В 2022 году у русских авторов появилось больше возможностей для продвижения на российском рынке, так как из России ушел целый ряд зарубежных издательств и правообладателей — как правило, из США и Великобритании. Книг же из Франции, Германии, Италии и других неанглоязычных стран не очень много, и они не могут полностью заместить сократившееся предложение. Это значит, что сейчас действительно лучший момент, чтобы издать книгу на русском языке: она встретит меньше конкуренции среди переводных изданий.
Раньше мы старались выпускать переводную книгу даже в том случае, если ждали аналогичную работу от русского эксперта — просто потому, что знали, что русский автор может рукопись так и не сдать. Но теперь, когда ряд зарубежных книг для нас недоступен, мы с удвоенной силой будем стараться убедить автора довести работу до конца. В результате никто из зарубежных коллег не будет ему конкурентом.
Кто может стать автором «Альпины»
«Альпина» уже 24 года издает деловые и популярные книги, которые помогают людям найти новое видение и способы решения проблем, учат методам познания и полезным навыкам, расширяют понимание мира.
Полина Лаврова о издательском бизнесе в Украине.
Нашими авторами становятся опытные специалисты, которым есть что сказать и которые доказали это на практике. Не каждый может написать книгу, как не каждый может съесть за раз десять эклеров. При этом не обязательно иметь ученую степень и проводить серьезные исследования. Например, автор книги «100 рассказов из истории медицины» Михаил Шифрин не врач и не ученый, но он погрузился в тему, стал, по сути, научным журналистом и написал прекрасную книгу.
Важно понимать, что большое количество книг является в хорошем смысле компиляцией других книг и идей, но качественной компиляцией, творческой. Никто не запрещает писать о том, как наводить порядок в доме или бороться с депрессией, хотя на эти темы есть десятки изданий. Но нужно предложить оригинальную концепцию, нести свежую мысль. Для нас важно, чтобы человек, заплативший за книгу от 500 до 1000 рублей, получил какую-то ценность: новые навыки и знания, желание переосмыслить взгляд на мир, возможность решить свою проблему более эффективно.
Например, книга Ирины Хакамады «Дао жизни» представляет собой именно креативную рекомбинацию давно известных идей, но в ее авторской подаче, с личными примерами. Получилась классная работа про все аспекты жизни.
В книге Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать», где описываются взаимоотношения Владимира Путина с окружением, тоже не так много оригинальных идей для человека, погруженного в тему. Но вместе они выстроены в определенную концепцию, поэтому книга получилась уникальной. К ней обращаются до сих пор, хотя первое издание вышло семь лет назад.
Чего ждать от издательского процесса
Все входящие заявки от русских авторов, которые приходят через наш сайт, рассматривает мой заместитель Ирина Гусинская. Если какая-то заявка покажется ей интересной, она выносит ее на редсовет. Редсовет — это восемь экспертов, которые уже много лет работают в издательском бизнесе. Каждый эксперт изучает книгу и высказывает свое мнение, мы голосуем и решаем большинством голосов. Если мы приходим к решению инвестировать в книгу, то связываемся с автором и обсуждаем условия договора.
Книжный бизнес: плюсы и минусы своего издательства на примере «Абрикобукс»
Рукопись может быть еще не готова — достаточно хорошо оформленной идеи, чтобы заинтересовать издателя. В «Альпине» есть продюсеры, которые помогают автору писать книгу, ведут его от замысла до готового произведения. Они понимают книжный рынок, знают, как устроены книги, и могут предложить свое концептуальное видение. Мне кажется, такого института продюсеров на системном уровне нет ни в одном другом издательстве России.
Когда книга готова, она передается в редакцию, и я назначаю руководителя проекта, который проводит книгу через все стадии издательского процесса.
Сначала мы проводим литературное редактирование, даем стилистические правки. Если книга специализированная, например о вирусах и медицине, мы привлекаем научного редактора, который проверяет текст на фактические ошибки. Все должно быть идеально с научной точки зрения.
Потом текст смотрит корректор, делается макет, верстка книги и дизайн обложки. Параллельно редсовет обсуждает название, которое мы обязательно отправляем на утверждение автору. Нужно быть готовым к тому, что издательство серьезно погружается в работу над произведением и будет предлагать автору много идей, правок, но мы никогда не давим своим авторитетом.
Автор и издательство партнеры, мы будем слушать и договариваться. Наша цель — вместе сделать хорошую книгу, которой мы сможем гордиться. Так отредактировать и упаковать текст, выбрать такие визуальные элементы, бумагу и обложку, чтобы книга была красивой и нашла своего читателя.
После этого книга поступает в типографию. Примерно месяц или полтора занимает печать офсетного тиража, где-то неделю — цифрового. Параллельно мы продумываем, как продвигать книгу. У каждого автора есть свой руководитель проекта от маркетинга, который обсуждает с автором активности, в которые он может быть вовлечен. Это презентации, выступления на мероприятиях, участие в книжных выставках, онлайн-вебинары, статьи для разных СМИ, интервью и многое другое.
Продвижение — отдельная большая работа. Мы делаем так, чтобы книга попала на полки офлайн- и , на маркетплейсы, рассылаем ее блогерам и журналистам, включаем в книжные подборки. Лучше всего о качестве работы издательства говорит количество наших бестселлеров. В 2020 году «Озон» поделился списком из десяти самых продаваемых книг — шесть из них изданы издательской группой «Альпина».
Советы начинающим авторам
Наступите на горло скромности
Русским авторам нужно перестать бояться. Наш человек сидит и думает: «Вот, когда я буду умудренный сединами, тогда, может быть, что-нибудь напишу». Всегда есть страх, что получится глупость. И пока он это в голове обдумывает и мечтает, десять англосаксов рискнут и напишут.
В переводных книгах тоже не так много суперуникальных идей, но того, что они уже имеют определенную популярность и историю, мы иногда смотрим на них снизу вверх, типа вот они какие великие. Хотя в зарубежных книгах хватает и фактических, и логических ошибок, и стилистических недоработок. Но они не боятся рисковать и писать, будучи убежденными в том, что, если у них есть идея, о ней стоит рассказать всему миру. Ничто не мешает нашим авторам действовать аналогично.
Ищите своего издателя
Можно долго искать свою любовь, но обычно влюбленность происходит случайно, когда меньше всего этого ожидаешь. Так и автор с издателем: ищут друг друга, но не всегда получается сойтись. Хороших издательств много. Нужно найти свое, в котором вы почувствуете, что к вашей книге относятся правильно, что мучить правками вас будут только для того, чтобы сделать текст лучше. Если вам отказали в одном месте — не сокрушайтесь, вспоминайте, что Джоан Роулинг получила десятки отказов, прежде чем смогла опубликовать «Гарри Поттера».
У нашего бестселлера «Пиши, сокращай», тираж которого уже превысил полмиллиона экземпляров, тоже была непростая судьба. Максиму Ильяхову и Людмиле Сарычевой отказали в нескольких издательствах, потому что рентабельность книги выходила очень маленькой из-за сложного двухцветного макета, особой бумаги. Мы тоже поняли, что ничего не заработаем на первом тираже, но сказали «да» — потому, что концепция очень красивая, необычная. Ведь деньги только один из параметров, не всегда главный. Очень часто мы решали не в пользу денег — и почти всегда оказывались правы и получались бестселлеры.
Книга — это инструмент влияния автора на читателя.
Думайте о вашем влиянии на читателя. Автор должен представить своего читателя и подумать, что изменится в картине мира этого человека после прочтения его произведения. Задаст ли он себе жизненно важные вопросы? Захочет ли углубиться в тему? Книга не всегда дает ответы, часто ее задача — продуцировать дискуссию.
Важно, чтобы читателю захотелось спорить с автором, размышлять, менять что-то в своей жизни к лучшему.
Не увлекайтесь сторителлингом
Автору не стоит начинать книгу со слезливой истории о том, как ему было плохо, потом на него снизошло озарение, и теперь он делится своим откровением в книге. Такая структура не вызывает у скептичного русского читателя доверия. Писать нужно по сути, представлять проблему объективно. Исключение — книги, которые построены на личных историях, например о переживании страшного диагноза. Но если автор пишет классический нон-фикшн, то увлекаться сторителлингом не стоит, его должно быть в меру.
Чтобы научиться писать, нужно писать
Помните советский плакат «Героями не рождаются, героями становятся в боях»? Точно так же писателями не рождаются — писателями становятся в процессе достаточно тяжелого труда. Хороший результат всегда достигается каким-то напряжением. Вряд ли можно пробежать марафон и не запыхаться. Так вот книга — это марафон.
И чтобы проверить, какой ты писатель, нужно начать писать. А довести текст до идеального состояния помогут в «Альпине».
Если вы хотите издать книгу в «Альпине», оставьте заявку на сайте.
Источник: theoryandpractice.ru
Все об издательском бизнесе
Опубликовано в Бизнес идеи, Обо всем
Теги: бизнес-идеи, свой бизнес
Кто из начинающих копирайтеров не мечтает стать популярным писателем. Чего уж греха таить, я сама признавалась в своей статье «Нужно ли выкладываться, когда пишешь на заказ?», что мечтаю написать роман. Что же меня останавливает, почему я до сих пор не стала в один ряд с Пелевиным, Лукьяненко или хотя бы Дарьей Донцовой? Отсутствие таланта и усидчивости? Отчасти это, но есть и еще одна причина, я хорошо знаю, что такое издательский бизнес.
1. Кто такой загадочный П.И.П. ?
Странная и немного комичная аббревиатура П.И.П. означает «персонифицированный издательский проект».
Нет в природе такого автора как Вася Пупкин? Ничего страшного! Издательство решило, что отныне будет! Виртуальной личности не нужно платить гонорары авансом или проценты от продаж. Он точно не зазвездиться и не потребует повысить ставку, не уйдет в запой или к конкурентам.
Во всех смысла виртуальный Вася Пупкин — более надежное капиталовложение, чем реальный Вася Иванов. Осталось только найти авторов согласных, чтобы их роман подписали чужим именем и фамилией.
Зачем издательство создает «персонифицированный издательский проект»? Ради экономии. Гораздо легче и дешевле раскрутить одного автора (несуществующего – значит, без капризов и прочих неожиданностей), нежели многих. Заплатили за рекламу, создали форумы фанов, сообщества в социальных сетях, посвящённые Пупкину, заказали интервью в «солидных» журналах, создали новую моду – всё это сделали один раз.
И вот приходит в редакцию писатель, приносит свою рукопись. А ему и говорят, мол, нам очень ваш роман понравился, и мы готовы издать вашу книгу под именем Васи Пупкина. Естественно, мы вам заплатим, немного конечно, вы ведь автор начинающий, сами должны понимать. Почему не под вашим собственным именем?
Понимаете, Пупкин уже раскручен, мы раздули истерию вокруг творчества этого гениальнейшего писателя современности, а вы знаменитостью не являетесь. Что же вы нам предлагаете: тратиться на рекламу всех, кого печатаем, что ли?
Ах, вы тоже являетесь более менее известным? У вас уже пятнадцать «нетленок» вышло? Ну и что с того. Всё равно не такая «звезда», как наш Вася. Вы же поймите, что наша цель – объем продаж.
А основная масса читателей – обыватели, считающие хорошим только знаменитое. А поскольку вы не так знамениты, как Вася, значит, пишете хуже.
2. Как издательства торгуют стихами
На самом-то деле книги со стихами практически не раскупаются. Разве что крохотные тиражи классиков. Народ привык к тому, что современные поэты вывешивают свои шедевры в интернете совершенно даром – из тщеславия. Но заработать на собственных поэтических талантах всё же можно.
Есть поэты (скажем так, те, кто считает себя поэтами) не просто тщеславные, а болезненно тщеславные. Им нужно постоянно пребывать в центре внимания, вызывать восхищённые возгласы новыми сногсшибательными «эпохалками», принимать участие в творческих вечерах, конкурсах, вступать в союзы писателей и литературные объединения. А собственного таланта – как говорится, кот наплакал. Зато подчас у таких людей есть деньги.
Приходит в редакцию поэтесса, приносит стихи. А редактор тут же, у неё на глазах, никого не стесняясь, предлагает другому автору… купить эти самые стихи и издать под собственным именем.
Если бы поэтесса согласилась продать, то в тот же день в графоманских отстойниках вроде «стихи.ру» и «общелит» появились новинки. Пришли бы друзья, оставили бы хвалебные рецензии, почувствовала бы покупательница себя «звездой» ещё раз. Новая доза получена, болезненная зависимость временно удовлетворена.
3. Что такое плагиат или Как можно написать роман за пару часов.
Даже если вы можете доказать, что являетесь автором произведения, то всё равно автором считается тот, кто издал текст официально, с ISBN. Вы приводите в суд сотню свидетелей написания, показываете рукопись, отправленную самому себе посылкой, с ненарушенными печатями и датой на почтовом штампе, приносите заключение экспертов, проанализировавших стиль – но всё равно ничего не докажете, хоть головой об стену бейтесь.
Опубликовал кто-то на литературном портале роман. Плагиатор скачал, немножко переделал мелкие детали и поменял имена – и отнёс в редакцию. Вышла книга с ISBN – и всё, финита ля комедия. Отныне вы больше не автор собственного романа.
4. Загадочное слово синопсис
Хотите знать, с порядочным ли издательством имеете дело? Посмотрите, требуют ли они синопсис (грубо говоря пересказ основных идей и сюжетных линий) и подробное описание вашего романа. Если да, то желательно обходить такую контору десятой дорогой. Потому что на синопсисы закон об авторских правах… не распространяется. Как и на любые другие идеи.
Да, не нужно изумлённо протирать глаза, перечитывая эти строки! Это действительно так! Пересказали сюжет своего романа подробно – подарили издательству. Редакция позвонила «литературному негру» – и вскоре книга готова. Увы, не ваша.
Но с очень явными отголосками ваших идей.
5. Литературные негры. Вы их читали, но вы о них не слышали
Вот и переходим к «литературным неграм» работающим для П.И.П. Одна очень знаменитая детективная авторша за десять лет написала более ста романов. Если не учитывать праздничные дни, выходные и отпуск, то в среднем получается примерно по роману в месяц. Вы пробовали написать роман? Профессиональный автор скажет, что для этого нужно минимум полгода.
А то и год. Бывает и больше. На один единственный! За месяц можно разве что небольшую повесть накропать. Но уж никак не книгу на четыреста страниц.
Идея ясна? Нет? Перечитайте первый раздел этой статьи.
6. Публикации за счёт авторов или Как издать книгу за свой счет?
Это – современный самиздат. Реальная альтернатива конвейеру крупных издательств. Многие авторы резонно рассудили, что шансов попасть на этот конвейер мало, может жизни не хватить на ожидание, и решили издать книгу за свой счет. Отличный способ осуществить мечту: вот она, бумажная книга! Настоящая, с ISBN и с вашим именем на обложке.
Конечно, крупных издателей это бесит. Они заносят таких гордых и независимых писателей в свои «чёрные списки». Всячески пропагандируют мнение, что непроверенный редакторами самиздат – плохая литература (хотя сами тоннами штампуют женские романы и детективы вообще без какого либо художественного уровня). Впрочем, книжные магазины принадлежат той же самой мафии, что и фермы «литературных негров», и самиздат попадает на полки супермаркетов крайне редко. Конкурентов в торговые сети не пускают.
Ну и, конечно, автора, вознамерившегося во что бы то ни стало опубликоваться в бумажном виде, всегда обирают до нитки. Все цены раздуты минимум в пять раз – и на вёрстку, и на дизайн обложки, и на корректуру, и на физическое изготовление экземпляров. Некоторые ради осуществления мечты даже семейные драгоценности продают. Деваться-то некуда: без бумажной книжки народ не признает вас писателем или поэтом.
Самое интересное, что те же самые издатели, которые ругают самиздат, охотно публикуют авторов за их счёт! Получается, что ругают свою собственную редакторскую работу.
Вот такова невеселая правда об издательском бизнесе. И все же настоящий талант всегда пробьется. Я в это верю, несмотря на то, что мне известно все то, что написано выше.
С этим читают так же:
- Частные предприниматели стараются выжить
- Свой бизнес в маленьком городе: с чего начать свое дело
- Организация своего бизнеса по сбору макулатуры
- Идеи для своего бизнеса: Как открыть бар?
- Открываем свой бизнес с нуля: стрижка газонов
- Бизнес-идея: организация своего дела по продаже обуви
- Бизнес-идея: Собираем и продаём лесные грибы
- Как найти любимое дело в бизнесе
- Бизнес идеи: как открыть копировальный центр
- Бизнес идея: производство ставней для окон
- Идеи для бизнеса: как открыть магазин бытовой химии
- Идеи домашнего бизнеса с нуля: 3 актуальных идеи
- Как организовать свой бизнес на аренде посуды и оборудования для банкетов
- Как начать бизнес в собственном гараже?
- Бизнес на продаже мебели
- Бизнес на сухих завтраках
- Малый бизнес для женщин по пошиву штор
- Делаем свой бизнес на компьютерных услугах
- Ряд обязательных характеристик, которыми должен обладать бизнес проект
- Собственный бизнес – Клуб общения на английском языке
- Креативная бизнес-идея: салон-парикмахерская с мастерами топлес
Источник: mybuzines.ru
А что, собственно, делает издательство?
В связи с частыми обсуждениями вопроса об авторских правах (и их нарушении) доводится слышать интересные, хотя и далекие от реальности мнения по поводу функции издательств. В чистом своем варианте это сводится к заявлению, что без издательств не будет новых книг.
Оставляя в стороне вопрос о том, действительно ли электронное распространение убьет издательства или, что гораздо более вероятно, им просто придется приспособиться к новым условиям, посмотрим на то, чем, собственно, издательство занимается. Издательство не пишет книг. Издательство не печатает книг. Издательство не продает читателю книг. В действительности оно выполняет лишь следующие функции:
1. Редактура, корректура, верстка. Да, люди, выполняющие эту работу, обычно находятся на зарплате у издательства — но никакой необходимости в таком положении дел нет. Корректуру и верстку выполняют и организации, занимающиеся print-on-demand. Может выполнить ее любой фрилансер. Могут возникнуть новые компании, выполняющие эти функции.
Наконец, автор может отказаться от услуг специалиста и подготовить все на своем домашнем компьютере. Свобода тут полная, особенно с учетом того, что она идеально подходит для удаленной работы, никакой необходимости в физическом контакте с заказчиком нет.
2. Реклама-раскрутка-пиар. К процессу создания книги это не имеет никакого отношения. Это части процесса создания «медиа-проекта», и относятся они к области специализации рекламных агенств. Прибегать ли к услугам такого агенства, какие именно услуги заказывать и сколько за них платить — опять же, дело автора. Необходимыми они не являются, более того, если рассматривать влияние такого подхода на состояние литературы, читательского рынка, то может запросто оказаться, что и читателю и автору такой подход только вредит, но это отдельная тема.
3. Индустриализация процесса производства. Вот это — самое главное. Издатель выступает в роли капиталиста-фабриканта, переводящего кустарное изготовление продукта на путь массового фабричного производства. Как и всякий заводчик, издатель хочет, чтобы его продукт изготавливался наемными работниками, причем взаимозаменяемыми, а не уникальными.
Платить работникам он готов фиксированные и, желательно, небольшие деньги, а сверхприбылью наслаждаться предпочтет сам. Многое из действий издателя определяется именно этим подходом. Для успешного бизнеса ему нужно, чтобы продукт его фабрики делался людьми, как можно менее квалифицированными, и как можно более стандартными. Минимум квалификации работника определяеется минимумом качества, которое еще можно продать на рынке.
Как можно добиться снижения этой необходимой квалификации работника и его уникальности, незаменимости? Тремя путями. Разработкой методик обучения работников — пока что с этим дело обстоит не очень хорошо, но, вероятно, время, когда издательства начнут открывать трехмесячные курсы писательства с выдачей диплома и трудоустройством, не столь далеки.
Второй путь — снижение того минимального уровня качества, который необходим на рынке. То есть, если говорить проще, приучить рынок к продукту низкого качества, отучить читателя разбираться в качестве вообще.
На это направлено большие усилия — рынок наводняется массой низкопробного продукта, потребителю внушается, что это-то и есть качественный продукт, а образцы настоящего качественного продукта, по возможности, на рынок не допускаются, маргинализируются, связываются в сознании массового потребителя с отрицательными характеристиками (скучно, только для «высоколобых», непрестижно и так далее). И, наконец, третий путь — разработка новых, поточных способов производства.
Например, разделение труда, как в производстве автомобилей, где модель разрабатывается один раз дизайнерами и инженерами и потом тиражируется низкоквалифицированными рабочими, а индивидуальность продукта минимальна и достигается несколькими исключительно внешними модификациями: варианты формы пластиковых деталей, разный цвет и пр. Этот способ тоже находится сейчас в активной разработке.
Сначала некто придумывает «базовый дизайн», скажем, канонический «иронический женский детектив». После проверки образца на публике, запускаются серии. Исполнителям дается базовая структура: типажи, определенный язык, скелет сюжета и так далее.
По этой канве и вырабатывается новая книга, отличающаяся от тысячи аналогов только именем героини, породой ее домашнего животного и другими «важными» деталями. При таком серийном производстве издатель получает в свое распоряжение годную для массового производства рабочую силу: не особо квалифицированную и легко заменяемую. Для легкости замены работника без потери усилий, затраченных на рекламу, можно заставить рабочего (в которого превратился в таких условиях писатель) отказаться даже от собственного имени, издавая серию, написанную безликими «шахтерами» под одним псевдонимом — практика, уже давно ставшая общепринятой. Нет необходимости говорить, что никакими правами в такой системе рабочий не обладает.
Вот, собственно, то, чем занимается издательский бизнес. Отдельные издательсва могут, в дополнение к этому, стараться скомпенсировать свои действия какими-то общественно полезными шагами, в том числе и попытками оказать (или продемонстрировать) содействие писателям, производящим более качественный продукт. Но такие шаги никак не являтся частью функций издательства и существуют только как добровольные действия определенных сотрудников, находящихся на постах, допускающих некоторую свободу действий. Достаточно смены одного из руководителей и подобная альтруистическая деятельность прекратится.
Источник: meanab.livejournal.com