Влияние законодательства на бизнес

Какие бизнес-процессы косвенно затрагивает законодательство о банкротстве

Российское законодательство о банкротстве развивается очень динамично. С момента принятия в 2002 году федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» он около 100 раз подвергался изменениям, в результате которых его объем увеличился примерно в два раза. Не отстают от законодателя и правоприменительные органы. Высшие судебные инстанции уделяют вопросам банкротства самое пристальное внимание, перманентно осуществляя тонкую настройку судебной практики и совершенствуя соответствующие механизмы.

Выйти из полноэкранного режима

Кандидат юридических наук, партнер, руководитель московской судебно-арбитражной практики Dentons Роман Зайцев

Развернуть на весь экран

Кандидат юридических наук, партнер, руководитель московской судебно-арбитражной практики Dentons Роман Зайцев

Алексей Андреев: Влияние персонального бренда на развитие бизнеса

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Во многом это связано с тем, что количество дел о банкротстве в производстве арбитражных судов к середине 2019 года превысило 117 тыс., а сегодня достигло пикового уровня. Существенно выросло и количество дел об оспаривании сделок должника (в первом полугодии 2019 года было рассмотрено около 18,5 тыс. таких дел), а также споров о привлечении контролирующих банкрота лиц к субсидиарной ответственности.

Влияние законодательства на бизнес

Дневник прав человека

Назад Частные компании начинают осознавать свою ответственность в сфере прав человека

Дневник прав человека

  • Diminuer la taille du texte
  • Augmenter la taille du texte
  • Imprimer la page
  • Imprimer en PDF

Частные компании начинают осознавать свою ответственность в сфере прав человека

Влияние деятельности частного предпринимательства на права человека стало основным вопросом защиты этих прав. Уже длительное время было озвучено беспокойство по поводу нарушений в области трудовых отношений, здоровья и безопасности на рабочем месте, а также использования детского труда некоторыми частными компаниями. Позднее аутсорсинг и приватизация основных услуг, которые ранее оказывались государственными органами, от сферы безопасности до образования и защиты детей, подняли проблемы сохранения обязанностей в сфере прав человека и подотчетности. В самое последнее время особое значение приобрели права на частную жизнь и свободу выражения мнений в контексте частных компаний, которые контролируют и действуют в Интернете, а также в контексте более широкой цифровой среды – и эти вопросы были в центре внимания в докладе по исследованиям верховенства права в Интернете, который был опубликован моим Бюро в 2014 году.

Неочевидное влияние закона принадлежности на бизнес. | Расстановки

Притом что основная обязанность по защите прав человека по-прежнему возлагается на государства, ныне все более широко признается, что и частные компании также должны соблюдать права человека. Некоторые мультинациональные компании стали столь могущественными, что их финансовые ресурсы больше, чем у среднего размера государств. Недавний опрос, проведенный журналом «The Economist», подчеркнул, что многие частные бизнесы действительно рассматривают себя как важных действующих лиц в отношении соблюдения прав человека. Это отчасти является результатом интенсивных международных и национальных усилий по уточнению ответственности в сфере прав человека в мире бизнеса.

Рамки «Защищать, уважать и исправлять»

В 2011 году Совет ООН по правам человека единогласно утвердил Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека (нижеименуемые «Руководящие принципы»). В этих принципах подробно разъясняются рамки ООН «Защищать, уважать и исправлять», разработанные Джоном Ругги, который в свое время был специальным представителем генерального секретаря ООН по вопросам прав человека и транснациональных корпораций и других частных компаний. Руководящие принципы основаны на трех столпах: обязанности государства защищать права человека, корпоративная социальная ответственность за защиту прав человека и право жертв на доступ к эффективному средству правовой защиты. Это принципы являются первым всемирным стандартом по предупреждению и преодолению риска негативного влияния на права человека связанного с предпринимательской деятельности. Руководящие принципы не создают новых правовых обязательств, а скорее подробно раскрывают последствия существующих обязательств и практики для государств и деловой сферы.

Государство обязано защищать лиц на своей территории или в своей юрисдикции от злоупотреблений в отношении прав человека, которые совершаются негосударственными структурами, в том числе и частным бизнесом. И хотя государства не несут ответственности за нарушения прав человека со стороны частных структур, они должны предпринимать шаги по предупреждению, наказанию и восстановлению справедливости в связи с такими нарушениями, основываясь на законодательстве и регулировании. В Руководящих принципах также утверждается, что частные компании несут независимую ответственность за соблюдение прав человека, которая отличается от государственных обязательств. Корпоративная ответственность за права человека включает принцип «не навреди», который обязывает уделять должное внимание выявлению и учету последствий для прав человека деятельности в сфере частного предпринимательства. Компании должны принимать все необходимые и разумные предосторожности для предотвращения ущерба.

Читайте также:  Проверить бизнес фнс России

Важнейшим аспектом этих рамок является доступ к средствам правовой защиты для отдельных лиц и групп людей. Притом что от государств требуется принимать соответствующие шаги для проведения расследований, наказания и восстановления прав, существует и корпоративная ответственность за создание механизмов рассмотрения жалоб на уровне компании для того, чтобы обеспечить раннее предупреждение и реагировать на жалобы до того, как ситуация усугубится. Государства несут особую ответственность за обеспечение доступа к судебным и внесудебным механизмам в качестве эффективных средств правовой защиты. Внесудебные механизмы могут включать, например, суды по трудовым спорам, омбудсменов, национальные комиссии по правам человека и органы по правам равенства.

Европейские стандарты

Эти руководящие принципы получили широкую поддержку во всем мире. В Европе Комитет министров Совета Европы приветствовал эти принципы в Декларации в 2014 году и выразил решительную поддержку их соблюдению со стороны государств-членов. 2 марта 2016 года Комитет министров принял подробную Рекомендацию о правах человека и предпринимательской деятельности.

Эта Рекомендация построена на руководящих принципах и содержит более конкретные ориентиры для того, чтобы помочь правительствам европейских стран предупреждать и исправлять ситуации нарушения прав человека со стороны частных компаний, при этом особое внимание уделяется мерам, направленным на то, чтобы побуждать частные компании соблюдать права человека. В Рекомендации говорится об актуальности Европейской конвенции о защите прав человека и Европейской социальной хартии в этой области. В частности, в Рекомендации подробно рассматривается вопрос о доступе к правовой защите, основываясь на экспертизе Совета Европы и юридических стандартах в области гражданской и уголовной ответственности, сокращении судебных барьеров, оказании правовой помощи и рассмотрении коллективных жалоб.

Европейский союз признал Руководящие принципы в качестве «авторитетных политических рамок» при рассмотрении корпоративной социальной ответственности. С 2011 года Европейская комиссия поощряет разработку государствами-членами ЕС национальных планов действий (НПД) для реализации Руководящих принципов. В своей Рекомендации Комитет министров Совета Европы также призвал государства-члены разрабатывать и принимать НПД. Помимо этого, Комитет министров намерен распространять НПД и эффективную практику в этой области через информационную систему, которая будет поддерживаться Советом Европы.

Национальные планы действий

Девять европейских стран уже опубликовали НПД по предпринимательской деятельности и правам человека: Дания, Испания, Италия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Соединенное Королевство, Финляндия и Швеция. Кроме того, девять дополнительных НПД находятся на стадии подготовки в Азербайджане, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Португалии, Словении, Чешской Республике и Швейцарии. Рабочая группа ООН по предпринимательской деятельности и правам человека опубликовала руководство по разработке НПД.

Рабочая группа определяет НПД как политическую стратегию, разработанную государством для защиты от негативных последствий деятельности частных предприятий для прав человека. В НПД необходимо отразить обязательство государства на основе международного права по правам человека, в том числе и принцип недискриминации, содействовать уважению прав человека со стороны частных компаний, благодаря должному усердию в этом отношении и обеспечивать эффективный доступ к средствам правовой защиты. В НПД должны учитываться существующие и потенциальные нарушения прав человека связанные с частными предпринимателями в стране, определяя реалистичные меры для предупреждения и исправления такого ущерба. При разработки НПД, регулярного обзора и пересмотра этого плана требуется инклюзивный и прозрачный процесс с участием всех заинтересованных сторон.

НПД по предпринимательской деятельности и правам человека относятся к категории систематической работы по правам человека на национальном уровне, к чему я часто призывал во время посещений стран. Это не просто документы, а часть постоянного, инклюзивного и транспарентного процесса соблюдения прав человека. Эксперты подчеркивают важность создания механизмов обзора и последующих шагов в поддержку государств при подготовке, реализации и отчетности о соблюдении НПД. Помимо содействия обмену эффективной практикой в отношении НПД, Рекомендация Комитета министров предусматривает обзор соблюдения Рекомендации заинтересованными сторонами через пять лет. Это будет хорошей возможностью подвести итог влияния НПД в Европе.

Читайте также:  Корм для животных как бизнес для начинающих

Группы, нуждающиеся в дополнительной защите

В Рекомендации Комитета министров подчеркивается необходимость предоставлять дополнительную защиту трудящимся, детям, коренным народам и правозащитникам. Естественно, на трудящихся напрямую влияет деятельность их компаний. Государства обязаны требовать от частных компаний соблюдения прав трудящихся.

Европейские и международные инструменты в области прав человека играют ключевую роль в обеспечении свободы объединения трудящихся, их права на коллективные договоры, запрете на дискриминацию, детского и насильственного труда, а также защите здоровья и безопасности на рабочем месте. Комитет ООН по правам ребенка представил подробное руководство по обязательствам государств в отношении влияния предпринимательской деятельности на права детей. В этом руководстве подчеркивается необходимость для государств содействовать доступу детей к средствам правовой защиты, а для частных компаний – с должным вниманием относиться к правам ребенка.

Коренные народы часто исключаются из консультаций о предпринимательской деятельности, которая влияет на их жизни, что может приводить к дополнительной социальной и экономической маргинализации. В частности, частные компании обязаны получать свободное и информированное согласие коренных народов до утверждения проектов, которые влияют на их земли, территории или иные ресурсы. Правозащитники могут сталкиваться с вызовами и рисками, когда они привлекают к ответственности частные компании. Государства обязаны способствовать созданию условий, которые являются безопасными и благоприятными для деятельности правозащитников. Компании должны консультироваться с ними о возможном влиянии предпринимательской деятельности на права человека и воздерживаться от создания препятствий в работе правозащитников.

Последующие шаги

Вызывает оптимизм то, что сами частные компании все более осознают влияние своей деятельности на права человека. Помимо простого избежания негативных последствий было бы полезно уделять внимание потенциалу частных копаний в продвижении прав человека в своей деятельности, например, в области борьбы с дискриминацией. Участие всех заинтересованных сторон в принятии и реализации НПД по предпринимательской деятельности и правам человека может дополнительно ускорить этот процесс. И здесь должны сыграть свою роль национальные органы по защите прав человека. Датский институт по правам человека уже стал соавтором набора инструментов по подготовке НПД и разработал конкретный набор инструментов для оценки влияния бизнес-проектов на права человека.

Опыт выполнения НПД даст ценные составляющие для продолжения усилий ООН по подготовке юридически обязывающего инструмента в области прав человека для регулирования деятельности транснациональных корпораций и иных частных предприятий. Вероятно, что подготовка этого документа займет длительное время, но это не должно препятствовать активному соблюдению существующих международных и региональных стандартов в области предпринимательской деятельности и прав человека, в том числе и в форме НПД. Частные компании играют все большую роль в продвижении прав человека и эта ответственность должна быть признана предпринимателями и правительствами по всей Европе.

Источник: www.coe.int

Рейтинг самых полезных и самых вредных для бизнеса законов

фото Foto SA / Corbis

Для рейтингов взяты законы, принятые в течение последнего календарного года, как вступившие в силу, так и вступающие в ближайшем будущем. Наши мини-рейтинги составлены путем опроса коллег-юристов из компании «Налоговик», занимающихся вопросами защиты бизнеса. Мы учитывали, насколько усложнит или упростит работу тот или иной закон, как изменятся затраты в связи с его вступлением в силу, постарались учесть также, насколько новые законы будут способствовать или препятствовать коррупции и как повлияют на защищенность бизнеса.

Найти положительные примеры оказалось значительно труднее, чем отрицательные. Поэтому закрывает положительную часть рейтинга неоднозначный закон — с одной стороны, уточняющий процедуры государственного и муниципального контроля, а с другой, вводящий по сути режим непрерывного контроля на опасных объектах, нередко представленных организациями малого бизнеса (АЗС, например).

Читайте также:  Описание бизнес процесса обеспечение безопасности

Законы, полезные для бизнеса

1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ

«О лицензировании отдельных видов деятельности»

Дата вступления в силу: 3 ноября 2011 г.

Заменяет Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», сокращает перечень лицензируемых видов деятельности, объединяет виды деятельности, которые в настоящее время требуют различных лицензий, предусматривает бессрочные лицензии.

2. Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах»

Дата вступления в силу: 1 октября 2011 г.

Упрощает порядок заявления к вычету и уплаты НДС, позволяя законно корректировать изменение цены сделки при скидках или возврате брака отрицательными счетами-фактурами. Бизнес получает эффективный инструмент расчетов (в том числе и по налогам) и избавляется от необходимости доказывать очевидное в судах и вышестоящих налоговых органах.

3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Дата вступления в силу: 1 января 2012 г.

Устанавливает общие принципы и основные требования закупки товаров, работ и услуг, позволяет сократить возможные коррупционные потери бизнес-структур.

4. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ

«Об электронной подписи»

Дата вступления в силу: 8 апреля 2011 г.

Значительно расширяет возможности использования электронной подписи, по предварительной договоренности сторон документ с электронной подписью приравнивается к документу, подписанному собственноручно.

5. Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Дата вступления в силу: 1 августа 2011 г.

Вносит поправки более чем в 60 других законов по вопросам контроля (надзора), уточняет порядок проведения проверок: их виды, предмет, основания проведения, сроки и периодичность, устанавливает порядок уведомления о проведении внеплановой выездной проверки. Однако для ряда организаций увеличивает частоту проверок и их продолжительность (в первую очередь для естественных монополий и опасных производств).

Законы, вредные для бизнеса

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ

«О полиции»

Дата вступления в силу: 1 марта 2011 г.

Существенно расширяет полномочия правоохранителей в отношениях с бизнес-структурами, не описывая ответственность за возможные незаконные действия полицейских, дал дополнительные права изъятия документов в организациях до возбуждения уголовного дела.

2. Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральные законы о страховых взносах и об обязательном пенсионном страховании»

Дата вступления в силу: 1 января 2011 г.

Внес изменения в законодательство о страховых отчислениях в 2011 году, в результате чего бизнес обязан платить больше, чем раньше, а льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (применяющих упрощенную систему налогообложения) отменены.

3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон о государственном регулировании алкогольной продукции»

Дата вступления в силу: 22 июля 2011 г.

Запрещает розничную торговлю в ночное время спиртосодержащей продукцией, в том числе пивом. Несмотря на призрачную возможность внести положительный вклад в оздоровление нации, это существенно снижает выручку мелкорозничной торговли, а также ее прямых поставщиков — оптовых торговых сетей.

4. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ

«О национальной платежной системе»

Дата вступления в силу: 2 сентября 2011 г., отдельные положения вступают в силу в более поздние сроки

Сокращает возможности проведения платежей, фактически увеличивает комиссионные сборы при расчетах. Очевидно, принят в интересах основных игроков финансового рынка и с целью максимально усилить контроль государства над финансовыми потоками.

5. Федеральный закон от 25.07.2011 № 261-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон о персональных данных»

Дата вступления в силу: 27 июля 2011 г.

Ужесточает меры безопасности при хранении и обработке персональных данных. Требует от бизнеса дополнительных затрат, создает дополнительный административный барьер, не лишенный к тому же коррупционной составляющей.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин