Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. По правовой природе он представляет собой разновидность вмененного налога на отдельные виды деятельности. В целях налогообложения законодательством принято использование определенных терминов:
Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров, имущественных прав, работ или услуг. Следовательно, уплачивать налог должны казино, заведения, которые получают доход от игровых аппаратов, а также букмекерские конторы, ипподромы и другие организации, которые принимают от населения денежные ставки.
Организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы, — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе.
Организатор тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.
Участник — физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
В рамках специальных налоговых режимов допускается установление особого порядка определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Поскольку налогообложение игорного бизнеса фактически специальный режим налогообложения, игорная деятельность освобождается от уплаты федеральных налогов.
Организации (с января 2012 года к налогоплательщикам не относятся индивидуальные предприниматели), занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
С 1 января 2012 г. к объектам обложения налогом на игорный бизнес относятся:
* процессинговый центр тотализатора;
* процессинговый центр букмекерской конторы;
* пункт приема ставок тотализатора;
* пункт приема ставок букмекерской конторы.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее, чем за два дня до даты его установки (открытия). Невозможность эксплуатации установленного в игорном заведении оборудования, вызванная, например, поломкой, некомплектностью и т.п., не изменяет обязанности налогоплательщика по уплате налога, если в налоговый орган не будет представлено заявление об изменении количества зарегистрированных объектов налогообложения.
По каждому объекту налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения (ст. 367 НК РФ). Таким образом, чтобы рассчитать сумму налога, необходимо умножить количество объектов налогообложения одного вида (например, игровых автоматов) на соответствующую налоговую ставку. Если у налогоплательщика несколько видов объектов налогообложения (игровые столы, кассы тотализатора и т.д.), то сначала рассчитывают налог по каждому виду, а затем полученные результаты суммируются.
Статьей 369 НК РФ установлены минимальные и максимальные ставки налога. Конкретные же ставки устанавливает субъект РФ на территории, которого вводится данный налог.
Ставки по налогу на игорный бизнес
Объект налогообложения | Ставка налога за одну единицу в соответствии со ст. 369 НК РФ, руб. | |
минимальная | максимальная | |
Игровой стол | 25 000 | 125 000 |
Игровой автомат | ||
Касса тотализатора или букмекерской конторы | 25 000 | 125 000 |
За один процессинговый центр букмекерской конторы | ||
За один процессинговый центр тотализатора | ||
За один пункт приема ставок тотализатора | ||
За один пункт приема ставок букмекерской конторы |
Порядок расчета и уплаты налога на игорный бизнес регламентируется гл. 29 НК РФ, ст. 364-371. Налоговый период по налогу на игорный бизнес — календарный месяц. Сумму налога налогоплательщик рассчитывает самостоятельно.
Сумма налога по итогам налогового периода уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, не именно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Контрольные вопросы
1. Кто является плательщиком налога на игорный бизнес?
2. Каково определение основных терминов, используемых при исчислении налога?
3. Налог на игорный бизнес является федеральным или региональным?
4. Как формируется налоговая база при расчете налога на игорный бизнес?
5. Какие существуют объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес?
6. Какой отрезок времени признан налоговым периодом?
7. Каковы сроки подачи декларации и уплаты налога на игорный бизнес?
8. Каков порядок установления ставок налога?
9. Существуют ли льготы по уплате налога на игорный бизнес?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Налог на игорный бизнес
Необходимость введения налога и принцип его построения
Федеральный налог на игорный бизнес введен в качестве самостоятельного налога в августе 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» (далее – Закон о налоге на игорный бизнес). До этого момента соответствующие налогоплательщики в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» платили налог на доходы от игорного бизнеса, ставка которого достигала 90% суммы дохода.
Необходимость принятия самостоятельного закона была вызвана в первую очередь тем, что в указанной сфере деятельности весьма сложно контролировать правильность ведения бухгалтерского учета и формирования налоговой базы в форме валового дохода. Несмотря на масштабные денежные обороты и достаточно высокий уровень доходности предприятий, осуществляющих игорный бизнес, поступления налогов в этой сфере были крайне низкими. В связи с этим со всей определенностью встал вопрос о необходимости коренного пересмотра подхода к налогообложению в этой отрасли.
С 1 января 2004 г. действие Закона о налоге на игорный бизнес прекращено в связи с вступлением в силу новой главы НК РФ «Налог на игорный бизнес». Принципиальное отличие этой главы от ранее действовавшего закона состоит в изменении прав законодательных органов субъектов РФ в части установления конкретных ставок налога по каждому объекту налогообложения. Конституционный Суд РФ еще в 2002 г. признал, что не должны применяться статьи закона, позволяющие субъектам РФ увеличивать ставки налога, установленные в законе. В связи с этим в соответствующей главе НК РФ налоговые ставки по каждому объекту налогообложения построены в виде «вилки», имеющей как минимальное, так и максимальное значение.
В пределах этой «вилки» законодательным органам субъектов РФ предоставлено право утверждать конкретные ставки налога.
Налог на игорный бизнес построен на принципиально иной, нежели другие налоги, основе. Суть нового подхода состоит в том, что этот налог базируется на принципе вмененного дохода, когда государство, смиряясь с невозможностью полного учета всех доходов, отказывается от него и устанавливает налог исходя из расчета возможного дохода различных видов игровых учреждений, принуждая налогоплательщика платить налог исходя из этого условно определенного дохода. Естественно, что доход в этом случае не может быть налоговой базой, и объектом обложения этим налогом выступают принципиально иные показатели, не связанные напрямую с финансово-хозяйственной деятельностью.
Плательщики налога, объект обложения и налоговая база
Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса.
Рассмотрим, что же является по указанному налогу объектом обложения, который опять же в силу специфики данного вида налогообложения совпадает с налоговой базой.
В соответствии с действующим федеральным законодательством налогом на игорный бизнес облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса: игровые столы, игровые автоматы, процессинговый центр тотализатора, процессинговый центр букмекерской конторы, пункт приема ставок тотализатора, пункт приема букмекерской конторы.
Для полного учета объектов налогообложения законодательство установило обязательную регистрацию каждого объекта налогообложения в государственных налоговых органах по месту их установки или открытия не позднее чем за два дня до даты установки или открытия каждого объекта. В этих целях налогоплательщик подает в налоговый орган соответствующее заявление. После его регистрации налоговый орган обязан выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения. Формы заявления и свидетельства утверждаются Минфином России.
В случае если налогоплательщик не состоит на учете в налоговых органах на территории того субъекта РФ, где устанавливаются объекты налогообложения, НК РФ обязывает его встать на учет в налоговых органах по месту установки таких объектов в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта.
Если в игорном заведении изменяется количество объектов налогообложения какого-либо вида объектов игорного бизнеса, то на налогоплательщика возложена законом обязанность зарегистрировать данный факт в налоговом органе не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия этого объекта с получением свидетельства о регистрации или внесением изменения в ранее выданное свидетельство. Объект налогообложения при этом будет считаться зарегистрированным уже с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о его регистрации. Таким же образом, т.е. с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменения количества объектов налогообложения, эти объекты считаются выбывшими.
Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения соответствующего заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения или об изменении количества объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Источник: studme.org
Налог на игорный бизнес и перспективы его развития Текст научной статьи по специальности «Право»
игорный бизнес / ставки налога / объект налогообложения / игровой автомат / игровой стол / касса букмекерской конторы / касса тотализатора / концепция развития игорного бизнеса / gambling business / tax rates / taxation object / gaming machine / gaming table / bet- ting book office / totalizator cash register / gambling business development concept.
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М. С. Французова
Данная статья посвящена проблемам налогообложения игорного бизнеса . В ходе исследования было выявлено, что с позиции налогового законодательства необходимо изымать доходы от игорного бизнеса через механизм налогообложения за счет высоких ставок налогов и упрощенных форм налогообложения. Проанализированы проблемы регламентации игорного бизнеса , экономические и гражданские аспекты процесса формирования государственной политики в сфере упорядочивания игорного бизнеса .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М. С. Французова
Основные проблемы законодательного регулирования и налогообложения игорного бизнеса в России
Налог на игорный бизнес: особенности правового регулирования в России
Правовое регулирование игорного бизнеса в России
Некоторые проблемные вопросы совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере регулирования игорного бизнеса
Проблемы государственного регулирования игорного бизнеса
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
TAX ON GAMING BUSINESS AND PERSPECTIVES OF ITS DEVELOPMENT
This article is devoted to the problems of gambling business taxation. The study revealed that, from the standpoint of tax legislation, it is necessary to withdraw revenues from gambling through the mechanism of taxation due to high tax rates and simplified forms of taxation. The problems of regulation of the gambling business , the economic and civil aspects of the process of forming the state policy in the field of streamlining the gambling business are analyzed.
Текст научной работы на тему «Налог на игорный бизнес и перспективы его развития»
НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ М.С. Французова, студент
Научный руководитель: Г.Ф. Цельникер, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам налогообложения игорного бизнеса. В ходе исследования было выявлено, что с позиции налогового законодательства необходимо изымать доходы от игорного бизнеса через механизм налогообложения за счет высоких ставок налогов и упрощенных форм налогообложения. Проанализированы проблемы регламентации игорного бизнеса, экономические и гражданские аспекты процесса формирования государственной политики в сфере упорядочивания игорного бизнеса.
Ключевые слова: игорный бизнес, ставки налога, объект налогообложения, игровой автомат, игровой стол, касса букмекерской конторы, касса тотализатора, концепция развития игорного бизнеса.
В настоящее время, игорный бизнес является одним из самых популярных в РФ. Предпринимательская деятельность в виде игорного бизнеса занимала самую неординарную позицию в обществе на протяжении роста всей российской государственности.
Игорный бизнес — деятельность, направленная на извлечение игорным заведением дохода в виду выигрыша, проведение или участие в азартных играх, пари, организации тотализатора. Как и любая деятельность, связанная с извлечением дохода, игорный бизнес входит в систему регулирования налоговым законодательством.
С 1 января 2007 года на территорию РФ вступил ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» который запретил деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон, включая казино, игорные залы, покерные залы, игровые автоматы, проведение азартных игр посредством сети Интернет и т.д. [1]. Исключением являются пункты приёма ставок букмекерских контор и тотализаторов. Организация азартных игр возможна, но только в особых игорных зонах. Это особая часть тер-
ритории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой установлены в соответствии с Федеральным законом. Согласно закону, данные ограничение в области организации и проведению азартных игр, установлены в целях защиты прав и законных интересов граждан. Несмотря на то, что в России был принят закон о запрете работы игровых заведений проблема с данными заведениями не решилась. Они стали маскироваться под разные общественные заведения: спорт-бар, кафе, клуб [2]. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр контролируется не только налоговой инспекцией, и за любое нарушение действующего законодательства предусматриваются серьезные штрафы, но и Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление
функций по управлению игорными зонами.
Объектами налогообложения в области игорного бизнеса признаются:
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
По каждому из объектов налогообложения, указанных в ст.366 Налогового Кодекса РФ, налоговая база определяется отдельно, как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный месяц [3].
С точки зрения контроля над игорным бизнесом весьма проблематичными являются игровые автоматы, поскольку имеются сложности контроля за данными видами объектов — многочисленные незарегистрированные автоматы, с неуплаченными налогами. Контролировать казино, имеющее несколько видов игровых автомат, более проще, поскольку согласно статистике большинство субъектов, нарушающих законодательство о налогах и сборах — среди индивидуальных предпринимателей. Возможно, именно поэтому данная категория в законе не предусмотрена, исключения из понятия «организатор азартной игры», должно предусматривать значительные изменения норм, затрагивающих налогообложение этой категории предпринимателей.
Сложность уплаты налога на игорный бизнес, заключающиеся в том, что поступление налога напрямую зависит от официальной регистрации данного вида бизнеса, требуют в перспективе, в первую очередь, легализации игорного бизнеса в виде лицензирования, с целью получения доходов в государственную казну; развития специальных выделенных игорных зон; особого контроля за нелегальным игорным бизнесом. Ведь для государства игорный бизнес сочетает в себе колоссальные возможности получения налогов. Доходы индустрии азарта дают возможность сократить дефицит бюджета без введения новых налогов или повышения старых.
Еще одной немало важной сущностью является сильная зависимость, в психоло-
гии именуемая игроманией и разорение игроков, которое может способствовать ухудшению, как психического, так и физического здоровья лица [4]. На наш взгляд, самым негативным качеством азартных игр, которое сформулировано в качестве основополагающего аргумента, следует признать совершение различных противоправных действий, в результате чего совершаются различного рода преступления и правонарушения, предусмотренные уголовным и административным законодательством. Кроме этого, существуют негативные последствия в виде разорения участников азартных игр, в первую очередь самих игроков, что является, несомненно, опасностью для всего общества и каждого отдельного человека, вовлеченного в данный процесс. В результате разорения того или иного лица, возможно возникновение цепочки других последовательных негативных событий, которые могут наступить в результате вовлеченности в игру, а именно разрушение семейных отношений, возникновение долгов, потеря здоровья или даже жизни.
Политика в области игорного бизнеса в РФ основывается на искоренение таких нелегальных игорных заведений, в том числе нелегальных установок объектов налогообложения. Введение в действие уголовных запретов оказало существенное влияние, но полностью игорный бизнес не прекратил свое существование, а перешел на нелегальное положение.
Таким образом, действенность по противодействию незаконному игорному бизнесу незначительна, вследствие не выработанной методике выявление и расследования преступлений рассматриваемой категории. Для ликвидации незаконной деятельности бизнеса необходимо ужесточить законодательство, тем самым увеличивая налогообложение каждого объекта игорного оборудования, расширить число проверок игорных заведений контролирующими органами. Игорный бизнес — это деятельность, которая требует интенсивного контроля со стороны государства. Отсутствие эффективных норм законодательства по отношению к владельцам игорных заведений, приводит к тому, что взимание
налога по данному виду деятельности не от игорного бизнеса через механизм нало-является постоянным[5]. С позиций бюд- гообложения, в том числе с помощью вы-жетного и налогового законодательства соких ставок налога и упрощенных форм необходимо обеспечить изъятие доходов налогообложения.
1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.12.2006) // Российская газета, N 297, 31.12.2006.
2. Козлова А.Л. Проблемы регулирования игорного бизнеса в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5015
3. Налоговый кодекс РФ: часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.
4. Иванова О. А. Азартные игры как угроза общественной нравственности // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 299-302.
5. Бушуева А.С. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: междунар. студ. науч.-практ. конф. №2 (61).
6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум. — М.: Юрайт. — 2015. — С. 315.
TAX ON GAMING BUSINESS AND PERSPECTIVES OF ITS DEVELOPMENT
M.S. Frantsuzova, student
Supervisor: G.F. Celniker, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. This article is devoted to the problems of gambling business taxation. The study revealed that, from the standpoint of tax legislation, it is necessary to withdraw revenues from gambling through the mechanism of taxation due to high tax rates and simplified forms of taxation. The problems of regulation of the gambling business, the economic and civil aspects of the process of forming the state policy in the field of streamlining the gambling business are analyzed.
Keywords: gambling business, tax rates, taxation object, gaming machine, gaming table, betting book office, totalizator cash register, gambling business development concept.
Источник: cyberleninka.ru