В контексте темы политических рисков Россия может фигурировать в двух ипостасях: как объект изучения и приложения внешних аналитических усилий и как страна, чей бизнес пытается проникать на зарубежные рынки, в том числе и нестабильные с политической и макроэкономической точек зрения.
В этом смысле интересна ситуация с оценкой политических рисков в России накануне и в ходе развертывания мирового финансово-экономического кризиса конца 2000-х годов.
В 2006 г. в своем ежегодном докладе аналитики «Standard and Poor’s» утверждали, что для России характерно сочетание факторов, делающих ее страной, весьма привлекательной для иностранных инвестиций и одновременной крайне рискованной в этом отношении.
К первым относится значительная емкость внутреннего рынка, ускоренные темпы экономического роста, высококвалифицированные
кадры, политическая устойчивость и макроэкономическая стабильность. К числу вторых — административные барьеры, коррупция, неадекватное и противоречивое законодательство, его избирательная трактовка и применение, незащищенность от агрессивного и неэтичного ведения бизнеса.
Внешняя среда российского бизнеса
В основе оценок экспертов ведущей рейтинговой тройки лежали оптимистический сценарий, подпитываемый благоприятно высокой мировой конъюнктурой на главные статьи российского экспорта (энергоносители и продукцию металлургической промышленности) и исключительно хорошие макроэкономические показатели, сохранявшиеся вплоть до самого начала мирового финансового кризиса 20082010 гг. (значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств бюджетных фондов).
Вместе с тем в макроэкономике России наблюдались и негативные тенденции. Следует выделить как минимум три: опережающий рост бюджетных расходов по сравнению с темпами прироста ВВП (в 2007 г. он составил 24,9%, что в три раза выше роста ВВП); низкие процентные ставки, приведшие к кредитному буму и «перегреву» экономики, и быстрый рост внешней корпоративной задолженности, увеличившейся с 2005 по 2008 г.
в 3 раза — до более чем 400 млрд долл.
Начиная с декабря 2008 г. рейтинговая тройка стали понижать суверенные и кредитные рейтинги России. 8 декабря «Standard and Poor’s» понизило суверенный рейтинг России с ВВВ+ (стабильный в среднесрочной перспективе) до ВВВ (удовлетворительный в краткосрочной перспективе). Прогноз по рейтингу — негативный.
Агентство снизило кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте с а до ВВ. Неделю спустя «Moody’s» снизило рейтинг России с позитивного до стабильного. Наконец, 4 февраля 2009 г. агентство «Fitch» понизило рейтинг кредитоспособности России в национальной и иностранной валюте до негативного.
На первый взгляд, речь идет об индикаторах экономического, а не политического характера. Тем не менее мотивировка снижения рейтинга, предложенная представителями агентства, говорит о другом. Так, на снижение рейтинга, помимо объективных причин, связанных с обвалом мировой конъюнктуры на нефть и оттоком капитала, приведшим к угрозе отрицательного сальдо платежного баланса, повлияли, по мнению экспертов «Fitch», действия Центробанка по плавной девальвации рубля, вызвавшие стремительное истощение международных резервов ЦБ, а также осложнение политической ситуации в стране. Последний момент аналитики, впрочем, не пояснили. Данный пример иллюстрирует зависимость между политическими, страновыми и макроэкономическими рисками, их
26 Внешняя среда организации
нерасчлененное восприятие в трактовке и методологии современных западных рейтинговых агентств.
В России пытаются разрабатывать собственные методы оценки политических рисков. Наибольшую популярность приобрели два — методика рейтингового агентства «Эксперт» и методика Министерства экономического развития (МЭРТ), разработанная в сотрудничестве с Российской академией наук. Обе связаны с оценкой политических рисков российских регионов.
В рамках методики МЭРТ политический риск определяется как уровень политической стабильности в регионе. В соответствии с данной методикой по всем регионам РФ, кроме республик Северного Кавказа и Ставропольского края, он принимается на уровне 1,0; по упомянутым регионам Северного Кавказа — дифференцированные отрицательные значения.
Помимо этого, широко используется метод экспертных оценок на основе опросного листа. Собственную методику и шкалу оценок политических рисков предлагает независимое агентство «Рус-Рейтинг». Правда, оно занимается в основном внутренней российской ситуацией и в основном измеряет степень кредитоспособности банковской системы. Оценкой собственно политических рисков российские агентства не занимаются.
При оценке политических рисков в зарубежных странах, на рынки которых все более активно пробует выходить российский бизнес, а такие риски возникают то и дело, в том числе на постсоветском пространстве, теоретически можно опираться на рейтинги международных агентств. Однако фактически, судя по всему, российский бизнес предпочитает качественные методы, как и западный бизнес на заре своего развития.
Джус И. В. Политические риски транснациональных корпораций // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы. М., 2005. С.113-119.
Каюмов Р. И. Политические риски: как обезопасить от них иностранные инвестиции // Право и политика. 2006. № 6. С. 127-136.
Колташов В. Политические риски жесткой экономики // Вестник аналитики. 2011. № 1. С.15-22.
Сафонов М. Западный опыт оценки экономических рисков // Международные процессы. Т. 3. № 3 (9). Сентябрь-декабрь 2005.
Швецова Д. С. Политические риски в государствах Центральной Азии // Полис. 2008. № 2. С. 147-156.
Источник: uchebnikfree.com
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИЗНЕСМЕНА: КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С ВЛАСТЬЮ? Суслова Т.В. (Москва)
В настоящее время значительно растет количество исследований, посвященных взаимодействию корпоративного бизнеса и политических субъектов, государственных и негосударственных организаций на территории России.
Данная тема приобретает особую актуальность в периоды внутренних политических кризисов и напряженной геополитической ситуации. В сфере принятия политико-управленческих решений любой крупный бизнес встает перед необходимостью выстроить эффективные отношения с органами государственной власти, что требует привлечения компетентного политического консультанта или GR-аналитика (аббревиатура GR происходит от английского Government Relations — взаимодействие с органами государственной власти). В данном докладе рассматриваются особенности работы GR-аналитика (эксперта по вопросам взаимодействия с органами государственной власти, как правило, в определенной отрасли) в условиях принятия политико-управленческого решения, как части процесса взаимодействия бизнесмена с властью.
Возникает вопрос: какова роль анализа внешней политической среды для корпоративного управления и взаимодействия с органами власти в условиях кризиса? Внешняя среда бизнеса является источником, из которого компания получает ресурсы, необходимые для поддержания ее внутреннего и внешнего потенциала на должном уровне. Внешняя среда изучается для того, чтобы выявить те угрозы и возможности, которые бизнесмен должен учитывать при определении целей компании и при их реализации.
В течение года автор проводил прикладное исследование на тему «GR-анализ внешней среды ТНК и сетевое картирование стейкхолдеров при лоббировании отраслевых государственных решений на примере компании Mitsubishi». Автомобильная промышленность в современной России подвержена серьезному регулированию со стороны государственных органов, особенно в условиях наложения экономических санкций и проведения политики импортозамещения.
Правительство увеличивает уровень регулирования отрасли в условиях растущей конкуренции и сложной экономической ситуации, что ведет к тому, что международным корпорациям и иностранным компаниям приходится приспосабливаться.
Описание эмпирического исследования.
В рамках представленного кейс-исследования была комплексно проанализирована методологическая база для изучения внешней политической среды бизнеса и проведен комплексный GR-анализ функционирования компании Mitsubishi на российском рынке в условиях наложения экономических санкций и политики импортозамещения (основные методы — сетевое картирование стейкхолдеров и оценка регулирующего воздействия госпроектов и законов на рабту компании). Кроме того, в рамках эмпирического исследования был рассмотрен относительно новый в научной политической среде подход к изучению политических процессов — «сетевой». Теория внешней среды бизнеса, методы анализа внешней среды бизнеса, подходы к структуризации государственной и негосударственной внешней корпоративной среды изучались как отечественными, так и зарубежными экспертами: Автономов А.С., Дегтярев А.А., Виханский О.С., Данн У., Зимин В.А., Коэн Д.,Минтусов И. Е., Панеях Э.Л., Сморгунов Л.В., Томсон С., Уоткинс М.,Фрай Т., Хасби Д.,Эдвордс М.. Активную научную работу в этом направлении ведет Центр оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ.
В процессе исследования автором были разработаны несколько схем соотношения циклов работы GR-аналитика и цикла принятия политико-управленческих решений со стороны государства, оказывающих влияние на компанию.
Во-первых, результаты GR-анализа, проводимого политическим консультантом, должны соотноситься с такими тремя фазами реализации стратегии компании, как планирование стратегии, результаты реализации стратегии и оценка результатов. Каждая из фаз реализации стратегии характеризуется деятельностью определенных акторов: анализ — аналитик, разработка — советник, реализация — непосредственно коммуникатор с представителями органов госвласти.
Таким образом, качественная работа политического консультанта обеспечивает необходимый эффект разрабатываемой стратегии компании по взаимодействию с представителями государственной власти. Несмотря на то, что ошибки, совершенные на фазе анализа политической среды, могут быть нивелированы бизнесменом непосредственно на стадии разработки или реализации GR-стратегии (стратегии компании по взаимодействию с органами власти), по мнению автора, наиболее эффективной методикой является комплексный учет всех факторов на первом этапе — GR- анализе среды.
Во-вторых, при разработке и реализации GR-стратегии необходимо
сформулировать основные стратегические приоритеты компании, ее цели и ближайшие задачи, а также разработать программу действий и выработать общие представления руководства и сотрудников о перспективах развития компании. Кроме того, стратегическое планирование, в большинстве случаев, затрагивает проблемы, на которые воздействуют многочисленные внешние факторы, соответственно, руководство компании должно иметь углубленное представление не только о ее внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией, но и социально-экономических процессах на уровне региона или страны. Соответственно, время от времени внешняя среда бизнеса может представлять угрозу или проблему для эффективного функционирования компании; в таком случае GR-департамент корпорации разрабатывает кампанию для разрешения проблемы или оказания влияния на процесс принятия политического решения.
В-третьих, реализация GR-анализа включает формирование карты стейкхолдеров, вовлеченных в процесс принятия конкретного политического решения как со стороны бизнеса, так и со стороны власти, и комплексный анализ их потенциала, а также проведение оценки регулирующего воздействия. Кроме этих двух методов, автор считает целесообразным использовать такие методы как сбалансированная система показателей эффективности. В рамках исследования также проводится изучение политикоуправленческих сетей (policy networks), проблемных комплексов (policy issues) и влияние политической среды (policy environment) на их функционирование.
Результат GR-анализа позволяет корпорации не только сформулировать план действий, но и в рамках корпоративного менеджмента учесть их, принять решение и составить план действий: прогибаться под условия внешней среды или пытаться их изменить? Таким образом, внешняя среда бизнеса и ее GR-анализ рассматриваются с двух точек зрения: с точки зрения бизнесмена (и GR-департамента компании) и с точки зрения GR-аналитика, работа которого помогает менеджерам компании ответить на вызовы внешней среды и сформулировать свой стратегический курс.
В-четвертых, работа, которую должен контролировать бизнесмен для нахождения общего языка с властью, включает в себя следующие виды деятельности: аналитическая
(GR-анализ) и прогнозная деятельность в области государственной политики в стране и развития отраслевого бизнеса; мониторинг законодательных инициатив, касающихся отрасли бизнеса; налаживание контактов с министерствами и различными ведомствами, с чиновниками; выстраивание эффективных отношений со средствами массовой информации; представительство интересов компании в общественно-государственных структурах; участие в организуемых органами государственной власти и общественными организациями конференциях, круглых столах, форумах и других мероприятиях. Эти виды деятельности GR-департамента корпорации не только реализуются на постоянной основе, но и должны соответствовать циклу GR-менеджмента (процесс осуществления GR-стратегии) компании. Итак, GR-кампания (конкретные шаги по реализации стратегии) состоит из следующих этапов: GR-анализ; прогнозирование, стратегирование и
планирование GR-кампании, имплементация GR-технологий, анализ результатов GR- кампании. Затем при возникновении новых условий среды цикл повторяется.
В-пятых, что представляет собой непосредственно работа GR-аналитика? Структурирование проблемы, которая стоит перед компанией в условиях кризиса; прогнозирование; разработка рекомендаций; мониторинг действий; экспертиза результатов. В перечень факторов, которые необходимо учитывать политическому консультанту, входят: факторы и акторы (стейкхолдеры) политической среды,
оказывающие влияние на функционирование компании (министерства и министры, депутаты и т.д.); правила и нормы правовой среды; условия экономической среды и конкретной экономической ситуации; выдвигаемые политическими государственными и негосударственными органами инициативы (как правило, законодательные), обсуждения инициатив на правительственных заседаниях и других встречах государственного уровня, публичные заявления, публикации законопроектов, издания федеральных законов и т.д.
Таким образом, в условиях экономического кризиса корпоративное управление должно включать GR-анализ внешней политической среды бизнеса, которое может осуществляться как силами GR-департамента самой компании, так и с помощью найма политического аналитика «со стороны». Авторское исследование, в свою очередь, представляет собой прикладной политический анализ внешней среды международной автомобильной корпорации на российском рынке, который проведен с учетом особенной лоббистской деятельности и взаимодействия государственных органов и бизнес-структур в нашей стране. Соответственно, результаты данной работы представляют научнопрактический интерес для бизнесменов, GR-менеджеров компаний и корпораций, а также представителей органов государственной власти и общественных организаций, которые взаимодействует с бизнесом на российском рынке.
1. Беляев А.Н., Маршаков В.А. «Обзор международного опыта применения оценки регулирующего воздействия для анализа качества и эффективности регулирующих актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.politanaliz.ru/arti
2. Зимин В.А. GR в России: горизонтальная «вертикаль власти». // Пресс-служба. — 2009. — № 11. — Ноябрь. — С. 32-40.
3. Зимин В.А. GR-стейкхолдеры: влияние на грани риска. GR-отношения с властью. // Пресс-служба. — 2010. — № 3. — Март. — С. 57-68.
4. Дегтярев А.А. О роли формальных принципов и неформальных правил в современном GR-менеджменте / А.А. Дегтярев // Государство, бизнес, общество: современные теории и российские реалии /Под ред. Л.Е. Ильичевой. — М.: Аналитик, 2012.
5. Киселева Е.Н. Оценка воздействия на конкуренцию и возможности использования некоторых методик измерения уровня конкурентности среды на рынках для целей оценивания. Политанализ.Ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htt
6. Отраслевое лоббирование в России (наиболее актуальные экономические законопроекты на начало работы Государственной Думы ФС РФ V созыва).
версии Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru (Журнал о лоббизме и GR). Под научны
7. David Coen, Graham Wilson, Wyn Grant. The Oxford Handbook of Business and Government. Oxford University Press Inc., New York, 2010. 804 p.
8. Dunn William N. Public policy analysis: an introduction/William N. Dunn. — 3rd ed. p. cm. Includes bibliographical references and index. ISBN 0-13-183993-4.
9. Harvard Business Review on Corporate Strategy. Корпоративная стратегия: Пер. с англ. — М.: Альпина. — Бизнес Букс, 2008. — 266 с. — (Серия «Идеи, которые работают»). ISBN978-5-9614-0706-8
10. Michael Watkins, Mickey Edwards, UshaThakrar. Winning the Influence Game: What Every Business Leader Should Know about Government. — John Wiley https://libr.link/stati-sborniki-nauchnyie/politicheskiy-analiz-vneshney-sredyi-kompanii-90084.html» target=»_blank»]libr.link[/mask_link]
Анализ внешней среды коммерческого банка
Среда кредитной организации складывается из внутренних переменных и факторов внешней среды.
Важнейшим элементом стратегического управления и планирования в банке является анализ внешней среды, а также проведение мониторинга рынка
Угрозы, которые подстерегают организацию в процессе ведения бизнеса, и возможности, которые ей предоставляются, – все это присутствует именно во внешней среде, частью которой является рынок банковских услуг.
Анализ внешних факторов создает основу для выработки стратегических решений, обеспечивающие возможность функционирования банка во взаимодействии с внешней средой как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Это позволят реализовывать потенциал банка так, чтобы достичь поставленных целей, используя имеющиеся рыночные возможности и нейтрализуя возникающие угрозы.
Внешняя среда – это факторы, находящиеся за пределами коммерческого банка и оказывающие влияние на процесс его функционирования и развития. Ее можно разделить на два «контура»:
- «ближнее окружение», включающее в себя потребителей, конкурентов и поставщиков, с которыми банк осуществляет непосредственное взаимодействие;
- «дальнее окружение», состоящее из макроэкономических факторов, государственного регулирования и законодательства, оказывающее воздействие на деятельность коммерческих банков.
Анализа внешней среды включает в себя:
- Анализ рынка, размер, ожидаемый рост, прибыльность, барьеры входа и выхода.
- Анализ конкурентов, их имиджа, цели, финансовых показателей, сильных и слабых сторон.
- Анализ потребителей, сегменты, потребности, в том числе и неудовлетворенные.
- Анализ политической ситуации в стране.
- Определение наличия информации у потребителя.
Рынок банковских услуг, представляет собой экономическое пространство, на котором взаимодействуют различные участники, обеспечивающие спрос и предложение таких услуг.
Основная цель исследований рынка заключается в выявлении условий, в которых происходит удовлетворение спроса участников рынка в банковских услугах и создаются предпосылки для эффективного сбыта банковских продуктов.
Объектами рыночного исследования являются закономерности и особенности функционирования и развития рынка, включая различные факторы экономического, социального, научно-технического, нормативного и другого характера.
Анализируются также внутренняя структура и территориальные особенности рынка, его емкость, динамика роста, ограничения, условия конкуренции, имеющиеся возможности и риски. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения между спросом и предложением на банковские продукты и услуги, а также уровня и соотношения цен, т.е. конъюнктуры рынка.
Анализ доли рынка представляет собой традиционный инструмент, с помощью которого можно оценить эффективность деятельности любой организации, в том числе кредитной, а также спрогнозировать дальнейшие перспективы развития. Данный показатель показывает, какое место занимает банк на соответствующем рыночном сегменте относительно своих конкурентов.
Доля рынка отображает, насколько результативную маркетинговую деятельность ведет банк. Независимо от принятого определения базового рынка доля рынка может быть рассчитана различными способами: по объему (количество проданных продуктов, отнесенное к суммарному объему продаж), в стоимостном выражении (рассчитывается на основе выручки).
Долю рынка в стоимостном выражении часто трудно интерпретировать, поскольку изменения доли рынка отражают комбинацию изменений в количестве проданных продуктов и цене.
Анализ конкурентоспособности позволяет выявить сущность и специфику имеющихся конкурентных преимуществ, особенности конкурентной позиции конкретного банка.
Конкурентная позиция – это положение, которое организация занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с другими
Оценка уровня конкурентоспособности банка должна охватывать анализ внутренней среды, включающей количественные и качественные характеристики его деятельности, и анализ внешней среды.
Следует различать понятия конкурентоспособности банковского продукта и конкурентоспособность банка в целом.
Конкурентоспособность банковского продукта – это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.
Конкурентоспособность банка в целом – это его способность обеспечивать лучшее предложение по сравнению с конкурентами, совокупность его преимуществ перед конкурентами с точки зрения продуктов, процессов и технологий.
Конкурентные преимущества обеспечивают банку устойчивую рыночную позицию, характеризующуюся доля занятого рынка, количеством клиентов и другими рыночными показателями.
Конкурентные преимущества следует рассматривать, прежде всего, с долгосрочной точки зрения, однако они могут носить и краткосрочный характер.
В контексте стратегий коммерческого банка необходимо определять набор долгосрочных, устойчивых конкурентных преимуществ, использование которых станет основой его развития.
При анализе конкуренции может быть использован один из перечисленных ниже подходов:
- поведенческий – анализ конкурентной борьбы, ее условий и содержания;
- структурный – анализ распределение долей рынка между конкурентами и их специфики;
- функциональный – анализ роли и результатов конкуренции с точки зрения ее влияния на развитие отрасли и экономики в целом.
Как правило, анализ конкуренции дополняется анализом пяти сил М. Портера, который кроме отраслевых (существующих) конкурентов рассматривал влияние со стороны потенциальных (новых) конкурентов и продуктов-субститутов, а также влияние со стороны потребителей и поставщиков коммерческого банка.
В целом в качестве факторов, определяющих интенсивность конкуренции, в том числе в банковском и финансовом секторе, можно назвать:
- количество конкурентов и степень преимущества лидеров-отрасли;
- темпы роста в отрасли;
- уровень постоянных издержек;
- уровень дифференциации и издержек переключения;
- барьеры входа в отрасль и др.
Анализ потребителей – заключается в изучении их предпочтений, выявление признаков дифференциации их потребностей в разрезе групп, систематизации движущих сил в выборе потребителями тех или иных видов банковских продуктов.
Основными направлениями анализа потребителей являются:
- анализ потребностей и ожиданий клиентов;
- исследование восприятия клиентами услуг и контроль качества обслуживания;
- изучение ключевых клиентов и выстраивание обратной связи;
- анализ жалоб и предложений клиентов.
Инструменты анализа потребителей – это карта основных потребностей (ценностей) и критериев их оценки; профиль клиентов и модели процесса покупки банковских продуктов и использования услуг.
Анализ потребителей позволяет принять три группы стратегически важных решений, включая сегментацию рынка банковских продуктов, мотивацию целевых групп потребителей и выявление их текущих нужд и перспективных потребностей.
Сегментация рынка представляет собой деление рынка на однородные группы потребителей услуг, представители которых одинаково и достаточно предсказуемо реагируют на применяемый банком маркетинговый инструментарий.
На основе проведенной сегментации рынка банки получают возможность регулировать рыночное предложение услуг и продуктов в соответствии с потребностями каждого конкретного сегмента, разрабатывая долгосрочные рыночные стратегии.
Сегментация рынка осуществляется в три этапа: выбираются критерии сегментации, выделяются сегменты, определяются целевые сегменты, т.е. те, которые будут представлять для банка действительный интерес.
Одним из наиболее известных методов анализа внешней среды является PEST-анализ, включающий в себя анализ политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических факторов (Technological) факторов.
Политические факторы, оказывающие влияние на деятельность банка – это денежно-кредитная политика, инструменты и параметры регулирования и надзора, банковское, налоговое, валютное и иное законодательство, параметры государственного бюджета и др.
Под экономическими факторами принято понимать уровень развития рынка банковских и финансовых услуг, уровень процентных ставок, валютные курсы, темпы экономического роста и инфляция, структура и динамика потребления и др.
Социальные факторы учитывают стиль жизни и потребительские предпочтения, численность и структура населения, уровень занятости и доходов, средняя продолжительность жизни и проч.
И, наконец, технологические факторы – это уровень проникновения новых технологий, уровень инвестиций в НИОКР и инновации, практика применения новых технологий в банкинге, доступность новых технологий и т.д.
В некоторых случаях представленная структура акторов внешней среды дополняется правовыми (Legal) и экологическими (Ecological) факторами. В этом случае аббревиатура метода превращается в PESTLE.
Традиционная последовательность PEST-анализа включает в себя:
- определение перечня факторов по каждому направлению анализа;
- сбор информации о динамике и характере изменения каждого фактора;
- разработка опросного листа и оценка степени влияния каждого фактора на деятельность банка;
- разработка опросного листа и оценка вероятности существенных изменения факторов и направленности этих изменений (в лучшую/худшую сторону);
- составление сводной таблицы значимости проанализированных факторов.
Результаты анализа внешней среды позволяют коммерческому банку в рамках подготовки стратегии своего развития определять:
Статьи по теме
- Мониторинг и контроль за реализацией стратегии
- Подготовка финансового плана в реализации стратегии
- Бизнес-процессы и их реинжиниринг
- Роль мотивации в реализации стратегии
- Сбалансированная система показателей и ключевые показатели эффективности коммерческого банка
- Документы, разрабатываемые с целью реализации стратегии развития коммерческого банка
- Организационные механизмы разработки стратегии в коммерческом банке
- Сущность стратегического риска коммерческого банка
- Система стратегий коммерческого банка и матричные модели стратегического выбора
Источник: student-servis.ru