МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ» Тарко Г.Н. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Пособие для практических занятий Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
Москва 2011
Рецензенты: проф., к.п.н. кафедры «Иностранные языки» Е.С. Коплякова, доцент, к.ф.э. кафедры «Экономическая теория» Д.Я. Лаптева Работа подготовлена на кафедре «Русский язык». Практикум по дисциплине «Этика делового общения»: Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения / Тарко Г.Н. — М., 2011г. – 75 с. Методические указания предназначены для практических занятий со студентами-магистрантами 1 года обучения нефилологических специальностей по курсу «Этика делового общения». Пособие включает 7 тем, в каждой из которых рассматриваются наиболее существенные теоретические положения и предлагаются задания как обучающего, так и творческого характера. Тарко Г.Н.МГТУ «МАМИ», 2011
Этика бизнеса
I. ЭТИКА И ЭТИКЕТ 1. Выберите правильное определение понятий этика и этикет и впишите эти определения Этика — это……………………………………………………………… Этикет — это…………………………………………………………….. Справочный материал 1. Нравственность, нравственные убеждения, мораль, а также наука о морали. 2. Правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе 2. Объясните значение фразеологизмов. Как они связаны с требованиями этикета?
Фразеологические словосочетания | Их значение |
Положа руку на сердце | |
Бить поклоны | |
Бить челом | |
Бросать перчатку | |
Поворачиваться спиной | |
Красивый жест | |
Гладить по головке | |
Гладить против шерсти | |
Указать на дверь | |
Указать свое место | |
Поставить на место кого-либо | |
Стукнуть кулаком по столу | |
Смотреть в глаза (кому) | |
Смотреть в рот (кому) | |
Крутить носом | |
Надувать губы |
3
Разводить руками Надувать щеки Цедить сквозь зубы 3. Согласны ли вы с утверждением Оскара Уайльда: «Хорошие манеры важнее добродетели»? Объясните свою позицию. 4. Запишите известные вам формулы, выражающие просьбу, благодарность, несогласие с кем-либо, отказ кому-либо в чем – либо. Сравните их с материалом, данным в Приложении. 1. Просьба 2. Благодарность 3. Несогласие 4. Отказ
5. Прочитайте несколько афоризмов из книги Л.Н. Толстого «Путь жизни». Какие правила речевого поведения рекомендует великий писатель? Согласны ли вы с ним? Изложите письменно свое мнение.
1) Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей и служит вражде и ненависти. 2) Не хвали себя, не осуждай других и не спорь. 3) Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других и хорошо, о вас.
Этика бизнеса
4) Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти. 6. Прочитайте данные высказывания. Подчеркните то из них, с которым вы согласны. Аргументируйте свою позицию 1) Этикет — это пустая формальность. Этикет — это важная сторона жизни общества.
2) Деловой этикет необходим в любой сфере деловых отношений. Деловые отношения не нуждаются в каком-либо этикете, т.к. главное в таких отношениях — само дело, а не форма. Познакомьтесь с некоторыми этикетными правилами 7. Продолжите данные высказывания, содержащие советы, как нужно вести себя за столом. Впишите их вместо точек. 1) Садясь за стол, обратите внимание на свою осанку. Нужно сидеть…………………………………………………………………………… 2) Ваши локти могут мешать соседям, поэтому ……………………………………………………………………………………
3)Если вы наклоняетесь над тарелкой, это выглядит некрасиво. Значит…………………………………………………………………………… 4) Полотняную салфетку кладут………………………………………, а бумажной салфеткой……………………………………………………..…….. 5) Закончив еду, полотняную салфетку кладут………………………… 6) Во время еды нож держат в………………………………………….
7) На слишком горячую пищу нельзя……………………………. …. 8) С общего блюда нужно брать кусок, который лежит……………….. 9) Не тянитесь за нужным вам предметом через…………………. ….. Попросите вам его………………………………………………………. 10) Если во время еды вы делаете перерыв, положите приборы так, как вы их………………………………………………………………………….
11) Если вы положили приборы на тарелку параллельно друг другу, это означает, что вы……………….. и можно их……………………………. 12) Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь………………………., а попросите…………………………. …… Какими бы правилами еще вы дополнили данный список? 8. С какими словами вы обратитесь к тому или тем, кого хотите обогнать или обойти?
Сравните свой ответ с материалом, данным в Приложении Искусству вежливости в деловом общении и правилам поведения в коллективе нужно учиться. 9. Данные утверждения неверны. Сформулируйте правила поведения в коллективе и запишите их справа.
Неверные советы | Правила поведение в коллективе |
1) Поступив на работу, ведите себя так, как вы привыкли. 2) Спорьте по каждому поводу, раздражайтесь, если вам что-то не нравится, этим вы показываете свою самостоятельность. 3) Не слушайте собеседника, учитывайте
только собственное мнение, это важно для самоутверждения. 4) Пунктуальность утомительна, поэтому поступайте так, как вам удобнее. 5) В рабочем помещении говорите громко, чтобы всем было слышно 6) Прерывайте собеседника: всех не переслушаешь. 7) Никогда не признавайте свои ошибки, зачем заниматься самокритикой?
8) Спокойно зевайте во время разговора с сослуживцами: пускай почувствуют ваше отношение к их мнениям. 9) Задавайте интимные вопросы своим коллегам: ведь интересно все обо всех знать. 10) Если очень нужно, то можно шептаться с кем-либо в присутствии других. 11) Раскачивайтесь на стуле, если нужно расслабиться. 12) Пользуйтесь духами с сильным запахом: это всем приятно.
13) Носите как можно больше разных украшений. Это привлечет к вам всеобщее внимание. 10. Объясните, как вы понимаете значение слов такт , тактичность . Приведите примеры бестактного, с вашей точки зрения, поведения.
11. Согласны ли вы с мнением Льва Толстого: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан»? Почему? Объясните свою позицию. 12. Что такое деликатность ? Приведите примеры деликатного поведения. 13. Прочитайте данный материал.
Какие четыре из названных групп качеств вы хотели бы иметь сами, а какие четыре — предпочитали бы видеть у других людей? Проанализируйте результаты своего выбора.
№ | Особенности поведения, | Для себя | Для других |
качества личности | |||
1. | Решительность | ||
Уверенность | |||
2 | Выдержка | ||
Уравновешенность | |||
3. | Целеустремленность | ||
Сила воли | |||
4. | Терпимость | ||
Доброжелательность | |||
5. | Доброта | ||
Человечность | |||
6. | Честность | ||
Порядочность | |||
7. | Взаимопонимание | ||
Сочувствие | |||
8. | Щедрость | ||
Желание помогать другим |
14. Согласны ли вы с советом: « Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»? Объясните свою позицию. 15. Какие прилагательные соответствуют следующим значениям: 1) Отличающийся обостренным самолюбием, чванливый, спесивый, жадный до почестей. 2) Странный, необычный, не соответствующий общепринятым обычаям, моде. 3) Развязный, неуместно непринужденный.
4) Почтенный, уважаемый, достойный. Сравните свои ответы с материалом, данным в Приложении.
16. Выберите правильное значение слова одиозный ( одиозная личность ). 1) Неприятный, вызывающий к себе отрицательное отношение. 2) Услужливый, предупредительный, внимательный к окружающим. ( См. Приложение ) 17. Прочитайте данный текст, в котором затрагиваются вопросы служебного этикета. Выскажите свое отношение к поднятой проблеме.
Ты? Вы? — Босс запретил нам обращаться друг к другу на «вы». Даже к нему самому,- поведала мне сотрудник компании, торгующей иномарками. — Я поначалу краснела, когда приходилось ему тыкать: он седой весь. Теперь научилась обходиться совсем без местоимений. — А к клиентам как? -К клиентам, понятное дело, только на «вы». Нетипично, но все же.
Быть может, жизнеспособные культурные нормы родятся из корпоративной этики? Однажды наблюдал такую сцену в коммерческом банке.
Молодой, можно сказать, юный управляющий заходит в комнату, где сидит средних лет сисадмин. — Ты мне принтер починишь? — Так я тебе другой подключил,- отвечает сисадмин, оторвавшись от аськи, и тут же, заикаясь, исправляется: Я вам другой подключил, Максим Евгеньевич. В этом банке не практикуется демократическое тыканье. Только сверху вниз.
Нам тыкает начальник, с которым можно только на «вы» и только очень ласково. У паспортисток, секретарей, мэров, начальников ЖЭУ получаем новую порцию демократического «ты». Все встает на свои места: выкать нужно боссу (из консервативных), государству и — пока еще-старикам. 18. Согласны ли вы с утверждением: «Вежливостьэто экономическая категория»? Обоснуйте свою позицию.
Самый важный этап поиска работы – личная встреча с менеджером по персоналу или работодателем. Как следует вести себя во время собеседования, чтобы получить место? Что можно и чего нельзя делать? 9
19. Прочитайте текст, в котором речь идет об этикетных правилах на собеседовании при приеме на работу. Поделитесь собственным опытом, если вам приходилось бывать в подобных ситуациях. Делали ли вы ошибки?
Плохие манеры? «Лети», как фанера…….. (Как правильно вести себя на собеседовании?) 1) Узнайте о компании как можно больше, подготовьте список вопросов, на которые хотите получить конкретные ответы. Если с вами говорят уклончиво, о роде деятельности фирмы пока ничего не сообщают, назначают встречу не в офисе, а в фойе гостиницы, то велика вероятность того, что вы имеете дело с так называемым «сетевым маркетингом».
Если же в компании выдвигают четкие и ясные требования к соискателю, подробно говорят об условиях работы, сфере деятельности, то можно смело отправляться на встречу. 2) Тщательно продумайте, в чем прийти. Не стоит приходить на собеседование в майке (даже летом) или в открытом платье ,а уж тем более в шлепанцах или сандалиях.
В любом случае оптимальным выбором будет деловой стильэто придаст вам солидности. 3) Советуем хорошо выспаться перед встречей — свежий цвет лица еще никому не повредил. 4) Приходите на встречу минут за 10-15 до назначенного времени. Опаздывать ни в коем случае нельзя! Если вы безнадежно застряли в пробке, перезвоните и извинитесь за опоздание.
5) Подготовьте все необходимые документы, сложите их в прозрачную папку (файл). Бумаги должны быть у вас под рукой, а не в глубине сумки, откуда их не так-то просто вытащить. С собой необходимо взять паспорт, резюме, вузовский диплом, документы о дополнительном образовании (справки, свидетельства, сертификаты), рекомендации.
6) Возьмите с собой журнал или газету, чтобы было чем заняться во время возможного ожидания. 7) Обязательно поздоровайтесь с интервьюером, назовите себя, держитесь солидно и уверенно, но без развязности. Не кладите нога на ногуэто далеко не всем нравится. 8) Внимательно слушайте вопросы, не перебивайте, отвечайте уверенно и полно, но без многословия.
Будьте правдивы – ложь всегда заметна. Если столкнетесь с необходимостью дать о себе негативную информацию, не отрицайте факты, которые очевидны и легко проверяемы, лучше постарайтесь скомпенсировать их положительными данными о себе.
Источник: studfile.net
Деловая этика. Практическая работа Деловая этика (с ответами) отпр. Практических заданий по дисциплине деловая этика
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 29.66 Kb.
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Тема: Деловые переговоры.
Упражнение 1. Тест «Умеете ли вы вести деловые переговоры»
Если вам не чужды секреты умелого ведения беседы, это весьма помогает в общении с окружающими и в достижении своих целей даже в условиях конкуренции. Предлагаемый ниже тест как раз и призван помочь вам разобраться, пусть и в первом приближении, одарены ли вы такой способностью или вам надо срочно приложить усилия, чтобы овладеть хотя бы минимумом дипломатических навыков.
Ответьте, пожалуйста, «ДА» или «НЕТ» на следующие 16 вопросов:
1. Бывает ли, что вас удивляют реакции людей, с которыми вы сталкиваетесь в первый раз?
2. Есть ли у вас привычка договаривать фразы, начатые вашим собеседником, поскольку вам кажется, что вы угадали его мысль, а говорит он слишком медленно?
3. Часто ли вы жалуетесь, что вам не дают всего необходимого для того, чтобы успешно закончить порученную вам работу?
4. Когда критикуют мнение, которое вы разделяете, или коллектив, в котором вы работаете, возражаете ли вы (или хотя бы возникает у вас такое желание)?
5. Способны ли вы предвидеть, чем вы будете заниматься в ближайшие 6 месяцев?
6. Если вы попадаете на совещание, где есть незнакомые вам люди, стараетесь ли вы скрыть ваше собственное мнение по обсуждаемым вопросам?
7. Считаете ли вы, что в любых переговорах всегда кто-то становится победителем, а кто-то обязательно проигрывает?
8. Говорят ли о вас, что вы упорны и твердолобы?
9. Считаете ли вы, что на переговорах всегда надо запрашивать вдвое больше того, что вы хотите получить в конечном итоге?
10. Трудно ли вам скрыть свое плохое настроение, например, когда вы играете с приятелями в карты и проигрываете?
11. Считаете ли вы необходимым возразить по всем пунктам тому, кто на совещании высказал мнение, противоположное вашему?
12. Неприятна ли вам частая смена видов деятельности?
13. Заняли ли вы ту должность и получили ли ту зарплату, которые наметили для себя несколько лет назад?
14. Считаете ли вы допустимым пользоваться слабостями других ради достижения своих целей?
15. Уверены ли вы, что можете легко найти аргументы, способные убедить других в вашей правоте?
16. Готовитесь ли вы старательно к встречам и совещаниям, в которых вам предстоит принять участие?
А теперь запишите себе по одному очку за каждый ответ, совпавший с приведенными ниже ответами:
1. Нет 5. Да 9. Нет 13. Да
2. Нет 6. Нет 10. Да 14. Нет
3. Нет 7. Нет 11. Да 15. Нет
4. Нет 8. Да 12. Да 16. Нет
- Да 5. Нет 9. Нет 13.Да
- Да 6. Да 10. Нет 14. Нет
- Нет 7. Нет 11. Нет 15. Нет
- Да 8. Нет 12. Нет 16. Нет
Если от 6 до 11, то вы хорошо умеете вести переговоры, но есть опасность, что вы проявите властные черты своего характера в самый неподходящий момент. Вам поэтому стоит заняться повышением своей квалификации в этой сфере, а главное – учиться жестко держать себя в руках.
Упражнение 2 Тест «Как вести деловые переговоры»
На каждый вопрос должен быть выбран один вариант ответа.
1. Во время переговоров, на чем вы настаиваете?
а) на соглашении;
б) на своем решении;
в) на использовании объективных критериев при выборе решения.
2. Стремитесь ли вы во время переговоров к единственному решению?
а) стремлюсь к единственному ответу, приемлемому для обеих сторон;
б) стремлюсь к единственному решению, приемлемому для себя;
в) представляю множество вариантов на выбор.
3. Ради соглашения идете на уступки или требуете преимуществ?
а) примиряюсь с односторонними потерями ради достижения соглашения;
б) требую односторонних преимуществ и награду за соглашение;
в) продумываю возможность взаимной выгоды.
4. При ведении переговоров намечаете ли вы «нижнюю границу» – то есть результат переговоров, выраженный в виде худшего из допустимых вариантов?
а) открываю свою «нижнюю границу»;
б) скрываю свою «нижнюю границу»;
в) не устанавливаю «нижнюю границу».
5. Во время переговоров вы выдвигаете предложения или прибегаете к угрозам?
а) прибегаю к угрозам;
б) изучаю интересы сторон;
в) выдвигаю предложения.
6. Во время переговоров меняете ли вы свои позиции?
а) легко меняю позиции;
б) твердо придерживаюсь намеченных позиций;
в) сосредотачиваюсь на выгодах, а не на позициях.
7. Во время переговоров доверяете ли вы их участникам?
в) действую независимо от доверия или недоверия.
8. Требовательны ли вы в подходе к участникам переговоров и решениям?
в) стараюсь быть мягким к участникам переговоров и требовательным к решениям.
9. Ради сохранения отношений идете ли вы на уступки в ходе переговоров?
а) уступаю ради сохранения отношений;
в) отделяю спор между людьми от решения задачи переговоров.
Если больше ответов «в», ваш стиль переговоров – сотрудничество. Цель – взаимовыгодные решения.
Тест «Что говорят вам мимика и жесты»
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) «предательское» проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?
3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?
а) вы радостно кричите «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку.
4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа)
а) когда качают головой;
б) когда кивают головой;
в) когда морщат нос;
г) когда морщат лоб;
е) когда улыбаются.
5. Какая часть тела «выразительнее» всего?
6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? (Дайте два ответа)
е) уголки рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что вы в себе обращаете внимание в первую очередь?
а) как на вас сидит одежда;
в) на походку;
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что…
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы, прежде всего, обращаете внимание у вашего собеседника?
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак…
б) неуверенности в себе;
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
12. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
13. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;
в) я закрываю глаза при особо страшных сценах.
14. Можно ли контролировать свою мимику?
в) только отдельные ее элементы.
15. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно…
16. Считаете ли вы, что большинство наших жестов…
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены в нас от природы.
17. Если у человека борода, для вас это признак…
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
18. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
в) только у пожилых людей.
Подсчитайте число набранных вами очков.
1. а – 2 б – 4 в – 3
2. а – 1 б – 3 в – 0
3. а – 4 б – 4 в – 3 г – 2 д – 4
4. а – 0 б – 0 в – 1 г – 1 д – 0 е – 1
5. а – 1 б – 2 в – 3 г – 4 д – 2
6. а – 2 б – 1 в – 3 г – 2 д – 3 е – 2
7. а – 1 б – 3 в – 3 г – 2 д – 0
8. а – 3 б – 1 в – 1
9. а – 3 б – 2 в – 2 г – 1
10. а – 3 б – 2 в – 1
11. а – 0 б – 3 в – 1
12. а – 1 б – 4 в – 2
13. а – 0 б – 4 в – 3
14. а – 4 б – 2 в – 0
15. а – 4 б – 0 в – 1
16. а – 0 б – 2 в – 1
17. а – 3 б – 4 в – 1
18. а – 2 б – 4 в – 0
Результат – 50 баллов
Источник: topuch.com
Коробкова С.Н. Этика делового общения: Сборник практических задач
К68 Этика делового общения: Сборник практиче ских зада ч / СПбГУ АП.
СПб., 2003. 79 с.
Ав тор предлагает сту дентам о своить теоретический материал, касаю-
щийся этики, псих ологии и этикета деловых отношений, в доступной и ув-
лекательной форме. С помощью тренингов, тестов, деловых игр и решения
ситуационных зада ч слушатели обретают к оммуника тивный навык, позво-
ляющий выработать систему ценностей и на основе этого оптимально
выстра ивать деловые отношения, реализовывать свой управленческий, ин-
теллектуальный и творческий потенциал.
Сборник зада ч рек омендован сту дентам вс е х факуль тетов СПбГУ А П
различных форм об учения как вспомога тельный материал при о с воении пред-
мета «Этика делового общения».
кандида т фило софских на ук доцент Л. М. Емельянова
Утверждено
редакционно-издательским советом университета
в ка че стве учебног о издания
СПбГУ АП, 2003
С. Н. К оробк ова, 2003
Тема 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ
1. Структура морали.
2. Исторические фор мы нравственности.
3. Нравственная культура общения.
Этика – о дна из отраслей фило софии, на ука о мора ли (нравственно-
сти). Т ермин “этика” происх одит от древнегре че с ко го “этос”, означаю-
щег о в разно е время “местопребывание”, “нрав”, а т ак же устойчив ую
природу чег о-либо. Позже возникло понятие “этический”, подразуме-
вающее группу добродетелей (мужество, щедро сть, уверенно сть и т . п.).
На уку , к оторую призваны были изуча ть эти добродетели, Аристотель
(древнегреч е ский фило соф) назвал этикой. В Древнем Риме возник ана-
лог “этиче ск ого” – “моральный”, т . е. относящийся к нраву , характеру .
В русск ой ку ль туре “мора ль” ст ала синонимом “нравственно сти” (к о-
раль (нрав ственно сть) распределило сь следующим образом: под мора-
лью понимают реальные явления социальной жизни (нравы, обычаи,
ценно сти, иде алы, нормы поведения), а этика – на ука, изучающая эти
явления. Наиболее полное определение этики звучит следующим обра-
зом: “Этика – философская на ука, объект ом из учения к оторой являются
мора ль в целом, нравственно сть как одна из важных сторон жизнедея-
тельно сти человека, специфиче ск о е явление и форма обще ственного
сознания. Этика выясняет место морали в системе других обществен-
ных отношений, анализирует природу , внут реннюю ст руктуру и ее роль
как социального институт а, изучает происх ождение и развитие нрав-
ственности в истории человечества, теоретически обосновывает ту или
иную систему нравственно сти” (Дробницкий О. Г . “Проблемы нрав-
ственности”).
Об ъекто м нашего внимания является мора ль как явление ку льт уры и
общественной жизни. Она имеет достаточно сложную, многогранную
структуру . С одной стороны, мораль выступает как форма обще ствен-
ного сознания, с друг ой – как спо соб регу ляции совместной деятельно-
сти лю дей. В ка че ств е первой – мора ль отражает отношение индивидо в
и различных социальных общно стей к х оду ист ориче ск ого развития,
к обще ств у , оценку ими человеч е ск ой деятельно сти. Наряду с нравствен-
ным обще ственным сознанием суще ствуют такие его формы, как поли-
тиче ск о е, правовое сознание и т . п. Другими словами, общественно е
сознание фиксирует определенное отражение, познание и преобразо-
вание челове к ом социальной с феры бытия. Специфика мора ли как спо-
соба регу ляции человеческ ой деятельно сти определяется следующими
факт орами: во-первых, происх ождение морали обусловлено потребно с-
тями обще ства, т . е. нравственные требования вырабатываются массо-
вым сознанием в процессе жизнедеятельности (в отличие, например,
от правовых норм, к оторые устанавливаются го су дарство м), с анкцио-
нируются волей вс его общества (от сут ствует юридическая закреплен-
но сть) и претендуют на вс еобщую зна чимо сть (прилагают ся как к от-
Нравственная
деятельность:
Нравственные
любовь, дружба,
ненависть, обида,
ревность, зависть,
благосклонность,
доброжелатель-
Нравственное
Нравственные
«не убий», «не
укради», не лги,
уважай старших,
не обижай слабо-
го, будь вежлив,
не будь равно-
Нравственные
патриотизм,
интернационализм,
утилитаризм,
нигилизм, цинизм
Нравственные
благо, счастье,
любовь, честь,
достоинство,
ответственность,
правда, польза,
Т аблица 1
е и н е л в а р п а Нг о л о е д Ий о к с е ч и т э ь т у С
и и ц п е ц н о к
я и н е ж о л о п е ы н в о н с О
м з и н о д е Г
– e n o d e h . ч е р г т о (
) е и н е д ж а л с а н
р у к и п Эо т ч , о т о т э – о р б о Д
— е д ж а л с а н т и с о н и р п
е и н е л в а б з и и е и н
й и н а д а р т с т о
е и н е д ж а л с а н о т э – е ь т с а ч С
— я л в я й и н е щ у щ о х ы н н е в т с в у ч и и з а р б о о г о н м в ь н з и ж ь ш и Л
ю ь т с о н н е ц й о н ь л а р о м й е ш с ы в я с т е
е ы н с е л е т – я и в т с ь л о в о д у е ы н н и л д о П
е и н а н и м о п с о в , у м е щ я о т с а н к я с т и с о н т о е и в т с ь л о в о д У
е и в т с ь л о в о д у ь т с е е н е и н а д и ж о о г е и л и е г а л б о
в о к и н и к а к и т Э
) в о к и н и ц (
н е ф с и т н А
н е г о и Д
— б о д и я ь т с а ч с а в о н с О
— е р б е н е р п – и л е т е д о р
— н е в т с е щ б о к е и н е ж
) м з и н и ц ( м а м р о н м ы н
ы д о р и р п н о к а з – и н з и ж н о к а З
, в т с б о д у х и к с е ч е в о л е ч х и к я с в т о я с ь т а з а к т о о м и д о х б о е Н
— т у н в и и т с о м и с и в а з е н я и н е ж и т с о д и д а р ы в а л с , а в т с т а г о б
ы д о б о в с й е н н е р
м з и н о м е д в Э
. ч е р г т о (
— а л б – a i n o m i a d u e
) е ь т с а ч с , о в т с н е ж
т и р к о м е ДО о г о н ь л а р о м а в о н с
– а к е в о л е ч я и н е д е в о п
ю ь т с а ч с к е и н е л м е р т с
ы р е м о в т с в у ч и ь т с о р д у м – я ь т с а ч с а в о н с О
, ь т и л с ы м о ш о р о х р а д : а д о л п и р т т и с о н и р п ь т с о р д у М
ь т а п у т с о п и ь т и р о в о г
м я т с е ч о п и е в а л с , у в т с т а г о б к е и н е л м е р т с – т е у с а т е у С
в о т с и ф о с а к и т Э
– s e t s i h p o s . ч е р г т о (
) ц е р д у м , к и н с у к с и
р о г о т о р Пх е с в а р е м – к е в о л е Ч «
о г о н д о я л д о т ч : я и т я н о п е ы н в и т я л е р ь т у с — о л з и о р б о Д
м о л з ь т ы б т е ж о м о г о г у р д я л д , м о р б о д я с т е я л в я
) а з ь л о п ( а д о г ы в к а к , е о н и о т ч е н о т э – ь т с о в и л д е в а р п С
о г е ш й е н ь л и с
а т а р к о С а к и т Эт а р к о С
— й е н ь л а д (
— и в з а р е е ш
– й е д и е и т
) н о т а л П
, я б е с о г о м а с й а н з о П «
» р и м ь ш е а н з о п ы т и
г о Б – а г а л б к и н ч о т с И
— е д о р б о д е ы н ч е в и е ы н н е м з и е н – и л а р о м в е о н н е в т с е щ у С
ь т с о р д у м – х и н з и я а н в а л г , и л е т
— а с и я и н а н з о п м е т у п т е а т е р б о и р п к е в о л е ч и л е т е д о р б о Д
я и н а н з о п о м
и о г а л б ь т с е о т ч , о г о т е и н а н з – ь т с о н н е в т с в а р н я а н н и т с И
а к е в о л е ч я л д е о н з е л о п м е т с е т с е м в и е о н с а р к е р п
я л е т о т с и р А
ь л е т о т с и р Аь л е ц я а н н е в т с в а р Н
я с ь т а р и п о а н ж л о д
е ы н н е в т с в а р н а н
а в т с д е р с
— е м у в – и н з и ж й о н ч у л о п о г а л б и й о н н е ш е в о н в а р у а в о н с О
) » а н и д е р е с я а т о л о з » а ш о р о х м е с в о в ( и т с о н н е р
— т с й е д т е у д е л с , ь л е т е д о р б о д ь т с е о т ч , ь т а н з о н ч о т а т с о д е Н
ю е н с и и в т с т е в т о о с в ь т и ж и ь т а в о в
ь т с о н н е б о с о ; ь т с о в и л д е в а р п с – и т с о н н е в т с в а р н а в о н с О
х и г у р д а н а н е л в а р п а н а н о о т ч м о т в и т с о в и л д е в а р п с
Продолжение табл. 1
е и н е л в а р п а Нг о л о е д Ий о к с е ч и т э ь т у С
и и ц п е ц н о к
я и н е ж о л о п е ы н в о н с О
я л е т о т с и р А
ь л е т о т с и р Аь л е ц я а н н е в т с в а р Н
я с ь т а р и п о а н ж л о д
е ы н н е в т с в а р н а н
а в т с д е р с
— е м у в – и н з и ж й о н ч у л о п о г а л б и й о н н е ш е в о н в а р у а в о н с О
) » а н и д е р е с я а т о л о з » а ш о р о х м е с в о в ( и т с о н н е р
— т с й е д т е у д е л с , ь л е т е д о р б о д ь т с е о т ч , ь т а н з о н ч о т а т с о д е Н
ю е н с и и в т с т е в т о о с в ь т и ж и ь т а в о в
е е ь т с о н н е б о с о ; ь т с о в и л д е в а р п с – и т с о н н е в т с в а р н а в о н с О
х и г у р д а н а н е л в а р п а н а н о о т ч , м о т в
а м з и ц и о т с а к и т Эа к е н е С
— е р в А к р а М
, о г а л б е н – ь н з и Ж «
» о л з е н – ь т р е м с
— е м у о н й о т с о д е ш ч у Л «
т е ро н й о т с о д е н м е ч , ь
— и ч д о п и ь т с о м и д о х б о е н е р и м в ю у щ ю у в т с д о п с о г ь т а н з о с О
о г о н н е в т с б о с о в т с в у ч м о т э и р п в и т а р т у е н , й е я с ь т и н
а в т с н и о т с о д
о н м у з а р , о н ь л е т е д о р б о д , й о д о р и р п с и и с а л г о с в ь т и Ж
— и т э я а к с н а и т с и р Х
я ь в о к е в е н д е р с а к
н и т с у г в А
й ы н н е ж а л Б
о г е н ж и л б и б ю л з о В «
» я б е с о г о м а с к а к о г е о в с
, е т и т о х к а к , м е с в о в … «
— а п у т с о п и м а в с ы б о т ч
— у т с о п к а т , и д ю л и л
» … и м и н с ы в и е т й а п
и л а р о м п и ц н и р п й ы н ь л а с р е в и н у – ь в о б ю Л
и т с о н н е в т с в а р н й и р е т и р к й ы н н е в т с н и д е – г о Б
я а ш с ы в ; й и н а с и п д е р п х ы н н е в т с е ж о б т о е и н е л п у т с т о – о л З
а х е р г о г о н д о р о в р е п е и н е л п у к с и – а ч а д а з я а н н е в т с в а р н
а м з и н а м у г а к и т Эо н у р Б . ж Д
о к и П . Д
а л о д н а р и М
— о м а с а м р о ф – ь л а р о М
— о н ч и л я и н е д ж р е в т у
и ц а з и л а е р б о с о п с , и т с
и, л и с х и н н е р т у н в е е
й е т с о н ж о м з о в и
— й и щ я м е р т с о н ч е в , т с а и з у т н э – к е в о л е ч й ы т и в з а р о н ь л а р о М
я сд е р е п в ю и н е ж и в д и ю и н е л в о н б о к
т е а ж у р к о о г е о т ч , о г е с в и я б е с о г о м а с ц е р о в т – к е в о л е Ч
у м о н н е в т с е ж о б к о г о н и р е в з т о ь т у п о г е т и о т с о с м о т э В
— е т о в т с н и д е т е а ж а р т о а к е в о л е ч о г о н ь л а р о м о н н и т с и ь в о б ю Л
й е т с о н б о с о п с х ы н ь л а у т к е л л е т н и и х ы н ь л а н о и ц о м э , х ы н с е л
я а к с е ч и т с и л а р у т а Н
– e r u t a n т о ( а к и т э
) а д о р и р п
х а б ь л о Г
й и ц е в ь л е Г
е н ь т с е ь л е т е д о р б о Д «
а з ь л о п к а к , е о н и о т ч
х ы н н е н и д е о с , й е д ю л
» о в т с е щ б о в
и т е ж о м к е в о л е ч , е и б ю л я б е с е о н д о р и р п е о в с я а в е л о д о е р П
ь т я н о п о н ь л и в а р п . е . т , » м о т с и о г э м ы н м у з а р » ь т а т с н е ж л о д
— н е в т с е щ б о м о с а п м о к » я с ь т а в о в т с д о в о к у р и ы с е р е т н и и о в с
я и н е л в т с е щ у с о х и я л д » ы з ь л о п й о н
о н н е в т с в а р н и о т , о н з е л о п о т Ч
Продолжение табл. 1
е и н е л в а р п а Нг о л о е д Ий о к с е ч и т э ь т у С
и и ц п е ц н о к
я и н е ж о л о п е ы н в о н с О
я а н ь л а н о и ц а Р
т н а Кы б о т ч , к а т й а п у т с о П
— е в о п о г е о в т а м и с к а м
ь т а т с а л г о м я и н е д
й е щ б о е с в
т е а в и ч и н а р г о – ь л о р я а щ ю я л е д е р п о е е м о т э в и – ь л а р о М
х ы н й и х и т с е ш ы в а к е в о л е ч т и в а т с и у д о р и р п ю у к с е ч е в о л е ч
в о в ы р о п х ы н в е ш у д
о к ь л о т т у д у б и м ы н н е в т с в а р н ы т к н и т с н и е ы н н е в т с в у Ч
— м у з а р ( а г л о д ь л о р т н о к д о п ы н е л в а т с о п и н о а д г о к , а д г о т
) я и н а в о в т с н е ж л о д о г о н
я а к с т с и с к р а М
с ь л е г н Э
о н ь л а и ц о с ь л а р о М
т е е м и и а н е л в о л с у б о
— о н о к э й о в о н с о й е о в с
я и н е ш о н т о е и к с е ч и м
, й о л и с й о н н е в т с й е д и к с е ч и т к а р п ь т ы б а н ж л о д а к и т Э
й и н а л е ж о п х и г а л б м о д о в с о к ь л о т е н а
а к е в о л е ч я и т ы б о г о н ь л а е р о н ь л е т и с о н т о а н ч и р о т в ь л а р о М
, и н з и ж м о з а р б о м е т я с т е я л е д е р п о , е т е ч с м о н ч е н о к в , и
е н а л п м о к с е ч и м о н о к э — о н ь л а и ц о с в и д ю л т у д е в й ы р о т о к
— а с о в т с д е р с ь т с е и , м и м а с м и я с т е а в и в з а р а к е в о л е ч ь л а р о М
м и н д а н е е щ я о т с , о т ч е н е н а , я и т и в з а р о м а с и я и н е ж а р ы в о м
м з и м и с с е Пр э у а г н е п о Ш- з и е н – е и н а д а р т с … «
й ы н н и т с и и й ы н ж е б
» а к е в о л е ч л е д у
— ь л е т е д и в с – м з и м и т п О
и т с о п у т й о к с о л п о в т с
и л и в о к и н н о р о т с о г е
о в т с ь л е т а в е д з и е о в а в о р к
н- е ч ю ь т с о н р е м з е б д а
я и н а д а р т с о г о к с е ч е в о л
— и т с и о г э е и в т с т у с т о я с т е я л в я и т с о н н е в т с в а р н м е и р е т и р К
г у р д и к з и л б о к ь л о т с а н и д ю л : в о в и т о м х и к с е ч
е о в с к а к я с т е а м и н и р п с о в е и н а д а р т с е о ж у ч о т ч , у г у р д к
: я и н е д е в о п ы м р о н е в д т е а к е т ы в я и н а д а р т с о с а п и ц н и р п з И
л и с е р е м о п у м о д ж а к й а г о м о п и у м о к и н и д е р в е н
— т с в у ч о с о г е е р и ш м е т , к е в о л е ч е е н н е в т с в а р н и е ж б у л г м е Ч
о в т с в у ч и е и н а д а р т с е о н н е в т с б о с о г е е ш ь л о б м е т , е и в
и т с о н д о х с ы з е б
— ц и н ( м з и л и г и Н
) о в т с н а е ш
е ш ц и Н» р е м у г о Б » й ы р о т о к , » к е в о л е ч х р е в с » – а к е в о л е ч л а е д и й ы н н е в т с в а р Н
х ы м е у р и л у т с о п , » а л з и а р б о д у н о р о т с у т о п » я с т и д о х а н
м о в т с н а и т с и р х
— у з и л а е р й о р о т о к в , » и т с а л в к я л о в » – ь т с о н н е ц я а н в а л Г
а к е в о л е ч л и с х ы н н е н з и ж ь щ о м я с в я с т е
Источник: www.studmed.ru