Функции и задачи организации работы ресторана, специфика управления и основные направления повышения эффективности.
Нестеров А.К. Организация работы ресторана и повышение ее эффективности // Энциклопедия Нестеровых
Функции и задачи организации работы ресторана
Ресторан – это предприятие общественного питания, с широким ассортиментом сложных блюд, повышенным уровнем обслуживания и организацией отдыха. Рестораны предоставляют услуги общественного питания, основу которых составляют методы приготовления большого количества кулинарной пищи. В зависимости от типа ресторана и характера его работы, приготовление пищи может происходить без предварительной договоренности с потребителем либо по его заказу.
Роль услуг общественного питания в жизни современного общества постоянно растет, в том числе за счет совершенствования технологий переработки продуктов питания и приготовления блюд, средств доставки продукции и интенсификацией общественного развития.
Делегирование | Ресторанный бизнес | Амина Фатуллаева
В соответствии со спецификой своей работы рестораны отличаются особым технологическим процессом, требованиями к персоналу и оборудованию, что определяется тремя функциями:
- Функция приготовления кулинарной пищи – технологическая обработка исходной продовольственной продукции, сырья и полуфабрикатов в соответствии с технологическими картами и рецептурой. Результатом является разнообразная кулинарная пища, имеющая новую стоимость.
- Реализация приготовленной кулинарной пищи – данный процесс аналогичен функции продажи в розничной торговле, но отличается характером обслуживания и потребления в ресторанах.
- Организация условий для потребления пищи в ресторанах – специфическая функция предприятий общественного питания. Для ресторанов различных категорий является наиболее значимой функцией в условиях роста численности населения. На рестораны и предприятия общественного питания, в целом, возлагается задача организации рационального, сбалансированного питания населения.
Основные задачи ресторанов:
- Разработка и предложение утилитарного и дифференцированного меню кулинарной пищи, приготовление которой организовано достаточно быстро, чтобы посетитель мог получить обслуживание и потребить готовую продукцию на территории ресторана. Возможно приготовление пищи заранее, либо по заказу посетителя.
- Формирование ресторанной услуги, как комплексного продукта: приготовленная пища, обслуживание, сервис, месторасположение.
- Создание вариабельного меню.
- Минимизация накладных расходов.
- Привлечение посетителей.
Рестораны отличаются по ассортименту блюд, целевой аудитории, квалификации персонала, ценовой категории. При этом есть довольно условное распределение на три типа: элитные рестораны, рестораны среднего класса и рестораны быстрого питания (кафе).
Управляющий ресторана. Как вывести ресторан в прибыль?
Организация работы ресторана
По своей природе ресторан осуществляет деятельность по производству кулинарных блюд для своих клиентов с целью удовлетворения их гастрономических потребностей.
Принципы организации работы ресторана
Принцип неразрывности производства и потребления
Производство и потребление услуг ресторана не может быть разнесено во времени, услуги оказываются на месте.
Открытие ресторана: основные этапы, задачи, сложности
Ресторанный бизнес — в числе самых рентабельных. Но на пути к большой прибыли ресторатору, как показывает практика деятельности компании КЛЕНМАРКЕТ — ведущего поставщика оборудования для организаций общепита, приходится решать ряд непростых задач, связанных с открытием заведения. Каковы ключевые нюансы запуска ресторанного бизнеса в России?
Открытие соответствующего типа заведений осуществляется в несколько основных этапов:
Формирование концепции
Первое, что предстоит сделать ресторатору, — определиться с концепцией своего проекта. Он может как обратить внимание на существующие распространенные тренды, так и попробовать обосноваться в совершенно новой нише. В рамках первого сценария можно открыть ресторан, соответствующий концепции кухни:
- русской;
- с акцентом на кулинарные традиции отдельных народов России (например, осетин, татар, удмуртов);
- европейской;
- с акцентом на традиции отдельных народов Европы (например, французов, немцев, итальянцев);
- азиатской;
- с акцентом на традиции народов Азии (японцев, китайцев, корейцев);
- североамериканской;
- латиноамериканской.
Второй сценарий предполагает «креатив», формирование оригинальной концепции. Можно открыть ресторан с названием «Балканский берег» и подавать в нем блюда греческой, болгарской, сербской кухни. С одной стороны, многие из них хорошо известны россиянам (как то греческий или шопский салат), с другой — для ресторатора всегда будет доступно пространство для «маневра» в части возможности удивить клиента необычным кулинарным шедевром средиземноморского происхождения.
Основная задача на данном этапе: необходимо проанализировать структуру потребления целевых клиентов в городе или районе, выявить культурные предпочтения людей и исходя из них подобрать нужную концепцию.
Государственная регистрация бизнеса
Этот этап предполагает, что ресторатор зарегистрируется как ИП или станет владельцем ООО. Ресторанный бизнес с одинаковым комфортом можно вести в обеих организационно-правовых формах. Быстрее и проще — оформиться как ИП. В случае необходимости (например, если придет инвестор и ему нужно будет передать долю в бизнесе) всегда можно «конвертировать» ИП в ООО.
Основная задача на данном этапе: указать правильный код ОКВЭД при регистрации бизнеса в ФНС, а именно — 55.30.
Поиск и обустройство помещения
Касательно поиска помещения — географически заведение лучше всего располагать в районах с наибольшим присутствием целевой аудитории. В общем случае это бизнес-кварталы города, в которых каждый день работают россияне с ресторанным «культурным кодом»: служащие офисов, госслужащие, преподаватели, менеджеры, предприниматели.
Основная задача при поиске помещения для ресторана: выбрать место, расположенное на значительном отдалении от конкурирующих заведений, которые работают в том же сегменте и ориентированы на ту же целевую аудиторию.
Как должно быть обустроено помещение для ресторана? Обычно нет смысла отклоняться от стандартной, утвердившейся в практике российских рестораторов структуры соответствующих объектов. Она предусматривает наличие в помещении:
- зала для обслуживания клиентов (его оптимальная площадь — порядка 100 кв. метров);
- холодного цеха (8 кв. м);
- горячего цеха (8 кв. м);
- кондитерского цеха (8 кв. м);
- мясо-рыбного цеха (8 кв. м);
- склада (2 кв. м);
- помещения с охлаждаемой и неохлаждаемой камерами (4 кв. м);
- сервизной (2 кв. м);
- кабинета управляющего (12 кв. м);
- служебных помещений (8 кв. м).
Суммарная площадь ресторана составит, таким образом, порядка 160 кв. м.
Основная задача при обустройстве помещения: обеспечить эффективную изоляцию указанных цехов (большинство продуктов быстро впитывает запахи других, а также специй). К тому же раздельная готовка горячих и холодных продуктов — требование санитарного законодательства.
Возможные сложности при поиске помещения:
- при расположении ресторана в жилом здании помещение должно иметь входы и выходы, которые изолированы от тех, что используются жильцами;
- при размещении ресторана в жилом доме прием продуктов не должен осуществляться со двора.
В обоих случаях есть вероятность, что придется осуществлять масштабную перепланировку помещения.