Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.
Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.
Социальная ответственность — это контракт между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует. Выделяют четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса:
Тема 16. Лекция 1. Социальная ответственность бизнеса.
1) Любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными — «В бизнесе нет места этике». Так, Ненси Рэнкен в своей работе «Мораль и бизнес» выдвигает тезис о том, что бизнесмена нельзя рассматривать в качестве морального субъекта, поскольку любой бизнесмен озабочен проблемами выживания, роста и прибыли и не способен к альтруистическим поступкам. Тем самым она отвергает так называемый «тезис о гармонии», согласно которому все, что действительно полезно для бизнеса, корректно с моральной точки зрения. Сторонники этой позиции убеждены, что бизнес играет в обществе исключительно экономическую роль, и долг менеджера — с помощью производства конкурентоспособных товаров и услуг обеспечить акционеров наиболее высокими прибылями от их инвестиций.
При этом они считают, что не несут каких-либо особых этических обязательств и ответственности за предотвращение чьего-либо ущерба или за продвижение тех, а не иных товаров и услуг. Они не видят никакой необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение ущерба кому-либо. С точки зрения сторонников этой позиции ответственность предпринимателя отождествляется с юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными.
2) Другую позицию можно охарактеризовать девизом: «Максимальная прибыль — единственная обязанность бизнеса». Сторонники этой позиции утверждают, что они могут преступить закон, чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение прибыли.
По данным исследований, проведенных учеными Вашингтонского университета, за пять лет с 1981 по 1985 каждые две из десяти крупнейших американских корпораций принимали участие, по крайней мере, в одной операции, выходящей за рамки закона. Это косвенно подтверждается и следующими фактами. В период с 1976 по 1986 г. число арестов за мошенничество среди менеджеров увеличилось на 75%, за растрату — на 26%.
Указанную позицию очень ясно изложил Милтон Фридман: «В системе частной собственности. менеджер фактически является служащим, работающим по найму у владельцев бизнеса. Он ответственен непосредственно перед своими нанимателями, и ответственность его заключается в том, чтобы вести дело в соответствии с их пожеланиями.
Пожелания же нанимателей, в общем, сводятся к требованию делать как можно больше денег, приспосабливаясь к воплощенным в законах и этических традициях базовым нормам общества». Исходя из этих позиций, менеджеры принимают решение по поводу своей этической ответственности блюсти интересы хозяев, и именно это, а не ответственность за предотвращение чьего-либо ущерба или за продвижение социально-ориентированных товаров и услуг, определяет границы их этической ответственности. Таким образом, сторонники этого направления сводят социальную ответственность к профессиональной ответственности, которая диктуется нормами взаимодействия профессионала и нанимателя. Любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными.
3) Сторонники третьей позиции допускают, что в бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают ее как инструмент или условие, которое менеджеры используют для достижения целей корпорации в экономике. Социальная ответственность должна вести к успеху и сохранять успех.
А если она не выдерживает этой проверки сейчас или когда-нибудь в будущем, то она может быть отброшена по прагматическим соображениям. Таким образом, сторонники этого направления признают, что можно говорить о специфической социальной ответственности предпринимателей не только в рамках юридической или профессиональной ответственности, но и в более широком аспекте. Но это возможно только в том случае, если эта деятельность ведет к успеху. Если этого нет, то социальная ответственность не приносит пользы, поэтому от нее необходимо отказаться. Это своего рода экономическая ответственность.
4) Четвертая позиция представляет социально ответственной ту организацию, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Ответственность компании регулируется морально-этическими нормами. В центр ставится проблема достижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности» организации. Это морально-этическая ответственность.
Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 333 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Социальная ответственность бизнеса внутренняя и внешняя
Понятие корпоративной социальной ответственности и ее видовой состав
Корпоративная социальная ответственность — это концепция, отражающая добровольное решение компаний о принятии участия в социальном развитии своего трудового коллектива, повышении качества жизни и совершенствовании общества, а также защите окружающей среды.
Проявляется корпоративная социальная ответственность по отношению к различным участникам корпоративных отношений, будь то сотрудники компании, ее поставщики, государство или общество в целом.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Рисунок 1. Базовые виды КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Так или иначе, каждый из видов КСО, представленных на рисунке 1, имеет свою направленность и характерные особенности. Рассмотрим их более подробно.
Под внутренней корпоративной социальной ответственностью принято понимать КСО, социальные инвестиции и мероприятия которой направлены внутрь компании и ориентированы на ее внутренних стейкхолдеров (в первую очередь — сотрудников).
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
В основе внутренней КСО лежит общественное мнение относительно того, что всякий бизнес, помимо генерирования прибыли и уплаты налогов, должен заботиться о своих сотрудниках. В соответствии с этим предопределяющая роль во внутренней социальной ответственности бизнеса отводится формированию и реализации социальной политики в отношении персонала.
- обеспечение безопасных условий труда;
- гарантию стабильной и достойной заработной платы;
- организацию дополнительного медицинского и социального страхования сотрудников и членов их семей;
- развитие человеческих ресурсов посредством реализации обучающих программ, программ подготовки и повышения квалификации.
Далее следует формирование мотивационной политики и обеспечение достойного и стабильного вознаграждения за труд. Данное направление предполагает необходимость адекватного рыночным условиям установления уровня и условий оплаты труда.
Помимо прочего, внутренняя КСО также ориентирована на оказание помощи своим сотрудникам, попавшим в критические ситуации (например, предоставление жилья погорельцам или выплата материальной помощи в случае смерти близкого родственника).
Под внешней корпоративной социальной ответственность принято понимать КСО, социальные инвестиции и мероприятия которой направлены во внешнюю по отношению к компании среду и, соответственно, ориентированы на ее внешних стейкхолдеров.
К числу наиболее важных внешних заинтересованных сторон принято относить:
Иначе внешнюю корпоративную социальную ответственность можно определить в качестве корпоративной социальной политики, проводимой бизнес-организацией для местного сообщества на территории своего присутствия. Свое отражение она находит в реализации различных социально значимых мероприятий и программ внешней направленности.
Рисунок 2. Основные направления реализации внешней КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Природоохранная деятельность также считается одним из базовых векторов внешней социальной ответственности бизнеса. Она предполагает не только финансирование природоохранных мероприятий, но также включает в себя энергопотребление, ресурсосбережение, контроль и минимизацию вредных выбросов и т.п. Весьма популярным в последние годы становится переход предприятий на альтернативные источники энергии.
Источник: bizguid.ru
Внутренняя и внешняя социальная ответственность Внутренняя корпоративная социальная ответственность
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 227.24 Kb.
Внутренняя и внешняя социальная ответственность
Внутренняя корпоративная социальная ответственность
1. Понятие внутренней КСО
2. Виды внутренней КСО.
1. Понятие внутренней КСО.
Внутренняя форма КСО выражается в социально ответственной политике компании по отношению к персоналу и ее собственникам (акционерам).
Направления внутренней КСО
ответственность перед акционерами;
меры социальной защиты сотрудников организации;
развитие человеческого капитала организации;
выявление и учет интересов работников организации при принятии важных управленческих решений;
проведение социально ответственной реструктуризации.
Ответственность перед акционерами
повышение долгосрочной эффективности и устойчивости хозяйственной деятельности;
взаимное доверие и уважение, равное отношение ко всем акционерам компании;
персональная ответственность членов совета директоров и правления и их подотчетность акционерам;
информационная открытость, прозрачность операций и достоверность отчетности;
постоянное совершенствование стандартов и практики корпоративного управления.
Меры социальной защиты сотрудников организации
ликвидация всяческой дискриминации при найме на работу, оплате работы, карьерном продвижении;
обеспечение защиты жизни и здоровья работников, а также оказание помощи работникам в критических ситуациях;
поддержание достойной заработной платы — стабильной и при этом социально значимой.
Развитие человеческого капитала организации
обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации (повышает конкурентоспособность работников, снижает зависимость от одного работодателя, уменьшает нагрузку на государственный бюджет в случае потери работником своего места), привлечение и удержание талантливых сотрудников, применение мотивационных схем оплаты труда, поддержание внутренних коммуникаций в организации.
Взаимодействие с работниками как основными стейкхолдерами
выявление и учет интересов сотрудников при принятии важных управленческих решений.
всестороннее вовлечение работников в процесс развития организации.
Проведение социально ответственной реструктуризации
переподготовка работников, предоставление рабочих мест сокращаемому персоналу, содействие в поиске новой работы, психологическая поддержка и т.п.
Виды КСО в организациях
социальная защита персонала;
отсутствие дискриминации в практике найма на работу;
отсутствие дискриминации при карьерном продвижении;
обеспечение защиты жизни и здоровья работников, в том числе санаторно-курортное лечение для сотрудников;
достойное вознаграждение за труд, включая систему оплаты труда и меры социальной поддержки;
Виды КСО в организациях
участие компании в ипотеке и жилищном строительстве для своих сотрудников, в том числе жилищное строительство на условиях софинансирования муниципальных бюджетов;
разработанная система взаимодействия с работниками как основными стейкхолдерами любой компании;
обеспечение для работников возможности повышения квалификации, постоянного обучения;
уважение семейных обязанностей работников, включая гибкую систему занятости и отпусков;
Виды КСО в организациях
обоснованные меры, дающие возможность трудовой самореализации представителям уязвимых групп, таких как коренные представители местных сообществ, мигранты, инвалиды и др.;
участие в решении вопросов, связанных с молодежной или женской безработицей;
информационно-разъяснительная работа, связанная с возможностью получения выплат и льгот на основе социальных программ;
обучение и информирование работников в области социальной ответственности;
и другое.
Пример
http://www.lukoil.ru/press.asp?div_id=1
Тепло (используется ручная или автоматическая система регулирования подачи тепла в зависимости от присутствия сотрудников в помещении);
Вода (установлены приборы учета расхода воды, оплата водопотребления ведется по их показаниям);
Ресурсы (используется бумага и гигиеническая продукция, изготовленная полностью или частично из вторичного сырья, документы печатаются на обеих сторонах листа, налажен раздельный сбор мусора как минимум по трем категориям: бумага, пластик, стекло, исключено использование одноразовой посуды);
Токсическое загрязнение (не используются средства бытовой химии, содержащие хлор и хлорорганические соединения, а также фосфаты и фосфонаты, собираются и сдаются на переработку и/или восстановление все использованные картриджи офисных принтеров, собирается и сдается на утилизацию вся отслужившая офисная техника, батарейки и аккумуляторы).
Источник: topuch.com