Зачем нужны бизнес тренинги

Сегодня тренинги являются самым актуальным инструментом для профессионального и личностного развития. В статье рассмотрены разновидности тренингов и цели их использования в бизнесе. Приведен практический пример эффективного использования тренинговой сессии при подготовке аспирантов и молодых ученых к работе со студентами. Показано, как тренинговые методики способствуют развитию личности, повышают уверенность в своих возможностях и перспективах.

Проведем аналогию. При подготовке научного доклада следует придерживаться правила ответов на вопросы: «Что? Кому? С какой целью?». Главное, чтобы сам автор мог быстро и четко ответить на эти вопросы.

На эти же вопросы нужно отвечать и при подготовке тренинговых сессий.

Рассмотрим ответ на вопрос: кому необходимо совершенствовать профессиональные компетенции? Ответ очевиден — всем, от студента до топ-менеджера крупной международной корпорации. Безусловно, есть большое количество предпринимателей, которые создали успешный бизнес и не обучались на тренингах. И все же, как быстро они получили опыт? Как много ошибок было совершено?

Для чего нужны бизнес-тренинги в организациях. Кузнецова Марина Викторовна

Сколько было упущенной выгоды? Проанализированы ли допущенные организационные и коммуникационные ошибки? Если ответы на эти вопросы не вызывают дискомфорта, вряд ли есть необходимость тратить время и вкладывать средства в развитие профессиональных компетенций в тренинге.

Для тех же, кто стремится к собственному профессиональному развитию и/или заинтересован в повышении эффективности работы сотрудников компании, необходимо обратиться к основным формам тренинга и оценить потенциальные выгоды. Ответ на вопрос «С какой целью?» зависит от степени осознанности человеком собственных «слабых сторон». Большинство тренингов направлены на снятие ограничений и преодоление препятствий на пути развития человеческого потенциала как в повседневной, так и в профессиональной жизни [1].

Как тренинг соотносится с обучением?

Обучение определяется как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению компетенциями, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Тренинг отличается от обучения тем, что задействует весь личный опыт участника, который в бизнес-игре приобретает новые знания и в то же время регулируется и групповой динамикой. Человек получает возможность узнать свои сильные стороны, которые помогли ему добиться успеха. Атмосфера тренинга — это концентрация знаний и опыта тренера и всех членов команды, здесь налицо синергетический эффект, когда получается неожиданный эффект: 1 + 1 = 3.

В процессе тренинга участник может получить ответы на вопросы, которые не мог решить для себя в течение продолжительного времени. Все знания, полученные при помощи тренинга, усваиваются без особых усилий и готовы к немедленному использованию. Для многих высокая интенсивность тренировки создает впечатление искры в двигателе внутреннего сгорания.

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, например выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку одного или нескольких навыков. Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение восприятия реальности, изменение способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения, или «как не наступать на одни и те же грабли».

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он сочетает в себе элементы психотерапевтической группы и формирования навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг предназначен для развития навыков персонала с целью успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности и управленческих взаимодействий.

Бизнес-тренинг — это емкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты деятельности организации, требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинги тайм-менеджмента, тренинги по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но ни один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес-тренинг — это процесс, основанный на системном подходе, позволяющий развивать одновременно компетенции, необходимые для эффективной деятельности организации в целом, а не отдельного процесса.

Бизнес-мастерская — новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта.

Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются: для 70% участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года; бизнес-мастерская более чем на 70% должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов; основная роль бизнес-тренера — модерирование [2].

Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых для роста показателей эффективности деятельности организации.

Более подробно остановимся на результатах бизнес-мастерской с членами Совета молодых ученых и специалистов (СМУС) Самарского государственного технического университета, подготовленной и проведенной руководителями Студии практической психологии и бизнес-консалтинга «ЭКО-тренинг». Участниками были аспиранты и молодые ученые, имеющие опыт работы по организации студенческой научной работы в Молодежном научном обществе (МНО) от 1 до 3 лет.

При помощи специально организованных дискуссий, командных и активных игровых упражнений участники пришли к общему мнению о командной работе, значении неформального общения для построения деловых отношений и о важности вклада каждого члена команды в рабочий процесс.

В ходе стратегической сессии обсуждались вопросы: 1. Моя роль в СМУС. 2. Цели и задачи СМУС.

Читайте также:  Изготовление детских кроваток как бизнес

В результате совместной работы тренинговая группа пришла к осознанию цели СМУС — создать понятный алгоритм, как студенту/аспиранту стать материально обеспеченным ученым, на что ориентироваться, если студент хочет заниматься научной работой. Участники группы пришли к пониманию необходимости создания базы научных школ и руководителей по факультетам.

Группой были разработаны новые каналы распространения информации о стипендиях через председателей МНО и научных руководителей.

Участники тренинга дали описание проблем, возникающих при организации научной работы со студентами.

В результате дискуссии участники поделились своим опытом привлечения студентов к научной деятельности.

Тренинг позволил раскрыть потенциал каждого участника, а также оценить его профессиональную компетентность. Обратная связь от участников программы, записанная на видеопленку, а также отчет тренеров о проведенной бизнес-мастерской, где нашли отражение все предложения и замечания участников, были представлены руководству отдела координации научных исследований СамГТУ. После ознакомления с отчетом о проведенном тренинге руководством было принято решение проводить подобные мероприятия с членами СМУС не реже чем раз в квартал для обмена опытом и обсуждения не только текущих, но и стратегических вопросов. Используя результаты тренингов, руководители подразделений могут определять кандидатуры для выдвижения в кадровый резерв.

Тренинг полезен как для опытных профессионалов, так и для тех, кто только начинает строить свою карьеру. Профессионал на тренинге структурирует комплекс своих методов работы, которые до этого, возможно, он использовал интуитивно, обогащает свой арсенал новыми эффективными методами работы, может проанализировать сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности. Это особенно полезно для тех, кому не хватает творческого отношения к своей профессии, для тех, кто незаметно для себя перешел на использование шаблонов. Те, кто только начинает работать, в процессе тренинга могут увидеть направления для дальнейшего развития своих знаний, умений, навыков и реализации своего потенциала. Одновременное участие в тренинге опытных и начинающих специалистов позволяет обеспечить взаимное обогащение сторон — опыт со стороны профессионалов, нестандартные подходы к решению задач со стороны молодых специалистов.

Самый эффективный метод профессионального развития —

Программа тренинга может варьироваться в зависимости от поставленной цели. Темы могут быть самые разнообразные: эффективное лидерство, межличностное общение в сфере бизнеса, навыки ведения бизнеса, групповое принятие решений, создание команд для конкретных задач. Тренинг помогает осознать мотивы, которые управляют действиями других людей — коллег, подчиненных, партнеров, клиентов. Эффективен тренинг и для урегулирования конфликтов.

Таким образом, результатом участия в тренинговых программах являются:

1. Освоение новых приемов в работе.

2. Оперативное получение подробного ответа по интересующей теме как альтернатива самостоятельной работе с бесконечными источниками информации.

3. Получение информации о том, что нового происходит в мире по интересующей теме (новые законы, акты, инструкции, книги, тренеры, фильмы).

4. Получение рекомендаций тренера — опытного человека, который постоянно общается по интересующей теме с людьми и очень много читает в силу специфики деятельности.

5. Обмен опытом с коллегами, имеющими аналогичные цели и задачи.

6. Возможность немного отвлечься от своего основного занятия, причем отвлечься в пользу решения стратегических задач [3].

1. Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России. 2001. 208 с.

2. Безносов С. П., Волков И. П., Воронина О. В. и др. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Питер. 2001. 352 с.

3. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер. 2011. 160 с.

и управления организацией

Источник: hr-portal.ru

Бизнес-тренинги – технологии для эффективного решения задач

Бизнес-тренинги – технологии для эффективного решения задач

Бизнес-тренинги – это формат обучения, направленный на проработку широкого спектра навыков. Процесс выстраивается в виде практико-ориентированных сессий с целью развития, получения новых знаний, опыта, а также осмысления и систематизации уже полученного опыта. О возможностях бизнес-тренингов для решения задач, стоящих перед компанией, как выбрать тренера, на что обратить внимание, и какие задачи он может решить – рассказывает заведующий кафедрой «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий, управляющий партнер BEST TУправление групповой динамикой», Школа тренеров ICBT

Фасилитация: технология организации деловых встреч

Эффективные коммуникации

Нередки случаи, когда в компаниях проводились тренинги личностного роста вместо бизнес-тренингов и, конечно, они не всегда способствовали решению производственных задач. Участники таких тренингов, посвященных выходу, например, из зоны комфорта, принимали необдуманное решение об увольнении. Не последнюю роль здесь играет и экологичность подходов, применяемых тренером: вывести из зоны комфорта можно травматично, так — что с трудом вернешься обратно.

Должен ли бизнес-тренер иметь психологическое образование

Бытуют два полярных мнения – первое — хороший бизнес-тренер должен иметь психологическое образование и второе – психолог не может быть эффективным тренером. Я знаком со множеством тренеров высокого класса без психологического образования. И знаю столько же прекрасных психологов, ставших тренерами. Все дело в правильной методологии, сильных навыках проведения образовательных мероприятий, которые обеспечивают соответствующие результаты.

Сколько должен длиться бизнес-тренинг

Определение продолжительности тренинга не должно строиться на стереотипном подходе: не меньше двух дней, не больше четырех часов. Вообще тренинг может длиться и немногим дольше получаса — все зависит от уровня мастерства тренера и глубины поставленных заказчиком задач. Например, некоторые запросы можно проработать только в интенсивном формате, например, пятидневных сессий. Это позволяет погрузить участников в контекст, дать возможность прожить тему и проникнуться ею.

Правила здоровой тарелки
Как вести переговоры – разбираемся, в чем вы допускаете ошибки

Читайте также:  Как начать табачный бизнес с нуля

Оценка эффективности тренинга

Эффективность тренинга ошибочно измерять только на уровне бизнес-результатов. Бизнесу важно не только сформулировать запрос на изменение, найти под него квалифицированного тренера, но и обеспечить в компании среду для оттачивания полученных в процессе обучения навыков.

Фактически тренер передает своим подопечным алгоритм действий по достижению желаемого результата, учит последовательности действий. Например, после тренинга по развитию навыков переговоров и продаж, производятся замеры продаж, повторного обращения клиентов другие референтные для компании показатели. Если они не растут, это, конечно, может говорить о неэффективности работы тренера, но может указывать и на отсутствие в компании условий для применения новых навыков.

Дело в том, что, если просто пройти тренинг, но не пользоваться знаниями на практике, у участника останется просто эмоциональное впечатление. Поэтому для закрепления результатов тренинга на уровне бизнеса необходима выработка позиции по применению, закреплению и совершенствованию навыков уже в рабочем пространстве.

«Играющие тренеры» и специализация

Многие клиенты стремятся найти тренера с успешным практическим опытом работы именно в сфере своего бизнеса. Руководствуются они тем, что если специалист, например, не эксперт в продажах, то он не сможет провести хороший тренинг на эту тему. Конечно, наличие у тренера релевантного опыта приветствуется, но есть сильные тренеры им не обладающие.

У таких специалистов, как правило, есть другое преимущество — более широкое видение решения запросов, лежащих на стыке компетенций, где важно использование подходов из разных практик и сфер.

Развитие переговорных команд

Нарративное лидерство: от влияния до смыслообразования и исцеления через истории

Вебинар «Как противостоять манипуляции?»

Для решения конкретного запроса заказчика оправдан и выбор тренера с точечной специализацией в менеджменте, деловых коммуникациях, продажах и переговорах, стратегическом мышлении, проектной деятельности, командообразовании, управлении изменениями.

Как выбрать тренера

С ростом популярности бизнес-тренингов становится все сложнее выбрать тренера. Активно рекламирующие свои услуги неквалифицированные специалисты, инфобизнесмены без должного опыта работа, а порой и просто мошенники играют плохую службу профессионалам.

Многие наши «коллеги» попросту компилируют авторские программы и методики, продавая своим клиентам совокупности уникальных наработок разных мастеров. При этом они не всегда умеют качественно работать с запросами, не владеют социальными технологиями, фактически дискредитируют эффективность тренингов.

Профессионального тренера характеризует владение следующими компетенциями, описанными Национальным аккредитационным советом делового и управленческого образования (НАСДОБР), в том числе: управление групповой динамикой, методология работы с навыком, проектирование тренингов и развивающих мероприятий.

Например, кафедра «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий принимает в свои ряды экспертов, прошедших отбор по двум уровням критериев. Таким образом, она гарантировано объединяет эффективных, добросовестных специалистов, ведущих свою деятельность в рамках этических норм.

Такой подход не только позволяет клиентам выбрать лучших практиков, но и обеспечивает самим экспертам площадку для эффективного нетворкинга и развития. Сильный тренер регулярно обучается, продолжает осваивать профессию, изучает новые подходы и технологии, в том числе проходит специальные тренинги для тренеров. А наличие среди экспертов кафедры профессиональных заказчиков бизнес-тренингов, которые с другой стороны оценивают нашу деятельность, понимают, как выбирать и оценивать специалистов, способствует расширению экспертизы, совершенствованию нашей услуги.

Источник: ast-academy.ru

Обучение персонала: насколько эффективны тренинги?

Некоторые руководители до сих пор уверены, что текущие умения и навыки их рабочего персонала — это максимальные возможности работников, их так называемый потолок. Однако как показывает практика, возможности и потенциал сотрудников при должном обучении практически безграничен. Это доказывают различные тренинги, проводимые с целью повышения профессиональных, коммуникативных и интеллектуальных навыков.

Многие компании считают такое капиталовложение одним из самых выгодных для эффективной работы и развития бизнеса. Креативное мышление, расширенные профессиональные познания, умение брать инициативу в нужный момент на себя — вот те качества, которые развивает в себе постоянно обучающийся персонал.

Определение понятия

Если говорить простым языком, тренинг — это концентрированное обучение или передача знаний и опыта в сжатые по времени сроки.

обучение сотрудника

В более широком смысле любой тренинг — это также:

  • Практическое обучение. Персонал тренируется и отрабатывает какие-то определённые навыки, вырабатывает особый способ мышления и модель поведения. Практические упражнения делают обучение живым. Важно преподать не столько и не только теорию, сколько применение знаний в реальных условиях бизнеса.
  • Эффективное групповое обучение. Работая в группе, каждый сотрудник получает уникальный опыт взаимодействия, находит оригинальные решения той или иной проблемы. Позже все полученные навыки он сможет воплотить в жизнь. Работа любой группы, сконцентрированная на одной идее или общих интересах, всегда результативнее работы одиночки. В группе рождаются дискуссии и обсуждения, позволяющие изменить ракурс и подход к той или иной проблеме.
  • Интерактивное обучение. Общение во время тренинга несравнимо с любыми другими способами обучения. Например, на лекциях инициативу проявляет только один лектор. А при групповой работе во взаимодействие включаются все участники. Их активность поощряется тренером. Он хочет услышать мнение каждого человека и это единственный способ для всех овладеть новым способом мышления или моделью поведения.

Востребованность

обучение персонала

К человеку, ведущему тренинг, выдвигаются особые требования:

  1. он должен обладать ораторским искусством;
  2. управлять эмоциональным состоянием аудитории;
  3. иметь достаточный опыт в проведении таких мероприятий;
  4. и являться профессионалом в той области, которой посвящён конкретный тренинг.

Проблема любого молодого специалиста заключается в отсутствии практических навыков. Будучи студентом, он получил в вузе лишь общие теоретические познания. А вот их практическое применение ставит его в тупик. Хорошим примером такого состояния является первый врачебный опыт молодого врача. Без поддержки более опытного коллеги он с большой долей вероятности обречён на разочарование и неудачу в профессиональной деятельности.

Читайте также:  Как получить 500 тысяч на развитие бизнеса

Та же самая ситуация наблюдается в компаниях и даже крупных корпорациях.

Неопытный специалист чувствует себя на работе неуверенно, а, значит, он может допустить ошибки в профессиональной деятельности.

Поэтому при проведении корпоративных тренингов упор делается на конкретные познания и навыки, необходимые сотрудникам в ежедневной трудовой деятельности.

Наиболее востребованы следующие темы:

  • управленческие, рассматривающие вопросы, связанные с управлением персоналом или производственной, коммерческой деятельностью;
  • посвящённые тайм-менеджменту или искусству управления личным и служебным временем;
  • касающиеся продаж и ведения переговоров.

История развития

Такой вид передачи ценной и полезной информации, как тренинги насчитывает тысячелетнюю историю.

Ну а первооткрывателем тренингов в современном понимании стал Дейл Карнеги, который с 1912 года занимался в своём центре обучением всех желающих навыкам публичного выступления и уверенности в себе.

Полноценные тренинговые группы стали создаваться чуть позже, с 1946 года Куртом Левиным, известным на то время социальным психологом. Его ученики успешно обучали политиков, менеджеров и управленческий персонал. Такие группы со временем приобрели большую популярность, а с 1960 года началась активная подготовка профессионалов разного уровня и самых различных профессий.

В России бизнес-обучение подобного рода только набирает популярность, но уже пользуется большим спросом среди деловых людей, как инструмент повышения эффективности персонала.

Основные виды

проверка кандидата

Руководители предприятий и компаний чаще всего организуют и оплачивают следующие виды тренингов для своего рабочего персонала:

  • Психологические, призванные повысить самооценку каждого члена коллектива, вселить уверенность в собственных силах и умениях, а также снизить тревожность. Опосредствованно такое обучение влияет на профессиональный и карьерный рост.
  • Посвящённые тайм-менеджменту, важному для продуктивного и своевременного решения производственных задач. Сотрудник, умеющий правильно спланировать своё время, всегда успевает справиться с поставленными перед ним задачами.
  • Посвящённые навыкам коммуникации, необходимой для эффективного взаимодействия работников в коллективе и решения общих задач, поставленных перед ними руководством. Такой тренинг помогает погасить конфликтные ситуации и найти альтернативные варианты решения проблем.
  • Посвящённые навыкам управления — это один из самых важных для бизнеса видов тренинга, помогающий выявить лидерские качества, умение сплотить коллектив и объединить вокруг одной цели дружную команду профессионалов.
  • Посвящённые профессиональным навыкам, например, умению вести переговоры, правильной организации продаж и так далее.

Как строится обучение?

Результативность любого тренинга во многом определяется его правильным планированием, чёткой формулировкой задач и точным выбором целей. В этой сфере всё зависит от конкретных потребностей компании или предприятия. Тренер должен понимать, что именно и для чего он делает.

проведение обучения персонала

Упрощённый алгоритм обучения выглядит следующим образом:

  1. Руководство подбирает тематику тренинга и приглашает специалиста в нужной для коллектива сфере.
  2. Тренер составляет план обучения с учётом потребностей всех уровней рабочего коллектива (выясняет, кто будет участвовать и в какое время лучше проводить обучение). Затем ещё раз согласовывает тематику и форму обучения с руководителями компании, организации или предприятия.
  3. После получения одобрения от руководства по всем пунктам плана (по времени, форме и темах обучения) выбранный тренер (наставник) приступает к обучению персонала. Тренинг может быть как разовым, так и состоящим из цикла групповых встреч.

Каким должен быть тренер?

Правильный выбор тренера (инструктора) играет решающую роль. По статистике 80% успеха обучения зависит именно от личности тренера.

порядок приема на работу

Он должен:

  • обладать навыками оратора и хорошо владеть «языком тела»;
  • уметь правильно себя подать аудитории;
  • уметь установить доверительные и даже дружественные отношения в группе;
  • управлять групповым общением (вовремя реагировать на любые эмоциональные изменения в группе, участвовать в активном обсуждении и дискуссиях);
  • добиваться высокой эффективности через комбинирование различных методик и стилей обучения;
  • активно применять свои познания;
  • поддерживать и поощрять учеников, дарить им мотивацию для действий.

Различают следующие методики подачи материала:

  • в виде кейсов или готовых решений проблемных ситуаций;
  • в виде деловой игры или проработки возможных ситуаций с предложением их решения;
  • в виде ролевой игры или проработки возможных проблем в коллективе;
  • в виде групповых дискуссий или активного общения для решения общих проблем;
  • в виде мозгового штурма или поиска креативных способов решения поставленной задачи.

входит ли больничный в расчет отпускных

Как оплачивают больничный лист вы можете узнать в нашем подробном материале!

В нашей профессиональной статье полностью описан механизм формирования средней заработной платы.

Ваша командировка пришлась на выходной день? Изучите этот материал и узнайте какие бонусы вы можете получить в этом случае!

Достоинства и недостатки

При всех очевидных преимуществах у такой формы обучения существуют также некоторые недостатки, которые необходимо учесть руководителю компании или предприятия.

поиск работы

Это:

  • Замкнутость и неискренность участников — не все хотят раскрываться перед коллегами или обсуждать свои недостатки, проблемы.
  • Возможность утечки информации. Для избегания этой проблемы с участниками заключаются договоры о неразглашении информации, полученной во время обучения.
  • Ошибки тренера. Например, он не смог правильно расставить приоритеты обучения или дал отрицательный импульс, подвергнув кого-то из работников критике.

К очевидным достоинствам для участников относят:

  1. получение новых знаний и практических навыков;
  2. приобретение уверенности в себе;
  3. понимание собственных ошибок и способов их устранения;
  4. расширение общих познаний в профессиональной и психологической сфере.

А руководители компаний и предприятий выигрывают, получив в результате тренинга более сплочённый и обученный персонал.

Источник: zakonguru.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин