Целью данной курсовой работы является выявление основных аспектов взаимодействия власти и бизнеса, определение особенностей формирования взаимоотношений власти и бизнеса в России 90-х годов, исходя из политической и экономической ситуации в стране.
Задачи.
Определить влияние рыночных реформ, проводимых в России в 90-е годы на формирование взаимоотношений власти и бизнеса.
Определить влияние политической обстановки в стране на формирование взаимоотношений власти и бизнеса .
Рассмотреть понятие «корпоративное государство», проанализировать, возможно ли данное понятие употребить по отношению к России в 90-е годы.
Рассмотреть основные аспекты влияния крупного бизнеса на органы государственной власти.
Рассмотреть основные аспекты влияния власти на представителей крупного бизнеса.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. СПЕЦИФИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ КРУПНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ………………………………………….………………..…………. . 6
Атрибуты власти. Власть и семья. Как использовать и получить власть?
Влияние рыночных реформ 90-х годов на формирование взаимоотношений власти и бизнеса…. 6
Взаимоотношения власти и бизнеса в контексте политической ситуации в стране…………………………………………………………. ………..8
Глава 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В 90-Е ГОДЫ……………………………………………………. 13
2.1 Основные направления сотрудничества и взаимного влияния власти и бизнеса…. 13
2.2 Понятие «корпоративного» государства…………………. ……..17
2.3 Возможности регулирования отношений власти и бизнеса правовыми методами………………………………………………………………….19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .… 26
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Взаимоотношения государства и крупного бизнеса в России в 90-е годы
Глава 1. СПЕЦИФИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ КРУПНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ………………………………………….………………..… ………. . 6
- Влияние рыночных реформ 90-х годов на формирование взаимоотношений власти и бизнеса…. . 6
- Взаимоотношения власти и бизнеса в контексте политической ситуации в стране………………………………………………………….. .………..8
Глава 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В 90-Е ГОДЫ……………………………………………………. 13
2.1 Основные направления сотрудничества и взаимного влияния власти и бизнеса…. . . . 13
2.2 Понятие «корпоративного» государства…………………. .……..17
2.3 Возможности регулирования отношений власти и бизнеса правовыми методами………………………………………………………… ……….19
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
В контексте развития рыночной экономики одной из острых проблем для России продолжает оставаться оптимизация взаимоотношений между органами государственной власти и представителями крупного бизнеса. В девяностые годы двадцатого века в России происходил переход к рыночной модели экономики, в ходе которого выстраивались отношения бизнеса и власти.
Диалог власти и бизнеса
Процесс становления крупного бизнеса в России и приватизации большой части собственности государства происходил не всегда беспроблемно, одним из его последствий стало коррумпирование госструктур. Причиной этого было, в т.ч, отсутствие в стране проработанных законов, определяющих политику государства в отношении бизнеса. Постепенно происходил рост влияния крупного бизнеса не только на экономическую, но и на политическую сферу жизни государства, достигший пика к концу 90-х годов, когда, по мнению многих исследователей, произошла т.н. «олигархизация» власти, т.е. представители крупного бизнеса начали играть ключевую роль в определении направлений государственной политики России.
Характер взаимоотношений представителей бизнеса и власти в современном мире является одним из крайне важных факторов, определяющих и экономические, и политические, и социальные стороны развития общества. Формирование и дальнейшее развитие института гражданского общества находится в тесной связи с уровнем развития отношений между властными и коммерческими структурами. Этим объясняется наш интерес к данной теме.
Степень научной разработанности.
Проблемы взаимоотношений и взаимовлияния органов государственной власти и бизнеса начали исследовать в начале 90-х годов, т.е. как раз в тот период, когда в России началось формирование рыночной экономики и среднего и крупного бизнеса.
Проблемы взаимоотношений власти и бизнеса в России 1990-х годов исследовали такие авторы, как Я. Паппэ, Д. Хоффман, С. Перегудов. Однако, в отечественной политологии и социологии не так много обобщающих работ, посвященных вопросам повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса.
Объект исследования. Взаимодействие власти и бизнеса.
Предмет исследования. Влияние экономических и политических условий в 90-е годы 20-го века на взаимодействие власти и бизнеса, возможные варианты взаимовлияния власти и бизнеса.
Целью данной курсовой работы является выявление основных аспектов взаимодействия власти и бизнеса, определение особенностей формирования взаимоотношений власти и бизнеса в России 90-х годов, исходя из политической и экономической ситуации в стране.
- Определить влияние рыночных реформ, проводимых в России в 90-е годы на формирование взаимоотношений власти и бизнеса.
- Определить влияние политической обстановки в стране на формирование взаимоотношений власти и бизнеса .
- Рассмотреть понятие «корпоративное государство», проанализировать, возможно ли данное понятие употребить по отношению к России в 90-е годы.
- Рассмотреть основные аспекты влияния крупного бизнеса на органы государственной власти.
- Рассмотреть основные аспекты влияния власти на представителей крупного бизнеса.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Основная часть, в свою очередь, разделена на две главы, первая глава содержит два параграфа, вторая глава содержит три параграфа.
Глава 1. Специфика формирования государственной политики в отношении крупного бизнеса в России в 90-е годы
- Влияние рыночных реформ на формирование взаимоотношений власти и бизнеса
В 90-е годы в России начался постепенный переход от плановой, командно-административной экономики к экономике рыночного хозяйства. Основными направлениями реформ стали либерализация цен, отказ от государственного регулирования экспорта, развитие связей между производителями, приватизация предприятий, и очень важные, с точки зрения данной работы, направления – это формирование и развитие института частного предпринимательства и разрешение свободной торговли. Возникли условия для формирования малого и крупного бизнеса.
Важно учитывать, что данные реформы были проведены в условиях острого экономического кризиса, возникшего вследствие того, что командная экономика уже не могла функционировать, а рыночная экономика еще не функционировала в полную силу в связи с сохранением прежних экономических институтов. Отсюда вытекала необходимость крайне высоких темпов реформирования, которые получили название “шоковой терапии”.
Рассмотрим особенности возникшей переходной экономической системы в России, которые послужили предпосылками такого выстраивания отношений власти и постепенно формирующихся бизнес-структур, которое не могло происходить в исключительно правовом поле и превращалось в «теневое» взаимодействие.
Во-первых, это недостаточно продуманная законодательная база, создаваемая зачастую без учета российских реалий, имеющая большое количество пробелов. Так, например, не было норм, позволяющих останавливать «финансовые пирамиды».
Во-вторых, это усиление бюрократических структур. Многие решения в условиях отсутствия законодательных норм принимались самостоятельно чиновниками. Таким образом, возникала возможность управления принятием данных решений при помощи давления или подкупа.
В-третьих, это возникновение теневой экономики. Большая часть организаций и просто граждан России в той или иной мере участвовали в нелегальных финансовых операциях, например, с целью уклонения от налогов, присвоения имущества и т.п.
В-четвертых, это возникновение организованной экономической преступности, которая имела так называемый характер силового предпринимательства: «частные услуги охраны безопасности, устранение конкурентов, выбивание долгов по сути замещали законные функции государственных органов» [10]. Позднее эти услуги стали выполнять правоохранительные органы, и одним из способов борьбы с конкурентами стала организация “наезда” на бизнес фирмы-конкурента налоговой инспекции или прокуратуры.
В-пятых, это сложившийся достаточно низкий уровень правовой культуры, т.н. правовой нигилизм. « Неверие в закон, в суд, уверенность в том, что…справедливости не добиться и лучше не отстаивать свои права, а дать взятку, составили одну из мотиваций российского гражданина. А это благоприятная среда для произвола, коррупции, преступности.» [10]
В-шестых, это возникновение и повсеместное распространение схем ухода от налогов или схем оптимизации налогов. Часть из них была легальна, в условиях пробелов в законодательстве, а также готовности государства идти навстречу бизнесу, но кроме этого возникали и абсолютно нелегальные схемы.
В-седьмых, в результате приватизации в руки частных предпринимателей перешли более ста тысяч промышленных предприятий, что привело к потере государственным сектором ведущей роли в сфере производства. Прямым следствием приватизации и закрепления бывшей государственной собственности за частными предприятиями стало формирование в России круга крупных предпринимателей, с которым власти приходилось считаться и выстраивать определенные взаимовыгодные отношения.
«Эти люди образовали к 1995 году первый социальный слой, численно незначительный, но финансово могущественный, который был объективно заинтересован в успехе рыночных реформ, в укреплении частной собственности, в необратимости преобразований. Большинство населения было поглощено борьбой за выживание, в которую они, как им казалось, были вовлечены по вине реформаторов. А последние нуждались в союзниках». [10]
Появляются такие понятия, как «олигарх», то есть человек, владеющий крупным капиталом и имеющий возможность влиять на политику государства, и «государственно-олигархический капитализм» [10] — режим, основанный «на сращивании высшей бюрократии и крупного бизнеса». Примером этого могут служить залоговые аукционы, суть которых заключалась в том, что крупные бизнесмены, которые оказали поддержку Б.Н.Ельцину на выборах 1996 года, получали возможность приобрести по заниженной цене крупные предприятия, ранее находившиеся в государственной собственности (например, ТНК, Сибнефть, ЮКОС). [10]
«Олигархический слой сформировался вне рамок рыночных механизмов. Конклав олигархов был создан на основании субъективных решений Кремля, принимавшихся в 1993-1999 гг. Основой формирования олигархического конклава был процесс приватизации: президентская власть почти безвозмездно передала субъектам этого конклава наиболее привлекательные объекты собственности (в первую очередь, промышленные и инфраструктурные) на территории России». [3]
1.2 Взаимоотношения власти и бизнеса в контексте политической ситуации в стране
В начале 1990-х годов представители крупного бизнеса были заинтересованы в том, чтобы добиться политического обеспечения своих интересов, «занять привилегированное положение в новой системе власти и тем самым влиять на процесс принятия решений в федеральном центре». [8]
По причине достаточно сильной децентрализации власть «на местах» была мало чем ограничена, что было выгодно представителям бизнес-структур.
Возникший в связи с постепенным переходом к рыночной системе экономический кризис, либерализация цен, которая привела к их моментальному взвинчиванию и отсутствие социальной защищенности вызвали у большей части населения неудовлетворенность результатами реформ. Недовольство выражали и должностные лица. Правительство Е.Т.
Гайдара, занимавшееся осуществлением выше перечисленных реформ, было вынуждено уйти в отставку. Существовала напряженность во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти, президента и парламента. Многие депутаты выступали за проведение контрреформ, за возвращение к плановой экономике.
Это противостояние привело в 1993 году к путчу, вызванному объявлением Б. Н. Ельцина о роспуске парламента и назначении выборов нового. Часть депутатов отказалась признавать эти действия законными. Было объявлено чрезвычайное положение.
После восстановления законного порядка властные структуры начали осознавать, что нуждаются в союзнике в лице постепенно формирующегося к тому моменту крупного бизнеса.
Особенно важным это союзничество стало в процессе избирательной кампании Б. Н. Ельцина в 1996 году.
В ходе президентской кампании 1996 года российские предприниматели получили возможность продемонстрировать свою политические предпочтения и готовность взаимодействовать с властью.
А. Зудин выделяет несколько групп предпринимателей, анализируя их участие в данной кампании.
Первая группа – это самые крупные бизнес- структуры, которые наиболее тесным образом были связаны с властью, являлись наиболее привилегированной частью экономической элиты того времени, «олигархией».
«Она, по существу, превратилась в составную часть нынешнего политического режима и его «заложника», так что поражение Бориса Ельцина на президентских выборах обернулось бы для нее крахом. Она не могла себе позволить никакой конфронтации, и потому единственно мыслимой формой ее политического поведения в ходе избирательной кампании была поддержка «официального» кандидата». [5]
Вторая группа – это предприниматели, которым было бы крайне невыгодно, если бы произошел пересмотр итогов приватизации и преобразований в целом. Эта категория была готова строить отношения с властью на основе политической торговли, тем самым укрепляя свое положение на рынке
Источник: www.myunivercity.ru
Путин обещал, что власти продолжат снижать административную нагрузку на бизнес
Диалог властей РФ с бизнесом по преодолению административных барьеров продолжится. Это предпринимателям пообещал российский президент Владимир Путин.
«Именно при участии деловых кругов в своё время мы начали не точечно, а системно, фронтально снижать административную нагрузку на бизнес, ввели оценку влияния нормативных актов на работу компаний и организаций, сократили количество проверок, упростили отчётности, подачу других обязательных сведений», — напомнил глава государства в ходе общения с членами «Деловой России».
Он назвал живой диалог с бизнесом востребованным и пообещал, что государство продолжит опираться в первую очередь на мнение предпринимателей и будет действовать в интересах коллективов компаний и всей экономики РФ.
Путин: Большинство бизнесменов показали, что их интересы связаны с Россией
А в марте, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Владимир Путин обратил внимание, что в России созданы возможности для любого бизнеса, хотя некоторые системные вопросы ещё предстоит решить. В частности, с логистикой, финансами, инфраструктурой и технологиями.
Источник: life.ru
Психология влияния, власти и авторитета: как управлять людьми
Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.
Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать. Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия. Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.
1. Влияние
Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия. Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя.
В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее. Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы.
Это «что-то» — основные потребности исполнителя. Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя. Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег.
Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции. Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.
2. Власть
3. Формы власти
- Власть, основанная на принуждении;
- Власть, основанная на вознаграждении;
- Должностная (традиционная) власть;
- Власть авторитета.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
3.1. Власть, основанная на принуждении
Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.
Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен, кажется, всем.
В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.
Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.
Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.
Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.
3.2. Власть, основанная на вознаграждении
Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.
Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.
Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.
3.3. Должностная власть
Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.
Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.
Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.
Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.
Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.
Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.
3.4. Власть, основанная на авторитете
Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.
Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.
Авторитет основан на двух источниках:
- на вере в личностные особенности человека, его престиж;
- на вере в способности человека, его деловые качества.
Реальный авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.
Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.
Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:
- на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
- на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
- на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.
Авторитет личности. Авторитет личности — это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма» «милость», «божественный дар», «слепая вера». Это влияние примера.
Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.
Вот некоторые характеристики харизматических личностей:
- Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;
- Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;
- Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;
- Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;
- Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие;
- Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.
Авторитет специалиста. Авторитет специалиста — это власть, основанная на разумной вере. Исполнители верят в компетенцию руководителя.
Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.
Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.
Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.
В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного. По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя. Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.
4. Влияние путем сотрудничества
Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции или авторитете.
Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.
4.1. Влияние путем убеждения
Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно. Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно.
Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.
Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.
Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:
- постарайтесь точно определить потребности подчиненного и апеллируйте к этим потребностям;
- говорите, сообразуясь с интересами подчиненного, а не своими собственными;
- при разговоре постарайтесь вызвать доверие и ощущение надежности.
4.2. Влияние через участие
Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.
Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.
Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.
Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.
К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций. Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях. Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.
5. Практическое использование влияния
Чтобы побудить других к работе (особенно творческой и вдохновенной), руководителю бывает недостаточно только власти. Чтобы влияние через власть было достаточно сильным, необходимо наличие следующих условий:
- подчиненный должен рассматривать влияние как источник удовлетворения (неудовлетворения) какой-то своей потребности;
- подчиненный должен высоко ценить ту потребность, к которой апеллирует руководитель;
- подчиненный должен считать достаточно высокой вероятность удовлетворения потребности в случае решения поставленной задачи;
- подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.
- руководитель
- лидерство
- управление компанией
Источник: www.klerk.ru