Задачи малого бизнеса в рб

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики [1].

В реформировании белорусской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя фундамента для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84 %. Малые предприятия, располагая 3,4 % стоимости основных средств экономики РБ и 14 % числа занятых, производят 12 % ВВП и дают ¼ всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Бизнес со 100$.Отчет за месяц.Задачи на второй месяц.Хотим приобрести киоск.Бизнес в РБ сегодня

По состоянию на 1 января 2014 г. треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в городе Минске (32, 2% от общего числа). Распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Минской области, в которой наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Минске.

Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики РБ составила 16, 1% в 2013 году. А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,7%, операции с недвижимым имуществом – 57%, информационно-вычислительное обслуживание — 47 %, строительство — 39 %.

По сравнению с 2012 годом среднесписочная численность работников малых предприятий в 2013 г. увеличилась на 1%. В 2013 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности около 59, 7 % выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики республики, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги.

В целом, уровень развития малых предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов приходится в среднем лишь 8 малых предприятий, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Минск по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы.

Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В республике доля малого предпринимательства в общем числе предприятий составляет 29 %. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90 % от общего числа предприятий. Доля белорусских малых предприятий в обеспечении занятости – лишь 10 % от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях [3].

Как развивается малый и средний бизнес в Беларуси?

В целом, определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

Таким образом, уровень развития сектора малого бизнеса в республике явно недостаточен, с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в Республики Беларусь. Однако его развитие будет способствовать решению таких задач, как демонополизации, формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщению рынка конкурентоспособной продукцией, занятости населения и созданию новых рабочих мест, экономическому росту и увеличению налоговых поступлений, формированию стабилизирующего общества среднего класс, реализации ряда конкретных мер стратегического и оперативного характера в области ресурсного обеспечения [2].

1. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. — Мн.: Экоперспектива, 2009 — 132.

2. Малое предпринимательство в Беларуси// Малый и средний бизнес в Беларуси: сб. статей – Минск, 2009 -128 с.

Источник: be5.biz

Тема 1.2 Основные цели, принципы и функции предпринимательства. Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь

Цели и мотивы предпринимательской деятельности. Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельности.

Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства.

Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры.

Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие, — считал И. Шумптер. «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять».

Читайте также:  Как открыть свой бизнес в Адлере

В Республике Беларусь гарантируется:

· право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество;

· защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;

· научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;

· запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).

В нашей стране медленно, но верно наметилась динамика численности субъектов малого бизнеса. Это отражено в ниже приведенной диаграмме.

В структуре предприятий и организаций малого бизнеса по результатам последних лет наибольший удельный вес имеют субъекты хозяйствования, занятые в следующих отраслях экономики:

1. торговля и общественное питание – 51,0%;

2. промышленность – 17,0%;

3. строительство – 11,4%;

4. транспорт – 3,9%;

5. непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 0,8%.

Организации и предприятия малого предпринимательства негосударственной фор-мы собственности в преобладающем большинстве представляют собой субъектов с коллективной формой собственности (около 79), из них 76,6% составляют хозяйственные товарищества. Доля частных предприятий в общей структуре сравнительно невелика (20,4%), при этом в ней работает около 19% от общего числа занятых в малом предпринимательстве республики.

Уровень рентабельности в сфере малого предпринимательства в 2012году составил 16,5%, в то время, как по народному хозяйству — 11%. Наиболее высок этот показатель для малых предприятий и организаций, занятых в сфере торговли и общественного питания (23,9%) и в сельском хозяйстве (21,9%). Уровень рентабельности предприятий и организаций малого предпринимательства частной формы собственности в 2012 году составил 20%.

Общеизвестно, что стратегическое значение развития малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлено тем, что малые и средние предприятия:

• в большей степени, чем крупные предприятия, содействуют росту занятости, и их доля в общем числе рабочих мест может быть весьма значительной (в государствах ЕС малые и средние предприятия обеспечивают 55% рабочих мест в экономике);

• могут помочь реорганизации крупных государственных предприятий, позволяя поглотить и не задействовать основные фонды, и излишнюю численность работников;

• дают экономике дополнительную гибкость в оказании услуг в производстве разнообразных потребительских товаров;

• способствуют усилению конкуренции на рынке и ограничению монополизма крупных предприятий; • могут служить «Инкубатором» предпринимательских (рыночных навыков и инноваций).

Прирост численности работающих на малых предприятиях обеспечивает занятость высвобождающихся работников государственного сектора (среднегодовые темпы прироста за последние 5 лет составили 13,2%). Это представляется особенно важным в условиях переходной экономики, т. к. снижает социальную напряженность в обществе. Динамика изменения по индексу легкости ведения бизнеса приведена ниже.

Начиная с 2001 года ежегодно выполняются и принимаются программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь. Вступил в силу и действует Закон Республики Беларусь от1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, где нашли отражение вопросы государственной политики сектора малого и среднего бизнеса.

В нем определены параметры определения субъектов малого бизнеса. К субъектам малого предпринимательства относятся:

· индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

· микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

· малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).

Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

Центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.

Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.

Помещения и имущество предоставляются инкубатором малого предпринимательства субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более пяти лет.

Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, указанных в части первой настоящей статьи, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.

Инкубаторы малого предпринимательства в зависимости от целевого назначения могут быть многопрофильными или специализированными (однопрофильными).

Многопрофильный инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения и имущество субъектам малого предпринимательства, осуществляющим различные виды деятельности, специализированный (однопрофильный) инкубатор малого предпринимательства – субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности.

Читайте также:  Какая взаимосвязь между понятиями дизайн и бизнес

К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные фонды.

В настоящее время в республике действует 89 центров поддержки предпринимательства и 16 инкубаторов малого предпринимательства. По данным Минэкономики, определилась четкая тенденция по увеличению количества этих объектов в регионах.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста белорусского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер белорусской экономики. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемерного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством предусматриваются:

o особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

o сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях – освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

o упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;

o меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;

o упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;

o особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

o меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

o меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Контрольные вопросы по разделу 1:

1. Дайте определение предпринимательской деятельности.

2. Каковы признаки предпринимательской деятельности?

3. Кто является субъектами предпринимательской деятельности?

4. Каковы формы предпринимательской деятельности?

5. Каковы права и обязанности предпринимателей?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность малого бизнеса;
рассмотреть критерии определения малых предприятий;
рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.

Работа состоит из 1 файл

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором повышения устойчивости и гибкости, а также условием решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;
  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Для Беларуси, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, выполнение вышеперечисленных функций может стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечить подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Это ставит проблему развития малого бизнеса в разряд наиболее актуальных и важных.

Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Для реализации поставленной цели определены следующие зада чи:

  • определить понятие и сущность малого бизнеса;
  • рассмотреть критерии определения малых предприятий;
  • рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
  • проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
  • проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
  • определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
  • разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.

Объект исследования – процесс становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Предмет исследования – способы активизации процессов малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Методологической и теоретической базой написания научной работы явились труды отечественных и зарубежных авторов, данные из периодических изданий, статистические данные Министерства экономики Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Малые предприятия: сущность и критерии.

Предпринимательство и бизнес как вид экономической деятельности, по определению отечественных и зарубежных исследователей процессов рыночной экономики, — это свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производства или приобретения и продажи товаров, оказания услуг в обмен на товарно-материальные ценности, другие услуги или деньги на основе взаимной выгоды партнеров сделки.

Читайте также:  Куда поступать если хочешь открыть свой бизнес

Однако понятия «предпринимательство» и «бизнес» при их рассмотрении через призму экономической сферы не могут считаться равнозначными. Второе гораздо шире первого. В рыночной экономике бизнес определяется как система отношений между всеми ее участниками по поводу удовлетворения общественных потребностей и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, а также наемных работников.

В некоторой мере бизнес в этом случае включает также коммерцию, торговлю, производство и проч., т.е. в обобщенном виде это деловая активность человека в системе рыночных отношений.

Предпринимательская деятельность является одной из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах.[1, с.5]

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве» под последним понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Предприниматели осуществляют ее от своего имени, на свой риск или от имени юридического лица (предприятия) и под свою имущественную ответственность [2].

В социально ориентированной рыночной экономике основной целью деятельности государства и его структур является удовлетворение общественных потребностей и социальная защита граждан. Анализ производственно-финансового положения субъектов хозяйствования говорит о том, что малые предприятия более эффективно используют производственный уровень доходности, они более мобильны, что делает их основным источником удовлетворения потребностей платежеспособного спроса населения, проводником экономического роста и научно-технического прогресса. В связи с этим целесообразно сконцентрировать усилия государства на развитии данного сектора экономики.[1, c.5]

Малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально — экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.[3, c.15]

Малые предприятия осуществляют непрерывный поиск новых рыночных ниш, активно привлекают новые технологии, стремятся использовать инновации для сокращения издержек, получения конкурентных преимуществ, а потому способны значительно повлиять на преодоление инерционности развивающихся экономик и структурных диспропорций. Во многом благодаря МП успешно решаются региональные и отраслевые задачи:

  • поддержание конкурентоспособности отраслей и создание кластеров;
  • стимулирование развития регионов, благодаря расширению вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
  • технологическая и структурная модернизация в соответствии с уровнем развития НТП;
  • ускоренное развитие национального производства потребительских товаров.

Для определения малых предприятий выделяют количественный, качественный и комбинированный (экономический) подходы.

ОЭСР определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитывается до 19 работников, как «малое», если — до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек.

Особенности национальной экономики предопределяют разный подход к отнесению предприятий к малым. [4]Так, в США не существует единой системы определения малых и средних предприятий: в каждой отрасли используются свои критерии. К малым относятся предприятия с:

  • числом сотрудников меньше 500 для промышленности;
  • числом сотрудников меньше 100 для предприятий оптовой торговли;
  • годовой выручкой меньше USD 6 млн для розничной торговли и сектора услуг;
  • годовой выручкой меньше USD 28.5 млн для предприятий тяжелого машиностроения;
  • годовой выручкой меньше USD 0.75 млн для предприятий сельского хозяйства .[5]

В Болгарии малыми считаются организации с количеством работников до 50, а средними — до 200 человек. В Венгрии соответственно до 100 и до 500.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается поразному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности — 500 чел.

Известно, что наибольшая концентрация производства сохраняется в Англии. Поэтому там к малым в сфере промышленности и строительства относят компании с числом занятых до 1 тыс. человек. К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким — от 25 до 99. В Италии и ФРГ, меньшими по степени монополизации, МП в таких же отраслях хозяйства — до 500, а в Японии — до 300 человек .[4]

МП определяются в Республике Беларусь на основе числа работающих. В соответствии с Законом Республики Беларусь от16 октября 1996 г. № 686-XII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства относятся две категории институциональных единиц:

— предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (физические лица);

— юридические лица независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 1 Закона), т.е. включая и государственные предприятия, со следующей среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере — до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — до 3 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.[6]

Таким образом, на сегодняшний день в мире применяется множество различных критериев, по которым предприятия относятся к малому бизнесу. Большинство основано на числе работающих, годовом обороте фирмы, валюте бухгалтерского баланса, стоимости основных фондов, и др. В Республике Беларусь критерием отнесения предприятия к «малому» является среднесписочная численность работников, которая варьируется в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие.

1.2 Исторические аспекты развития малого предпринимательства в Беларуси

В становлении малого предпринимательства на территории Республики Беларусь выделяют 3 основных этапа.

Отправной точкой первого этапа предпринимательской деятельности стал момент ввода в действие Закона «О кооперации в СССР» (1989 г.) Достаточно благоприятное экономическое положение республики в сочетании с предоставлением предпринимательским структурам большого числа льгот обеспечило быстрое накопление капиталов. Основными нормативными документами, стимулировавшими развитие малого предпринимательства, явились законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 гг. и открывшие дорогу частному предпринимательству, а также Закон «Об акционерных обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993 г.), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 г. о малых предприятиях.

Источник: www.freepapers.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин