Внутренние проблемы малого бизнеса

Корякина, В. А. Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации / В. А. Корякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98392/ (дата обращения: 22.05.2023).

В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.

Ключевые слова : малый бизнес, предпринимательство, государственная поддержка, развитие малого бизнеса

В современных условиях малому предпринимательству принадлежит особое место, поскольку оно оправданно является одной из составных и значимых частей экономики любого государства. Малый бизнес не только влияет на экономику страны в целом, но и обеспечивает занятость населения, к тому же создает необходимую конкуренцию на потребительском рынке. Однако несмотря на вышесказанное имеются предприятия, которые прекращают свою работу в результате неконкурентоспособности на рынке или нестабильности экономики. Хоть и считается, что малый бизнес — это основа стабильности общества, ведь он способен быстро и эффективно приспособиться к новым экономическим условиям, однако, с другой стороны, малое предпринимательство очень сильно зависит от общих условий экономического развития страны. И соответственно для развития малого предпринимательства необходима поддержка со стороны государства.

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. И тут важно заметить, что задача состоит не только в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, чтобы в дальнейшем малые предприятия могли расти и развиваться в условиях этого рынка. [5, с. 48]

Основным источником регулирования отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого предпринимательства является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], в котором определяются понятия субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Читайте также:  Как найти бизнесы в ВК

На сегодняшний день государство предоставляет различные виды содействия малому бизнесу на основании Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 02.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [2]. К ним отнесены: финансовое, имущественное, информационное, консультационное и образовательное содействие. Российское правительство выделяет приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. К ним отнесены:

— Сельское хозяйство — производство и переработка мяса, молочной продукции и овощей;

— Компании, которые выходят на IPO;

— Самозанятые граждане. [7]

Хорошо известно, что развитие малого предпринимательства является одним из показателей успешности рыночных реформ и уровня эффективности конкурентной экономики. Практика показывает, что усиление роли малого предпринимательства происходит даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя при этом устойчивость того же малого предприятия остается довольно низкой. [5, с. 49]

Существуют разные отрасли, в которых малые предприятия имеют некоторые преимущества относительно более крупных предприятий. К этим отраслям можно отнести оптовую, розничную торговлю и другие. Крупные же организации в свою очередь доминируют в промышленности, транспорте и сельском хозяйстве.

В целом условно, причины, тормозящие развитие малого бизнеса, можно разделить на внешние и внутренние. Как уже говорилось ранее, малое предпринимательство сильно зависимо от рыночного состояния страны, и именно это является внешней причиной торможение развития малого бизнеса на ряду со сложным финансовым состоянием [6]. К ним относятся такие явления как, инфляция, спад производства, высокие процентные ставки, неразвитая правовая система и так далее. Внутренними причинами принято считать низкий уровень предпринимательской, инновационной и инвестиционной культуры [3].

Проанализировав некоторые работы, посвященные причинам, тормозящим развитие малого предпринимательства, можно выделить следующие из них:

  1. Слабость механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
  2. Отсутствие организационно-правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
  3. Сложная финансово-экономическая ситуация в стране, такие как: инфляция, спад производства или, например, в случае с пандемией коронавируса, и санкций из-за сложных политических отношений.
  4. Рост цен на все факторы производства, снижение покупательной способности россиян.
Читайте также:  Документы для бизнеса в Индии

Кроме вышеуказанных причин также есть ряд не менее важных по значимости проблем, которые также влияют на развитие малого бизнеса. Примерами могут служить непостоянство политики в налоговой сфере, в частности, сложно отследить все изменения, когда ты начинающий предприниматель, относительно немаленькие ставки взносов и налогов, на которые вновь создаваемые малые предприятия не имеют средств, ведение отчетности также сопровождается определенными трудностями, так как законодательство постоянно меняется, что опять же проблематично для начинающих предпринимателей [4].

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения многих проблем, таких как формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придаёт экономике гибкость, мобильность, манёвренность; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы и многое другое [5, с. 52].

Все эти изменения могут придать экономике страны определенную стабильность, устойчивость и в целом положительно сказаться на развитии страны. В современных условиях перехода экономики на путь устойчивого развития, в том числе перевода российской экономики на инновационный путь, развитие малого предпринимательства становится важнейшей задачей, без решения которой невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие России.

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 02.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2162.
  3. Акбашева Н. Р., Лаптева Е. А., Храмова И. В. Проблемы малого бизнеса в России // https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-malogo-biznesa-v-rossii-3
  4. Дабина К. С. Роль и проблемы малого бизнеса в современных условиях //https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-problemy-malogo-biznesa-v-sovremennyh-usloviyah
  5. Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием: учебник / под науч. ред. Г. Л. Багиева, В. Ю. Бурова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 48–52с.
  6. Михайлов О. Ф. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России // https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii
  7. Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2022 года https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy
Читайте также:  Задачи управления инновационным бизнесом

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый бизнес, Российская Федерация, развитие, IPO, государственная поддержка, Россия, сельское хозяйство, спад производства, экономика страны.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин