В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208[1], одной из основных внутренних угроз является коррупция. Данный вывод подтверждается соцопросами.
По данным Торгово-промышленной палаты РФ, 35,5% из 40,7 тыс. опрошенных предпринимателей сталкивались с необходимостью неофициальных платежей или подарков должностным лицам. В частности, подарки на сумму до 25 тыс. рублей приходилось делать 54,8% респондентам, от 25 тыс. до 150 тыс. руб. — 14%, от 150 тыс. до 1 млн рублей — 4,3%, а более 1 млн рублей — 1,4%. Чаще всего предприниматели сталкивались с коррупцией в разрешительной, контрольно-надзорной и закупочной сферах. При этом 40% респондентов считают действия федеральных властей в антикоррупционной сфере неэффективными[2].
Все это не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности национальной экономики. Согласно последнему рейтингу Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность» Россия занимает лишь 43-е место из 140. При этом коррупция названа одной из главных проблем для ведения бизнеса[3]. Аналогичное утверждение содержится и в прошлогоднем опросе 100 компаний из списка Fortune 500, проведенном агентством «FleishmanHillard Vanguard» и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). За период с 2014 по 2017 год доля инвесторов, указавших на коррупцию как основную проблему, выросла втрое — с 18 до 56%[4].
Экосистема «ГосТех»: потенциал и перспективы для бизнеса
Анализ судебной практики свидетельствует о сокращении количества осужденных предпринимателей, в том числе за взяточничество. По данным Судебного департамента при Верховном Суде России, в 2014 году было осуждено 9,2 тыс. предпринимателей, из них 339 — за взяточничество;
в 2015 году — 9,2 тыс. предпринимателей, из них 329 — за взяточничество; в 2016 году — 9,8 тыс. предпринимателей, из них 239 — за взяточничество; в 2017 году — 6,8 тыс. предпринимателей, из них 230 — за взяточничество. В частности, 1 — за получение взятки; 146 — за дачу взятки; 14 — за посредничество и 70 — за мелкое взяточничество (10 тыс. руб.)[5].
В первом полугодии 2018 года за совершение различных преступлений было осуждено 4,4 тыс. предпринимателей, из них 87 — за дачу взяток[6].
Правовые основы ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения закреплены в ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В случае если от имени или в интересах юрлица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для их совершения, к такому лицу могут быть применены меры ответственности. Причем применение мер ответственности к юрлицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо. Административная ответственность юрлиц за коррупцию была введена в КоАП Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ[7].
Статистический анализ показывает, что за 2011 — 2017 гг. число юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения, увеличилось в 17 раз (со 161 до 2 216). Всего же с момента введения административной ответственности за коррупционные правонарушения (ст. ст. 19.28 — 19.29 КоАП РФ) наказанию были подвергнуты 8 862 организации[8].
Государство и бизнес. Как создать качественно новую систему работы государства с бизнесом?
За первое полугодие 2018 года к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП было привлечено 262 организации (+23,6%), а общая сумма наложенных на них штрафов достигла 630,5 млн рублей (+60%). Большая часть правонарушителей была выявлена в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Однако общая сумма взысканных с них штрафов составила всего 146,7 млн рублей[9].
Как показывает практика, незаконное вознаграждение обычно выплачивается: за освобождение от административной ответственности и общее покровительство; содействие при заключении и исполнении государственных/муниципальных контрактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок; предоставление преференций в ходе разрешительных процедур (решение вопроса о выделении земельных участков и предоставлении помещений в аренду).
В целях предупреждения, выявления и пресечения фактов коррупции в сфере бизнеса за последние годы были предприняты следующие шаги.
Во исполнение подп. «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ Минтрудом были изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (в ред. от 08.04.2014)[10]. Основной акцент в них сделан на необходимости проведения организациями систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы специальных антикоррупционных подразделений.
Сегодня бизнесмены могут оспорить в прокуратуре незаконные положения нормативно-правовых актов, например административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг или осуществления контрольно-надзорных функций. Обратиться можно и в случае несогласия с действиями органов, уполномоченных на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Обжаловать можно также неисполнение требований Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Речь идет о выделении бюджетных средств (субсидий), размещении информации об оказании предпринимателям помощи в общедоступных источниках, соблюдении гарантированного федеральным законодательством преимущественного права на выкуп арендуемой недвижимости и т.д.
Кроме этого, нельзя забывать и о Межведомственной рабочей группе по защите прав предпринимателей, функционирующей на базе Генеральной прокуратуры. В ее работе принимают участие не только начальники структурных подразделений Генеральной прокуратуры и Минэкономразвития, но и представители аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, общероссийских общественных организаций: «Деловая Россия», «Российский союз промышленников и предпринимателей» и «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты России, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Центра мониторинга и контроля за ценообразованием. По итогам обсуждения рабочей группой принимаются решения, выполнение которых будет способствовать созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и снижению административного давления на него[12].
В 2016 году ст. ст. 291 — 291.2, 204 — 204.2 Уголовного кодекса РФ были дополнены примечаниями, согласно которым лицо, давшее взятку или предмет коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство взятки (предмета подкупа) со стороны должностного лица, либо после совершения преступления лицо добровольно сообщило о нем в правоохранительный орган.
Согласно примечанию 2 к ст. 200.5 УК РФ[13] лицо, совершившее подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в правоохранительный орган.
Нельзя забывать и о превентивном потенциале ст. 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»).
Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом и причинили крупный ущерб (более 1,5 млн руб.), называются лишением свободы сроком до трех лет. По данным Судебного департамента при Верховном Суде России, за 2016 — 6 мес. 2018 года по ст. 169 УК РФ (основная квалификация) было осуждено 10, а по дополнительной квалификации — 24 человека[14].
С 9 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ[15] «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По этой причине не допускается участие в государственных (муниципальных) закупках тех организаций, которые в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. В этой связи Генеральная прокуратура России сформировала реестр таких лиц, который размещен в открытом доступе на ее официальном сайте: https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration[16] и содержит сведения более чем об 1 тыс. компаний.
Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ[17] ввел условия освобождения организаций от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19.28 КоАП.
Согласно примечанию 5 к данной статье если юридическое лицо способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении его имело место вымогательство. При этом данное положение не будет распространяться на правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.
В августе вступил в силу Приказ МВД России от 06.06.2018 N 356[18], позволяющий выплачивать вознаграждения гражданам, участвовавшим в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Согласно Приказу N 356 размер вознаграждения варьируется от нескольких тысяч (сумма до 500 тыс. рублей устанавливается по решению руководителя территориального управления МВД или его заместителя) до 3 млн рублей (по решению замминистра) и выше (непосредственно главой МВД). Объявления о вознаграждении будут публиковаться на официальном сайте МВД. Решение о его выплате будет приниматься после задержания преступника.
В случае принятия решения о выплате вознаграждения МВД будет уведомлять об этом гражданина в течение 14 дней со дня издания приказа. В случае отказа в выплате вознаграждения гражданин узнает об этом в течение 7 дней со дня утверждения соответствующего заключения. Вознаграждение можно будет получить как наличными, так и безналичным путем.
В августе 2017 г. Минтруд обнародовал законопроект, направленный на повышение эффективного исполнения организациями обязанности принимать меры по предупреждению коррупции. Согласно законопроекту организациям придется определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции; разработать и утвердить документы, закрепляющие антикоррупционные правила и процедуры во всех сферах деятельности.
Не реже одного раза в два года организациям следует проводить оценку коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности, наиболее подверженных таким рискам. Еще одна мера — организация ежегодного декларирования конфликта интересов работниками, замещающими на основании трудового договора отдельные должности, включенные в перечни, установленные локальными нормативными актами самой организации. В трудовые обязанности работников в таком случае должны быть включены положения о дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими нормативно-правовыми и локальными актами. Организациям предписывается обеспечить прием, рассмотрение и конфиденциальность уведомлений работников организации о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений в порядке, определяемом локальным нормативным актом, а также наладить сотрудничество с контролирующими и правоохранительными органами[19].
Непосредственную оценку достаточности принимаемых организациями мер по предупреждению коррупции будут осуществлять экспертные центры — юридические лица, получившие аккредитацию Национального совета по предупреждению коррупции (орган, формируемый путем заключения соглашения между ТПП РФ и Общероссийским объединением работодателей). Экспертные центры будут обязаны предоставлять по требованию организации, в отношении которой проводится оценка, обоснования результатов проведения оценки, а также давать разъяснения по вопросам ее проведения. При этом они должны будут обеспечить конфиденциальность информации о проверяемой организации, хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Если при проведении оценки достаточности принимаемых организацией мер по предупреждению коррупции возникнет конфликт интересов, экспертный центр должен будет отказаться от проведения оценки[20].
Присоединившись к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в 2012 году, Россия взяла на себя обязательство обеспечить на законодательном уровне гарантии защиты лиц, сообщивших о коррупции.
В декабре 2017 г. Госдума приняла в первом чтении поправки в ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, которые должны защитить права граждан, заявляющих о коррупционных правонарушениях. Речь идет об обеспечении конфиденциальности как самих заявителей, так и сведений, содержащихся в их заявлениях, а также о бесплатной юридической помощи для них. Увольнение, перемещение по должности, включая понижение, а также привлечение к дисциплинарной ответственности таких лиц будут проходить через соответствующую комиссию по урегулированию конфликта интересов с участием прокурора[21].
Несмотря на столь позитивные преобразования, сохраняется ряд существенных проблем, снижающих эффективность борьбы с коррупцией. Так, главным тормозом развития института заявителей о фактах коррупции является, с одной стороны, боязнь мести (причинения вреда) со стороны чиновников, а с другой — отсутствие заинтересованности у бизнесменов в сотрудничестве ввиду дефицита доверия к правоохранительным органам.
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ч. 2 ст. 2) предусматривает, что меры госзащиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Однако госзащита заявителей в соответствии с Законом N 119-ФЗ осуществляется лишь после получения ими процессуального статуса — потерпевшего или свидетеля. Кроме того, нормы Закона затрагивают только уголовный процесс и не распространяются на участников административного судопроизводства.
Другой проблемой является обеспечение соблюдения принципов обоснованности и добросовестности заявления о фактах коррупции. При отсутствии реальных доказательств бизнесмен может сам стать субъектом уголовного преследования, например за клевету (штраф по ст. 128.1 УК РФ — до 5 млн рублей) или заведомо ложный донос (лишение свободы по ст. 306 УК РФ от двух до трех лет).
Таким образом, для эффективной реализации антикоррупционной политики в сфере бизнеса необходимо не только обеспечить госзащиту предпринимателей от незаконного уголовного преследования в случае разоблачения коррупционеров, но и повысить их информированность о существующих внесудебных механизмах защиты своих прав и интересов.
Список использованной литературы:
1. Куракин А., Сухаренко А. Административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии коррупции // Современное право. 2018. N 10.
[1] Российская газета. 2017. 15 мая.
Источник: urfac.ru
Проблемы и перспективы взаимодействия государства и бизнеса в обеспечении социального развития
Статья представляет собой расширенную версию экспертного заключения автора, подготовленного для Петербургского международного экономического форума 2022 по результатам сессии «Перезагрузка S: как изменятся социальные программы в новых реалиях?» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://roscongress.org/sessions/spief-perezagruzka-s-kak-izmenyatsya-sotsialnye-programmy-v-novykh-realiyakh/discussion/#.
Российская экономика в условиях трансформации вызовов, связанной с событиями в международном политическом и экономическом пространстве, еще больше нуждается в обеспечении предпосылок устойчивого роста. Проблема стабильного и гармоничного социально-экономического развития России многогранна и включает в себя широкий перечень областей. На сегодняшний день путь, пройденный Россией в направлении устойчивого развития, позволил не только выявить и осознать проблемы обеспечения ритмичного устойчивого развития, но также сформировать предпосылки для соответствующих трансформаций процессов перехода к ESG-формату управления компаниями.
Материалы и методы
При проведении исследования, в качестве исходных данных были использованы материалы Росстата, опубликованные на его официальном сайте, кроме того, учитывались результаты аналитических исследований, включенные в ежегодные Отчеты об устойчивом развитии ОАО «РЖД» [2], Отчет о прогрессе в области устойчивого развития «Росатом» [3].
Проблемы развития
Международные геополитические и экономические отношения в течение 2022 года претерпевают беспрецедентную трансформацию, что, безусловно, оказывает значительное влияние на эффективность реализации ранее принятых стратегических целей устойчивого развития. Вместе с этим, представители государства и бизнеса осознают важность сохранения и ускорения темпов устойчивого развития. Особое место в системе ESG занимает элемент «S» (социальное развитие). Он подразумевает достойное отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам и партнерам. В состав «S» включены такие составляющие, как здоровье работников и безопасность, ответственность перед клиентами за качество, достойная работа и экономический рост.
Следует отметить, что предшественником ESGформата является концепция корпоративной социальной ответственности (КСО), и российскими компаниями накоплен опыт в данной области, однако, единого системного подхода на национальном уровне не сформировано. Как правило, государство и бизнес по-своему и раздельно прилагают усилия к решению проблем в этой сфере. Подобный подход нельзя назвать эффективным, так как распыляются ресурсы и проблемы решаются локально. Однако, даже такой вариант создает предпосылки для возникновения синергетического эффекта. Диалог бизнеса и государства, объединение усилий и ресурсов на системной основе дадут возможность обеспечить более заметную динамику показателям, отражающим реализацию целей устойчивого развития.
Обострила существующие проблемы и заставила государство и бизнес по-новому взглянуть на их роль в обеспечении социального развития общества пандемия коронавирусной инфекции Covid-19. Под основной удар в результате вынужденной изоляции попали малый и средний бизнес, население, занятое в наиболее чувствительных областях деятельности, потеряло возможность зарабатывать на жизнь. Государство, со своей стороны, вынужденно было пересматривать структуру расходной части бюджетов всех уровней. Ограничения, введенные в период пандемии, оказали негативное воздействие на ключевые показатели социально-экономического развития и нашли свое отражение, например, в динамике безработицы по Российской Федерации (рис. 1).
Согласно данным, представленным на рис. 1, рост безработицы с февраля 2020 года до возвращения показателей к исходному уровню в июне 2021 года, создал условия для повышения нагрузки на бюджетную систему в части расходов в целях сохранения уровня жизни населения, а также реализации антикризисных мер для бизнеса. Согласно данным Росстата, по состоянию на апрель 2022 года уровень безработицы в России вернулся к показателям 2020 года.
Вместе с этим, следует отметить, что восстановление деловой активности бизнеса стало не единственным фактором положительной динамики. За время вынужденного снижения активности представители бизнеса искали пути сохранить рабочие места для сотрудников и брали на себя инициативу поддержки населения. В результате своеобразного стресс-теста прошла трансформация организации труда сотрудников, были разработаны и внедрены более гибкие системы оплаты труда, что, в свою очередь, придало импульс развитию новых современных подходов к решению проблем социального развития при внедрении стандартов ESG-менеджмента. Важным результатом стала попытка решения социальных проблем бизнеса и государства совместно.
Помимо вновь возникающих проблем, связанных, например с пандемией и санкциями, есть постоянные проблемы, требующие решения. К таким проблемам, по мнению Андрея Шаронова, Генерального директора Национального альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития, можно отнести состояние рабочей силы в связи со снижением прироста населения (рис. 2) и миграцией населения в регионы с более высоким уровнем жизни.
Для бизнеса отрицательное воздействие данных факторов формирует проблему дефицита кадров. Как следствие, новый бизнес или развитие существующего затормаживается или переносится в другие регионы. Что, в свою очередь, порождает неравномерные темпы социально-экономического развития регионов, а также снижение эффективности использования ресурсов на национальном уровне. Решить данные проблемы бизнесу самостоятельно не под силу. Программы по развитию территорий, реализуемые совместно государством и бизнесом на различных уровнях, позволят сформировать и реализовать системный подход к решению подобных проблем.
Перспективы взаимодействия государства и бизнеса
Особое место среди проблем социально-экономического развития занимает проблема моногородов. Сосредоточение ресурсов градообразующего предприятия в одном населенном пункте несет в себе как возможности, так и особые социальные риски. От эффективности деятельности одного предприятия зависит динамика и полнота наполнения бюджета, благосостояние жителей города, уровень безработицы в городе эластичен по отношению к показателям деловой активности предприятия и реализуемой кадровой политики и т.п. Соответственно, понимание менеджментом предприятия степени ответственности и готовность принимать участие в программах развития города определяют темпы и стабильность социально-экономического развития.
Помимо проблемы моногородов, крупные корпорации имеют свои особенности участия в программах социальной направленности. Каждая крупная корпорация имеет свою программу развития КСО. Уникальной характеристикой крупных холдингов или объединений групп компаний является рассредоточение точек их локации по территории России. Например, такие корпорации как Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Газпром» имеют свои подразделения в различных городах и населенных пунктах. Корпорации подобного уровня и масштаба, как правило, закладывают в стратегию развития цели устойчивого развития и обеспечивают выполнение данных целей на основе принятой политики устойчивого развития.
Так, ОАО «Российские железные дороги» в перечень целей устойчивого развития в части достижения целей по развитию социальной сферы определило такие направления [2]:
1. Организация работы детских железных дорог и проведение профессионально-ориентационной работы среди молодежи.
2. Деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
3. Медицинская деятельность.
4. Фармацевтическая деятельность.
5. Образовательная деятельность.
6. Строительство, эксплуатация, технический надзор и ремонт объектов социально-культурного, спортивно-оздоровительного и коммунально-бытового назначения, проведение образовательной, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, осуществление экскурсионно-туристического и гостиничного обслуживания, организация отдыха и санаторно-курортного лечения.
7. Предоставление коммунально-бытовых услуг.
ОАО «Российские железные дороги» реализует различные социальные программы, как для сотрудников, так и для членов семей сотрудников и ветеранов (неработающих пенсионеров). Охват (по количеству человек вовлеченных в программы) составляет примерно 5 млн человек, что сопоставимо, например, с численностью населения Санкт-Петербурга. С учетом внушительного по количеству человек охвата также следует учитывать и его распределение по различным городам и населенным пунктам, с разным уровнем жизни и уровнем развития социальной инфраструктуры, что обусловливает разработку особых подходов к реализации мероприятий программ. В связи с этим, опыт по реализации социальных программ таких крупных корпораций может стать основой для разработки и реализации совместных программ между государством и бизнесом.
Примером эффективного взаимодействия корпорации и государства служит деятельность ГК «Росатом». Помимо социальных целевых направлений развития корпорации следует отметить опыт Роса-тома в развитии городов. Посредством реализации в городах атомной энергетики и промышленности 22 проектов и инициатив от комфортной среды и поддержки национальных проектов до коммуникационных и образовательных проектов, из 27 городов атомной отрасли 17 городам присвоен индекс качества городской среды, соответствующий городам с благоприятной городской средой.
Росатом участвует в развитии как городов атомной промышленности, так и других муниципальных образований путем повышения эффективности их управления с помощью технологии «Бережливый умный город». Это комфортная городская среда, сформированная благодаря партнерству органов власти, населения и бизнеса и обеспечивающая все условия для экономического и человеко-ориентированного развития города, раскрытия творческого потенциала каждого жителя, повышения качества жизни [3].
Следует отметить, что особое внимание экспертов в решении проблем социального развития уделяется роли некоммерческих организаций и благотворительных фондов. Активное участие в благотворительной деятельности заложено, например, в стратегию устойчивого развития ПАО «Газпром». По мнению Марии Морозовой, Генерального директора Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, необходимо пересмотреть основные принципы работы в области социального развития. В частности, необходимы: реализация индивидуального подхода; усиление профилактических мероприятий; развитие рынка услуг по уходу; повышение эффективности программ; реальное улучшений условий жизни населения и т.д.
Безусловно, приведенные примеры деятельности крупных корпораций в области социального развития общества охватывают лишь часть возможных решений. Финансовые возможности реализации масштабных социальных проектов подобных корпораций не могут сопоставляться с возможностями малого и среднего бизнеса. Вместе с этим, значительная доля населения занята в этом сегменте. Период пандемии показал, что именно этот сегмент бизнеса наиболее уязвим при воздействии системных рисков в экономике. Разработка мер государственной поддержки программ социального развития для представителей малого и среднего бизнеса является актуальной задачей для обеспечения равных условий жизнедеятельности всему населению страны.
В условиях ограничения финансовых ресурсов, направляемых государством на решение значимых для стабильного устойчивого развития государства социальных направлений, социально ответственное поведение бизнеса позволяет перенести часть нагрузки бюджета «на плечи» корпораций. Подобные меры могут быть реализованы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, исходя из особенностей социально-экономического развития каждого из них.
Помимо констатации факта необходимости реализации совместного и системного подхода к решению задач в сфере социального развития, в профессиональном сообществе обсуждается необходимость разработки таких базовых документов, как методика оценки эффективности инвестиций в социальные проекты, методика оценки веса «S»-фактора, стандартизация отчетности, а также необходимость профессионального стандарта «Специалист в области корпоративной социальной ответственности», что позволит выделить данное направление в отдельную профессиональную область деятельности. Наличие перечисленных документов позволит сформировать один из важнейших элементов системы достижения целей устойчивого развития.
В заключение следует отметить, перезагрузка «S» актуальна в силу происходящих глобальных перемен во всех сферах деятельности. Проблемы в социальной сфере также трансформируются под воздействием различных факторов и их становится больше. Все заинтересованные стороны единодушно отмечают необходимость сотрудничества государства и бизнеса, развития форматов социального партнерства на взаимовыгодных условиях, а также постоянного поиска методов работы и реализации системного подхода в вопросах социального развития.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Данная статья опубликована в специальном выпуске научного журнала «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета» по итогам Петербургского международного экономического форума 2022.
Источник: roscongress.org
Инвестиции, налоги и кадры
Что вошло в план РСПП по взаимодействию с правительством
“Ъ” ознакомился с протоколом заседания правления бюро РСПП с участием Владимира Путина 21 октября, на котором были приняты «Основные направления взаимодействия государства и бизнеса». Документ предполагает участие союза в работе над деталями проинвестиционной госполитики и фиксирует намерения РСПП добиваться возврата с 2023 года налоговой нагрузки на уровень 2020 года и ее стабилизации за счет создания формального механизма обсуждения налоговых изменений с бизнесом. Также интересны РСПП либерализация ряда строительных норм и участие государства в обучении и повышении квалификации персонала.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ / купить фото
Протокол №12 бюро правления РСПП, подписанный главой союза Александром Шохиным по итогам встречи с Владимиром Путиным 21 октября, предполагает «совместную работу» с Белым домом над регулированием инвестиционной сферы — включая формирование Фонда фондов (венчурный фонд, финансируемый государством и бизнесом на паритетных условиях, должен заработать уже в этом году). По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, со стороны государства в 2020–2021 годах бюджет вложит в него 14 млрд руб, «а потом будет вкладываться частный бизнес».
Также среди приоритетов инвестполитики — развитие финансовых инструментов для финансирования инвестпроектов с использованием основного инструмента стимулирования инвестиций — соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК).
В вопросах тарифов РСПП намерен добиваться от правительства реального перехода на долгосрочные тарифные решения, в том числе — реализации уже существующих механизмов, например «заключения в 2020 году согласованных ранее контрактов в рамках постановления №1282 от 29 октября 2018 года» (оно отменяет госрегулирование цен на газ Газпрома для производств метанола, предполагается, что долгосрочные контракты поддержат экспорт метилового спирта и помогут выполнить планы Белого дома по наращиванию несырьевого неэнергетического экспорта).
В налоговой сфере союз намерен разработать «предложения по возможности стабилизации уровня фискальной нагрузки начиная с 2023 года на уровне 2020 года» и формализовать «механизм обсуждения с предпринимательским сообществом проектов федеральных законов в налоговой сфере». При этом в РСПП намерены добиваться включения в этот периметр как законопроектов, вводящих новые или меняющие ставки действующих налогов, сборов и страховых взносов, так и «иных решений, приводящих к росту фискальной нагрузки».
Впрочем, эти предложения изложены в «Основных направлениях…» довольно расплывчато.
Как отмечает Михаил Орлов, партнер и руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ, «не до конца понятно, что именно предполагается формулой «стабилизация фискальной нагрузки на уровне 2020 года»»: «Например, в этом году перестанет действовать режим ЕНВД и пониженный НДС для внутренних авиаперевозок, и очевидно, что они после 2023-го не вернутся». При этом важно, что стабилизация фискальной нагрузки обсуждается шире — «это не только отсутствие новых налогов и неповышение ставок, но и отказ от изменений, влияющих на налоговое бремя, как отмена налоговых льгот и т. п. Однако помимо налоговых платежей есть и неналоговые, и корректно было бы, чтобы все обязательные платежи и рост административной нагрузки входили бы в вопрос стабилизации налогового бремени: у бизнеса увеличивается отчетность, это тоже надо учитывать»,— говорит эксперт.
Отдельный блок затрагивает кадровые вопросы: так, РСПП предлагает совместно подготовить предложения по временным мерам стимулирования занятости, востребованным из-за введения в РФ противоэпидемических мер.
Среди них, по мнению РСПП, наиболее актуальным был бы механизм софинансирования за счет бюджетных средств корпоративных программ по повышению квалификации и переобучению новых работников — включая обучение, выплату стипендии, компенсацию затрат на аренду жилья для иногородних работников, затрат за обучение во внешних учебных заведениях и на оплату работы наставников.
Кроме того, РСПП намерен добиваться возможности «отмены НДФЛ на выплаты для учеников на период обучения по ученическому договору», сокращения страховых взносов за вновь нанимаемых работников без актуальной профессии и профессионального образования и сокращения списка необходимых для компенсации расходов документов. Отметим, впрочем, что хотя работодатели регулярно выступают с подобными предложениями, до сих пор им не удалось убедить правительство в необходимости такого механизма. Возможно, это связано с небольшим охватом работников такими программами — в целом на рынке труда РФ корпоративное образование охватывает не более 10% трудоспособного населения.
Также союз указывает на необходимость завершить работу над нормативной базой для перехода на электронный документооборот. Электронная трудовая книжка, напомним, постепенно вводится в обращение с начала этого года, электронный кадровый документооборот, напротив, пока существует только в виде эксперимента Минтруда и ряда крупных компаний. Так же РСПП просит при завершении работы над проектами федеральных законов, регулирующих дистанционный и комбинированный формат занятости избежать роста административной нагрузки на работодателей. Сейчас эти инициативы готовятся в Госдуме ко второму чтению.
Единственный международный вопрос, включенный союзом в план работы с правительством,— это тема введения ЕС трансграничного углеродного налога.
При этом созданный в начале октября профильный комитет РСПП (его возглавил бенефициар СУЭК Андрей Мельниченко; угольная отрасль, напомним — одна из наиболее уязвимых для нового регулирования) добивался включения в «Основные направления» планов по вовлечению правительства РФ фактически в торговую войну с ЕС с введением «ответных» ограничений на европейские инвестиции и импорт.
В итоговом документе эти формулировки были значительно смягчены — пока РСПП готов внести только предложения для формирования переговорной позиции РФ по вопросам углеродного регулирования, хотя ссылка на необходимость «анализа позиций импорта из ЕС, по которым могут быть приняты ответные меры», и «условий инвестиций компаний ЕС на территории РФ» в документ вошла. Однако, как рассказал собеседник “Ъ”, знакомый с обсуждением вопроса, в кулуарах участники отмечали критическую зависимость ряда рынков РФ от импорта из ЕС, бесперспективность противостояния последовательной позиции Еврокомиссии по введению углеродного регулирования и необходимость плавного вхождения России в «зеленую тему».
Олег Сапожков, Татьяна Гришина, Анастасия Мануйлова
- Татьяна Гришина подписаться отписаться
- Анастасия Мануйлова подписаться отписаться
- Олег Сапожков подписаться отписаться
- Защита интересов предпринимателей подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru