Оценка любого бизнеса, в том числе и строительного, производится чаще всего при следующих обстоятельствах:
- При продаже, ликвидации, слиянии, выкупе акций, дарении, наследовании и т.д.
- Для подачи заявки на кредит под залог имущества компании.
- Для привлечения инвестиций и/или развития нового проекта.
- Для анализа прогресса в развитии компании.
- Если необходимо вычислить размер страховых сумм.
- В целях оптимизации налогообложения.
Подходы к оценке стоимости
Самые верные и популярные подходы к оценке стоимости бизнеса:
- затратный;
- сравнительный;
- доходный.
Лучший способ проверить корректность своих вычислений – применить все три способа и сравнить результаты. Если погрешность небольшая – вы все сделали правильно.
Затратный подход
Затратный подход к оценке бизнеса
Этот подход основан на оценке денежных средств, необходимых, чтобы создать точно такой же бизнес в актуальных условиях. Совершенно не имеет значение сколько бизнес стоил, когда создавался. Анализируются только текущие показатели.
Пример: Камышову А. достался в наследство земельный участок. Он использовал его для постройки небольшого строительного магазина. Затраты производил только на стройматериалы, рабочую силу и сопутствующие затраты по обустройству магазина. Создание бизнеса обошлось ему в 10 млн руб.
Но, оценивая рыночную стоимость бизнеса на текущий момент, мы не можем игнорировать цену земли и увеличившуюся стоимость строительства. Сейчас его бизнес можно оценить в 25 млн руб.
Затратный подход включает два метода: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Метод чистых активов
У этого метода простая формула, которую можно представить так:
Все активы компании – все долговые обязательства = стоимость бизнеса.
Пример: Гусев В. сдает в аренду строительную технику. Его техника стоит 15 млн руб. Но при этом у него есть кредит на 1 экскаватор. Долг по кредиту – 2 млн. руб. Путем вычислений он пришел к выводу, что его бизнес стоит 13 млн. руб.
Метод ликвидационной стоимости
Представьте, что вы срочно продаете бизнес, чтобы расплатиться с долгами. Картина не радужная, но реалистичная. Для расчета стоимости бизнеса по этому методу возьмите сумму всех активов, вычтете из нее скидку для ускорения продажи и стоимость рекламы.
Пример: Студия дизайнерского ремонта. Цена всех активов – 8,5 млн руб. Скидка 15 % за срочную продажу. Стоимость рекламы – 88 000 руб.
Формула расчета: (8 500 000 — 15%) — 88 000 = 7 137 000 руб.
При подсчете активов не упускайте из виду, что они могут быть нематериальными. Например, собственные архитектурные проекты, типовые дизайнерские решения, конструктивные решения. Все это надо учитывать при расчетах.
Доходный подход
Доходный подход к оценке бизнеса
Доходный подход опирается на прогнозируемую прибыль. Этот подход менее гибкий и точный, поскольку учитываются сухие факты в отрыве от непредвиденных обстоятельств (экономические кризисы, спады производства, военные конфликты и т.д.). По сути, вы узнаете стоимость своего бизнеса в идеальных условиях. Но никто не мешает вам субъективно «наложить» потенциальные сложности на уже имеющуюся цифру и сделать свои личные выводы.
Доходный подход также включает два метода: модель дисконтированных денежных потоков и метод капитализации.
Модель дисконтированных денежных потоков
Эта модель основана на получении потенциальной прибыли в определенный период времени.
Пример: У Коврова Н. оформлено ИП. Он занимается ремонтом квартир с небольшой бригадой. В месяц он может рассчитывать на минимальный доход в 100 000 руб. Соответственно, в год его доход составит 1 200 000 руб. За ближайшие 3 года бизнес принесет 3 600 000 руб.
Но эта цифра не будем искомой. Важно учесть инфляцию (обесценивание денег). В 2025 г. вы сможете купить меньше товаров, чем в 2022 г. на аналогичную сумму, потому что все торговые позиции дорожают. Ставка дисконтирования показывает снижение стоимости денег. Она рассчитывается разными способами: на основании мнений экспертов, доходом государственных ценным бумагам, ставкой ЦБ и пр.
Также ставка дисконтирования может варьироваться в зависимости от надежности бизнеса.
Не советуем самостоятельно погружаться в формулы расчета ставки дисконтирования, высока вероятность ошибиться, также у вас уйдет много времени. В расчетах вам помогут технологии: функция ЧПС (чистого приведенного дохода) в Excel, NPV в Google-таблицах и онлайн-калькуляторы из интернета.
Установим для примера ставку дисконтирования в 30%. При прогнозируемом доходе 1 200 000 руб. в год и расчетном периоде 3 года, стоимость бизнеса в настоящий момент составляет 3 379 335,46 руб. Расчет выполнен на онлайн-калькуляторе .
Метод капитализации
Здесь оцениваются прошлые доходы бизнеса. Прибыль в течение последних 3-5 лет суммируется, усредняется и делится на ставку капитализации. Ставка капитализации показывает доходность вложений. Она может рассчитываться по рынку или по отрасли.
Формулы выглядит следующим образом:
- Ставка капитализации по отрасли = годовой доход / стоимость имущества.
- Стоимость компании = средний годовой доход компании / ставка капитализации.
Если вы захотите погрузиться в этот расчет, стоит воспользоваться дополнительными источниками информации. Эта формула проста на первый взгляд, но для расчета используется множество показателей. В более глубоком изучении данного метода вам поможет эта статья .
Сравнительный подход
Этот способ базируется на умении искать и анализировать релевантную информацию. Здесь нет сложных формул и вычислений. Вам нужно найти данные по нескольким сделкам по продаже компаний, похожих на вашу.
Пример: Вы выполняете проектирование и монтаж СС и ЭОМ для застройщиков жилой недвижимости в качестве подрядной организации. Вы нашли 5 компаний такого же профиля и масштаба (объемы работ, прибыль, количество персонала и т.п.). Их стоимость варьируется от 30 000 000 до 80 000 000 руб. Примерно средняя цена составит – 41 000 000 руб.
Для реализации этого подхода нужно внимательно изучать показатели компании перед тем, как включить их в свою аналитику. Сравнивать свой бизнес нужно с максимально похожими фирмами.
Общие рекомендации по определению стоимости бизнеса:
- Не пренебрегайте онлайн-сервисами. В интернете есть калькуляторы практически для всего: для %, средних значений, ставок дисконтирования и т.д.
- Обязательно перепроверяйте свои расчеты. Сделайте вычисления разными формулам и сравните результаты.
- Если вам нужны максимально точные данные, а ваши расчеты носят слишком примерный характер – подключайте финансовых специалистов. Есть ситуации, где сомнениям места не должно быть.
- Производите оценку стоимости вашего бизнеса как минимум раз в год, это даст вам понимание, каким капиталом вы располагаете и как изменяется ваш капитал.
Помните: грамотный расчет и точные цифры – основы для развития прибыльного и надежного бизнеса.
# бизнес #оценкабизнеса #строительство #ремонт #отделка
Источник: dzen.ru
Как самостоятельно определить стоимость организации?
Оценка стоимости организации используется при оформлении страховых договоров, продаже фирмы и при выборе стратегии развития компании. Нередко руководитель просит бухгалтера выявить рыночную цену фирмы, в этом случае важно знать, как правильно это сделать.
По сути, стоимость организации наглядно показывает итоги ее деятельности. Во время подсчета анализируются возможности конкурентов нужного сегмента рынка, оцениваются все активы организации, устанавливается, насколько эффективна деятельность фирмы, и выявляются имеющиеся и возможные в будущем доходы.
Расходный подход является одним из основных подходов к оценке стоимости организации. Аналитик сервиса «Эксперт» Екатерина Карсакова расскажет, как высчитывать стоимость организаций с его помощью. Для этого используется метод стоимости чистых активов.
— Стоимость чистых активов – это разность суммы активов и пассивов, принимаемых к расчету. Для подсчета используются внеоборотные активы и оборотные активы за исключением стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров, и задолженности участников по взносам в уставный капитал, – рассказывает Екатерина Карсакова. – В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются долгосрочные и краткосрочные обязательства, кредиторская задолженность, задолженность учредителям по выплате доходов и резервы предстоящих расходов.
Для расчета чистых активов используется следующая формула:
где ЗУ – задолженность по взносам в уставный капитал (в форме отдельно не выделяется, но включается в состав дебиторской задолженности).
Данная формула закреплена в методике, утвержденной Приказом Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 г. N 10н, 03-6/пз.
Бухгалтерам не следует забывать, что балансовая стоимость активов обычно не соответствует рыночной стоимости, поэтому перед подсчетом необходимо произвести их переоценку. После определения реальной стоимости активов из нее вычитается текущая стоимость всех обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала.
С помощью формулы и данных из вашей бухгалтерской отчетности вы можете собственными силами выявить стоимость организации. Для автоматизации процесса вы можете использовать сервис «Эксперт». В нем существует специальная функция, которая быстро высчитывает рыночную стоимость организаций.
Вы можете почитать другие материалы о финансовом здоровье вашего предприятия и управлении им и узнать, как улучшить финансовое здоровье предприятия, как на него влияет доля собственного капитала, как подсчитать своими силами чистые активы, и какая стоимость капитала является оптимальной.
«Эксперт» – сервис от компании СКБ Контур, позволяющий отслеживать динамику изменений доли собственного капитала. Вы сможете регулярно получать актуальные отчеты о финансовом состояниипредприятия, выявлять вероятность выездной налоговой проверки, возможность банкротства, уровень кредитоспособностии стоимостью бизнеса. С помощью индивидуальных советов по улучшению бизнеса«Эксперт» расскажет, какие необходимо сделать шаги для улучшения финансовых показателей фирмы и увеличения прибыли.Подробнее о сервисе «Эксперт» можно узнать на сайтепроекта или позвонить по телефону 8 800 333-88-93
Источник: www.klerk.ru
За сколько продать бизнес: простые способы расчета
Как правильно оценить стоимость компании? На какие финансовые показатели смотрит покупатель бизнеса или инвестор? Пример из практики польской компании приводит Владислав Толкач — партнер и руководитель программ в Бизнес-школе ИПМ, эксперт второго сезона нашего образовательного проекта «Бери и делай!», посвященного финансам.
Чтобы определить стоимость бизнеса, Владислав Толкач рекомендует использовать несколько простых критериев:
- EBITDA: объем прибыли до вычета налогов и процентных выплат (например, по кредиту), в который уже включена сумма амортизации. EBITDA average — средний показатель за несколько лет
- Sales: выручка от продаж товаров. Sales average — средняя выручка/оборот за несколько лет
Смотрите пример, как владелец небольшого польского завода (выпуск пластиковых хозяйственно-бытовых изделий) оценивал стоимость своего бизнеса.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Образовательный проект «Бери и делай!» дает конкретные, практические инструменты для развития бизнеса. В проекте выступают лучшие эксперты и практики. Не пропустите все самое полезное — подписывайтесь на материалы проекта «Бери и делай!». Внедряйте полученные знания и делитесь результатами — лучшие кейсы опубликуем на нашем портале.
- Как планировать оплаты: простой способ
- Кто в компании должен жить управленческим учетом и влиять на него
Источник: probusiness.io