Алекс Беллос, автор книги «Красота в квадрате», рассказывает, как использовать математику в работе и приводит примеры из практики: можно быстро обнаружить финансовые махинации, удачно выйти на заграничный рынок, увеличить средний чек и управлять поведением потребителей.
Законы математики помогают аналитикам, маркетологам, руководителям и владельцам бизнеса, инвесторам. Достаточно знать самые простые теории — и можно легко решать насущные вопросы или преодолевать сложные препятствия на пути к успеху.
Как поймать нечистых на руку сотрудников
В данных из реальной жизни числа чаще начинаются с маленьких цифр (1, 2), чем с больших, а вот 9 стоит в начале реже всего. Преобладание единиц и двоек — проявление закона Бенфорда, с помощью которого можно выявить фальсификацию данных. Возьмите аналитический отчет маркетолога и пройдитесь по первым цифрам. Частота появления цифры 1 равна примерно 30%, цифры 2 — около 18%, цифры 9 — менее 5%. Если есть отклонения от закономерности, задумайтесь, не приукрасил ли сотрудник картину.
#200. ЗАЧЕМ НУЖНА МАТЕМАТИКА?
Как выжать максимум из трафика на сайт?
Ваш текущий трафик может приносить больше лидов. Например, вы можете делать таргетированные SMS-рассылки по всем посетителям сайта, включая даже тех, кто не оставил контактов. Читайте как получать больше сделок и экономить бюджеты на рекламу с помощью платформы автоматизации маркетинга Calltouch Лидс. Узнать больше →
Спецпроект
Данные не удовлетворяют закону Бенфорда в двух случаях: когда есть объяснение происходящему (например, компания стала регулярно закупать сырье по $50 за штуку — логично, что цифра 5 появляется чаще) или же имеет место мошенничество. Закон Бенфорда не раз помогал финансовым следователям, которые занимаются поиском искаженных данных. Они проверяют бухгалтерские книги, отчеты и даже номера банковских счетов, которые встречаются в документах, — так можно обнаружить отмывание денег. Один из известных случаев — дело Уэсли Родса, присвоившего себе миллионы долларов: отчеты, которые он высылал инвесторам, не удовлетворяли закону первой цифры.
Предрассудки и выход на зарубежные рынки
Иногда компании совершают непростительную ошибку, не изучив культурную среду нового рынка. Во многих странах есть предубеждения, касающиеся чисел. В Восточной Азии число 4 ассоциируется со смертью: доходит до того, что в зданиях может не быть четвертого этажа.
Естественно, это затрагивает бизнес и маркетинг: не стоит выпускать на рынок продукт или услугу, которые каким-либо образом упоминают четверку. Это изначально провальный проект. В Японии особое отношение к нечетным числам: их связывают с везением и успехом. Здесь принято дарить подарки в нечетном количестве — три, семь, одиннадцать предметов. То же самое касается денег.
Японцы предпочитают нечетные суммы и даже банкноты: когда была выпущена банкнота в 200 иен, ей никто не стал пользоваться.
Математика не нужна!
Скорость обработки чисел и выбор покупателей
Чем быстрее мозг «узнает» число или распознает знакомую арифметическую операцию (умножение, сложение, деление), тем большее удовольствие испытывает. Затем это состояние переносится на продукт — и мы делаем выбор в его пользу. Чтобы подтвердить гипотезу, ученые разместили рекламу контактных линз Solus 36 и Solus 37.
Линзы Solus 36 были безоговорочным лидером, особенно если к объявлению добавляли строки «6 оттенков, 6 видов посадки». По мнению ученых, мозг быстрее обрабатывает числа 6 и 36, так они нам хорошо знакомы по школе: подсознательно идентифицируется привычное действие умножения. А вот числа 6 и 37 не связаны между собой, поэтому мозг на них «спотыкается», что приводит к снижению спроса.
Привлекаем потенциальных клиентов числами
Участники опроса должны были назвать любимое число и объяснить, почему отдают предпочтение именно ему. Ответы были проанализированы и количественно, и качественно.
Интересно, что люди давали разнообразные и эмоционально-окрашенные варианты ответов: у кого-то любимым было число «восемь», так как он каждое утро встает в 8:08, число «три» — так как у опрашиваемого пирсинг в трех местах. Любопытно, что за число 101 не было отдано ни одного голоса. Значит ли это, что оно самое нелюбимое на свете? Вопрос требует более тщательного исследования.
Посмотрите на таблицу результатов. Возможно, она поможет вам дать название продукту, который станет популярным.
Приемы для увеличения среднего чека
Восприятие чисел успешно используется в розничной торговле: распространенный вариант — добавление к ассортименту непомерно дорогих товаров. Так создается искусственный образец для сравнения цен: покупатель видит неприлично дорогой продукт (например, ремень за 40 000 рублей) и начинает считать, что ремень за 9 000 — не так уж и дорого.
Эту стратегию взяли на вооружение супермаркеты, рестораны и интернет-компании. Еще один пример — отсутствие денежной единицы в прайс-листах, меню и винных картах ресторанов, на сайте компании в разделе «Цены». Это заставляет людей переплачивать. Трюк может повысить средний чек на 8–10%. Когда мы видим знак рубля или доллара, то мгновенно вспоминаем, что не любим тратить деньги.
А вот когда дензнак не указан, нас ничто не отвлекает от выбора любимых блюд, подарков и люксовых услуг.
#363636;» >Источник картинки на тизере: Depositphotos
Источник: www.cossa.ru
Математики – бизнесмены-романтики
Как становятся бизнесменами, когда, казалось бы, «ничто не предвещало», почему математики те еще романтики, и как халява, бонусы и розыгрыши оказались не в почете у клиентов онлайн-школы — с HR-tv.ru поделился основатель и генеральный директор TutorOnline Александр Пашков.
В специальной рубрике «Мой путь к бизнесу» предприниматели делятся своими историями о том, что сподвигло открыть свое дело, какие возникали сложности и в чем состоит формула успеха.
Александр Пашков окончил Белорусский государственный университет (механико-математический факультет). После окончания вуза полгода проработал в «Атлант-М» консультантом по SAP. С 2003 года являлся учредителем интернет-ресурсов usluga.by, valexweb.by, skripta.ru (бюро переводов и веб-студия). С марта 2011 года – генеральный директор образовательного проекта TutorOnline.ru.
— Александр, расскажите про свое детство и юность.
— Как в песне поется: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз». Вот в моем случае правильнее было бы сказать, что мое детство – это Советский Союз, как, впрочем, и всех, кто принадлежит к поколению 80-х. Увлечения были вполне стандартные, но разнообразные. Мечтали стать космонавтами, играли в робин гудов, занимались спортом.
С 1 по 11 класс я занимался плаванием: весь Союз объездил, в соревнованиях участвовал. Потом, конечно, летние лагеря, позже – стройотряды.
Было по-настоящему весело, и удивительно, что времени всегда хватало. Воспитанием занимались родители и тренер по плаванию. Так что все мои достижения – только благодаря им.
— Какие люди в вашей жизни сыграли важную роль?
— Как уже сказал, родители и тренер. Но самый главный человек в моей жизни – это, конечно же, мама. Только благодаря ее заботе, поддержке, ее мудрым советам и наглядному примеру мне, как очень хочется верить, удалось вырасти честным человеком. Мама дала веру в себя и свои силы, мама научила тому, что в самые трудные моменты нужно не сдаваться, а, наоборот, идти вперед.
— Как вы выбирали, где и чему учиться?
— С детства я любил математику: решал на лету любую задачу, участвовал в олимпиадах. Именно по этой причине поступил на механико-математический факультет Белорусского государственного университета.
Математика как любимый учебный предмет и сегодня меня не отпускает. На данном этапе активно работаем над созданием такой системы онлайн-обучения, которая позволит любому школьнику без труда осваивать эту учебную дисциплину.
— Каким для вас был путь в предприниматели?
— В предпринимательстве оказался скорее случайно , нежели целенаправленно. После окончания университета нужно было что-то решать, брать на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей семьи. Очень хотелось быть полезным, заниматься делом, которое будет не только приносить прибыль, но и позволит получать моральное удовлетворение.
Кроме того, конечно же, как и любому молодому человеку хотелось реализовать свои планы, удовлетворить амбиции… Но несмотря на любовь к точным наукам, я всегда был немного мечтателем и идеалистом. Всегда верил в то, что наши благие цели должны предшествовать любому поступку. Вот и вышло, что мои благие намерения привели, к счастью, в бизнес, а не туда, куда пословица гласит.
— Какова ваша формулу успеха?
— Одной фразой сказать вряд ли получится. Наверное, главное, – это всегда оставаться немного романтиком, верить в счастливую звезду, любить людей, любить то дело, которым занимаешься. Конечно, без тяжелой работы, без характера и сложных волевых решений никогда не обходится, но если утратить внутренний свет, способность удивляться и желание все время узнавать что-то новое, то никакие результаты, даже самые ошеломительные, не принесут ни настоящей пользы, ни удовольствия . А тогда зачем все это нужно?
— Какие качества вы считаете главными для успешного предпринимателя?
— Уважение к людям, адекватную самооценку, отсутствие ханжества и снобизма. Можно научиться быть хорошим менеджером, можно научиться организовывать работу даже самого большого коллектива, можно взрастить в себе управленца. Это непросто, но вполне реально.
Но сделать из себя нормального человека , с которым коллеги захотят просто пообщаться, которому на нейтральной территории не будет стыдно пожать руку – гораздо сложнее, если изначально ты уверен в собственном превосходстве. Я сторонник того, чтобы всегда выслушивать альтернативное мнение , интересоваться жизнью своего коллектива, не бояться где-то показать слабинку, не душить инициативу, не запугивать санкциями, но и не удерживать материальными стимулами. Я за то, чтобы команда, которую ты создаешь, была скорее семьей, нежели строго иерархизированным сообществом людей, каждый из которых имеет функции внутри коллектива, но не ценится как личность.
— По какому принципу вы выбираете себе людей в команду?
— Я много и долго с ними разговариваю. Разговариваю не только о предполагаемых рабочих обязанностях, но и в целом стремлюсь понять, что человеку нравится, о чем он мечтает, что любит, а чего не приемлет. Очень важно убедиться в том, что кандидат на ту или иную должность сможет стать частью коллектива, примет наши корпоративные ценности и правила взаимодействия друг с другом. Если, например, человек приходит на руководящую позицию и сразу дает понять, что подчиненные – ему не товарищи, то, скорее всего, мы не сработаемся.
Дело не в том, что я такой демократичный и современный, просто хочется, чтобы мои сотрудники не делили свою жизнь строго на “до” и “после” работы. Хочется, чтобы в коллективе была такая атмосфера, которая не гнетет, не заставляет считать минуты до окончания рабочего дня. Это нормально, когда люди, работающие вместе, могут также вместе пойти посмотреть футбол или поужинать.
— Как пришла ваша главная бизнес-идея?
— Идея создать онлайн-школу родилась благодаря моей жене. В 2010 году, находясь в декрете, супруга начала помогать племяннице с домашними заданиями по русскому языку. Но поскольку девочка жила в другом городе, все консультации проходили по телефону. Понаблюдав за этими уроками, я быстро понял, что именно за дистанционным форматом обучения – будущее.
Параллельно мой товарищ и будущий бизнес-партнер, Валерий Соловьев, практиковал занятия по скайпу. Однажды мы встретились, поделились своими наблюдениями, мыслями и решили запускать образовательный проект, который позволит сделать качественное образование по-настоящему доступным.
— Какими принципами вы руководствуетесь в бизнесе?
— Примерно теми же, что и в жизни. Честные взаимоотношения фундируют успех. Я в это верю, и доказательство жизнеспособности этого принципа – 5 лет успешного функционирования нашей онлайн-школы.
— Ваши «герои»? На кого стоит равняться?
— Не могу назвать какие-то конкретные имена, хотя, безусловно, в бизнесе есть большое количество замечательных личностей, которых можно приводить в пример, достижениями которых можно вдохновляться и на которых стоит равняться. Меня вдохновляют так называемые self-made people. Люди, которые достигают успеха, преодолевая трудности, начиная с малого, ошибаясь и никогда не сдаваясь… Хотя понятие успеха для меня не ассоциируется исключительно с бизнесом или большими деньгами. Заниматься любимым делом – вот что действительно важно.
— Вас еще можно чем-то удивить (в бизнесе) или вы повидали все, что можно?
— Удивляюсь достаточно часто. Например, несколько лет назад решению нивелировать отдел продаж и отказаться от материальных бонусов для клиентов предшествовало очень большое удивление: наши пользователи не хотели бонусов, розыгрышей, подарков и прочей халявы , а требовали заботы и внимания к их проблемам. Замечать такие человекоразмерные особенности в бизнесе – это всегда приятно и удивительно.
Вроде бы превыше всего прибыль, всем правят цифры и расчеты, все хотят платить меньше или не платить вовсе, но вдруг ты принимаешь рискованное и, казалось бы, обреченное на провал решение, и побеждаешь.
— Ваш прогноз будущих бизнес-прорывов. В чем вы видите перспективы?
— Я считаю, что сфера онлайн-предпринимательства крайне перспективна. Даже не об образовании говорю, а в целом о бизнесе, который разворачивается в виртуальном пространстве. Товары через Интернет, услуги, оказываемые в режиме онлайн, какие-то виртуальные мероприятия и события – все это уже наше настоящее и определенно будущее.
— Какой совет вы можете дать коллегам, которые читают наше с вами интервью?
— Не бойтесь начинать свое дело, если все еще находитесь в сомнениях. Даже если что-то сразу не получится, подобный опыт поможет лучше узнать себя, расширить собственные горизонты и границы возможностей.
Ну а сталкиваясь с препятствиями в делах, будьте гибкими, будьте готовы меняться, слышать своего клиента и все-таки в первую очередь думать о его благе, а уж во вторую о собственной прибыли.
— Какие 3 книги должен прочитать каждый, кто работает с людьми?
— Может быть, мой ответ покажется несколько странным, но я бы рекомендовал не профессиональную литературу по эффективной коммуникации или бизнесу (хотя такие книги тоже читаю), а все-таки несколько художественных произведений.
Любая хорошая книга, которая доставляет вам удовольствие, будет способствовать саморазвитию и научит лучше понимать себя и принимать окружающих людей.
Я очень люблю произведения Джека Лондона , например. Удивительное сочетание реализма и романтизма в книгах этого автора заставляет одновременно и аккумулировать внутренние силы, и отдыхать душой.
«Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери. Наверное, подавляющее большинство людей читает эту книгу в старших классах школы или на первых курсах университета, но взрослому человеку советую иногда перечитывать повесть. Оставаться где-то в глубине души ребенком, хранить в себе приятные воспоминания и детские мечты – очень важно. Это отличная прививка от цинизма, душевной скупости и глупости.
«За рекой, в тени деревьев» Эрнеста Хемингуэя . Мудрая книга. Заставит ненадолго остановиться и найти в потоке очень важных дел и проблем время, чтобы признаться самому себе в каких-то важных вещах и провести время наедине с самыми важными людьми.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Источник: thehrd.ru
Роль математики в современном бизнес-образовании и не только
– Расскажите, пожалуйста, в чем заключается современность образования, которое даётся в Высшей школе управления и инноваций МГУ имени М.В. Ломоносова?
– Могу ответить на этот вопрос в части блока количественных дисциплин, который представляю, а именно: математика, методы исследования в менеджменте, интеллектуальные методы анализа бизнес-информации, системный анализ и теория принятия решений, математическое моделирование интеллектуальных систем, методы анализа данных, методы и модели корпоративной аналитики, моделирование и количественный анализ в бизнесе, количественные методы теории принятия решений, количественные методы в менеджменте, количественные методы управления рисками. Конечно, «современность» в изучении математических дисциплин не является самоцелью.
Часто в университетах требуют независимо от дисциплины использовать только учебники последних лет, но это не совсем корректно для математических дисциплин. Формулы геометрии древних греков мы и сейчас изучаем в школе. Есть замечательные книги математической направленности, нисколько не утратившие своей актуальности сегодня. Другое дело, что, например, примеры практического применения количественных методов мы пытаемся брать из современной бизнес-практики. В частности, внимательно отслеживаем публикации мирового лидера в области практики исследования операций – американского журнала Interfaces.
На занятиях активно используем современные компьютерные инструменты и программы для количественного анализа данных. Так, революционный шаг в аналитической платформе Deductor, а именно переход к Loginom, внедрен в нашу практическую работу со студентами.
Недавно мы зарегистрировали новое средство массовой информации России – электронный журнал «Практика исследования операций в России». Там мы планируем публиковать статьи о самых современных успешных результатах применения тех методов, которые изучаем на занятиях, активно обсуждать эти материалы в рамках учебных занятий, ну и, конечно, привлекать наших студентов к поиску и формированию материалов журнала.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о месте математических дисциплин в вашей программе МВА «Управление корпоративными инновациями».
– Особенность изучения математических дисциплин в программе МВА заключается в том, что, в отличие от студентов бакалавриата и магистратуры, слушатели программ МВА и профессиональной подготовки более требовательны и знают, что именно им нужно для работы. Это, как правило, люди с конкретными запросами в сфере количественных методов.
Но эти запросы могут существенно отличаться друг от друга в рамках одной группы. Мы стараемся больше уделять внимание вопросам практического использования методов и инструментов, больше рассказываем и обсуждаем практики успешного применения количественных методов анализа и Big Data. Часть учебных заданий ориентированы на формирование и анализ сюжетов, которые слушатели формируют из своей собственной практики. Как одну из целей обучения мы ставим достижения прогресса слушателей в своей реальной производственной деятельности. Наша цель – дать слушателям те знания и навыки, отдачу от которых они получили бы в своей практической деятельности как можно быстрее и рельефнее.
– Как вы оцениваете востребованность количественных дисциплин в бизнес-образовании в настоящее время?
– Еще несколько лет назад рынок корпоративных аналитических систем в России был настолько мал, что вопросы и проблемы бизнес-аналитики обсуждались в узком кругу профессионалов, а к запуску аналитических проектов относились с большим недоверием.
Однако с тех пор, как компании получили возможность собирать и хранить значительные объемы информации, ситуация коренным образом изменилась: в стране и в мире начался экспоненциальный рост рынка систем бизнес-аналитики. Этому немало способствовали снижение сложности и стоимости внедрения таких систем и примеры успешных решений в области корпоративных аналитических систем.
Сейчас часто стали звучать выражения «демократизация Big Data» или «демократизация аналитики», которые говорят именно о том, что анализ данных становится массовой технологией. Менеджеры компаний получили реальный инструментарий для анализа своих бизнес-пользователей, работы со множеством источников, получили реальную возможность свободного исследования данных и быстрой проверки своих гипотез.
Менеджеры становятся все более независимыми от IT-департамента. Приведу лишь такие данные: 150 тыс. свободных вакансий бизнес-аналитиков только в США. По прогнозам статистического управления Минтруда США, в ближайшие несколько лет появятся десятки миллионов исследователей данных по всему миру, тогда как сейчас их количество оценивается примерно в 2 млн.
Все это хорошо коррелирует с ростом интереса слушателей к дисциплинам количественного блока. Слушателей интересуют как инструментальные методы анализа данных, так и примеры успешных проектов с использованием технологий Data Mining, Machine Learning, Data Analitics, Big Data и т.д. Для успешной работы с этими технологиями необходимо понимание математических основ этих технологий, знание статистики, умение интерпретировать результаты работы аналитических моделей. В дисциплинах нашего блока активно используем аналитическую платформу Loginom, которая развивается под девизом «минимум кодирования» и в полном объеме реализует принципы демократизации аналитики.
Источник: www.begin.ru