Выделите роль бизнеса в социально экономической политики государства

Социальные цели, возможности, риски, меры и особенности государственной социальной политики. Развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта и.т.д.

Государственная социальная политика — целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она ставит своей целью снижение степени дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и пре­дотвращение социальных конфликтов на экономической почве.ГСП должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты. Принципами государственной политики в социальной сфере являются: экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства «за игру» рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан. Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики.

Почему предпринимательство важно для экономики?

Всегда актуальна для социальной политики проблема возникновения социальных рисков.
Социальные риски — это риски социального происхождения; вероятные опасности, угрозы нарушения нормального социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных условиях развития общества, закономерно сопровождают нормальное функционирование общества, и более того, имеют своими при чинами именно базовые общественные отношения, нормальные общественные порядки.

Существуют следующие проблемы: неэффективное исполнение полномочий федеральными и региональными органами государственной власти (решение — оптимизация процесса разграничения полномочий); неэффективная координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов; финансово-экономическая необеспеченность выполнения полномочий местного самоуправления; отсутствие целостной системы стратегического планирования развития общественной инфраструктуры; низкая эффективность инструментов бюджетного федерализма; отсутствие механизмов ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям — получателям трансфертов; низкая степень мотивации органов власти регионов и муниципалитетов к развитию собственного налогового потенциала.

Роль государства в экономике | Обществознание ЕГЭ 2022 | Умскул

Проблемы государственной социальной политики отражаются в ежегодных посланиях Президента о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию РФ,

• в посланиях Президента Правительству;

• в концептуальных постановлениях и решениях Правительства;

• в постановлениях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

• в федеральных законах РФ.

Особенность государственной социальной политики в современной России сегодня состоит в том, что нужна социальная политика, которая не противоречила бы интересам национальной безопасности, а обеспечивала и укрепляла бы национальную безопасность. В этом стратегическая суть необходимых перемен характера и содержания социальной политики.

Генеральное решение, необходимое и достаточное для обретения Россией такой социальной политики, состоит из двух взаимосвязанных принципиальных поворотов:

1) поворот от деятельности государства, создающей все новые социальные риски (социальные опасности и угрозы) для населения, к неукоснительному и в пол ном объеме выполнению государством его конституционных обязанностей по обеспечению законных социальных прав, свобод и интересов населения,

2) поворот от недемократических к демократическим механизмам осуществления социальной политики, соответствующим Конституции Российской Федерации.

Государство — тот единственный субъект, который в создавшихся условиях способен практически изменить сложившиеся опасные тенденции и губительную траекторию разрушения страны. Это касается всех сфер жизни общества, включая и сферу социальной политики.
Реальной многосубъектности (гражданского общества) в России пока нет. Поэтому действия властей продолжают оставаться не только бесконтрольными, но и в полной мере произвольными по отношению к населению страны

Основные компоненты содержания государственной социальной политики — это, конечно же, выработка и проведение в жизнь государственной стратегии социальной политики, определение государственных приоритетов социальной поли тики и направление всего процесса социальной политики в русло стратегии и приоритетов.

Для развития образования и здравоохраненияв 2006 году была начата реализацияприоритетных национальных проектов:

1. Национальный проект «Образование». Предполагает решение следующих задач: а) модернизация и компьютеризация учебных классов; б) повышение оплаты труда классным руководителям; в) повышение качества обучения, стимулирование инновационных проектов; г) поощрение молодых ученых; д) создание новых вузов

2. Здравоохранение: а) строительство центров высоких технологий, оснащение учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием, машинами скорой помощи; б) подготовка специалистов для медицинских учреждений; в) повышение заработной платы врачам первичной практики.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально-техническую базу системы здравоохранения. В системе здравоохранения РФ формируются государственно-муниципальный сектор здравоохранения и частный сектор здравоохранения.

В отношении спорта государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в РФ, поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;

2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

8) организацию обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

· обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

· соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;

· обеспечение социальной защиты в области занятости;

· поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

· поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

· координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

· поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

· обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости.

2. Организация как социальная система. Типология орг-ий. Структура, функции, признаки орг-ии.

Субъект упр-я – физ-ое или юр-ое лицо, которое осущ-ет властное воздействие. В процессе упр-я лежат: властные полномочия субъекта упр-я, его организационно-распор-ые, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

Объект упр-я – то, на что направлено властное воздействие объекта упр-я. Объектом упр-я могут быть физ-е и юр-е лица, соц-ые, соц-экон-ие сист. и процессы.

Основные функции упр-я: 1) целеполагание; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений.

Задачи организации: 1. Обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, человеческими). 2. Утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними. 3. Формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.

Читайте также:  Бизнес в ОАЭ плюсы и минусы

Цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию явл идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к соц-эконо-ой деят-ти.

Модели социального управления: субординация, реординация, координация

Между участниками управленческого процесса в процессе практической деятельности устанавливаются отношения субординации, координации и реординации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления.

1) Субординация– это вид соц упр-я, при котором осущ-ся вертик-ое упорядочивание, а один из элементов играет роль ведущего, который определяет начало деят-ти всех остальных. Субординация — это вертикальная упорядоченность в системе, при которой один из элементов играет роль ведущего и определяет начало деятельности остальных, ведет к формированию иерархии.

Отн-я субординации – это такие отн-я между субъектами упр-ой деят-ти, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом. Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных. Но чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала.

2) Координация- это горизонтальная упорядоченность в сист, при которой элементы хар-ся тождественностью. Например: отдел с отделами. Координация— это такой вид соц упр-я, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупп, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же соц общности или взаимодействие нескольких общностей хар-ся тождественностью, равновеликостью.

Координация — это система должностного взаимодействия сотрудников организации по горизонтали, которая регулируется определенными правовыми нормами. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации.

3) Реординация– это модель соц упр-я, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности др. или одних сторон, частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали. Реординация является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе гос упр-я все силовые министерства переподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства.

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

— они обладают целевой природой, поскольку создаются для реализации определенных целей и оцениваются через их достижение;

— ради достижения целей члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам. Социальная органи-зация дает возможность человеку удовлетворять свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются социальным статусом, социальными ролями, предписанными человеку социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации;

-организации возникают на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэтому в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры (например, различные цеха на заводе и т.п.);

— организация всегда строится по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором четко выделяются управ-ляющая и управляемая подсистемы. Разнонаправленная деятельность горизонтальных структур вызывает необхо-димость управляющей системы. Иерархичность построения социальной организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.

Выделяются различные типы социальных организаций. Прежде всего, они подразделяются на формальные и нефор-мальные организации. Критерием этого разграничения служит степень формализованности существующих в них связей, взаимодействий и отношений.

Формальная организация — это ориентированная на достижение общеорганизационных целей, искусственно и жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах.

Так, американский социолог А. Этциони подразделяет организации на три основные группы:

— добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и т.п.);

— принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьма, психиатриче-ская лечебница и т.п.);

— утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (пред-приятия, фирмы, финансовые структуры и т.п.).

Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:

— деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и т.д.);

— общественные организации, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);

— промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.д.); -ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента.

— Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.

— Структурное регулирование означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.

— Ценностное регулирование заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей

— Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе. Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.

Билет 22

Источник: cyberpedia.su

Сущность предпринимательства и его роль в социально экономическом развитии общества реферат

Предпринимательства в прошедшее десятилетие обусловил новые, более широкие его трактовки как особого, новаторского, антибюрократического стиля хозяйственного поведения, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников Нынешняя волна предпринимательства свидетельствует о том, что в основе указанной тенденции — не какие-либо особые черты, присущие одной стране, а объективные тенденции развития экономики, цивилизованного общества в целом.

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
I. 1. ХРОНИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
I. 2. ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС
I. 3. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
II. 1 .ТИПЫ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
II. 2. ВНУТРЕНЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
II. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Р Ф

Алтайский Государственный Технический Университет

им. И. И. Ползунова

По экономической теории на тему:

СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

Выполнила — Глущенко Д. Ю.,

студентка группы М Э – 61

Проверила — Сычева И. Н.,

I. ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА

I. 1. ХРОНИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I. 2. ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС

I. 3. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА

II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

II. 1 .ТИПЫ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

II. 2. ВНУТРЕНЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА

И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

II. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Предпринимательство — многоплановое явление.

Предпринимательства в прошедшее десятилетие обусловил новые, более широкие его трактовки как особого, новаторского, антибюрократического стиля хозяйственного поведения, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников Нынешняя волна предпринимательства свидетельствует о том, что в основе указанной тенденции — не какие-либо особые черты, присущие одной стране, а объективные тенденции развития экономики, цивилизованного общества в целом.

Предпринимательская функция работает на благосостояние общества, когда ее параметры задаются достаточно жесткими и целенаправленными граничными условиями. В их числе:

  • -универсальная и эффективная законодательная система (антимонопольное регулирование, налоги, валютные и таможенные правила и многое другое), ориентирующая предпринимательство на удовлетворение общественных потребностей;
  • существование предпринимательской перспективы в виде стабильной государственной политики по созданию возможностей для инвестирования различных видов ресурсов и благоприятного общественного мнения; наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства (инновационных и внедренческих центров, финансируемых на долевой основе государством и частным бизнесом; «инкубаторов» нового бизнеса, специализированных фирм, предоставляющих финансовую помощь начинающим предпринимателям; консультативных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки предпринимателей);
  • существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, действие которой распространяется не только на изобретения, но и на всю продукцию, новаторские идеи, концепции и методы деловой активности;
Читайте также:  Администрирование it услуги для бизнеса это

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное — новых знаний. Все выше перечисленное и изложенное подтверждает актуальность темы курсовой работы.

В конечном итоге написание курсовой работы преследуется цель — разобраться в вопросе: в чем же заключается сущность предпринимательства и какую роль оно играет в социально – экономическом развитии общества.

На пути к цели ставятся адекватные задачи , а именно в первой части работы описать развитие предпринимательства в историческом аспекте выяснив при этом основные черты предпринимательства как процесса и явления. Во второй части рассмотреть предпринимательство более подробно

(классификация по типам и видам, дать характеристику внутренней и внешней среде предпринимательства) В заключении выяснить перспективы развития предпринимательства

Объектом исследования курсовой работы является предпринимательство.

I. ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА

I. 1. ХРОНИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Анализ воззрений ученых о предпринимательстве в XVIII— XIX вв. позволяет сделать один из важных выводов: в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время можно отметить широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы.

В своих трудах эти ученые дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его основные функции. Тогда же, в XIX в., ученые-экономисты указывали на инновационный характер предпринимательства. Эта точка зрения широко используется в XX столетии, особенно во второй его половине.

Рассмотрим взгляды отдельных ученых- экономистов на сущность предпринимательства и предпринимателей. По мнению американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса, в XVIII в. предприниматель (антрепренер) — это лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее.

Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в сумму, меньшую оговоренной, то разницу он присваивает. По их мнению, первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон (1680—1734), по определению которого предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Можно утверждать, что Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. Р. Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской функции.

Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. По мнению ученого, предприниматель большей частью является капиталистом. А. Смит предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства, но у него не было безграничного доверия к инициативе частных лиц. По его мнению, даже при встрече ради приятного времяпрепровождения разговор предпринимателей одной и той же отрасли промышленности часто сводится к тому, чтобы устроить заговор против покупателей или принять какое-нибудь соглашение для повышения цен.

А. Смит — первый из ученых-экономистов наиболее комплексно исследовал вопросы предпринимательства с учетом уровня развития экономической жизни в середине XVIII в. Огромное значение для развития предпринимательства имели разработанные ученым предложения о налоговой системе и таможенных пошлинах.

Сэй, как и А. Смит, был сторонником свободного предпринимательства. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства. Эта точка зрения Сэя является наиболее продуктивной и привлекательной для многих представителей современных теорий предпринимательства, особенно Й. Шумпетера, П. Друкера и др.

Рассмотрим точки зрения на предпринимательство таких выдающихся ученых-экономистов, как Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Друкер, внесших большой вклад в экономическую теорию.

Эта мысль имеет прямое отношение к деятельности российских предпринимателей. Следовательно, для развития предпринимательства необходимо изменить менталитет общества, сформировать в стране соответствующую предпринимательскую инфраструктуру.

  • Беседа интервью анкетирование реферат
  • Понятие выборочной совокупности и методы формирования и определения выборки реферат
  • Реферат по экологии живые организмы
  • Теория социальной работы в системе наук реферат
  • Реферат на тему свариваемость стали

Источник: obrazovanie-gid.ru

Научная электронная библиотека

Роль современной социальной политики состоит в вовлечении максимального количества людей в активную экономическую деятельность, то есть в социально-трудовые отношения, в которых каждый член общества учится и работает, опираясь на свой человеческий капитал.

Одно из важнейших направлений государственной социальной политики – оказание помощи в развитии «человеческого капитала» и у каждого индивида формирование «предпринимательских способностей» для развития человеческого капитала. Государство должно помогать индивиду в развитии и раскрытии его способностей, в приобретении профессиональных знаний, навыков, компетенций и мотивов трудовой деятельности. В этом случае государство будет отвечать понятию «социальное».

Существуют различные определения понятия «социальная политика». В поисках наиболее адекватного из них использованию понятия «человеческий капитал» целесообразно отправляться от значения слова «политика».

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «Политика – это деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы; политика – концентрированное выражение экономики; образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми»[44].

В «Словаре иностранных слов» понятие «политика» определяется как искусство управления государством и трактуется как деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, a также деятельностью государственной власти и государственного управления, выражающей социально-экономическую природу данного общества[45].

«Советский энциклопедический словарь» понятие «политика» определяет как сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти[46].

Существующие определения понятия «социальная политика» сосредоточивают внимание на его прикладной направленности. «Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения»[47].

Термин «социальная политика» является в настоящее время одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества[48] и представляет собой, по образному выражению Н.А. Сазоновой, главный мост, соединяющий экономику с политикой, являясь основным возбудителем политических сил и течений. Экономика, ориентированная на удовлетворение жизненных потребностей человека, его семьи, называется социально-ориентированной.

В настоящее время, когда факт признания того, что называется человеческим капиталом, в сфере социальной политики государства стал очевидным, обнаруживаются два общих направления социальной политики как таковой. Первое тяготеет к развитию макроэкономики. Второе связано непосредственно с развитием и накоплением человеческого капитала (в том числе человеческого потенциала) как такового. Второе направление по происхождению не самостоятельно, оно возникло в недрах первого. Если сказать кратко, то государственная социальная политика второго направления – это деятельность органов власти, направленная на создание позитивных условий жизнедеятельности индивида, обусловливающих развитие и накопление его человеческого капитала.

Если говорить о социальной политике в макроэкономическом отношении, то известные теоретические положения сводятся к следующему.

В конце ХХ века человеческий потенциал превратился в неотъемлемый движущий и главный фактор развития экономических отношений, a потому резко изменилась роль социальной сферы в экономике, что естественно неизбежным образом повлияло на экономическое развитие страны.

Социальная политика является одним из важнейших направлений, представляющих собой систему мер по осуществлению социальных программ политики правительства и государства. Она призвана обеспечивать достойный уровень жизни населения, его воспроизводство, занятость, гармонизацию общественных отношений, поддерживать отрасли социальной сферы, политическую стабильность страны, предотвращая социальные конфликты.

Как наука социальная политика исследует политику государства в области образования, здравоохранения, социально-трудовых отношений; культурную, жилищную, семейную, пенсионную, молодежную и другие сферы общественной жизни. Целью современной социальной политики, обусловленной макроэкономикой, является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, которые характеризуются доходом, материальным источником существования, занятостью работоспособного населения, его здоровьем, наличием соответствующего жилья, образованием, культурой, экологией[49].

Сказанное находится в области взаимодействия социальной политики и макроэкономики. В России функции социальной политики в макроэкономическом отношении сводятся к обеспечению социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества; обеспечению политической устойчивости власти; к обеспечению властью такого распределения доходов и благ, которое признавалось бы справедливым, не требующим борьбы за передел собственности; налаживанию системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивало бы подавляющее большинство населения; обеспечению обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности; обеспечению обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждого индивида в составе той или иной социальной группы.

Читайте также:  Социально ответственный бизнес в России опыт лучших компаний

Тогда основными задачами государственной социальной политики является: внедрение современных методов социальной политики, основанных на сочетании социального инвестирования и адресной поддержки населения; содействие активному привлечению непосредственного сектора к оказанию социальных и образовательных услуг, повышению качества социального обслуживания населения, развитию рыночных механизмов в социальной сфере; внедрение современных управленческих технологий в социальную среду и на этом основании повышение эффективности управления; объединение потенциала государственной власти, местного самоуправления, деловых кругов и общественности для решения социальных проблем.

С государственной социальной политикой, очеловеченной макроэкономикой, той политикой, целью которой является обеспечение благосостояния всех, казалось бы, все в порядке – теоретически и – относительно – практически. Задача же цивилизованного общества – посредством обеспечения благосостояния всех – обеспечить благосостояние каждого. Вот здесь в зародыше возникает второе направление социальной политики, которое должно обеспечить благосостояние каждого, в том числе развитие и накопление человеческого капитала как такового. Здесь же возникают и трудности перехода, так сказать, от благосостояния всех к благосостоянию каждого, включая человеческий потенциал, статистические показатели которого выявляются макростатистически.

Основными приоритетными направлениями социальной политики государства в области развития человеческого капитала является: создание позитивных условий проявления конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности; обучение населения рыночной экономической культуре (разъяснение задач и целей акционерных обществ, роль индивидуального мотива в выборе профессиональных занятий, разъяснение значения разделения труда, понятия цели рабочей силы и др.); использование государством различных форм и методов развития и накопления человеческого капитала в обществе; повсеместное внедрение инновационных приоритетов государства в общественное сознание; разъяснение населению роли и значения предпринимательства как важнейшего экономического института.

К факторам, которые оказывают позитивное влияние на уровень и динамику человеческого капитала, относятся: особенности национальной культуры; типы преобладающих социальных технологий жизнеобеспечения; уровень интеллектуализации труда; степень развития нации и образования; качество жизни граждан; образ жизни нации. Учёт перечисленных факторов осуществляется в сфере социальной политики государства.

Поскольку основными факторами, формирующими человеческий капитал, являются условия, которые предопределяют развитие составляющих его компонентов, постольку немаловажное значение имеет выявление условий, от которых непосредственно зависит приобретение и накопление знаний и производственного опыта, повышение профессиональной компетентности, обеспечение физического и духовного здоровья, a также возможности его реализации в социально-трудовом взаимодействии человека и общества. Способность к самореализации и саморазвитию личности каждого трудоспособного члена общества выходит на первый план на современном этапе социально-экономического развития. Отсутствие возможностей к самореализации и саморазвитию личности оказывает разрушительное воздействие на трудовой потенциал. Для воспроизводства человеческого капитала особо важное значение имеет создание благоприятных условий для повышения трудовой активности работников, то есть для степени реализации ими своих физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков в процессе производства[50].

В области социальной политики, направленной на развитие человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал делятся на два вида. Первый – это социальные вложения государства, формирующие личность интегрального типа, способную к саморазвитию. Второй – это адресная социальная поддержка тех категорий населения, которые действительно в ней нуждаются[51].

К примеру, в Соединенных Штатах Америки социальная политика строится на том, что основная ответственность за личное благополучие гражданина лежит на нем самом. Государство берет на себя обязательства в оказании помощи отдельным, наиболее уязвимым, категориям населения, оказавшимся в крайней нужде. Такой подход к социальной политике в известной степени обусловлен национальными особенностями страны, в их числе: огромные размеры и федеративное устройство; пестрый этнический и расовый состав; индивидуализм как национальная черта характера[52].

Как бы там ни было, реализация функций социальной защиты населения является, несомненно, основным базовым элементом государственной деятельности, которая определяется: экономическими возможностями общества; политическими приоритетами; зрелостью общественного развития субъектов трудовой деятельности; механизмами социального партнерства, состоящим в необходимости заключения коллективных договоров и соглашений; наличием прав наемных работников указывать работодателю о выявленных нарушениях закона и иных нормативно-правовых трудовых актов; наличием права участия профсоюзов в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя и др.

В России проблемами социальной политики в экономике начали заниматься сравнительно недавно. Известные имена учёных и экономистов – И.В. Андреева, В.В. Вельков, В.Г. Виноградский, Н.А. Волгин, Н.П.

Гуляева, Т.И. Заславская, Дж. Коулман, М.И. Лапицкий, Н.И. Лапин, А. Маслоу, В.И. Марцинкевич, О.А. Платонов, Н.Л. Сазонова, И.М. Супоницкая, И.Г. Фролова, О.И.

Шкаратан, В.В. Чекмарев и другие.

Проблемы социальной политики стали наиболее актуальными в сферах хозяйственной деятельности России в период перехода на путь рыночных отношений. В 90-е годы ХХ века изменилась методологическая основа социально-экономической жизни российского общества, что повлекло за собой появление проблем, связанных с социальной политикой государственной власти: изменение приоритетов и принципов социальной сферы, которые устанавливаются посредством договора между государством, бизнесом, общественными и профессиональными организациями субъектов трудовой деятельности.

Поскольку современная социальная политика российского государства неукоснительно направлена на повышение благосостояния человека, то задачами социальной политики является «не только, и даже не столько поддержка социально незащищенных членов общества, сколько качественный фактор формирования и развития человеческого капитала»[53].

Радикальная смена идеологии российского государства повлекла за собой смену «идеологической парадигмы относительно социальной политики». Современная социальная политика представляет собой такую систему мер, которая направлена на осуществление социальных программ во всех сферах жизнедеятельности. Социальная политика, как в России (бывшем СССР), так и за рубежом, рассматривалась, по образному выражению А. Подберезкина, «как неизбежный “довесок”», «дополнение» к экономической политике, которая вела к снижению темпов роста экономики, ухудшению экономических показателей, a иногда и экономическому кризису»[54].

В России «необходима активизация государственной социальной политики, но отнюдь не по принципу адресной помощи наиболее нуждающимся. нужна помощь, предполагающая для трудоспособного населения не столько “раздачу” денег, сколько создание возможностей самостоятельно решать свои проблемы в силу изменения ситуации на рынке труда»[57].

Производительность труда в России продолжает оставаться на недопустимо низком уровне. Поэтому, социальная политика по созданию человеческого капитала преследует так же опосредованную, но не менее важную цель– повышение производительности труда. При этом социальная политика должна быть ориентирована на глубинную многолетнюю социально-культурную работу в обществе по развитию его гражданственности, внедрению известных рыночных механизмов и т.д[58].

Человек – это «социокультурное существо», натура которого в значительной мере определяется взрастившей его общественной средой[59]. Очевидно, что социальная политика должна создавать соответствующую социокультурную среду, в которой возможно развитие качественного человеческого капитала.

Для современной России, очевидно, приемлема «комплексная» модель социальной политики, объединяющая в себе, с одной стороны – исполнение государственных обязательств по социальной
помощи населению (более 1000 видов), с другой – активную политику, направленную на накопление человеческого капитала. С последним связаны такие направления государственной деятельности как: расширение возможностей и стимулирование инвестирования в человеческий капитал; обеспечение нового качества социальной работы, ориентированной на развитие человеческого капитала; повышение значимости социальной информированности населения; внедрение системы непрерывного образования как условия развития человеческого капитала.

Так, программу антикризисных мер российское Правительство сформулировало следующим образом: усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, расширение роли государства в сфере занятости населения; помощь государства в развитии промышленного и технологического потенциала страны, вложение средств в наиболее эффективные производства; повышение уровня внутреннего спроса, ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное использование внутренних ресурсов; увеличение инвестиций в человеческий капитал – образование и здравоохранение; дальнейшая помощь в развитии малого и среднего бизнеса; создание и поддержка своей собственной мощной банковской и национальной финансовой системы; ответственная макроэкономическая политика, направленная на поддержание макроэкономической стабильности в стране.[60]

Приводим иллюстрацию мер социальной политики первого направления, то есть как обусловленной, так и ориентированной макроэкономикой России в конкретных социальных условиях.

Выше сказано, что Правительством России была принята «Программа антикризисных мер на 2009 год». Для реализации этой Программы учрежден закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В нем установлены планировавшиеся расходы бюджета на социальную сферу (см. табл. 2 «Расходы на социальную сферу») по различным направлениям.

Расходы на социальную сферу[61]

Источник: monographies.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин