В процессе становления современной рыночной экономики государство превратилось в активного субъекта экономической деятельности. Круг его экономической деятельности очень широк. По отношению ко всем остальным хозяйствующим субъектам государство выступает как субъект макроэкономики, несет ответственность перед гражданами за уровень развития национальной экономики и рост их благосостояния, обеспечивает создание правового режима экономической деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории России и само — подпадает под “юрисдикцию” этих законов.
В сферу регулирующей деятельности государства входит предотвращение или ослабление всех негативных последствий рыночной среды функционирования и развития предприятий – спада производства, роста безработицы, инфляции и социальных конфликтов.
В мировой практике в сферу деятельности государства входит только законотворческая деятельность в области хозяйственного права, направленного на регулирование с помощью соответствующих нормативов экономического поведения хозяйствующих субъектов и создание соответствующей государственной системы исполнения нормативно-правовых актов. Органы правопорядка обеспечивают соблюдение обязательных для всех правил на всем экономическом пространстве, гарантируют разрешение возникающих конфликтов и безопасность жизнедеятельности.
Взаимодействие государства и бизнеса
Рассмотрим некоторые особенности государственного и муниципального управления, оказывающие влияние на функционирование и развитие предприятия.
Субъектами государственного и муниципального управления выступают законодательные и исполнительные органы, осуществляющие косвенные и прямые управленческие воздействия в соответствии с их полномочиями.
Объектом государственного управления являются: социально-экономические процессы, общественные институты и социальные группы.
Общественное производство, субъектами которого являются предприятия и организации, является условием образования и функционирования системы государственного и муниципального управления.
В этой связи обобщенная цель государства может быть сформулирована как максимально полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей в условиях базовых ценностей общества.
Достижение поставленной цели осуществляется социальными подсистемами, образованными для реализации выработанной политики, экономики, науки, культуры, религии, морали и др.
Управление социальными подсистемами осуществляется в соответствии с государственным устройством, территориальным делением, уровнем экономического и социального развития общества и, как правило, имеет сложную многоуровневую структуру с вертикальными и горизонтальными связями.
Вертикальные связи государственного и муниципального управления образованы разделением территориальных образований на уровни власти, горизонтальные – на ветви власти. В качестве территориального образования может рассматриваться государство, регион, территориальное поселение, располагающее административными границами и формальной способностью к самоуправлению (является составной частью региона).
Государство и бизнес. Как создать качественно новую систему работы государства с бизнесом?
Уровень власти составляют (горизонтально) упорядоченные ранги исполнительной деятельности, разделенные в соответствии с делегированием полномочий от высших управленческих звеньев.
Уровню власти соответствует разделение административной ответственности между должностными функциями. Чем больше функций, тем выше специализация и число уровней власти.
Количество уровней характеризует субординацию в принятии управленческих решений и порядок передачи информации.
Ветви власти представляют вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципами разделения властей. Традиционно к ветвям власти относят законодательную, исполнительную и судебную. В России структура ветвей власти представлена в таблице 3.1.
Источник: studopedia.su
Взаимодействие «государство для бизнеса»
взаимодействие органов власти с бизнес-агентами в процессе выполнения органами власти функций, возложенных на них законодательством.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Взаимодействие «государство для бизнеса»»
Экономическая политика: взаимодействие государства и бизнеса
Определение 1 Взаимодействие государства и бизнеса – это процесс обмена действиями между органами.
Общее представление о взаимодействии государства и бизнеса Государство и бизнес являются неотъемлемыми.
Совокупное действие этих факторов определяет модели и способы взаимодействия государства и бизнеса.
Характеристика плюралистической модели взаимодействия государства и бизнеса Плюралистическая модель взаимодействия.
взаимодействия государства и бизнеса также называется корпоратистской.
Автор Татьяна Васильевна Климшина
Источник Справочник
Категория Экономика
Статья от экспертов
Проблемы взаимодействия бизнеса и государства
В статье указывается на необходимость усиления социальной ответственности бизнеса и предпринимательства и его партнерство с государством и обществом, что диктуется огромной социальной дифференциацией между различными слоями населения России и неспособностью государства самостоятельно справиться с социальными проблемами. Этот процесс обуславливается также необходимостью инновационного развития и встраиванием российского бизнеса в мировую экономику, что требует от него выпуска более конкурентоспособной продукции.
Автор(ы) Балашов А.М.
Источник Международный научно-исследовательский журнал
Научный журнал
Методы и модели взаимодействия государства и бизнеса
Теоретические аспекты взаимодействия государства и бизнеса Определение 1 Методы и модели взаимодействия.
государства и бизнеса – это способы, которыми осуществляется коммуникация между бизнесом и государством.
Современная экономика представляет собой результат взаимодействия между рыночными механизмами, общественными.
К настоящему времени сложилось несколько концепций, по-разному отвечающих на вопрос об оптимальном взаимодействии.
бизнеса и государства.
Автор Юлия Валерьевна Шульгина
Источник Справочник
Категория Менеджмент
Статья от экспертов
Государство и крупный бизнес: проблемы взаимодействия
Рассматриваются проблемы взаимодействия государства и крупного бизнеса.
Автор(ы) Суркова Наталья Станиславовна
Источник Вестник Томского государственного университета
Научный журнал
Еще термины по предмету «Социология»
Автономия (Самоуправление)
юридический статус этнической (этноязыковой) группы, проживаю щей в пределах государства. Предполагает возможность самостоя тельного решения вопросов образования, культурной жизни, хозяйст венной жизни. Различаются виды автономии: национально-территориальная, куль турная (национально-культурная).
Коллективная ответственность
идея об ответственности всей социальной или этнической группы за преступления ее отдельных представителей. Принцип коллективной ответственности неоднократно применялся в тоталитарных государствах и приводил к массовым репрессиям против невинных людей. В то же время философская мысль ХХ века неоднократно поднимала вопрос о моральной ответственности всего народа за злодеяния, совершенные его политическими лидерами или частью населения страны. На этот мучительный и неоднозначный вопрос не было найдено единого ответа.
Конфликта теория
социальный конфликт принимает различные формы. Понятием конкуренции обозначается конфликт в отношении контроля над определенными ресурсами или преимуществами, при котором не используется реальное физическое насилие. Разновидностью мирного кон фликта, разрешаемого в рамках согласованных правил, является регулируемая конкуренция.
Рынок предполагает как регулируемую, так и нерегулируемую конкуренцию. Другие формы конфликта могут быть более насильственными и не ограничиваться правилами. В этих случаях конфликты разрешаются вовлечен ными сторонами, мобилизующими свои ресурсы власти. В XIX и начале ХХ в. конфликт в обществе был в центре внимания социальных теоретиков.
Однако функционалисты середины ХХ в. пренебрегали конфликтом, предпочитая унитарную концепцию общества и культуры, подчеркивающую социальную интеграцию и гармонизирующее действие общих ценностей. Если функционалисты и обращали внимание на конфликт, то они рассматривали его скорее как патологическое, нежели нормальное состояние здорового социального организма.
В 1950-1960-е гг. некоторые социологи, опиравшиеся на идеи К. Маркса и Г. Зиммеля, пытались в противовес доминировавшему в то время функционализму возродить то, что они называли «теорией конфликта». Маркс в свое время предложил дихотомическую модель социального конфликта, согласно которой все общество делится на два основных класса, представляющих интересы капитала и труда.
В конечном счете конфликт ведет к трансформации общества. Подчеркивая значение конфликта, Зиммель не принимал ни эту дихотомическую модель, ни идею, согласно которой конечным результатом конфликта является разрушение существующего социального устройства.
Он полагал, что конфликт имеет позитивные функции в отношении социальной стабильности и способствует поддержанию существующих групп и общностей. Л. Козеp (Coser, 1956; 1968) развивал подход Зиммеля, стремясь показать, что конфликт обычно имеет функциональный характер в сложных плюралистических обществах.
Он утверждал, что «перекрестные конфликты», когда союзники в одном вопросе являются противниками в другом, предотвращают возникновение конфликтов по одной оси, разделяющих общество по дихотомическому принципу. Для сложных обществ характерно сосуществование множества интересов и конфликтов, представляющих собой некий уравновешивающий механизм, который препятствует нестабильности.
Р. Дарендорф (Dahrendorf, 1959) также пришел к заключению, что конфликты перекрестны и не совпадают. В отличие от Маркса он утверждал, что основной конфликт в рамках всех социальных институтов касается распределения скорее власти и авторитета, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения порождают антагонистические интересы.
Дарендорф полагал, что в этом контексте особо важное значение имеет успешное сдерживание индустриального конфликта рамками экономики — с тем, чтобы он не перекинулся на другие институты. Д.Локвуд (Lockwood, 1964) внес свой вклад в эту область, разработав неявно присутствующую в марксизме идею различия между «системными» и «социальными» конфликтом и интеграцией.
Системный конфликт возникает при отсутствии гармонии между институтами: например, когда политика, проводимая в рамках политической подсистемы, противоречит потребностям подсистемы экономической. Социальный конфликт является межличностным и возникает только в рамках социальных взаимодействий. С упадком функционализма и возрождением марксистского и веберианского подходов в социологии начиная с 1970-х гг. прежняя полемика о конфликте и консенсусе почти исчезла из области социальной теории. Конфликт и кооперация между индивидами остаются в центре внимания приверженцев игр теории и рационального выбора теории.
- Взаимодействие «государство для государства»
- Взаимодействие «бизнес для бизнеса»
- Взаимодействие «государство для граждан»
- Взаимодействие «бизнес для потребителя»
- Модель «бизнес для государства»
- Бизнес для бизнеса
- Взаимодействие
- Государство
- Бизнес
- Модель «бизнес для бизнеса»
- Бизнес для бизнеса (В2В)
- Близкодействующее взаимодействие, короткодействующее взаимодействие
- Стратегическое взаимодействие
- Трудовое взаимодействие
- Планирование взаимодействия
- Межфирменное взаимодействие
- Взаимодействие генов
- Гидрофобное взаимодействие
- Термическое взаимодействие
- Химическое взаимодействие
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Источник: spravochnick.ru
Взаимодействие государства и бизнеса как форма корпоративизма
В новой экономике важнейшим механизмом взаимодействия государства и бизнеса стал институт корпоративизма. Его значимость состоит в том, что он превратился в один из ключевых средств разрешения возникающих перед обществом проблем.
Корпоративизация отношений государства и групп интересов бизнеса представляет собой специфический процесс, в котором организации, монопольно представляющие функциональные интересы, на добровольной и договорной основе вступают во взаимодействия с государством по поводу согласования и реализации общих интересов и целей. Экономические, социальные и политические события в России на протяжении всего периода ее истории вызывали к жизни различные формы взаимодействия государства и бизнеса, что свидетельствует об устойчивости феномена корпоративизма для России, существовавшего в течение столь длительного исторического отрезка времени.
Такая форма корпоративизма как государственно-частное партнерство начала приобретать в России реальные очертания весьма недавно – примерно с середины первого десятилетия XXI века. При этом за несколько лет была проведена работа по уточнению концептуальных основ такого взаимодействия, формированию нормативно-правовой базы, созданию специальных институтов для внедрения современных инструментов партнерства [1]. Отличая современные модели корпоративизма от традиционных контрактных взаимоотношений, их часто называют институциональными партнерами [3]. И это не случайно: сложные модели государственно-частных партнерств, предполагают создание специальных механизмов (институтов) с участием государственных и частных структур для осуществления проектов и управления объектом государственной собственности. Наиболее общее определение этой формы корпоративизма дано отечественным экспертом В. Варнавским (ИМЭМО РАН): «Государственно-частное партнерство – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом для реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [4].
Государственно-частное партнерство как форма корпоративизма представляет собой весьма противоречивую систему сотрудничества и соперничества. Опыт начала XXI в. убедительно свидетельствует о растущей взаимозависимости этих двух соперников. Растет осознание того, что при всех существующих между ними различиях у них немало общих интересов. Отношения этих, с первого взгляда, противников характеризовались духом не только соперничества, но и сотрудничества [2, С. 94, 96-97].
В контексте сказанного отметим основные мотивы и цели, которые определяют заинтересованность сторон в создании партнерств. С точки зрения государства, эти мотивы и цели заключаются в следующем.
Партнерства позволяют государству получить доступ к новым (внебюджетным) источникам инвестиций, а это делает возможным осуществление важных и срочных проектов сложных для реализации без привлечения внешних ресурсов и компетенций. Совместное финансирование и разделение финансовых рисков – важная, но далеко не единственная цель создания партнерств.
В проектах государственно-частных партнерств государство может отказываться от несвойственных ему хозяйственных функций, выбрав по конкурсу наиболее компетентного, опытного и надежного частного партнера. Ему передаются функции по управлению объектом государственной собственности. Со своей стороны, частный партнер привносит организационно- управленческий опыт и инвестиции, технологии и ноу-хау, минимизирует предпринимательские риски. В целом государство несет главную ответственность за то, чтобы механизмы государственно-частного партнерства обеспечивали обществу наилучшее соотношение цены и качества услуг, предоставление их согласно срокам и иным условиям, закрепленным в контракте.
Заинтересованность коммерческих структур в партнерстве с государством определяется иными мотивами. Вступая в государственно-частное партнерство, частная компания получает в долгосрочное владение и пользование, государственные активы. Это обеспечивает стабильное получение приемлемой нормы прибыли в долгосрочной перспективе.
На свободном конкурентном рынке таких гарантий не существует. Кроме того, осуществляя инвестиции в проекты государственно-частных партнерств, предпринимательские структуры обеспечивают себе гарантии возврата вложенных средств и минимизируют риски их потери, поскольку государство несет соответствующие обязательства.
Современные формы государственно-частного партнерства предоставляют частному партнеру значительную степень хозяйственной свободы. В период срока действия контракта компания может за счет нововведений повысить общую прибыльность бизнеса и таким образом увеличить получаемый доход.
Следует подчеркнуть, что в государственно- частном партнерстве не может быть полного совпадения интересов и мотивов государственной и частной стороны. Они могут не только не совпадать, но и быть противоположными, поскольку каждая из сторон партнерства стремится получить для себя как можно больше прав, одновременно стараясь взять на себя минимальное количество обязательств и рисков. Процесс принятия решений порой характеризуется высокой степенью конфликтности. Как феномен смешанной экономики и как модель хозяйствования, партнерства должны быть нацелены на удовлетворение общественных потребностей. Этим, прежде всего, они отличаются от частнопредпринимательских структур, деятельность которых по определению должна быть ориентирована исключительно на получение прибыли.
В заключение следует отметить: развитие сотрудничества государства и бизнеса должно формироваться в четко определенных правовых рамках, отражающих интересы участников и цели проектов. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается не столько прямым сложением финансовых ресурсов на условиях софинансирования сколько максимально полным использованием уникальных возможностей каждого из участников партнерства и возможностью реального сокращения рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, может получать не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и эффективную систему управления совместным проектом, а бизнес – определенный набор гарантий и преференций. В условиях новой экономики государственно-частное партнерство должно быть социально-ответственным, имеющим устойчивую позитивную репутацию, которое формирует институциональную среду, определяющую характер партнерства, вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса и государства.
Литература:
- См.:Баженов, А.В. ГЧП в России: первые шаги и первые плоды / А.В. Баженов // Экспертный канал «Открытая экономика».1.04.2010 (http: // opec.ru / 1241402. html).
- См.:Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф.И Шамхалов – М.: Экономика,
- См.:The Canadian Council for Public-Private Partnerships. PPP Definitions (http: // www.pppcouncil.ca / resources / about-ppp / html).
- http: //rusrand.ru / public / public_7.html.
Источник: articlekz.com