Ключевые слова: ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ; УДАЛЕННЫЙ ВЫПУСК; CUSTOMS ADMINISTRATION; CUSTOMS CONTROL; CUSTOMS SERVICE; CUSTOMS REGULATION; ELECTRONIC DECLARING; REMOTE RELEASE.
Аннотация: В статье рассмотрено взаимодействие таможенных органов с бизнес-сообществом, имеющий целью повышение качества таможенных услуг. Проанализированы основные функции, возложенные на таможенные органы Российской Федерации, которые помогут более эффективно откликаться на постоянные изменения в международной практике и на требования бизнес-сообщества и государства. Выявлена и обоснована необходимость партнерского сотрудничества и обмена накопленным опытом между таможенными органами и предпринимательским сектором.
Эффективность взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности определяется рядом показателей, таких как: скорость и простота процесса прохождения таможенного оформления, уровень двухстороннего обмена информацией, прозрачность и предсказуемость таможенных процедур, оптимизация совместной деятельности, регулирование внешней торговли и т.д.
Взаимодействие бизнеса и таможни: новые тенденции
Таможенные органы Российской Федерации одновременно выполняют множество функций. К трем основным относят: фискальную, правоохранительную и функцию оказания содействия предпринимательскому сектору. Вспомним, что глубокие изменения были внесены принятием Федерального закона №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». На сегодняшний день Федеральный закон №311-ФЗ – это основа таможенного администрирования. В нем прописан партнерский характер взаимоотношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, который достигается путем упрощения таможенных процедур.
Исходя из этого утверждения, главная цель таможенных органов – реализация своей деятельности, для упрощения и ускорения таможенных процедур и операций, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и ЕАЭС. Результатом реализации этой политики является: со стороны бизнеса — минимизация издержек и сроков при прохождении процедуры таможенного оформления, со стороны таможенных органов – выполнение своих должностных обязанностей при полном соблюдении законодательства.
Рассматривая сегодняшние нерешенные проблемы в области внешнеэкономической деятельности, ярко выделяются следующие: длительность прохождения таможенного оформления, что сказывается на задержках товаропотоков и простое транспортных средств, высокая степень издержек, упущенная экономическая выгода. Таможенным органам Российской Федерации следует придерживаться нового ориентира в своей деятельности, не только эффективно взимать платежи за оформление грузов, но и качественно оказывать услуги, учитывая потребности бизнеса, выступающего в статусе клиента.
Встает вопрос поиска новых путей и реализации передовых механизмов, которые помогут гармонизировать взаимоотношения таможни и предпринимательского сектора. Сегодня в таможне активно осваиваются инновационные технологии, рекомендованные ВТамО. К ним относятся: предварительное информирование, удаленный выпуск, электронное декларирование, использование системы управления рисками, трансграничный обмен информацией в системах «таможня-бизнес», «таможня-таможня». К сожалению не всегда таможенным органам в полной мере удается реализовать эти задачи, т.к. бывают случаи, когда проявляется пассивность или недопонимание со стороны бизнес-сообщества. Также только усилия участников внешнеэкономической деятельности, без содействия таможни, не приведут к ускорению, оптимизации и удешевлению процесса международного перемещения грузов.
Взаимодействие «таможня-бизнес»
Еще одним методом гармонизации и упрощения процедуры таможенного оформления является внедрение принципа электронного декларирования грузов, т.к. это значительно уменьшает издержки участников ВЭД. Предоставление документов в бумажном виде снижает оперативность рассмотрения и принятия решений, вследствие приводит к задержкам и простоям транспорта в пунктах пропуска.
Два основных этапа реализации таможенного контроля, на которых производится взаимодействие: до пересечения границы ЕАЭС, и после пересечения границы ЕАЭС. К первому относят – предварительное информирование, таможенный контроль, удаленный выпуск, выставление таможенных платежей. Ко второму относят – консультирование, совещания и переговоры по вопросам выполнения обязательств и ускорения оформления.
Для максимально эффективного развития партнерских отношений необходимо придерживаться принципиальных положений:
— понятности и прозрачности;
— доступности и открытости;
— активности со стороны государственных органов;
— применять современные технические средства и методы контроля;
— изучать международный опыт, быть в курсе международных событий;
— поддерживать связи с постоянными декларантами, максимально гармонизировать процедуры для пользователей с чистой репутацией;
— внедрять онлайн решения;
— проводить опросы пользователей.
Таможенные органы обязаны не только формировать комфортную среду для предпринимательства, но и содействовать развитию мировой торговли, с минимизацией затрат экономики государств. В дополнение к этому необходимо вести политику защиты общества от незаконного перемещения товаров через государственную границу и потоков контрабанды. Нельзя не упомянуть о том, что взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности происходит как на территории Российской Федерации, так и в рамках Евразийской интеграции.
Вспомним, что деловые круги и таможня вышли на качественно новый уровень взаимодействия. При ФТС был создан Общественный Совет, в апреле 2016 состоялось первое заседание. Главными целями Общественного совета при ФТС являются:
— общественный контроль деятельности таможенной службы,
-рассмотрение принимающихся социально значимых нормативных правовых актов,
— мониторинг качества государственных услуг, оказываемых бизнесу,
— реализация контрольно-надзорных функций,
— проведение кадровой и антикоррупционной работы,
— исполнение ежегодных планов деятельности Федеральной таможенной службы.
Другой площадкой для двухсторонних переговоров является Общественно-консультативный совет по таможенной политике при Федеральной таможенной службе РФ. В состав входят 50 представителей из крупнейших предприятий и ассоциаций различных сфер экономики. Для максимально эффективного информирования предпринимательского сектора на постоянной основе проводятся интернет-семинары и видеоконференции с привлечение деловых кругов и служащих таможенных органов.
Каждый год проводят мониторинг общественного мнения, результаты которого определяют долю участников внешнеэкономической деятельности, которые удовлетворены качеством таможенных услуг, а также принимают предложения для улучшения и гармонизации этих услуг.
Список литературы
- Макрусев В.В., Черных В.А.. Управление таможенным делом. М.: Изд-во Троицкий мост, 2012 — 448 с.
- Колобова И.Н., Бойкова М.В. Реинжиниринг в формировании стратегии таможенных органов. Новая наука: от идеи к результату. Часть 1. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции 22 декабря 2016 г.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 №1125-р (ред. от 12.12.2015) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»».
- Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Источник: novaum.ru
Взаимодействие таможенных органов и бизнеса в России
На современном этапе развития внешнеэкономических отношений наличие эффективных механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса определяет уровень национальной экономики. Характер взаимодействия должен отражать задачи экономической политики государства и интересы бизнеса, способствуя созданию наиболее благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности национальных компаний на международном рынке и поддержки международной торговли.
Роль таможенной службы
Существенную роль в реализации экономической политики Российской Федерации играет Федеральная таможенная служба, которая является одним из важнейших элементов рыночной инфраструктуры, осуществляя защиту экономических интересов государства, создавая условия, способствующие ускорению внешнеэкономических связей и развитию бизнес структур.
Механизм взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур во многом определяется особенностями, обусловленными законодательством в области таможенного регулирования. Изучение положений нормативно-правовых актов в сфере таможенного регулирования и таможенного дела в РФ позволяет сделать вывод, что взаимодействие таможенных органов и субъектов ВЭД можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком понимании взаимодействие происходит путем осуществления таможенного контроля в соответствии с формами и порядком его проведения, и оказания государственных услуг в отрасли таможенного дела. Законодательством РФ для данных форм взаимодействия предусмотрен порядок, регламент и механизм их осуществления. В узком же смысле взаимодействие представлено организацией мероприятий по решению текущих задач, входящих в компетенцию таможенных органов.
Взаимодействие в форме таможенного контроля в основном осуществляется на этапах предварительного информирования таможенных органов о продукции и транспортных средствах, которые предназначены для перемещения через границу ЕАЭС; приема, регистрации и проверки сведений, указанных в декларации на продукцию ответственным должностным лицом таможни; проверки соблюдения таможенного законодательства; применения системы управления рисками.
Современные технологии
Совершенствование технологий проведения таможенного контроля позволило значительно повысить эффективность такого взаимодействия, в частности, удалось значительно сократить среднее время оформления товаров на таможне для без рисковых поставок с 44 часов в 2013 г. до 88 минут в 2016 г., при экспорте сроки сократились с 5 часов в 2013 г. до 55 минут в 2016 г.Число документов, которые нужно предоставить участнику ВЭД таможенному органу при провозе через границу товаров, уменьшилось и составило 3 документа при экспорте (в 2015 г. – 4) и 4 при импорте (в 2015 г. – 6). Это стало реальным благодаря созданию и внедрению в органах исполнительной власти системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), благодаря введению системы стало возможным не предоставлять документацию, выданную органами исполнительной власти.
Межведомственное взаимодействие
Для эффективного межведомственного взаимодействия при осуществлении таможенными органами функций санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного контроля в настоящее время используются технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ), позволяющие оперативно передавать и получать информацию по электронной связи. Главной особенностью является использование ТКМВ при перевозке товаров на всех видах транспорта, кроме морского.
Другим важным направлением взаимодействия во время процедуры таможенного досмотра и оформления является работа органов контроля в рамках евразийской экономической интеграции по созданию механизма отслеживания перемещения продукции в едином экономическом пространстве, который подразумевает наблюдение за логистическими маршрутами перемещения продукции, ввезенного через любой участок границы ЕАЭС, вплоть до момента продажи продукции через розничную сеть. Данный проект реализуется ФТС России при участии Федеральной налоговой службы. По результатам экспериментального проекта по нанесению специальной маркировки на изделия из меха видно, что количество таможенного декларирования изделий из меха увеличился на 42%, таможенная стоимость при декларировании стала больше на 38 %, сумма уплаченных таможенных платежей – на 28 %. Поэтапное введение таких проектов должна сформировать у бизнеса представление о неоспоримых преимуществах «выхода из тени» – к компаниям низкого уровня риска широко применяются упрощения и ускорения таможенных процедур.
Источник: www.vostok-v.ru
Взаимоотношения таможни и участников ВЭД
Проводить таможенные операции по перемещению грузов на территорию Российской Федерации могут только участники внешнеэкономической деятельности. Существует несколько типов участников ВЭД, каждый из которых взаимодействует с таможенными органами по-разному. Взаимоотношения таможни и участников ВЭД регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС, основные положения изложены в 363 статье.
- Физические, юридические лица, ИП
- Таможенный представитель
- Таможенный перевозчик
- Владелец склада временного хранения
- Владелец таможенного склада
- Магазин беспошлинной торговли
Физические, юридические лица, ИП
Участником ВЭД считается любое физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые занимаются перемещением товаров через таможенную границу. Регистрация участников ВЭД происходит на таможне в момент таможенного оформления товаров при предоставлении уставных документов. В зависимости от статуса лица необходим разный перечень документов.
Таможенный представитель
Таможенный представитель или таможенный брокер — это компания, которая является посредником между заказчиком и таможней. Таможенный брокер (customs broker) — жаргонное название таможенного представителя, который от имени своего клиента учувствует в таможенных процедурах, совершает таможенные операции и оказывает прочие услуги, необходимые для выпуска товарной партии в свободное обращение на территории Таможенного союза.
Согласно действующему законодательству декларантом на таможне может выступать, как сама организация, которая занимается перевозкой груза, так и ее представитель, выступающий от ее имени. Таможенный представитель позволяет официальным лицам проще контролировать процесс перевозки груза через границу, его оформления на посту и уплату всех необходимых платежей и налогов. Таможенный брокер выступает своего рода гарантом своего клиента. Более подробно о том, зачем нужен таможенный брокер можно прочитать в нашей статье: кто такой таможенный брокер.
Таможенный перевозчик
- иметь опыт работы по перевозке грузов не менее 2-х лет;
- предоставить обеспечительный платеж в размере 200 тысяч Евро;
- предоставить разрешительные документы на осуществление перевозки грузов;
- наличие транспортного средства в собственности, либо в аренде;
- отсутствие задолженностей перед таможенными органами;
- не привлекаться к административной ответственности в течении последнего года.
Владелец склада временного хранения
Собственником склада временного хранения чаще всего выступает сам таможенный орган, однако владеть им может любое юридическое лица. Для них предусмотрена специальная процедура регистрации в реестре собственников СВХ. Все склады должны соответствовать определенному перечню требований ФТС. После чего организации выдается специальное свидетельство, которое подтверждает ее включение в реестр.
Склады временного хранения предоставляют комплексную услугу, в которую входит: въезд на территорию склада, стоянка, разгрузка/погрузка товаров и их хранение.
Груз на СВХ может храниться не более двух месяцев. В определенных случаях этот срок может быть либо продлен, либо сокращен. Отчет времени начинается со дня регистрации документов в ТС.
Владелец таможенного склада
По мимо складов временного хранения существуют и таможенные склады. Наиболее целесообразное использование последних заключается в том случае если у вас большой объем поставок, которые выгоднее продавать именно со склада. В этом случае оплата таможенных пошлин ложится на покупателя. К тому же товар на ТС может храниться до трех лет. На ТС осуществляются: погрузка, разгрузка, взвешивание, сортировка, переупаковка грузов.
Режим таможенного склада рассчитан на ввоз иностранной продукции, которая должна храниться под контролем таможенных органов на специальных складах, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения нетарифного регулирования.
Под таможенным складом также понимается помещение или территория. Следует различать два этих понятия. Конечно, чаще всего, таможенный склад используется для прохождения вышеописанной процедуры, однако он может быть использован для хранения товаров, помещенных и под другие таможенные режимы.
Магазин беспошлинной торговли
Режим беспошлинной торговли подразумевает ввоз иностранных товаров на территорию РФ без начисления таможенных пошлин, налогов и не тарифного регулирования. Важное условия этого режима состоит в том, что реализация товаров, прошедших эту процедуру возможна лишь в специальных магазинах беспошлинной торговли. Его владелец несет непосредственную ответственность за исполнение всех требований, предъявленных законодательством в данном случае.
Источник: taisu-tb.ru