — годовая инфляция. Прямая серая линия — целевое значение или таргет инфляции. Видно, как в 2020 году все линии остановились на уровне таргета инфляции. В 2022 году инфляция резко выросла, но снова приближается к 4%.
Центральный банк продолжит регулировать инфляцию в зависимости от ситуации в экономике, чтобы сохранять выгодные условия для бизнеса.
Банк России следит за ожиданиями бизнеса
Инфляция может повышаться из-за ожиданий населения и бизнеса. Например, если компании считают, что в будущем цены вырастут — они могут увеличить спрос на продукцию. В этом случае производители повышают цены на свои товары. Инфляция растёт сильнее и быстрее. Поэтому Банк России следит за тем, как население и бизнес воспринимают инфляцию.
Это помогает корректировать ключевую ставку, регулировать спрос и предложение и останавливать повышение цен. В 2022 году инфляционные ожидания изменились, потому что рубль укрепился по отношению к доллару и евро. Малый и средний бизнес может работать в нормальных условиях.
Банк России регулярно опрашивает предприятия и определяет состояние бизнес-климата на рынке. В опросах участвуют 14 000 предприятий из всех регионов страны. То есть решения, которые принимает государство, зависят от того, как компании воспринимают ситуацию в экономике страны. В мае 2022 года Банк России начал каждый месяц публиковать индекс бизнес-климата, которые основывается на результатах опросов. Подробнее о мониторинге предприятий читайте на сайте Банка России.
Влияние налоговой политики на развитие предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стаурский Евгений Станиславович, Стаурский Станислав Станиславович
The Development of the small business in our country not in the last queue depends on level of the development of the tax system. The Authors consider the different aspects of the influence tax politicians on rates and prospects of the development small enterprise
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стаурский Евгений Станиславович, Стаурский Станислав Станиславович
К вопросу исследования сущности предпринимательства
Налоговая политика в регионе. Проблемы и пути их решения
Результаты мониторинга «Проблемы малого бизнеса в Алтайском крае»
Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)
Проблемы и перспективы применения специальных налоговых режимов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Влияние налоговой политики на развитие предприятий малого бизнеса»
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 3. С. 150-151.
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
Омская академия МВД России С.С. Стаурский
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
The Development of the small business in our country not in the last queue depends on level of the development of the tax system. The Authors consider the different aspects of the influence tax politicians on rates and prospects of the development small enterprise.
Как правило, под предпринимательством в научно-экономической литературе понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица выступают в качестве субъектов предпринимательства обычно путем организации единоличного или семейного предприятия, ограничившись затратами собственного труда или используя наемный труд.
Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ и др.
При всем разночтении термина «малое предпринимательство» в общем можно сказать, что это сфера экономической деятельности, в которой реализует себя предприниматель — ино-ватор, субъект, ищущий и реализующий новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей, порождать новые потребности и способы их удовлетворения.
Малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников. Если рассматривать их как владельцев малых предприятий, то можно констатировать, что они объединяются корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом и в сфере развития занятости осуществляют покупку рабочей силы. А с другой стороны, они сами являются массовым слоем и выступают как массовые потребители рабочей силы. Можно предположить, что, ис-
пользуя рабочую силу, владельцы малых предприятий влияют на развитие занятости в других секторах экономики.
Для экономики в целом деятельность малых предприятий является важным фактором ее развития. По уровню развития малого предпринимательства можно судить о способности страны приспосабливаться к изменяющейся экономической обстановке. Для России создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой развития экономики в целом.
По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др.
Если рассматривать роль малого предпринимательства с точки зрения развитых стран, можно сделать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
1) формирование конкурентных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах;
2) расширение ассортимента и повышение качества товаров и услуг;
3) содействие структурной перестройке экономики;
4) привлечение личных средств населения для развития производства;
5) создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы.
Опыт показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня в целом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, острая конкуренция,
ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Для малого бизнеса в России характерны следующие основные проблемы [2]:
— экономическая ситуация в целом,
— трудности получения и высокая ставка за кредит,
— несовершенство банковской системы.
По данным Росстата, факторами, ограничивающими рост производства на малых предприятиях промышленности, являются:
— отсутствие и изношенность оборудования,
— недостаточный спрос на внутреннем рынке,
— общая экономическая ситуация,
— высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий.
Факторами, ограничивающими производственную деятельность малых строительных организаций, являются [2]:
— высокий уровень налогов,
— высокая стоимость материалов,
— высокий процент коммерческого кредита.
Факторами, препятствующими нормальной
работе малых торговых организаций, являются:
— высокий уровень налогов,
— недостаточный платежеспособный спрос,
— недостаток финансовых средств,
— высокая арендная плата.
Таким образом, анализ ситуации показывает, что большое количество предприятий малого бизнеса испытывает проблемы, связанные с количеством и высокими ставками налогов, не дающих им развиваться. Для решения этой проблемы, по мнению авторов, целесообразно предприятия малого бизнеса переводить при необходимости на специальные налоговые режимы и увеличить их количество [1].
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Университетское изд-во, 2007.
2. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 2006.
Источник: cyberleninka.ru